Лаборатория психофизиологии имени В.Б. Швыркова

Проблематика лаборатории: СИСТЕМОГЕНЕЗ И СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Психофизиологические закономерности формирования новых элементов опыта при научении. Поведенческие и морфологические особенности формирования новых элементов опыта в онтогенезе.

С позиций системно-эволюционного подхода с применением методов нейронаук, психофизиологии и экспериментальной психологии исследуется системная организация поведения.

 

МОНОГРАФИИ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ МОНОГРАФИИ:

Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. – М.: Изд-во: Институт психологии РАН, 1995. – 162 с. - ISBN: 5-201-02192-1

Аннотация. В книге дан глубокий теоретический анализ методологических оснований разных направлений исследования в психологии и психофизиологии. Посмертное издание последней книги В.Б. Швыркова в которой, рассмотрены причины трудностей, возникающих при решении психофизиологической проблемы и изучении нейрональных основ психики и поведения с использованием структурно-функционального и коррелятивного подходов. Предложен путь решения этих и ряда других проблем на основе развитой автором и его сотрудниками системно-эволюционной теории.

 


Александров И.О. Формирование структуры индивидуального знания. М.: Изд-во: Институт психологии РАН, 2006. – 560 с. - ISBN: 5-9270-0089-4

Аннотация. В монографии рассмотрены проблемы организации и формирования психологических структур с позиций системно-эволюционного подхода П.К. Анохина - В.Б. Швыркова на примере структуры индивидуального знания (СИЗ) в позиционной стратегической игре. Для реконструкции СИЗ разработано формальное описание предметной области игры, использованы результаты изучения временных и содержательных характеристик поведения игроков разного возраста и их индивидуально-психологических особенностей, медленных потенциалов мозга, активности специализированных корковых нейронов у животных. Описаны процессы формирования компонентов СИЗ, их суборганизация, типология отношений между ними, образование групп компонентов, возрастные особенности СИЗ. Книга предназначена для психологов, психофизиологов, специалистов в области искусственного интеллекта, - исследователей, преподавателей, аспирантов и студентов.

 


Колбенева М Г., Александров Ю.И. Органы чувств, эмоции и прилагательные русского языка: Лингво-психологический словарь / Институт психологии РАН. — М.: Языки славянских культур, 2010. — 368 с. - ISBN: 978-5-9551-0384-6

Аннотация. В словаре представлены результаты классификации 15918 прилагательных русского языка на принадлежащие к группам связанных и не связанных с ощущениями, получаемыми с помощью различных органов чувств. Для 7616 связанных с ощущениями прилагательных указано их отношение к разным тинам ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и кожные ощущения. Выделены прилагательные, связанные только с одним типом ощущения, а также те, которые связаны с двумя или тремя типами ощущений. В словаре также содержатся данные об эмоциональности (выраженности ощущения приятно/неприятно) 475 прилагательных, связанных с указанными ощущениями. Для этих 475 прилагательных также указан возраст, в котором, по мнению людей, они начали понимать эти прилагательные (субъективный возраст понимания). Приведены данные статистического анализа, на основе которого сделаны выводы о том, что прилагательные, описывающие запахи и вкусовые ощущения, оцениваются как вызывающие более интенсивные эмоции, чем прилагательные, описывающие слуховые и зрительные впечатления. Также результаты анализа выявили связи между типами ощущений, интенсивностью и знаком эмоций, временем оценивания и возрастом понимания прилагательных. В проведенных исследованиях использован материал, полученный при участии 474 человек. Данный словарь может быть интересен для психологов, лингвистов, филологов, журналистов, составителей рекламных текстов, имиджмейкеров и пиар-менеджеров.

 


Александров Ю.И., Брушлинский А.В., Судаков К.В., Умрюхин Е.А. Системные аспекты психической деятельности // М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 137 с. 17 п.л. ISBN: 5-8360-0021-2

Аннотация. Книга посвящена анализу различных проявлений психической деятельности человека и животных с позиций общей теории функциональных систем. В отличие от подхода к психической деятельности с позиций рефлекторной теории, авторы рассматривают психическую деятельность как активный системный процесс, формирующийся доминирующими потребностями живых существ, механизмами памяти и опережающего отражения действительности. Специально рассматриваются вопросы системных основ субъективных переживаний человека. На основе теоретических построений предлагается модель системных механизмов психической деятельности.



Греченко Т.Н. Психофизиология: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 1999. - 356 с.


