А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

О

Обухова Людмила Филипповна
Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич
Овчаренко Виктор Иванович
Орбели Леон Абгарович
Осипов Николай Евграфович
Осипов Виктор Петрович
Осипова Вера Николаевна
Ошанин Дмитрий Александрович

Обухова Людмила Филипповна 1938 г.р.

Российский психолог. Окончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1960). Сотрудник МГУ с 1960 г, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1974 г.), доктор психологических наук (с 1996). Одновременно заведующая кафедрой возрастной психологии МГППИ (с 1998).

Область научных интересов О.: возрастная психология, проблемы психического развития ребенка в условиях сенсорных дефектов. Принимала участие в многолетней работе со слепоглухими студентами факультета психологии МГУ.

В своих книгах “Этапы развития детского мышления” (1972), “Концепция Ж. Пиаже: за и против” (1981) О. доказывает, что применение метода планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина к анализу характерных особенностей детского мышления (феноменов Ж.Пиаже) выявляет новые возможности в интеллектуальном развитии детей, раскрывая новые грани в проблеме взаимосвязи обучения и развития в детском возрасте.

В своей работе “Детская психология: теории, факты, проблемы” (1995) и докторской диссертации “Пути научного изучения психики ребенка в ХХ веке” О. очерчивает контур детской психологии, как системы возможных интерпретаций психических явлений на основе генетико-моделирующего их осмысления, включения этих явлений в контекст развивающегося бытия и психики ребенка. Установлены два магистральных пути развития детской психологии, каждый из которых реализует одну из существующих парадигм исследования. В работе концептуально обобщены сущностные характеристики теорий психического развития ребенка в рамках культурно-исторической и естественно - научной парадигм. Сравнительный анализ теорий детского развития позволил вскрыть их преемственность и установить логику процесса формирования научного знания о движущих силах детского развития.

 

Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич (1853-1920)

Российский психолог.

О-К. является одним из ведущих представителей теории психологизма в России и основателем школы, получившей название "психологии творчества". Развивая данную теорию он стремился преодолеть некоторую ограниченность современной ему психологии, которая часто рассматривала человека как бессловесное животное, не замечая или не исследуя влияния речи на психику.

О-К. пытался объяснить процесс художественного творчества, исследуя механизм его появления из глубин индивидуальных переживаний, понимая это возникновение как самопорождение, саморазвитие духа. С его точки зрения творчество может быть продуктом только личной, а не коллективной деятельности. Он считал науку, искусство, религию разновидностями "отвердевшего" индивидуального духа, поэтому он доказывал, что для их понимания надо подняться к истокам этой творческой деятельности, которая всегда индивидуальна.

Для исследования этой индивидуальной психической деятельности он применяет закон сохранения энергии, называя его законом сохранения, экономии умственных сил, а также вводит в психологии творчества идеи эксперимента и наблюдения, разделяя творцов на субъективных наблюдателей и объективных экспериментаторов.

Он доказывал, что жизнь духа - это работа мысли, чувства и воли, подчеркивая при этом, что человеческая мысль работает двояко - тратя и сберегая психическую энергию. С его точки зрения, сберегают энергию те процессы, которые происходят в бессознательном плане, так как эта работа происходит автоматически и не приковывает к себе внимания. Он акцентирует именно проблему внимания, так как, по его мнению, симптом и мерило траты энергии - внимание и утомление, которое испытывает от напряженного внимания человек.

Идея Овсянико-Куликовского состоит не только в применении энергетического принципа к мышлению, но и в обосновании роли языка, слова в этом процессе. Он считал, что язык как раз помогает экономить психическую энергию в процессе мышления, так как при помощи слова общее суждение, появляясь и действуя почти автоматически, быстро и хорошо упорядочивает множество фактов и тем самым освобождает или сберегает определенное количество энергии. Так овладение грамматикой в детском возрасте требует определенных усилий и затраты энергии в детстве, но затем экономит гораздо больше энергии у взрослого, сберегая его силы при разговоре и мышлении. Именно в этом, то есть в смене процессов траты и сохранения энергии и состоит психическое развитие с его точки зрения.

