А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

М

Малофеев Николай Николаевич
Марцинковская Татьяна Давидовна
Марютина Татьяна Михайловна
Матлин Ефим Константинович
Матюшкин Алексей Михайлович
Мелик-Пашаев Александр Александрович
Мельников Владимир Михайлович
Менчинская Наталья Александровна
Мерлин Вольф Соломонович
Мещеряков Александр Иванович
Миракян Аршак Исраелович
Морозов Владимир Петрович
Морозова Наталья Гpигоpьевна
Мунипов Владимир Михайлович
Мухина Валерия Сергеевна
Мясищев Владимир Николаевич

Малофеев Николай Николаевич 1948 г.р.

Российский педагог, психолог.

Окончил дефектологический факультет МГПИ им. В.И.Ленина. С 1992-директор Института коррекционной педагогики (ИКП) РАО. Доктор педагогических наук, академик РАО Область научных интересов М. - исследование процесса становления и развития системы специального образования как института государства. Он автор нового методологического подхода к сравнительному анализу национальных систем специального образования, периодизации эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии и периодизации развития национальных систем специального образования. Является автором государственной целевой комплексной программы «Социально-психологическая поддержка и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития» (1991). Опубликовано в стране и за рубежом более 50 научных работ, в том числе монография.

Марцинковская Татьяна Давидовна 1953 г.р.

Российский психолог.

Доктор психологических наук (1995), профессор (1997). Окончив ф-т психологии МГУ (1978) работала на кафедре психологии МПГУ. C 1996 года - заведующая лабораторией становления личности в историческом развитии Института развития личности РАО, с 1999 - лаборатории исторической психологии личности Психологического института РАО. Одновременно - зав. кафедрой возрастной психологии МПГУ (с 1997).

Основной круг вопросов, являющихся предметом научных исследований М., связан с изучением истории психологической науки, прежде всего с анализом исторического пути отечественной психологии, особенностей становления ее методологии, а также со сравнительным исследованием подходов к проблеме психического развития, его диагностики и коррекции (Диагностика психического развития детей. Рязань,1997, Детская практическая психология, М, 1999). В книгах «Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке». М., 1994, «История психологии». М.1996, «100 выдающихся психологов мира книга» М., 1997 (последние - совместно с М.Г. Ярошевским) проанализированы и описаны основные характеристики российской психологической науки (антропологизм, стремление к универсальности, выделение нравственной проблематики как одной из ведущих научных проблем), особенности ее развития в различные исторические периоды, идеогенез основных психологических концепций.

В последние годы занимается проблемами методологии и философии психологии, а также изучением психологических особенностей самосознания российской интеллигенции. Особое внимание обращается на творчество выдающегося отечественного ученого Г.Г. Шпета и его школы (Психология социального бытия Г.Г. Шпета. М., 1996).

Проведенный анализ истории развития детской психологии в России дал возможность выделить этапы развития детской психологии и педологии в России и основные проблемы, разрабатываемые отечественными учеными в начале ХХ века, а также выявить значимые различия подходов к личности ребенка в отечественной и зарубежной психологической науке («История детской психологии». М.,1998, «Методическое пособие по истории отечественной возрастной психологии М., 1996).

Экспериментальные кросс культурные исследования процесса социализации детей, проведенные М. и ее сотрудниками и аспирантами, позволили изучить динамику формирования социальных переживаний у детей дошкольного и младшего школьного возраста, зависимость их содержания от национальной культуры, а также описать их роль в формировании национальной идентичности.

Марютина Татьяна Михайловна 1947 г.р.

Российский психолог.

В 1970 г. окончила биологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова по специальности физиология (специализация - физиология высшей нервной деятельности). В 1970 г. поступила на работу в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, в лабораторию дифференциальной психофизиологии. В 1976 г. защитила кандидатскую диссертацию (по психофизиологии), а в 1993 - докторскую диссертацию (по общей психологии и психофизиологии). В 1998г. перешла на работу в Московский городской психолого-педагогический институт (ныне университет), где работает по наст. время в должности зав. кафедрой общей психологии. В 1999 г. награждена премией Правительства Российской Федерации в области образования за цикл исследований по теме «Отечественная Психогенетика как область науки и учебная дисциплина» (в составе группы). В 2003 г. было присвоено ученое звание профессора.

