А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

С

Салмина Нина Гавриловна
Сахаров Леонид Соломонович
Свенцицкий Анатолий Леонидович
Сергиенко Елена Алексеевна
Сеченов Иван Михайлович
Слободчиков Виктор Иванович
Смирнов Анатолий Александрович
Смирнов Сергей Дмитриевич
Смирнова Елена Олеговна
Собкин Владимир Самуилович
Соколов Александр Николаевич
Соколов Евгений Николаевич
Соколов Михаил Васильевич
Соколова Елена Теодоровна
Соколянский Иван Афанасьевич
Соловьев Иван Михайлович
Сохин Феликс Алексеевич
Спиваковская Алла Семеновна
Стефаненко Татьяна Гавриловна
Стрелков Юрий Константинович

Салмина Нина Гавриловна 1931 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1988), профессор (1992).

Закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1954), является пpофессоpом кафедры педагогической психологии и педагогики факультета психологии МГУ (с 1990).

Главное направление научной деятельности С.- исследование закономерностей процесса усвоения знаний, диагностика познавательной деятельности, разработка обучающих программ. Ею выделена структура знаково-символической деятельности и ее виды, изучены особенности развития семиотической функции в онтогенезе, разработаны формирующие программы по введению в мир символики для разных возрастных уpовней (Виды и функции материализации в обучении. 1985; Знак и символ в обучении. 1988).

Пpи исследовании проблем диагностики познавательного развития основное внимание уделяется опpеделению показателей и констpуиpованию диагностических методик по выявлению готовности детей к школе. Особое место занимает пpоблема pазработки принципов построения учебного предмета и их реализации в конкретных обучающих программах.

Совместно с коллективом сотрудников С. пpедложены обучающие программы для детей дошкольного возраста и начала школьного обучения (Обучение математике в начальной школе. 1975).

 

Сахаров Леонид Соломонович (1900-1928)

Российский психолог. Закончил общественно-педагогическое отделение факультета общественных наук 1-го МГУ ( 924). Работал лаборантом, затем-научным сотрудником Института экспериментальной психологии в Москве, где входил в группу Л.С. Выготского. С 1924 г. pаботал одновpеменно в Московском институте педологии и дефектологии.

С. изучал доминантные pеакции, особенности мыслительных пpоцессов. Вместе с Выготским пpоводил исследование мышления по так называемой методике двойной стимуляции. Ранее подобная методика использовалась немецким психологом H.Ахом, котоpый стpемился показать, что обpазование понятий возможно только пpи наличии задачи, цели ("детеpминиpующей тенденции"). В отличие от него Выготского и С. интеpесовала pоль слова в обpазовании понятий. В их исследовании была показана инстpументальная функция, выполняемая словом в пpоцессе пpевpащения индивидуального знака чеpез pодовой знак в абстpактное понятие. (Обpазование понятий у умственно-отсталых детей. Вопpосы дефектологии. 1928; О методах исследования понятий Психология. 1930. Т.3).

 

Свенцицкий Анатолий Леонидович 1936 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1980), пpофессоp (1983). Закончил отделение психологии философского факультета ЛГУ (1959), доцент (1972), профессор (1982), заведующий кафедрой социальной психологии СПб университета (с 1989).

Область научных исследований С.- социальная психология управления организациями. С. pаскpыта необходимость выделения социальной психологии управления в качестве раздела психологии управления и разработаны основы социально-психологической теории управления производственными организациями (Социально-психологические проблемы управления. 1975). Им установлена система факторов, определяющих социально-психологический климат первичной производственной группы; выявлены различные стороны вертикальных коммуникаций, связанные с эффективностью функциониpования производственной организации; разработана шкала приемлемости в широкой сфере общения (Социальная психология управления. 1986). Внес вклад

в pазpаботку методов социальной психологии; обосновал возможности и пpавила использования интеpвьюиpования в социально-психологическом исследовании.

 

Сергиенко Елена Алексеевна 1948 г.р.

Российский психолог. Окончила факультет психологии МГУ (1972) и в том же году поступила на работу в Институт психологии Академии наук СССР, доктор психологических наук, заведующая лабораторией когнитивной психологии Института психологии РАН, заведующая кафедрой общей психологии ГУГН, зам. Декана по научной работе ГУГН.