Развитие речи не только сберегает впоследствии энергию, но и пробуждает самосознание, рефлексию человека. Таким образом, задача образования, как справедливо отмечает О-К., состоит не в том, чтобы наполнить голову ребенка каким-то материалом, а в том, чтобы, упражняя рефлексию, воспитать самосознание и выработать критическую силу мысли. Появляющаяся у взрослого бессознательная логическая мысль, сберегающая его силы, возникла за счет того, что когда-то было затрачено на овладение грамматикой, таким образом, грамматика впоследствии сберегает силы для логики, считает он. Как это свойственно практически любым отечественным психологам, О-К. стремился не только исследовать роль речи в мышлении, но и показать его влияние на развитие нравственности. Он писал, что "научно-философская даль, раскрывающаяся перед человеком в процессе познания, психологически связана и с другой бесконечностью - нравственной".

Ставя вопрос о взаимосвязи творчества и нравственности в структуре личности О-К. выделяет в субъекте постоянное, неустанное активное начало, которое и реализуется, проявляется в творчестве. В объекте же он видит ту же самую деятельность, но уже кристаллизовавшуюся, застывшую в своем результате. Исходя из такого взгляда естественно, что главным объектом его анализа является не содержание, но форма художественного произведения.

Продолжая и развивая мысли Потебни о природе художественного творчества, О-К. писал, что художественная деятельность мотивируется не извне, а изнутри, являясь порождением духовной потребности, потребности в самовыражении. Таким образом, художественное творчество является сочетанием двух условий - наличием потребности выразить себя, свою мысль или настроение, и созданием соответствующего данному настроению или мысли выражения. Ценность художественного произведения измеряется в этой теории не пользой, которое оно приносит (как это считалось в 60-80-е годы в народнической литературе), но гибкостью его формы, ее способностью вызвать соответствующие эмоциональные состояния у читателей и зрителей. Важность этой мысли для Овсянико-Куликовского связана с тем, что процесс творчества происходит не только при создании, но и при восприятии художественного произведения, так как при его понимании мы как бы воспроизводим путь его создания, переживая то же состояние творчества, что и художник. Поэтому он говорил, что искусство - это умственная творческая деятельность, направленная на постижение и развитие человечности и обладающая особыми стимулами- возбудителями творчества, которыми служат художественные образы и лирическое чувство. Для того чтобы понять произведение, то есть воспроизвести путь его создания, подчеркивал он, нужен определенный опыт жизни и уровень умственного развития.

На основе психологии поэтического творчества О-К. пытался вывести и некоторые закономерности развития национальной, этнической поэзии. Он говорил, что древняя поэзия была синкретична, то есть объединяла в себе разные формы - танцы, песни, стихи, и лишь со времени эти виды искусства постепенно разделялись, образуя самостоятельный вид творчества. Он также подчеркивал, что без личности, также как и без национальности, поэзия не может развиваться, она всегда несет на себе отпечаток и того, и другого, то есть художественное произведение всегда и национально и индивидуально.

Таким образом, психология творчества Овсянико-Куликовского поднимала важнейшие для отечественной науки проблемы, связанные с динамикой развития личностного начала в человеке, проявлениями которого являются нравственность и творчество.

 

Овчаренко Виктор Иванович 1943 г.р.

Российский философ, психолог, историк и социолог. Доктор философских наук (1996), профессор (1997). Академик Российской академии естественных наук (1997).

Окончил исторический факультет Белорусского государственного университета (1969) и аспирантуру кафедры философии БГУ (1972). В 1972-1983 гг. работал на кафедрах философии Белорусского государственного университета и Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при БГУ. В 1983-1987 гг. - доцент кафедры философии Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при МГУ им. М.В.Ломоносова. С 1987 г. доцент и с 1995 г. профессор кафедры философии Московского государственного лингвистического университета.

Исследовал проблемы личности и межличностных отношений, содержания и моделей психики, человеческого измерения истории, отчуждения; истории, теории и методологии психоанализа и постфрейдизма и др.

В 1990 г. опубликовал основы концепции социологического психологизма-отрасли знания и междисциплинарного плюралистического направления социальной мысли, принимающего в качестве основной предпосылки исследования и объяснения социальных явлений и процессов, действие и взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных психических факторов. Ввел в оборот категорию "понятийно-проблемные комплексы". В 1994 г. опубликовал "Психоаналитический глоссарий» - первое русскоязычное издание словаря-справочника по психоанализу, - содержащий систематизированную информацию об истории психоанализа, его идеях и лидерах, терминологии, документальной базе, классических и современных направлениях, школах и теориях психоаналитической ориентации. Ввел в оборот понятие и представление о дисперсионной психоаналитической среде. Выделил основные этапы развития классического психоанализа. Опубликовал около 300 биографий отечественных и зарубежных психоаналитиков. Предложил научную периодизацию истории российского психоанализа и психоаналитического движения. Опубликовал серии статей в психологических, психоаналитических и философских словарях.

