А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Ч

Челпанов Георгий Иванович
Чудновский Виль Эммануилович
Чуприкова Наталия Ивановна
Чучмарев Захарий Иванович

Челпанов Георгий Иванович (1862-1936)

Российский психолог. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета (1887), ученик Н.Я. Грота. После стажировки в лаборатории В.Вундта в Германии Ч. в 1897 году организует при Киевском Университете св. Владимира психологический семинарий, в котором студенты получали знакомство с современной для того времени психологической литературой и методами исследования душевной жизни. В этом семинарии начинали свою научную деятельность такие известные психологи как Шпет, Зеньковский и Блонский.

С 1907 г. – зав. кафедрой философии в Московском университете. Основатель Психологического института, для работы в котром он стремился собрать молодых и талантливых ученых - К.Н. Корнилова, П.П. Блонского, Н.А.Рыбникова, В.М. Экземплярского, Б.Н. Северного, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова и других. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что именно Ч. вырастил целую плеяду молодых ученых, которые стояли у истоков советской психологической школы.

В своей психологической концепции Ч. последовательно отстаивал принцип “чистой, эмпирической” психологии, продолжая традиции западноевропейской школы. Он доказывал, что психология есть независимая, самостоятельная экспериментальная наука. Ее предметом является изучение субъективных состояний сознания, которые столь же реальны, как и любые другие явления внешнего мира.

Предметом его размышлений были главным образом вопросы, связанные с теорией познания, с гносеологией, так как он, как и Лопатин, и Введенский и другие ведущие психологи того времени считал, что звеном, связующим философию и психологию является гносеология. В своих работах “Душа и мозг”, “Восприятие пространства” Ч. утверждал, что посредством самонаблюдения и самоанализа собственных впечатлений и возникают априорные понятия пространства, времени, причинности и др. В работе “Душа и мозг” он также писал, что “дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип во всяком случае лучше объясняет психические явления, чем монизм.”.

В последние годы научной деятелности в ГАХНе Ч. занимался исследованием эстетического восприятия. Им предложен особый метод познания личности (а позже искусства)-метод “вчуствования.” Сущность его в том, чтобы не наблюдать факты со стороны, не объяснять их, а самому их пережить, пропустить их через себя.

Хотя Ч. и не создал самобытной психологической теории, однако, ему отечественная психология обязана появлением многих значительных научных имен. Будучи видным педагогом и организатором науки он сыграл важную роль в формировании высокой исследовательской культуры российской психологической школы. Он создал свою школу, заложив основу дальнейшего плодотворного развития психологической науки в России.

Чудновский Виль Эммануилович 1924 г.р.

Российский психолог. Окончив Ташкентский пединститут и аспирантуру Московского психологического института, защитил в 1963 году кандидатскую диссертацию "О соотношении возрастных особенностей и свойств типа нервной системы у детей дошкольного возраста". В своей докторской диссертации "Психологические основы нравственной устойчивости личности школьника" (1980) он обосновывает свой подход к психологии личности, связанный с исследованием проблемы становления личности, развития смысла жизни. Результаты этих исследований отражены в таких работах Ч. как "Нравственная устойчивость личности. Психологические исследования"(1981), "Воспитание способностей и формирование личности"(1986), "Анатомия убеждений" (в соавтр.) (1993).

Чуприкова Наталия Ивановна 1928 г.р.

Российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук (1970), профессор (1979). Закончила отделение психологии философского факультета МГУ (1951). С 1953 г. работает в психологическом институте РАО. С 1972 по 1985 гг. заведовала лабораторией психофизиологии познавательных процессов, в настоящее время-ведущий научный сотрудник и руководитель группы института.

Экспериментальные исследования, выполненные Ч. в лаборатории Е.И. Бойко, способствовали обоснованию представления о второсигнальных управляющих импульсах положительного и тормозного характера, избирательно изменяющих состояние локальной возбудимости в проекционных системах мозга в процессах анализа и синтеза непосредственных и словесных раздражителей (Слово как фактор управления высшей нервной деятельности человека. 1967).

В экспериментальных исследованиях, выполненных вместе с коллективом сотрудников, установлена зависимость выраженности и длительности следов кратковременной памяти в последействии непосредственных и словестных раздражителей от степени анализа воспринимаемого материала; усовершенствован метод тестирования локальной возбудимости в проекционных и словесных системах мозга. Теоретически обосновано представление о психике как специфическом классе нервных процессов, несущих функцию отражения и организации на этой основе приспособительного поведения живого существа в процессах его взаимодействия с окружающим миром и координации многих процессов внутри организма. Развито положение о том, что процессы данного класса развертываются на всей вертикали уровневой нервной организации-от субнейронного до общемозгового у высших животных и человека; выдвинута гипотеза о качественном многообразии процессов данного класса, сопоставимом с качественным многообразием внутреннего мира человека. (Психика и сознание как функция мозга. 1985).

В работах по проблеме умственного развития развито представление о подчиненности хода умственного развития общим универсальным принципам развития всех органических систем и в первую очередь принципу системной дифференциации; о психофизиологических когнитивных структурах как носителях умственного развития (Умственное развитие и обучение. 1995).

Чучмарев Захарий Иванович (1888-1961)

Российский психофизиолог, доктор биологических наук, профессор (с 1927). Окончил Московский университет, считал себя учеником Г.И. Челпанова. С 1923 г. работал в психофизиологической лаборатории Психоневрологического института в Харькове, С 1929 г.-сотрудник МИФЛИ (в Москве), преподавал психологию во 2-м МГУ, являлся профессором на кафедре психологии МГПИ им. Н.К. Крупской (1945-1957).

Основные напpавление научных исследований Ч.- психофизиология психических состояний человека, профессиональное утомление. Ч. экспериментально установил факт разнонаправленности изменений психических функций работающего человека в течение рабочего дня под влиянием трудовой нагрузки в зависимости от уровня профессиональной квалификации, индивидуальных различий. Ч. обнаружил признаки разных структурных особенностей работы психических функций, варианты их компенсации, замещения, доминирования у разных профессионалов и их динамику в течение дня. Он предложил отказаться в психотехнике от "теории способностей в пользу точки зрения целостной реакции с компенсирующим замещением ее моментов в отношении друг друга". В целях прогнозирования профпригодности выдвинул идею подбора работников, которые по "своей природной психофизиологической структуре дают максимум продукции при минимуме своего изнашивания".

Ч. удалось с помощью психогальванометрии показать специфические различия интеллектуальных и эмоциональных состояний, зафиксироватьизменения "общего нервнопсихического тонуса организма" в процессе лабораторных проб на эргографе. При этом обнаружены яркие проявления индивидуальных различий испытуемых, сопоставимые с особенностями их темперамента, специфические проявления некоторых форм патологии и различных психических состояний: депресивных аффективных состояний, состояний усталости, волевых усилий в работе.

Примите участие в исследованиях:

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"