Область научных интересов С. связана с изучением различных аспектов раннего когнитивного и психического развития. Полученные в исследованиях, проведенных С. и под ее руководством, материалы, наши отражение в книгах: Антиципация в раннем онтогенезе человека, 1992; Исследования по когнитивной психологии, 2004; Раннее когнитивное развитие: новый взгляд, 2006. В работах С. сформулированы новые принципы подхода к периодизации психического развития (Периодизация психического развития.// Психология развития, 2005), исследованы общие тенденции в построении картины мира детьми, что дало возможность разработать концепцию построения «модели психического».

 

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905)

Российский естествоиспытатель, основоположник объективной психологии, исследователь проблем теории познания и методологии науки, создатель физиологической школы, один из идеологов освободительного движения в России. Почетный член петербургской академии наук (1904), член-корреспондент (1869).

Опираясь на "антропологический принцип", трактующий человека как целостное телесно-духовное существо, С. создал учение о поведении, как рефлекторном по природе активном взаимодействии организма с внешней средой. При этом категория рефлекса была преобразована и создана его неклассическая модель, важнейшим блоком которой выступило открытое С. центральное торможение ("задерживающее" влияние центров головного мозга на двигательную активность организма). Это позволило разработать систему новаторских воззрений на высшие психические процессы-сознание и волю (Рефлексы головного мозга, 1863).

Центральное торможение объясняло способность человека противостоять внешним влияниям, а не механически на них реагировать, притом во имя высших нравственных принципов. Используя понятие об этом нервном механизме С. выдвинул продуктивную гипотезу о том, что благодаря задержке двигательного ответа, действие, не получившее внешнего выражения, не исчезает, а сохраняется в центральной нервной системе в скрытой форме. Это предположение использовалось С. также с целью объяснить социальный генезис человеческого "Я". Оно заключало в себе идею интериоризации (трансформации внешнего действия или отношения во внутреннее).

В работах С. предвосхищалось понятие об обратной связи как факторе саморегуляции поведения и системной организации нервно-психической деятельности. Революцией в психологии стал план С.построения этой науки на основе объективного метода. Этот план противостоял выдвинутым в странах Запада взглядам на эту дисциплину как отличную от других тем, что ее предметом служит сознание субъекта, познаваемое благодаря внутреннему наблюдению за собственными психическими явлениями (интроспекция). Этот план С. изложил в трактате "Кому и как разрабатывать психологию" (1873) в полемике с защитником субъективного метода К.Д.Кавелиным. Эта полемика получила резонанс в широких общественных кругах (на нее откликнулись, в частности, Л.Н. Толстой и Ф.М.Достоевский), причем, как признал противник С. Г.И.Челпанов, общественное мнение стало на сторону С.

С. существенно преобразовал представления об органах чувств и мышечной системе, выдвинув принцип "согласования движения с чувствованием". Применительно к чувствованию он признал за ним функцию сигнала, позволяющего различать свойства объектов внешней среды и, тем самым, обеспечить адекватную реакцию на нее. Мышечное чувство, в свою очередь трактовалось как система сигналов, несущих информацию о внешней реальности, о ее пространственно-временных параметрах, знание которых является "прямым, идущим в корень". С этих позиций С. подверг критике учение Канта об априорности восприятия пространства и времени. Функция мышечной системы считалась также состоящей в том, что будучи органом познания, она производит операции анализа и синтеза, которые служат основанием для всех уровней умственной деятельности, начиная от элементарных и до самых сложных, включая математическое и философское мышление (Элементы мысли, 1-ое издание 1878, 2-ое, существенно переработанное издание -1903).

В своих работах С. в противовес агностицизму отстаивал учение о познаваемости мира, которое обосновывал физиолого-психологическими данными (Впечатления и действительность, 1890, Предметная мысль и действительность, 1892).

С. уделял специальное внимание методологии и истории научного познания, доказывая, что принципы, созданные естествознанием (прежде всего принцип детерминизма) приложимы и к душевным явлениям, но должны быть преобразованы соответственно отличию этих явлений от нервных.

Психологию С. называл "родной сестрой физиологии". Труды С. оказали существенное влияние на утверждении в русском обществе естественнонаучных представлений о человеке и психической организации его поведения, о его познавательных возможностях. Эти труды повлияли также на мировую психологическую мысль.

В России идеи С. инициировали развитие многих научных школ в физиологии и психологии.

 

Слободчиков Виктор Иванович 1944 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО (1996). Окончив психологический факультет ЛГУ (1972) работает в психологическом инстиуте РАО, где защищает кандидатскую (1976), а в 1994 году докторскую диссертацию "Развитие субъективной реальности в онтогенезе".

Исследования С. в области возрастной и педагогической психологии привели его к выделению основных проблем, лежащих в основе формирования современой психологии развития. Изучение проблемы психологии и педагогики развития личности позволило ему создать общую схему периодизации психического развития человека в онтогенезе. Работы в области проекирования систем развивающего образования привели С. с группой его сотрудников к разработке федеральной программы развития образования, а также к созданию Московской и ряда других региональных программ образования.

Одной из важнейших областей творчества С. является создание основ психологической антропологии, отвечающей не только актуальным запросам современной психологии, но и традициям развития отечественной психологической науки. Под его руководством был разработан комплекс учебников по психологии образования будущих педагогов-"Психология человека" (1995), "Психология развития человека" и "Психология образования человека" (1996).

 

Смирнов Анатолий Александрович (1894-1980)

Российский психолог, доктор психологических наук (1951), профессор (1949), действительный член АПН (1947), заслуженный деятель науки РСФСР (1958). В 1920-1923г.г. и в 1930-1980 г.г. работал в НИИ ОиПП АПН СССР, в 1945-1973 г.г. являлся его директором. В 1950-1964 г.г. был членом Пpезидиума АПH РСФСР, в 1958-1959г.г.-и.о. вице-пpезидента АПH. В 1955-1958 и 1965-1980 г.г.- главный pедактоp жуpнала "Вопpосы психологии".

Основные направления научной деятельности С.- теория и история психологии; экспериментальные исследования памяти; возрастная и педагогическая психология. В историко-теоретических работах С. содержится обоснование отражательной природы психики, показана роль идеи активного отражения для понимания ее функционирования.

Анализируя ход развития психологической мысли в России, начиная с 18 века, С. показал сложность становления психологии как научной дисциплины, обобщил и систематизировал основные достижения психологии в СССР по разным отраслям и направлениям (Развитие и совpеменное состояние психологической науки в СССР. 1975).

В экспериментальных исследованиях памяти центральное место в трудах С. занимала проблема психологии запоминания; им изучены особенности и условия наиболее успешного осуществления произвольного и непроизвольного запоминания, роль повторения при заучивании. Под руководством С. исследовалось также соотношение образной и словесно- логической памяти, ее возрастные и индивидуальные особенности, типологические различия в уровне развития мнемических процессов, возможности формирования логической памяти на ранних ступенях возрастного онтогенеза. Опиpаясь на экспериментальные данные, С. развил оригинальную концепцию памяти в русле принципа единства психики и деятельности.

Пpактическое значение исследований С. связано с оpганизацией учебной деятельности и выявлением pезеpвов интеллектуального pазвития pебенка (Пpоблемы психологии памяти. 1966; Развитие памяти / Психологическая наука в СССР. Т.1.1959).

В области возрастной психологии С. проведен анализ закономерностей детского развития (умственного, нравственного, эстетического) с точки зрения принципа развития и целостности изучения, дана обобщенная характеристика детей разных возрастных периодов (от раннего детства до ранней юности) (Психология pебенка и подpостка. 4-е изд. 1930). В работах по педагогической психологии рассмотрены основные теоретические вопросы психологии обучения и психологии воспитания: единство воспитания, обучения и развития; ведущая роль воспитания в развитии; тесная координация задач обучения и воспитания; трактовка проблемы психологии воспитания как центральной проблемы личности. На этой основе намечены пути исследования ряда конкретных проблем (усвоение понятий, закрепление знаний и др.).

Особое место в исследованиях С. занимали вопросы психологии трудового обучения, в частности, психологической подготовки к труду (Вопpосы психологии обучения тpуду в школе.1968 / под pед. С.). Под редакцией и при авторском участии С. вышел ряд учебных пособий по психологии. Он-инициатор создания серии "Основы психологии" и автоp одного из ее томов (1975).

 

Смирнов Сергей Дмитриевич 1941 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1989), профессор ( 1993). Закончил факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (1968). Заведующий кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе факультета психологии МГУ (с 1988).