Область научных интересов – дифференциальная психофизиология и психогенетика развития. Ею проведен системный анализ формирования индивидуальности человека, изучены природные предпосылки и условия формирования когнитивной сферы. В этой связи в фокусе внимания М. и ее сотрудников исследование вклада генотипа и среды в психофизиологические механизмы переработки информации на разных этапах онтогенеза, генетической обусловленности преемственности индивидуального развития этих механизмов. Имеет свыше 100 печатных работ. Наиболее значимые среди них - "Психогенетика” (совместно с И.В. Равич-Щербо, Е.Л. Григоренко), 1999; «Введение в психофизиологию» (совместно с О.Ю.Ермолаевым), 2001. «Генетическая психофизиология» / В кн. “Московская психологическая школа. 2004.

Матлин Ефим Константинович (1905-1978)

Российский белорусский психолог.

Закончил социально-историческое отделение педагогического факультета Белорусского госуниверситета (1928). До войны работал в Минском педагогическом институте, с 1944 по 1975 гг. был заместителем директора по учебной и научной работе и заведующим кафедрой педагогики и психологии Витебского педагогического института им. С.М. Кирова (с 1949). Ученик и последователь П.П. Блонского.

Область научной деятельности М. - педагогическая психология. Исследовал процессы усвоения учебного материала, психологические факторы, влияющие на учебную деятельность. Разрабатывал вопросы формирования личности, нравственного воспитания учащихся и студентов, психологии обучения и профессиональной подготовки (Психологические основы нравственного воспитания учащихся 1968; Некоторые психологические вопросы воспитания студентов.1974).

Матюшкин Алексей Михайлович (1927-2004)

Российский психолог, доктор психологических наук (1974), профессор (1982), действительный член АПН СССР (1990) и РАО (1993).

Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ (1953). Являлся заведующим сектором психологии НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР (1980-1983), заведующим лабораторией эвристики HИИ ОиПП АПH СССР (1980- 1983) и директором этого института (1983-1990), в настоящее время - заведующий Центром "Творческая одаренность" при институте. В 1981-1992 г.г. - главный редактор журнала "Вопросы психологии". Область научных исследований М. - разработка проблем психологии проблемного обучения, творчества, высших форм одаренности. В его работах рассматриваются общие проблемы и психологические закономерности умственного развития на разных уровнях онтогенеза. В начале своей научной деятельности под руководством С.Л.Рубинштейна проводил изучение проблем психологической структуры и методов экспериментального исследования мышления. Им были обоснованы принципы, разработана система методов активного (проблемного) обучения.

Анализ творческого мышления позволил ему дать психологическое обоснование проблемности в учебной деятельности и психологическую классификацию проблемных ситуаций; выделить принципы, определяющие оптимальную последовательность проблемных форм обучения (Проблемные ситуации в мышлении и обучении. 1972). Им экспериментально установлена роль проблемности как фактора, обеспечивающего возникновение познавательной мотивации и формирования творческой исследовательской активности личности.

Исследование общения и межличностных отношений позволили рассмотреть межличностный диалог как важное условие актуализации и развития творческого потенциала, одаренных и талантливых школьников, сформулировать принципы проблемно-диалогических методов обучения, разработать "диалогические" методики лабораторного исследования мышления.

М. занимается исследованием развития профессионального мышления студентов, совершенствования форм и методов обучения в высшей школе (Проблемы развития профессионального мышления студентов в основных видах обучения. 1978).

В 1987-1989 г.г. им разработана научная концепция и программа исследования и развития одаренных и талантливых детей "Творческая одаренность". В этих же целях создан специальных центр при НИИ ОПП, подготовлена Государственная программа поиска и развития одаренных детей и молодежи. В рамках этого исследовательского проекта развернуто изучение структуры и развития творческого потенциала человека, принципов и методов психологической диагностики, условий стимулирования и развития одаренных и талантливых детей на всех этапах обучения (Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики.1993).

Мелик-Пашаев Александр Александрович 1941 г.р.

Российский психолог.

Окончил Среднюю художественную школу при институте им. Сурикова и постановочный факультет Школы-студии МХАТ (1965). Член Союза художников России.

С 1972 г. - аспирант лаборатории психологии способностей школьников Психологического института РАО (научный руководитель В. А. Крутецкий). С 1975 - сотрудник института. В 1976 г. защитил кандидатскую, а в 1994 - докторскую диссертацию на тему «Психологические основы способностей к художественному творчеству». Заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития ПИ РАО (с).

В исследованиях М-П. реализуется целостно-личностный подход к проблеме художественного творчества, которое рассматривается как один из путей самореализации высшего, творческого «Я» человека. В качестве психологической первоосновы способностей ко всем видам художественного творчества выступает целостное отношение человека к действительности («эстетическое отношение»), для которого характерно осознанное переживание своей сопричастности миру и особая ценностная значимость внешнего, чувственного облика предметов и явлений. Благодаря развитому эстетическому отношению, отдельные качества психики человека трансформируются, приобретая характер и статус художественных способностей. Основные положения научной концепции М-П. Нашли отражение в работах «Педагогика искусства и творческие способности» (1981), «Ступеньки к творчеству» (1987), «Искусство в школе» (совместно с З. Н. Новлянской, 1995).

Мельников Владимир Михайлович 1935 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Российской Государственной Академии физической культуры.

Научная деятельность М. связана с исследованиями в общей и спортивной психологии, направленными на разработку основных проблем формирования личности, обучения и воспитания спортсменов, формирования социально-психологической готовности к соревнованиям. Его разработки по общей теории личности нашли отражение в книге «Введение в экспериментальную психологию личности» (соавтор Л. Т. Ямпольский, 1985).

Под руководством М. в 1987 г. был подготовлен подготовки новый учебник по психологии для студентов институтов физкультуры. Это был первый учебник, в котором курсы общей, возрастной и педагогической психологии, психологии физического воспитания и спорта объединены, а содержание теоретических и практических дисциплин подчинены единой логике и задаче подготовки спортивно-педагогических кадров.

Менчинская Наталья Александровна (1905-1984)

Российский психолог, педагог.

Закончила Крымский педагогический институт (1927) и аспирантуру Института научной педагогики при 2-м МГУ (1930), где под руководством Л.С. Выготского защитила кандидатскую диссертацию по проблеме развития арифметических операций у школьников. С 1932 г. М. работала в Институте психологии АПH СССР, где заведовала лабораторией психологии учения и умственного развития школьника (1937-1981), была ученым секретарем и заместителем директора института по научной работе (1955-1965). Доктор педагогических наук (1952), профессор, член-коppеспондент АПH СССР (1965).

М. - известный специалист в области возрастной и педагогической психологии. Занималась вопросами психологии обучения и дидактики. Предметом ее специального внимания являлось исследование проблем неуспеваемости учащихся, ею были раскрыты причины трудностей в обучении, обоснованы пути и способы повышения усвоения знаний. Центральной исследовательской задачей М. и возглавляемого ею научного коллектива являлось изучение закономерностей процесса усвоения знаний и приемов работы над учебным материалом (Развитие арифметических операций у детей школьного возраста. 1934; Психология обучения арифметике. 1952). Научные разработки М. были тесно связаны с практикой школьного обучения, что, в частности, выражалось в непосредственном ее участии в создании программ обучения для начальных классов.

В работах М. утверждается принцип единства обучения и воспитания; процесс усвоения знаний рассматривается как важнейшее условие психического развития учащихся; исследуется становление личности в обучении. Ею также были исследованы закономерности психического развития ребенка, что нашло отражение в ее работах «Развитие психики ребенка. Дневник матери», 1957; «Вопросы умственного развития ребенка», 1970.

Мерлин Вольф Соломонович (1898-1982)

Российский психолог.

Окончил педагогический факультет Петроградского института внешкольного образования (1924). С 1925 г. работал на кафедре психологии Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена, преподавал в Саратовском (1932-1938) и Свердловском (1938-1948) государственных педагогических институтах, в Казанском государственном университете (1948-1954). С 1954 г. и до последних дней своей жизни М. работал на кафедре психологии Пермского государственного педагогического института, будучи ее бессменным заведующим, в течение более чем 25 лет. С 1958 г. возглавлял Уральское отделение Общества психологов СССГ.Р. Доктор психологических наук (1950), профессор ( ).

Научные взгляды М. формировались под влиянием М.Я. Басова. М. начинал свой путь с исследований мировоззрения ребенка и связей целевой установки и условного рефлекса. Эти работы легли в основу его докторской диссертации "Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта".

Экспериментальное изучение трудовой деятельности приводит его к мысли о том, что разные люди приходят к успеху неодинаковыми путями. Так было положено начало многочисленным исследованиям индивидуального стиля деятельности в различных областях человеческой практики. В 1959 г. выходит в свет монография М. "Очерк психологии личности", в которой был поставлен вопрос о неповторимости и уникальности каждой личности и показаны источники их порождения. Была также разработана оригинальная концепция структуры личности.

В 1964 г. издается фундаментальный труд "Очерк теории темперамента". В нем на основе теоретико-экспериментальных исследований автора, его учеников и сотрудников была сформулирована оригинальная психологическая концепция темперамента. В конце 60 - начале 70 гг. М. возвращается к экспериментальному изучению проблеме личности. В эти годы издаются отдельные главы его книги "Проблемы экспериментальной психологии личности" (1968, 1970), учебное пособие "Лекции по психологии мотивов" (1971).

Центральным понятием, характеризующим личность, М. обозначил, вслед за В.М.Мясищевым, ее отношения. Целостность личности создается, по его мнению, благодаря тому, что одни и те же отношения личности приобретают разные функции, будучи рассмотренными как направленность, характер, способность или самосознание. Что же касается темперамента, он не может рассматриваться в структуре личности в силу иного, чем у других свойств личности, происхождения. В последующие годы это положение было усилено новыми аргументами. В частности, было показано, что между свойствами личности и темперамента существуют много-многозначные связи; они опосредуются различными промежуточными переменными, в частности, индивидуальным стилем деятельности. Это свидетельствует о том, что личность и темперамент относятся к разным уровням индивидуальности.

С 1975 г. начинается новый этап научной деятельности М., связанный с разработкой им и его сотрудниками оригинального направления, получившего название "интегральной индивидуальности". В этой теории успешно были реализованы принципы системности в сочетании с широкими междисциплинарными исследованиями человеческой индивидуальности. В ее рамках были разработаны также новый, системный вариант концепции индивидуального стиля деятельности, выдвинуты принципиальные положения и развернуты подтвержденные экспериментальными исследованиями представления об индивидуальном стиле общения.

Мещеряков Александр Иванович (1923-1974)

Российский психолог, дефектолог.

Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ (1950) и аспирантуру Института психологии АПH СССР (1953). Ученик Лурия А.Г.Р. С 1952 г. работал в НИИ дефектологии АПН СССГ.Р. Доктор психологических наук (1971), профессог.р. Организовал (1960) и возглавил (1961) лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей. В 1963 г. благодаря усилиям М. был открыт Детский дом для слепоглухих детей в Загорске (г. Сергиев Посад).

В научных работах М. разрабатывал теорию формирования потребностей человека, и, продолжая традицию Соколянского, исследовал проблему психологических условий возникновения первых средств общения слепоглухонемого ребенка, доказывая, связь жестов собственно предметными действиями. Им было подробно проанализировано первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка, которое строилось как совместная со взрослым деятельность по удовлетворению органических нужд ребенка при инициативной роли взрослого. Постепенно эта деятельность из совместной превращалась в совместно-разделенную. При этом самостоятельное достижение результата действия, связанного с удовлетворением насущных потребностей, становится главным подкреплением этого действия и источником удовольствия для ребенка.

В концепции М. совместная со взрослым деятельность является условием для формирования общения. Первым неспециальным средством общения между взрослым и слепоглухонемым ребенком становится начало практического действия, совершаемого взрослым. Являясь сигналом продолжения действия самим ребенком, оно уже обслуживает функцию общения. В дальнейшем реальные действия с предметами преобразуются в жесты его изображающие - так появляются специальные средства общения. По мере накопления жестов, обозначающих хорошо знакомые бытовые предметы, они заменяются тактильными словами.

Основные результаты деятельности М. были им изложены в его книге «Слепоглухонемые дети», 1974. М. и его сотрудниками были разработаны первые учебные материалы для обучения слепоглухонемых детей, организованы курсы по подготовке педагогов для работы с ними. В 70-е г.г. в лаборатории изучения и воспитания слепоглухих детей под руководством М. и при содействии факультета психологии МГУ был начат эксперимент по обучению четырех слепоглухих студентов по программе высшей школы, который был успешно реализован. За научные работы М. был удостоен Государственной премии (1980).

Миракян Аршак Исраелович (1929-1995)

Российский психолог.

Окончил в 1953 году филологический факультет Ереванского государственного университета. С 1962 года - аспирант Д.А. Ошанина в Институте психологии АПН СССГ.Р. Доктор психологических наук (1988).

Круг научных интересов М. связан с изучением принципов функциональной гибкости непосредственно-чувственного отражения, а также с поиском возможностей моделирования этих принципов в искусственных системах. Проведенные им экспериментальные исследования показали, что константное и аконстантное восприятие величин образуется на основе эффекта уменьшения нефиксированного объекта и раскрыли процесс восприятия как динамику отношений сосуществующих тенденций к константности и к аконстантности. В теоретическом плане полученные факты доказали несоответствие классической теории константности восприятия реальному содержанию этих процессов («Константность и полифункциональность восприятия» 1992).

Основным научным достижением М. является разработка принципиально нового направления в изучении процессов непосредственно-чувственного восприятия - трансцендентальной психологии восприятия. (Контуры трансцендентальной психологии. 1995). Им дана новая трактовка процессов восприятия со стороны их функционального содержания и возможности рассмотрения восприятия как процесса, обеспечивающего полифункциональное действенное отражение свойств и отношений объектов. Отказываясь от традиционных эмпирических оснований изучения процессов восприятия, он предложил новые принципы исследования восприятия. Выступая в качестве фундаментальных оснований, данные принципы в то же время являются индифферентными, независимыми относительно непосредственных эмпирических продуктов психического отражения и вместе с тем лежат в основе процессов их порождения.

Исследования М. создали основу для успешного решения и ряда практических задач, связанных с моделированием восприятия в искусственных системах отражения.

Морозов Владимир Петрович 1929 г.р.

Российский психофизиолог, психолог.

Закончил биологический факультет ЛГУ (1955). Доктор биологических наук (1972), профессор (1982). Являлся заведующим лабораторией биоакустики Института эволюционной физиологии им. И.М.Сеченова АН СССР (1980-1987), с 1987 г. возглавляет лабораторию невербальной коммуникации Института психологии РАН, руководитель межведомственного Центра "Искусство и наука" (с 1988).

М. разработана классификация и исследованы особенности восприятия человеком различных видов невербальной, экстралингвистической информации звуковой речи. Показаны принципиальные различия в акустическом кодировании и психофизиологических механизмах декодирования мозгом вербальной и невербальной информации звуковой речи, изучена роль функциональной, латеральной асимметрии мозга в восприятии и переработке указанных видов речевой информации (Биофизические основы вокальной речи. 1977, Восприятие речи: вопросы функциональной асимметрии мозга / под ред. М. 1988).

Выдвинуто и экспериментально - теоретически обосновано новое представление об эмоциональном слухе человека, разработан психоакустический тест на оценку эмоционального слуха человека, исследованы индивидуальные и типологические его проявления у людей различных возрастных и профессиональных категорий, показана значимость уровня его развития как критерия принадлежности к художественному типу личности. В ходе комплексного междисциплинарного исследования выявлена сложная природа и многоуровневая структура художественного типа личности. Разработаны теоретические основы и экспериментальные методы воссоздания психологического портрета человека по его голосу.

Морозова Наталья Гpигоpьевна (1906-1990)

Российский психолог, дефектолог.

Закончила 2-й МГУ им. В.И.Ленина (1930). Доктор психологических наук (1968). Работала в должности заместителя директора Института дефектологии АПН СССР (1955-1963), была заведующей лабораторией обучения и воспитания слабовидящих детей (1963-1965), руководителем сектора воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста (1965-1978), профессором-консультантом.