Автор книг "Социологический психологизм. Критический анализ" (1990, в соавторстве), "Человек и отчуждение" (1991, в соавторстве), "История социологии" (1993, 1997 в соавторстве), "Психоаналитический глоссарий" (1994), "Антология российского психоанализа" (в 2-х тт., 1998, в соавторстве), "Российская психоаналитическая литература" (1998, в соавторстве) и около 400 статей по различным проблемам психологии, философии, истории и социологии.

 

Орбели Леон Абгарович (1882–1958)

Cоветский физиолог.

Проводил исследования в области физиологии анализаторов, вегетативной нервной системы, подкорковых центров головного мозга. Являясь одним из создателей эволюционной физиологии, большое внимание уделял проблемам генезиса психического, формированию второй сигнальной системы и ее взаимосвязей с первой. Отстаивая естественнонаучную ориентацию психологии и подчеркивая необходимость тесной связи между физиологическими и психологическими исследованиями, изучал нейрофизиологические механизмы творческой активности человека, психофизиологические проблемы профессиональной деятельности в экстремальных условиях (работа подводников, летных экипажей и др.)

 

Осипов Николай Евграфович (1877-1934)

Российский психиатр и психоаналитик. Пионер и пропагандист психоанализа в России. Доктор медицины (1903), доцент (1911).

Развивал и модифицировал некоторые идеи и концепции З. Фрейда. Осуществил пересмотр психоаналитических представлений о любви и выдвинул идею о первичности любви как основного фактора космической жизни и абсолютной ценности, проявляющейся в разнообразных формах, и вторичности любви как физиологического притяжения и половой страсти. Начал разработку теории любви. В 1931 г. в работе "Революция и сон" предложил психоаналитически ориентированное понимание революции как "реализации подавленных, вытесненных желаний одного класса народа, классовое нарциссическое самоутверждение и исследовал аналогии и компоненты одинакового содержания "революции и сновидения".

В контексте психоаналитического учения исследовал различные философские и этические проблемы. Утверждал, что чрезмерная концентрация личности на самой себе провоцирует и влечет невропатологические состояния, а различные нравственные факторы (и пороки) являются одним из источников психических расстройств.

 

Осипов Виктор Петрович (1881-1947)

Российский психиатр, невропатолог, физиолог и психолог. Закончил Военно-Медицинскую Академию в Санкт-Петербурге (1895), ученик В.М. Бехтерева, профессор кафедры психиатрии ВМА (с 1915 г.) и директор Государственного института по изучению мозга им. В.М.Бехтерева (с 1929 г.). Член-корреспондент Академии Наук СССР (с 1939г.), действительный член Академии медицинских наук СССР (с 1944г.), заслуженный деятель науки РСФСР (с 1939), генерал-лейтенат медицинской службы.

О. развивал идеи Бехтерева о необходимости объединения в единую комплексную систему биологических и социолого-психологических наук, общим предметом которых является человек. Организационно эта задача была реализована в деятельности руководимого им Института мозга им. В.М. Бехтерева. В работах О. исследовались проблемы клиники психиатрии, невропатологии, психологии, морфологии, физиологии нервной системы. Он осуществлял патофизиологический и патопсихологический анализ различных душевных болезней (шизофрении, кататонии, маниакально-депрессивного психоза, прогрессивного паралича), подготовил первое в СССР руководство по психиатрии, а также ряд фундаментальных работ по военной психиатрии. Им были проанализированы разные виды чувствительности (волосковой, тактильной, болевой) и их нарушения; прослежены закономерности взаимодействия ощущений и представлений в их зависимости от практической деятельности. Поведение и активность личности, ее познавательная сфера изучались на разных этапах возрастного развития, в трудовой деятельности, в норме и в патологии. Психология, определяемая как наука о нормальной психической деятельности личности в ее многообразных отношениях с окружающей действительностью выступала для О. основой его патофизиологических и патопсихологических исследований. С другой стороны, обосновывалась несостоятельность психологических теорий для изучения шизофрении, так как только психологическими построениями нельзя объяснить особенности психики и поведения больного: исследование психических явлений у душевнобольных должно заключаться в одновременном исследовании и сопоставлении их психопатологического состояния и патофизиологических особенностей. В работах О. подробно рассмотрен вопрос о норме и патологии психической деятельности, разработано учение о пограничных состояниях, широко применявшееся в практике экспертизы, профотбора, профконсультации. Предметом серьезного внимания являлись эмоционально-аффективные состояния и их расстройства, наблюдаемые при различных психических заболеваниях (в частности, при маниакально-депресссивном психозе), исследовалось влияние эмоционально-волевых расстройств на мыслительные операции, память, внимание, работоспособность. По аналогии с безусловными и условными рефлексами И.П.Павлова выделены безусловно и условно эмоциональные и аффективные реакции по особенностям их физиологического развития. Взамен существовавшего описательного представления об эмоциях О. дал схему возникновения, развития и течения эмоциональных и аффективных процессов.