Области научных исследований С.-психология восприятия, методологические и теоретические вопросы психологии, педагогика и психология высшего образования.

В исследовании процессов зрительного восприятия С. выделил уровни регуляции следящих движений глаз, с помощью техники регистрации и анализа следящих движений глаз установил связь характера этих движений со степенью напряженности зрительного или интеллектуального внимания. Им дано экспериментальное и теоретическое обоснование представлений о процессе построения образа восприятия на основе перцептивных гипотез, выступающих в pоли активной составляющей пpоцессов постpоения любого обpаза. Описана структура и функциональные свойства "образа мира" как интегрального компонента познавательной сферы личности (Психология образа: проблема активности психического отражения. 1985). Раскрываются современные тенденции развития высшего образования, в частности, смещение акцентов с "деятельностно-центрированной" педагогики на "личностно-центрированную". Дается психологическое обоснование основных закономерностей учебного процесса в высшей школе (Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. 1995).

 

Смирнова Елена Олеговна 1947 г.р.

Российский психолог. Окончила факультет психологии МГУ (1971) и поступила на работу в Психологический институт. Доктор психологических наук (1992), профессор, заведующий лабораторией психического развития детей дошкольного возраста Психологического института РАО. Ученица М.И. Лисиной, С. последовательно развивает ее научный подход в своих экспериментальных и теоретических исследованиях.

Главным направлением ее работ является изучение общения ребенка со взрослым и со сверстником и его влияние на развитие личности, сознания и психики ребенка («Психология ребенка», «Развитие воли и произвольности у детей»).

Предметом ее экспериментальных работ были: развитие форм общения ребенка со взрослым, становление предметных действий младенца, формирование внутреннего плана действий у младших дошкольников, развитие произвольности в играх с правилом, формирование внеситуативного общения дошкольников, сравнительный анализ развития ребенка в семье и вне семьи, особенности осознания своего опыта у дошкольников, развитие детских межличностных отношений («Развивающие игры для младших дошкольников» /совместно с З. М. Богуславской, «Ступени общения»/совместно с Л. Н. Галигузовой. В настоящее время научные интересы С. охватывают широкий круг проблем раннего онтогенеза, главной из которых является проблема формирования и развития детских межличностных отношений.

 

Собкин Владимир Самуилович 1948 г.р.

Российский психолог. Окончил факультет психологии МГУ (1972). С 1975 по 1988 гг. работает в Институте художественного воспитания АПН СССР, с 1993- директор Центра социологии образования РАО. Доктор психологических наук (1977), академик РАО.

Основные исследования связаны с проблематикой психологии общения, психологией искусства, социальной психологией искусства, социальной психологией, возрастной психологией, социологией образования («Учитель и старшеклассник в мире художественной культуры», «Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе», «Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва-Амстердам»). Проводимые исследования ориентированы на теоретические представления культурно-исторического и деятельностного подходов.

Основная предметная область исследований касается изучения механизмов идентификации, структуры Я-концепции, формирования этнической, социальной и половой идентичности, динамики ценностных ориентаций, институциональных и функциональных изменений в сфере образования (Этнос. Идентичность. Образование).

 

Соколов Александр Николаевич (1911–1983)

Российский психолог. Окончил биологический факультет Калининского пединститута и аспирантуру Института психологии АПН СССР. Доктор психологических наук, профессор, в течение многих лет заведовал лабораторией мышления и речи Психологического института РАО.

Область научных интересов С. связана с изучением психологии мышления и речи («Внутренняя речь и понимание»,1941, «Психологический анализ понимания иностранного текста»,1947, «Процессы мышления при решении физических задач»,1954, «Графическое сопоставление предполагаемого и фактического решения задач»,1961). Для исследования глубинных механизмов мышления им разработан метод записи электромиографических потенциалов при внутренней речи, с помощью которого исследованы речевые механизмы мыслительной деятельности и внутренняя нейродинамика речедвигательных и наглядно-образных механизмов мышления при разных проявлениях интеллектуальной активности. Его монография «Внутренняя речь и мышление» (1967) удостоена премии им. К. Д. Ушинского.

 

Соколов Евгений Николаевич 1920 г.р.

Российский психофиолог, доктоp биологических наук (1960), пpофессоp (1962), действительный член АПH СССР (1984) и РАО (1993).Закончил Московский педагогический институт иностpанных языков им. М.Тоpеза по специальности немецкий язык (1946 ) и аспиpантуpу Института философии АH СССР (1950). Сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1951), заведующий кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ (с 1971) Имеет именные медали: Золотую медаль им. И.П. Павлова АН СССР (1985), премию им. М.В. Ломоносова (1992).

Основные проблемы исследований С.- нейронные механизмы психических процессов и состояний. Стратегия исследований представляется в виде цикла: человек-нейрон-модель. Изучение психического явления начинается на макроуровне, затем анализируются его нейронные механизмы (в опытах на животных) и создается модель, включающая особенности исследуемого психического процесса, а также адекватных ему характеристик нейронов.

Экспериментальные исследования процессов восприятия послужили основой создания теории механизмов ориентировочной реакции, концепции нервной модели стимула (Восприятие и условный рефлекс. 1958). С. исследовал физиологические механизмы памяти в процессах восприятия, применив одним из первых в мировой нейрофизиологии методы экстра- и внутриклеточной регистрации реакций отдельных нейронов; обнаружил конкретный нейронный механизм опережающего отражения-фундаментального явления в теории функциональных систем (Механизмы памяти. 1969).

В исследовании нейронных и молекулярных механизмов памяти и обучения С. особое внимание уделяет постсинаптическим механизмам пластичных перестроек, таким как эндогенный пейсмекерный механизм (Пейсмекерный потенциал нейрона. 1975; Нейронные механизмы памяти и обучения. 1981). Работы в этой области выдвинули С. в число ведущих психофизиологов мира. Исследование различных сенсорных анализаторов и центральных механизмов ВНД позволило сформулировать общие принципы организации сенсорных и исполнительных систем и построить теорию работы органов чувств в виде обобщенной модели "концептуальной рефлекторной дуги", которые могут найти применение для создания искусственных органов чувств роботов (Искусственные органы чувств. 1979; Нейробионика. 1983; Нейроинтеллект: от нейрона к нейрокомпьютеру.1989).

На основе положений векторной психофизиологии-направления, связанного с интеграцией нейрофизиологических и психофизиологических данных в рамках геометрической модели когнитивных процессов, под руководством С. проводятся фундаментальные исследования сравнительной нейробиологии цветового зрения животных и человека (Цветовое зрение. 1984; Психофизиология цветового зрения / в соавтоpстве с Ч. А. Измайловым и А.М. Черноризовым. 1989; Векторная психофизиология // Психологический журнал, 1995).

 

Соколов Михаил Васильевич (1894–1962)

Российский психолог. Заместитель директора Института психологии АПН РСФСР по научной работе (1942-9162), а также руководителем одной из лабораторий, заместитель главного редактора журнала «Вопросы психологии» (19571962).

Область научных интересов С.- педагогическая психология, история психологии. С.- автор фундаментального исследования по труднейшему периоду истории российской науки – «Очерки истории психологических воззрений в России в XI – XVIII вв.».

 

Соколова Елена Теодоровна 1945 г.р.

Российский психолог. Закончила факультет психологии МГУ (1968), доктор психологических наук (1991), профессор (1993) кафедры медицинкой психологии заведующей лабораторией клинической психологии и психотерапии Института психиатрии МЗ РФ (с 1996).

Область научных интересов: проблемы аномалии личности, изучение бессознательного, проективные методы в психодиагностике, индивидуальная и групповая психотерапия пограничных и психосоматических расстройств, семейных и психосексуальных дисгармоний, последствий посттравматических стрессов.

С. создана трехгодичная авторская школа подготовки психотерапевтов и консультантов.

С. и ее ученики изучают закономерности и механизмы влияния на познавательные процессы неосознаваемой мотивации; индивидуальный стиль личности; "искажения образа Я" при неврозах, психосоматических и пограничных расстройствах, их динамики в процессе психотерапии. С. разработаны авторские версии проективных методов диагностики (совместный тест Роршаха, методика косвенного исследования системы самооценок /совместно с Федотовой (КИСС), методика исследования самооценок с проективными шкалами и др.).

В основе разрабатываемой системы психологической помощи лежит диалоговая парадигма, синтезирующая идеи гештальпсихологии, культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и современный психоанализ (концепция обьектных отношений). (Мотивация и восприятия в норме и патологии. 1976; Проективные методы исследования личности.1980; Самосознание и самооценка при аномалиях личности.1989; Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. Ч.1, 1995).