Аннотация. Изложены основные сведения, знание которых предусмотрено программой курса по психофизиологии. Представлены как новые данные о принципах работы и организации нервных клеток, механизмах памяти, функциональных состояниях, зрительной системе, так и теории, уже ставшие классическими.




Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. – М.: Изд-во: Институт психологии РАН, 2009. – 320 с. - ISBN: 978-5-9270-0149-1

Аннотация. В монографии сопоставляются системные структуры и динамика субъективного опыта и культуры. Обсуждаются закономерности формирования субъективного опыта в культуре. Рассматриваются проблемы генкультурной коэволюции. Предлагается системное понимание языка как инструмента отчета о достигнутых индивидуальных результатах в терминах «оценивающего» социума. Анализируется соотношение сознания и эмоций, а также морали и закона как характеристик систем разного уровня дифференцированности, составляющих структуры субъективного опыта и культуры. Описаны результаты экспериментальных исследований, демонстрирующие динамику и одновременно стабильность социальных представлений об интеллектуальной личности в период социально-экономических изменений в России. Обнаруженная в результате кросс-культурного анализа специфика этих социальных представлений связывается с особенностями культуры России.



Сварник О.Е. Активность мозга: Специализация нейрона и дифференциация опыта. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2016. - 190 с. - ISBN: 978-5-9270-0330-3

Аннотация. В монографии приводятся экспериментальные данные современных исследований, касающиеся закономерностей активности отдельных нейронов мозга человека и животных в поведении, в частности, при дифференциации опыта. Сопоставляются существующие подходы к анализу деятельности мозга, его отдельных клеток и их связи с психическими феноменами. В качестве ключевой закономерности функционирования нейронов мозга рассматриваются процессы формирования и реализации индивидуального опыта живого организма. 




Сварник О.Е. Мозг за минуту. - М.: Изд-во: АСТ, 2017. – 160 с. - ISBN: 978-5-17-102299-0

Аннотация. Из 411 известных типов клеток человека 145 - разновидности нейронов. В ходе эволюции увеличилась сложность взаимодействий между нейронами, но не их скорость. Примерно 2,5% населения Земли страдают прозопагнозией, то есть испытывают сложности с распознаванием лиц других людей. На развитие мозга эмбриона во многом влияют гормоны. Аневризма, способная послужить причиной инсульта, может присутствовать в мозге человека с рождения, а депрессия чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Мир и человек, как известно, устроены самым удивительным образом. Задумайтесь об этом хотя бы на одну минуту.



Александров Ю.И., Сварник О.Е., Знаменская И.И., Колбенева М.Г., Арутюнова К.Р., Крылов А.К., Булава А.И. Регрессия как этап развития. – М.: Изд-во: Институт психологии РАН, 2017. – 191 с. - ISBN: 978-5-9270-0354-9

Аннотация. В книге представлены результаты теоретического и многоуровневого экспериментального анализа динамики субъективного опыта (от генетической и импульсной активности нейронов животных до просоциального поведения здоровых людей разного возраста и людей с хроническим заболеванием) в ситуациях, при которых может быть отмечена регрессия: стресс, болезнь, научение, эмоциональные состояния и алкогольная интоксикация. Рассматривается также регрессия в структуре культуры. Обсуждается сходство закономерностей развертывания регрессии в этих ситуациях. Книга может быть интересна специалистам в области психологии, психотерапии, медицины, биологии, культурологии и философии.




Главы в учебниках и руководствах:

Александров Ю.И., Александров И.О., Безденежных Б.Н., Бодунов М.В., Гаврилов В.В., Горкин А.Г., Греченко Т.Н., Гурфинкель В.С., Данилова Н.Н., Дикая Л.Г., Иваницкий А.М., Костандов Э.А., Лебедев А.Н., Левик Ю.С., Максимова Н.Е., Симонов П.В., Шевелев И.А., Шевченко Д.Г. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 349 с.

А также переиздания учебника, последнее: Психофизиология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2014. — 464 с. – ISBN: 978-5-496-00756-6

Аннотация. В четвертом, переработанном, издании учебника раскрыты все темы, составляющие в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования содержание курса по психофизиологии, а также вопросы, привлекающие сейчас значительное внимание исследователей. Настоящий учебник отражает современное состояние психофизиологии во всей ее полноте. Издание предназначено для студентов, аспирантов, научных сотрудников, а также для всех, кто интересуется методологией науки, психологией, психофизиологией, нейронауками, методами и результатами объективного изучения психики.





Новости Лаборатории

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"