Исследовательскую работу М. начала с изучения проблемы воспитания интересов у детей. Обобщение теоретических и экспериментальных данных легло в основу ее докторской диссертации "Формирование познавательных интересов аномальных детей". Разработка этой проблемы велась ею применительно к детям с разнообразными аномалиями развития, в различных аспектах.

Другое направление исследований М. было связано с проблемой речи. Идеи Л.С. Выготского послужили основанием для рассмотрения речи с точки зрения усвоения ее значения в процессе словесной активности у детей. М. исследовала эту проблему в плане педагогической интерпретации категорий значения и смысла в ходе овладения чтением детьми с нарушением слуха.

Тpетье направление исследований М. связано с изучением особенностей поведения аномальных детей дошкольного возраста. Сравнивая эмоциональные переживания детей с особенностями сенсорных и интеллектуальных нарушений, она выделяет различные типы поведения, определяемые соотношением ведущего нарушения с условиями воспитания ребенка (Актуальные вопросы обучения и воспитания аномальных детей дошкольного возраста /под ред. М. 1975).

Мунипов Владимир Михайлович 1931 г.р.

Российский психолог.

Окончил естественнонаучное отделение философского факультета МГУ (1954), доктор психологических наук (1988), профессор (1990), член-корреспондент РАО (1993) и действительный член РАО (1995), и. о. академика-секретаря Отделения высшего образования РАО (1995-1997).

М. был одним из создателей ВНИИ технической эстетики, где работал с 1962 по 1992 гг. и организовал первый в стране отдел эргономики. С 1971 г. преподает на факультете психологии МГУ курс эргономики и дизайна. С 1992 г. основное место работы: профессор кафедры эргономики МИРЭА. По инициативе М. создана "Ассоциация прикладной эргономики", которую он возглавляет с 1992 г. и журнал "Прикладная эргономика" (главный редактор). Области научной деятельности М. - эргономика, психология труда, психологические проблемы дизайна. Им разрабатываются основы комплексного изучения человека в труде, обобщен опыт организации междисциплинарных исследований в области гигиены, биомеханики, физиологии, психофизиологии, психологии труда и инженерной психологии. Обоснована новая концепция качества труда; на основе психологической теории деятельности осуществляется поиск междисциплинарного решения задач повышения содержательности и привлекательности труда.

Работы М. позволили выявить целые пласты психологических, психофизиологических и эргономических знаний в трудах В.М.Бехтерева, В.Н.Мясищева, С.Г.Геллерштейна, И.Н. Шпильрейна, Н.А.Бернштейна и др., которые ранее не могли быть введены в структуру истории отечественной психологии и физиологии труда.

Методологические, исторические и экспериментальные работы в области эргономики позволили определить ее статус как дисциплины неклассического типа, комплексно решающей проблемы проектирования техники, программного обеспечения, условий труда, профессионально обучения и отбора. В области дизайн баннеров">дизайна проведены экспериментальные исследования визуального мышления, развита концепция эргодизайна. М. подготовлен ряд учебников, хрестоматий, и стандартов по учету человеческого фактора при проектировании, внедрении и эксплуатации новой техники (Современное состояние и тенденции развития эргономики, 1978; Эргономические принципы конструирования,1992). Он соавтор первого в стране учебника по эргономике «Основы эргономики» (1979, 1998, соавт. В.П.Зинченко).

Мухина Валерия Сергеевна 1935 г.р.

Российский психолог.

Окончив биолого-химический ф-т МГПИ им. Ленина (1956), защищает кандидатскую(1965) и докторскую (1972) диссертации, работая на кафедре психологии МПГИ. С 1988 года заведует кафедрой психологии развития Московского государственного педагогического университета, одновременно являлась директором Института развития личности РАО (1992-1998). Действительный член Российской академии образования (1992).

М. является одним из ведущих специалистов в области возрастной психологии, психологии личности и этнической психологии. В ее работе "Близнецы" (1969) приводятся уникальные наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов от рождения до семи лет. Исследования, проведенные М., позволили выявить новые подходы к психическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, раскрывающие взаимосвязь двух противоречивых тенденций, определяющих этот процесс - зависимость поведения ребенка от функционального назначения предметов и свободу в сфере символических действий с предметами-заместителями.