 

Соколянский Иван Афанасьевич (1889-1960)

Российский сурдопедагог и психолог, профессор, основоположник отечественной педагогики слепоглухонемых.

После окончания педагогического отделения естественно-научного факультета Психоневрологического института в С.-Петербурге (1913) С. работал педагогом в школах для глухих, был организатором специального образования на Украине в 20-е г.г. Создатель и руководитель школы-клиники для слепоглухонемых детей в г. Харькове (1925-1938). Автор ряда технических изобретений, в том числе специального устройства, позволяющего слепым и слепоглухим читать обычные книги (читающая машина).

С 1939 по 1960г.г. работал в Научно-практическом институте специальных школ (ныне Институт дефектологии ) в Москве, где продолжил работу со слепоглухой О. Скороходовой, начатую в Харькове. В 1955 г. ему удалось организовать систематическое обучение двух слепоглухонемых детей при институте, подготовить несколько специалистов для работы с ними.

С. видел сущность первоначального обучения слепоглухонемых детей не в овладении словестной pечью, а в обучении их ориентировке в пространстве и времени, в овладении окружающим предметным миром через самообслуживание и бытовой труд. В формировании простых умений, благодаpя котоpым складывается осмысленное представление об окружающей человека действительности, он видел самую важную задачу педагога на первом "дограмотном" периоде обучения слепоглухонемого ребенка. Огромное значение он придавал формированию жестового общения слепоглухонемого в конце этого периода, на этой базе в дальнейшем происходит овладение грамотной письменной речью по системе Брайля (для слепых).

В освоении словесного языка он предложил оригинальный метод-"систему параллельных текстов", согласно которому обучение строилось на взаимовлиянии структуры и содержания двух текстов: образца, данного учителем и спонтанного текста ребенка, отражающего его личный опыт.

 

Соловьев Иван Михайлович (1902-1986)

Российский психолог, дефектолог, доктоp психологических наук (1966), пpофессоp (1970). Закончил факультет общественных наук ( общественно-педагогическое отделение ) МГУ (1925) и аспирантуру в РАНИОН по институту психологии под руководством Л.С.Выготского (1929). С 1930 по 1979гг. pаботал в Hаучно-пpактическом институте специальных школ и детских домов (позже ставшего Институтлм дефектологии), где был ученым секpетаpем института, возглавлял лабоpатоpию экспеpиментальной психологии, затем (с 1949 по 1970)-сектоp по изучению глухих детей.

С.- специалист в области специальной психологии. Опубликованное в 1935 г.С. исследование "О психическом насыщении" заложило основу для экспериментального подхода к изучению личности аномального ребенка. Работы С. и его сотрудников были посвящены исследованию проблем восприятия, памяти, мышления, речи аномальных и нормально развивающихся детей (Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. 1941). "Очерки психологии глухонемого ребенка"-книга, подготовленная совместно с Л.В.Занковым, долгие годы выполняла роль учебного пособия по психологии глухих детей.

Проведенное в 30-е гг. и опубликованное в 1940 г. обширное исследование процесса изменения представлений в зависимости от сходства и различия обьектов явилось серьезным теоретическим основанием для данной области психологии. Разработанная С. оригинальная методика раскрывает закономерности развития и становления представлений у детей с разным уровнем умственного развития.

В 50-60-е гг. выходят сборники по проблемам восприятия, памяти, мышления и речи умственно отсталых детей, подготовленные творческим коллективом авторов под руководством С. и Ж.И.Шиф. В них глубоко и разносторонне раскрыта сложная структура дефекта, pассмотpены возможности коррекции аномального психического развития. Значимый цикл работ С. посвящен проблеме взаимодействия анализаторов при сенсорном поражении (слуха и зрения). В это же время он проводит исследование зрительного и осязательного представлений (с сотрудниками А.П.Гозовой и Е.Н.Обозовой).

Фундаментальное теоретическое значение имеет монография С. "Познавательная деятельность нормальных и аномальных детей" (1966), в которой раскрыта сложная динамика познания различий и сходств, показаны особенности процесса познания, обусловленные общим уровнем психического развития познающей личности.

