А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

У

Уманский Лев Ильич
Ухтомский Алексей Алексеевич
Ушаков Дмитрий Викторович
Ушакова Татьяна Николаевна

Уманский Лев Ильич (1921-1983)

Российский психолог, доктор психологических наук (1969), профессор (1969). Закончил Куpский педагогический институт. Заведующий кафедрой психологии Куpского (до 1973), а затем Костpомского Государственного пединститутов (1973-1983).

Область научных исследований У.-возрастная и педагогическая психология, социальная психология групп, психология лидерства. У. разрабатывал проблемы организаторской деятельности и организаторских способностей (Организаторские способности и их развитие. 1967, Психология организаторской деятельности школьников. 1980). Изучал социально-психологические проблемы первичных коллективов. Им была создана параметрометpическая концепция коллектива, направленная на выделение и описание социально-психологической структуры коллектива. Значимые параметры коллектива объединяются, согласно этой концепции, в несколько блоков: "общественная подстpуктуpа", "личностная подстpуктуpа", "социально-психологические общие качества" и "социальная ценность и содержание деятельности." Пpедставленность и характер проявления указанных параметров определяет соответствующий уровень и поэтапное развитие группы как коллектива, особенности организации интpаколлективных и ин- теpколлективных отношений.

 

Ухтомский Алексей Алексеевич (1875-1942)

 

Российский физиолог. Разработал одну из важнейших категорий как физиологической, так и психологической науки-понятие о доминанте. Это понятие позволило трактовать поведение организма системно, в единстве его физиологических и психологических проявлений. Под доминантой У. понимал системное образование, которое он называл органом, понимая, однако под этим не морфологическое, "отлитое" и постоянное образование, с неизменными признаками, а всякое сочетание сил, могущее привести при прочих равных условиях к одним результатам. Поэтому согласно У. каждая наблюдаемая реакция организма определяется характером взаимодействия корковых и подкорковых центров, актуальными потребностями организма и историей организма как целостной системы. Тем самым утверждался системный подход к взаимодействию, который противопоставлялся воззрению на мозг как на комплекс рефлекторных дуг. При этом мозг рассматривался как орган "предупредительного восприятия, предвкушения и проектирования среды".

Представление о доминанте, как общем принципе работы нервных центров, также как и сам этот термин, были введены У. в 1923 году. Под доминантой он понимал господствующий очаг возбуждения, который с одной стороны накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой-одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свои энергии господствующему центру, то есть доминанте. Особое значение У. придавал истории системы, считая, что ритм ее работы воспроизводит ритм внешнего воздействия. Благодаря этому нервные ресурсы ткани в оптимальных условиях не истощаются, а возрастают. Активно работающий организм, согласно У., как бы "тащит" энергию из среды, поэтому активность организма, а на уровне человека его труд, усиливают энергетический потенциал доминанты. При этом доминанта по У., это не единый центр возбуждения, а "комплекс определенных симптомов во всем организме-и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности". В психологическом плане доминанта является ничем иным как мотивационным потенциалом поведения. Активное, устремленное к реальности, а не отрешенное от нее (созерцательное) поведение, также как активное (а не реактивное) отношение организма к среде выступают как два необходимых аспекта жизнедеятельности организма.

Свои теоретические воззрения У. испытывал как в физиологической лаборатории, так и на производстве, изучая психофизиологию рабочих процессов. При этом он считал, что у высокоразвитых организмов за видимой "обездвиженностью" таится напряженная психическая работа. Эту концепцию У. назвал "оперативный покой". Для доминанты также характерна инертность, то есть склонность поддерживаться и повторяться, когда внешняя среда изменилась и раздражители, некогда вызывавшие эту доминанту, более не действуют.

Механизмом доминанты У. объяснял широкий спектр психических актов - внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из которых воспринимается организмом как определенный реальный объект в его отличии от других).

У. считал, что истинно человеческая мотивация имеет социальную природу и наиболее ярко выражается в доминанте "на лицо другого". Идеи, развитые У., связывают в единый узел психологию мотивации, познания, общения и личности. Его концепция, явившаяся обобщением большого экспериментального материала, широко используется в современной психологии, медицине и педагогики.

 

Ушаков Дмитрий Викторович 1964 г.р.

 

Российский психолог. Заведующий лабораторией Психологии и психофизиологии творчества, доктор психологических наук.

Окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру Института психологии РАН. Проходил постдокторат в Университете Париж-5, Франция. Защитил докторскую диссертацию по теме «Структура и динамика интеллектуальных способностей». Является Первым вице-президентом Евроталанта, Европейского комитета по образованию детей и юношей при Совете Европы. Член редколлегий ряда российских и зарубежных научных журналов, зам. главного редактора журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Работает в области проблем интеллекта, социального интеллекта, мышления, творчества, методологических проблем психологии. Автор структурно-динамической теории интеллекта. Согласно этой теории, интеллект понимается как совокупность прижизненно формируемых функциональных систем. Структура интеллекта, то есть взаимосвязь различных его областей (вербальной, пространственной, числовой и т.д.), при этом выступает как результат взаимодействия трех факторов: индивидуально выраженного потенциала формирования интеллектуальных систем, «когнитивного пересечения функций» и средового влияния, определяющего направление распределения потенциала.

 

Ушакова Татьяна Николаевна 1930 г.р.

 

Российский психолог. Главный научный сотрудник лаборатории Психологии и психофизиологии творчества, действительный член Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор. Окончила отделение психологии философского факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру Института общей и педагогической психологии АПН СССР (в наст. вр. – Психологический институт РАО). Тема докторской диссертации – «Функциональные структуры второй сигнальной системы». С 1993 по 2003 г. – организатор и Главный редактор журнала «Иностранная психология». С 2004 г. – Главный редактор журнала Высшей школы экономики «Психология».

Основные направления работы - Исследования в области психологии речи и языка, психолингвистика. Основные темы - общая структура речеязыкового механизма; проблема внутренней речи, ее психофизиологические механизмы; место вербальной сети в этой структуре; интециональная организация речи; речеязыковой онтогенез, детское словотворчество; проблемы речеязыковой семантики; творчество в речи; история психолингвистики.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН