А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Н

Назаретян Акоп Погосович
Натадзе Реваз Григорьевич
Небылицин Владимир Дмитриевич
Нечаев Александp Петpович
Нечаев Николай Николаевич
Никифорова Ольга Ивановна

 

А.П. Назаретян. Публикации

А.П. Назаретян. Слухи как социально-психологическое явление и как орудие политической борьбы

Назаретян Акоп Погосович 1948 г.р.

Российский психолог и философ.

Окончил Московский государственный институт иностранных языков им. М.Тореза (1971). Доктор философских наук (1990), канд. психологических наук (1978), профессор (1996), зам. главного редактора журнала “Общественные науки и современность”. С 1994 года - профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ и Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Область научных интересов: культурная антропология, психология в системе современного знания, историческая психология, политическая психология. В 70-х - начале 80-х г.г. в своих работах по изучению психологических аспектов искусственного интеллекта и психологии массового стихийного поведения (толпа, слухи), Н. исследовал особенности коммуникативного воздействия, в частности роль психосемиотики (теория смысловой информации, понимание текста) в построении семантического пространства индивидуальной картины мира. Им были выявлены кросс-культурные инварианты в иерархии функциональных потребностей, построена системно-целевая модель воли и защитных механизмов личности (“Основы социальной психологии и пропаганды”,1982; "Кибернетика и интеграция наук", 1986).

 

В 90-е г.г. Н. начал изучение эволюционных предпосылок и филогенеза психики в контексте механизма творческих решений. С использованием специально адаптированных моделей синергетики исследованы предыстория и история культуры, морали, а также психологическая составляющая в механизме антропогенных кризисов (“Синтез знания и междисциплинарная концепция прогресса”,1992; “Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры”, 1995). На основе полученных данных Н. разрабатывает методологию междисциплинарного исследования субъективной реальности, Им выявлена общеисторическая зависимость между развитием инструментального и гуманитарного интеллекта - закон “техно-гуманитарного баланса”: чем выше потенциал производственных и боевых технологий, тем более совершенные средства сдерживания агрессии необходимы для выживания общества.

 

Натадзе Реваз Григорьевич (1903-1984)

Российский, грузинский психолог.

Закончил философский факультет Тбилисского Государственного университета (1927). Работал под руководством Д.H. Узнадзе. В 1941-1961 гг. H. заведовал отделом генетической психологии Института психологии АH ГССР, с 1950 г., после смерти Узнадзе, становится заведующим кафедрой общей психологии в Тбилисском университете. Доктор психологических наук (1939), профессор (1940), академик АН ГССР, член-корреспондент АПН СССР, заслуженный деятель науки ГССР.

Область научных интересов Н. связана с проблемами общей психологии и психологии обучения. Исследование процесса формирования понятий у учащихся в возрастном диапазоне 7-17 лет, позволило выявить общепсихологические закономерности понятийного мышления и особенности его возрастных этапов. Для решения этой задачи Н. создал оригинальный метод формирования новых реальных понятий. Им установлено, что процесс обобщения понятий состоит в объединении отдельных признаков в обобщенном родовом понятии, обосновано принципиальное различие психологических процессов постижения общих и существенных признаков явлений, показано, что овладение существенными свойствами не означает овладения общими признаками (К онтогенезу формирования понятий. 1976).

Н. была экспериментально обоснована возможность выработки фиксированной установки без восприятия объектов или при восприятии противоположного содержания, опираясь исключительно на воображение; выделены факторы, определяющие способность осуществлять установочное воображение (в их числе - вчувствование в представляемое). С этих позиций Н. дает оригинальную трактовку процессов сценического перевоплощения, как представляющих собой способность вырабатывать установку на основе воображаемой сценической ситуации. (Воображение как фактор поведения. 1972).

Изучая факторы восприятия пространственного направления, Н. экспериментально доказывает ведущую роль в этом процессе не стороны тела (как было принято считать ранее), а руки. Рассмотрение психологических основ константности восприятия приводит его к выводу о том, что константность и аконстантность восприятия зависят от особенностей установки в восприятии одной и той же ситуации: фиксированная на нерасчлененную ситуацию установка на первых этапах до ее угасания обусловливает восприятие объектов аконстантно, несмотря на то, что объективно они представлены в расчлененной ситуации.

 

Небылицин Владимир Дмитриевич (1930-1972)

Закончил отделение русского языка, логики и психологии филологического факультета МГУ (1952). Доктор психологических наук (1965), профессор (1968), член-корреспондент АПН СССР (1970). Работал заместителем директора института психологии АПН СССР и заведующим лабораторией дифференциальной психофизиологии (1965 - 1972). Был одним из создателей Института психологии АН СССР, заместителем директора и заведующим лабораторией психофизиологии этого института (1972) вплоть до своей трагической гибели в авиакатастрофе.

Ученик и продолжатель Б.М.Теплова, Н. заложил основы нового научного направления и явился создателем отечественной школы дифференциальной психофизиологии. Впервые при изучении психофизиологии индивидуальных различий им были применены электроэнцефалографические методы, использован математико-статистический аппарат факторного анализа.

В работах Н. выявлена и эмпирически доказана обратная зависимость между абсолютной чувствительностью и функциональной выносливостью, работоспособностью (силой) нервной системы, что конкретизирует конструктивный принцип рассмотрения ее свойств. Им был введен принцип трехчленного деления свойств нервной системы, требующий их оценки по трем индексам, характеризующим процессы возбуждения, торможения и уравновешенности. Н. открыл новое свойство нервной системы - динамичность, понимаемую как способность к генерации возбудительного и тормозного процессов при замыкании нервных связей (Основные свойства нервной системы человека. 1966).

Детально проанализирован Н. феномен парциальности или региональности основных свойств нервной системы. В его работах рассмотрена проблема общих и частных свойств нервной системы, намечены пути ее теоретической и экспериментальной проработки. Сформулированы представления об общих свойствах как индивидуальных особенностях регуляторной системы мозга, составляющих природные задатки эмоциональности и активности (Психофизиологические исследования индивидуальных различий. 1976). Показана важность оценки типологических особенностей нервной системы в общественной практике, в частности, при решении задач профотбора, профподбора и расстановки кадров, изучении надежности человека в системах управления.

 

Нечаев Александp Петpович (1870-1948)

Российский психолог.

После окончания Санкт-Петербургского университета в 1898-1900 гг. стажировался у В. Вундта, Г.Э. Мюллера, Э. Меймана, А. Бине.

Н - один из организаторов отечественной психологической науки. В 1901 г. он организовал первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее Главного управления военно-учебных заведений, где проводились исследования особенностей психического развития детей дошкольного и школьного возрастов. Анализ работы этой лаборатории позволил Н. разработать принципы проведения лабораторного эксперимента для детей.

Для подготовки специалистов высокой квалификации и совершенствования психолого-педагогической подготовки работающих учителей Н., вместе с другими учеными Петербурга, в 1907 г. организовал Педагогическую Академию. Н., также как В.М. Бехтерев и Н.П.Румянцев является одним из основоположников педологии и детской экспериментальной психологии в России. Осенью 1904 года в Петербурге под руководством Н. открылись первые педологические курсы. Для более широкого распространения педологических знаний Н. и Н.П. Румянцев начали выпуск серии книг по педагогической психологии и педологии. Он был и инициатором и одним из редакторов журналов по детской психологии - «Вестник воспитания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии», «Педагогические известия». Активное участие принимал Н. и в организации первых психологических съездов, проходивших с 1906 по 1916 годы и посвященных вопросам педагогической и экспериментальной психологии.

Одна из центральных проблем, поставленных Н., касается формирования личности в процессе обучения и воспитания. В своих работах «Очеpк психологии для воспитателей и учителей (1903-1908); «Cовpеменная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения» (1901, 1908-1912) он писал о том, что формирование личности ценной в нравственном плане означает достижение "гармонически объединенных интересов" и стремления к самосовершенствованию. Решающую роль в психическом развитии ребенка H. отводил среде и, прежде всего, воспитанию, указывая при этом на необходимость соединения семейного и школьного воспитания.

Необходимым условием успешности обучения Н. считал активное внимание. Как показали его исследования, активизации внимания не может быть без учета интересов школьников, соответствующей установки и отношения к воспринимаемому. При экспериментальном исследовании интересов и памяти детей им были выявлены значительные индивидуальные различия у детей одного возраста и одной нации (Hаблюдение над развитием интересов и памяти в школьном возрасте. 1901). Изучение мнемических процессов показало и наличие смешанных видов памяти. Это доказывало, по мнению Н., что прочное запоминание, свободное оперирование материалом предполагает включение в активную деятельность всех анализаторов. Он рассмотрел и некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя (Память человека и ее воспитание.1929; Память. Как ее сохранить и улучшить.1926).

В своих работах Н. также одним из первых в отечественной психологии он начал изучать проблему умственного утомления и организации умственного труда учеников. Им разрабатывались условия рациональной организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, он также психологически обосновал составление расписания школьных занятий.

 

Нечаев Николай Николаевич 1946 г.р.

Российский психолог.

Закончил психологический факультет МГУ (1969), работал заместителем директора НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР, начальником главного управления общего среднего образования Гособразования СССР (1989-1992), главным ученым секретарем Президиума РАО (1992-1997). Доктор психологических наук (1988), профессор (1991), действительный член РАО (1992). В настоящее время Н. - один из ведущих специалистов в области психолого-педагогических проблем высшего образования, методики обучения в вузе. Им выдвинуты концептуальные основы непрерывного образования, обоснована система его реализации. Теоретической основой данной концепции стала сформулированная Н. целостная теория формирования профессионального сознания как главной категории обучения и воспитания в высшей школе (Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе, 1985; Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности, 1988).

В работах Н. выявлены психологические закономерности становления высших форм профессионального творчества. По его руководством и при его участии осуществлено комплексное изучение психологических основ высшего архитектурного образования, как предпосылки его системной перестройки. Н. разрабатываются, экспериментально апробируются и внедряются методы и методики интенсивного обучения разным видам профессиональной деятельности. В Московском лингвистическом университете им создана кафедра андрагогики, занимающаяся изучением проблем обучения взрослых.

 

Никифорова Ольга Ивановна (1903-1978)

Российский психолог.

Окончила факультет общественных наук МГУ (1925). В 1938-1948 работала старшим научным сотрудником Научно-Исследовательского Института Психологии АПН РСФСГ.Р. С 1948 по 1978 гг. в МГУ им. М.В. Ломоносова, работая сначала на кафедре психологии философского факультета, а после образования факультета психологии на кафедре общей психологии. Доктор психологических наук (1969), профессор (1971).

В центре научных интересов Н. - психологические проблемы восприятия людьми продуктов художественного творчества. Интерес к этой проблематике Н. пронесла через всю жизнь.

В 20-е годы Н. участвовала в работе лаборатории экспериментальной эстетики и искусствоведения Государственной Академии Художественных Наук СССР, которой руководил В.М. Экземплярский. Среди коллег Н. по лаборатории тех лет - Б.М. Теплов, С.В. Кравков, Б.Н. Компанейский и дг.р. Программа деятельности лаборатории включала экспериментально-психологическое изучение самого процесса творчества (музыкального, изобразительного, драматического, литературного), а также особенностей его восприятия людьми. Н. изучала в этот период восприятие предметов изобразительного искусства. В послевоенные годы исследования психологии зрительного восприятия, его эстетических компонентов, процессов воображения у зрителя, были продолжены в связи с проблемами совершенствования производственно-технического обучения, развития художественного творчества учащихся.

В 50-60-е гг. Н. исследует развитие восприятия литературно-художественных произведений у детей: непосредственного восприятия литературы, понимания идейного содержания литературных произведений, восприятия художественного языка, комических произведений, вообще юмора (Восприятие художественной литературы школьниками.1969; Исследования по психологии художественного творчества.1972).

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"