 

Осипова Вера Николаевна (1876-1954)

Российский психолог, психофизиолог, ученица В.М. Бехтеpева. В своей работе использовала комплексный подход к изучению восприятия в единстве с интеллектуальными процессами и различными эмоциональными состояниями и отношением исследуемого к объекту восприятия. В 1916 г.О. становится руководителем психологической лаборатории в Центральном педагогическом музее (Петербург), а с 1920 г. - сотрудницей Института мозга и психической деятельности. Здесь ею создается лаборатория по изучению возрастной физиологии высшей нервной деятельности, отдел общей психологии и лаборатория по изучению ощущений и восприятий. В начале 30-х гг. она создает специальные методики для изучения зрительного восприятия и мышления у школьников разных возрастов, а также становления форм мышления в конкретной конструктивно-технической деятельности; под ее руководством проведена серия работ по исследованию детского изобретательства. В 1941-1944 гг. О. проводила работы по изучению психических расстройств у больных МДП и шизофренией, в которых анализировались изменения мыслительной функции у больных, течения ассоциаций, ошибки в установлении связей между объектами, динамика отношений больного шизофренией к окружающему миру, к предмету своей деятельности и к самому себе. Эти работы внесли определенный вклад в решение задач клинико-психиатрической диагностики разных стадий заболевания и определение лечебно-педагогических мег.р. Она возглавила в Институте мозга направление исследований, посвященных сравнительному изучению особенностей хроматического и ахроматического зрения.

 

Ошанин Дмитрий Александрович (1907-1978)

Российский ученый, доктор психологических наук, профессор, один из первых организаторов исследований по проблемам инженерной психологии и технической эстетики в СССГ.Р. Предложил и разрабатывал концепцию оперативности психического отражения, один из организаторов ВНИИТЭ, стоял у истоков развития инженерной психологии в СССГ.Р. Д.А. Ошанин родился в г. Вологде. В 1920 году его родители, дворяне по происхождению, с детьми эмигрировали в Югославию. В 1955 году Д.А. Ошанин, получив гражданство, переехал в СССР и поступил на работу в Институт психологии АПН РСФСР, с которым связана вся его дальнейшая научная деятельность. В 1960 году он становится заведующим лабораторией психологии труда, на базе которой им была организована одна из первых в Советском Союзе лаборатория инженерной психологии; одновременно он принимает самое активное участие в создании Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики. Исследования Д.А. Ошанина и его сотрудников, начатые с прикладных проблем инженерной психологии, постепенно приобрели общепсихологический теоретико-систематический характер, связанный с разработкой оригинальной концепции оперативности психического отражения. Под оперативностью отражения понимается такое свойство психики, которое, с одной стороны, обеспечивает пластичное, гибкое переключение с отражения одних свойств объекта на другие его свойства в зависимости от задачи действия с объектом. С другой стороны, благодаря этому свойству осуществляется регуляторная функция психического отражения. Теоретические основания концепции оперативности психического отражения и результаты экспериментального изучения оперативных образов изложены в докторской диссертации "Предметное действие и оперативный образ", которую Д.А. Ошанин защитил в 1973 году. По своему фундаментальному характеру понятие оперативности психического отражения по праву входит в систему таких основных понятий психологии, как действие, психический образ, единство психики и деятельности и дг.р. В прикладном аспекте концепция оперативности отражения открывает широкие возможности для решения задач, связанных с оптимизацией внешних условий в различных сферах деятельности человека.

 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"