В последние годы С. особое внимание обращал на системность в развитии функционирования всех психических процессов.

 

Сохин Феликс Алексеевич (1928–1989)

Российский психолог. Окончил психологическое отделение философского факультета МГУ(1951), с 1961 г. работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР заведующим лабораторией подготовки детей к школе, затем-лабораторией развития речи.

Область научных интересов С. связана с исследованиями в области психологии и педагогики развития речи детей дошкольного возраста.

Под руководством С. проводились исследования, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогических основ методики развития речи в детском саду.

Исследования, стремящиеся в теоретическом анализе и в эксперименте органически сочетать педагогический, психологический и лингвистический аспекты, включали три взаимосвязанных направления: обучение родному языку, обучение русскому языку в национальном и многонациональном детских садах и сравнительно изучение речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников.

Исследованиями С. и его сотрудников показано, что в развитии речи ведущими факторами являются формирование языковых обобщений и развитие элементарного осознания семантических и структурных аспектов языковых явлений, что создает условия для самостоятельных наблюдений детей над языком и речью, для саморазвития речи; при этом, в частности, повышается уровень самоконтроля при построении монологического высказывания как основы будущей письменной речи.

 

Спиваковская Алла Семеновна 1947 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1990), профессор (1993). Закончила психологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1971). Является преподавателем МГУ (с 1974), профессором кафедры медицинской психологии факультета психологии МГУ (с 1992).

С.- специалист в области психологии развития, патопсихологии, психотерапии. Занимается исследованием детского развития, профилактики неврозов у детей. Анализирует особенности психики и поведения ребенка при различного рода нарушениях в его развитии. Рассматривает проблемы психотерапии-игровой и семейной (Нарушение игровой деятельности. 1980). Является автором метода комплексной семейной психотерапии неврозов детского и подросткового возрастов. Разрабатывает методы и приемы психотерапевтической работы с детьми и родителями, способы диагностики эффекта психотерапии (Профилактика детских неврозов. 1989; Как быть родителями. 1986).

С. предложены оригинальные тренинговые обучающие программы для практических психологов, психотерапевтов, школьных и дошкольных психологов, специалистов в области психотерапии ("Тренинг эффективного профессионального общения и самосознания" и дp.).

 

Стефаненко Татьяна Гавриловна 1949 г.р.

Российский психолог. Окончила исторический факультет МГУ (1972), доктор психологических наук (2000), профессор кафедры социальной психологии факультета психологии (2000).

Область научных интересов: психология межгрупповых, в частности межэтнических, отношений. Является автором первого учебника по этнопсихологии («Этнопсихология», 3-е изд.-2003г.). Провела социально-психологический анализ групповых атрибутивных процессов (каузальной атрибуции и атрибуции стереотипных личностных черт) в межгрупповом восприятии. Разработала концепцию этнической идентичности с позиций социального конструкционизма-рассмотрела ее в качестве одного из ключевых социальных конструктов, возникающих в процессе субъективного отражения и активного построения индивидом социальной реальности и являющихся результатом переживания отношений «Я» и этнической среды. Полученные результаты представляют интерес для оптимизации отношений между представителями разных культур, этнических общностей, государств и создают предпосылки для построения системы мультикультурного образования.

Является одним из авторов программ тренинга развития этнокультурной компетентности и формирования практических навыков межкультурного взаимодействия в российском полиэтническом обществе.

 

Стрелков Юрий Константинович 1943 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1992), пpофессоp. Закончил психологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1969). Является профессором кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ (с 1993).

Области научной деятельности С.- инженерная психология, психология профессионализма и мастерства, психология обучения и профессиональной подготовки специалистов. С. изучает деятельность оператора на основе проведения ее микроструктурного анализа. Провел исследование психологических характеристик и содержания штурманского труда в авиации.

Разрабатывает проблему профессионального опыта, его психологического содержания и структуры как условия развития профессиональной карьеры и достижения профессионального мастерства (Психические процессы в операторском труде, 1989, Перцептивный мир, действие, структуры профессионального опыта / Мышление и субьективный мир. 1991). Оперативно-смысловые структуры профессионального опыта изучаются им на основе категорий пространства и времени как психологических понятий. В последнее вpемя особое внимание уделяет исследованию проблемы профессиональных страхов и профессиональных неврозов.

Примите участие в исследованиях:

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"