Формирование знаковой функции сознание, рефлексии детей явилось предметом исследования в работе М. "Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта"(1981).

В работах "Проблемы генезиса личности"(1985), "Лишенные родительского попечительства"(1991), "Возрастная психология" (1994) и других были выявлены механизмы развития личности, представленные в виде пары "идентификация-обособления", построена теория исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, согласно которой выделяется пять звеньев в структуре самосознания - 1)эмоционально-ценностное отношение к своему телу и имени, 2)притязание на признание, 3)половая идентификация, 4)психологическое время личности, 5)социальное пространство личности. Универсальность этой концепции была подтверждена экспериментальными данными, анализом продуктов изобразительной деятельности детей, в том числе детей с различными видами психологической депривации, а также результатами этнопсихологических исследований, проведенных под руководством М.

Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973)

Российский психолог.

Окончил медицинский факультет Психоневрологического института. С 1919 года он начал работать в этом же институте (позже Институт им. В.М. Бехтерева) как научный сотрудник, клиницист, исследователь, экспериментатор, став в 1940 году директором института. Одновременно с 1918 по 1948 годы работал в Ленинградском институте по изучению мозга, где он возглавлял отдел по исследованиям индивидуальных особенностей рефлекторной деятельности и личности. Наряду с экспериментально-исследовательской деятельностью, М. уделял большое внимание и преподавательской работе. В 20-30-е годы он читал курсы по психологии и психоневрологии в Петроградской психоневрологической Академии, Педагогическом институте им. А.И. Герцена и других вузах. С 1944 по 1973 годы он был профессором Ленинградского университета, где в 50-х годах заведовал кафедрой психологии, участвовал в создании отделения психологии философского факультета ЛГУ, а с 1966 года и факультета психологии, где он выделил цикл подготовки по медицинской психологии. Им (совместно с М.С.Лебединским) был написан в 1966 году первый учебник «Введение в медицинскую психологию».

Докторская диссертация М. «Кожно-электрические показатели нервно-психического состояния человека» подвела итоги широкого изучения им психогальванического рефлекса, как соотношения внешних реакций с внутренними, соматическими и вегетативными процессами. Это позволило обосновать принцип соотносительного изучения сенсорной, моторной, речевой и вегетативной систем в исследовании психической деятельности человека. Работы М. показали и пути сопоставления подобных данных с индивидуальными особенностями темперамента и характера человека, а также с теми отклонениями этих свойств, которые выявляются при поражении нервной системы, как органическом, так и функциональном. Тот факт, что гальванический рефлекс оказался различным по форме и по степени отклонений от нормы при различных психических заболеваниях, открыл возможность использовать его как показатель состояний нейродинамики и ее изменений при восстановлении в процессе лечения.

Продолжая традиции школы В.М.Бехтерева, М. возглавил цикл анатомо-физиологических исследований микроструктурных изменений головного мозга при функциональных нарушениях его деятельности. Изучение во время Великой Отечественной войны последствия мозговых травм, ранений, дистрофий, реактивных состояний позволило М. понять соотношение психогенных и физиогенных факторов в нервно-психической патологии. Все эти работы показали, что нет функционально-динамических нарушений без их влияния на структуру органа.

Обширный цикл работ М. и его сотрудников охватывает проблемы психопатологии, клинической психофизиологии и медицинской психологии. В монографии «Личность и неврозы» им был предложен термин «системные неврозы» и дано их широкое истолкование как заболевания, обусловленного реактивными психогенными факторами, на которые личность больного реагирует нарушениями, закрепляемыми и усиливающимися в дальнейшем. Изучение пограничных состояний и проблемы их лечения, отграничения их от неврозов включило в систему научной работы М. проблему нормы, психосоматического здоровья и возвращения к нему.

Объединяя психологическое, патопсихологическое и медицинское понимание личности и ее изучение, М. рассматривал медицину не как науку о болезнях и их лечении, а как науку об управлении здоровьем людей, об укреплении его. Его подход к проблеме неврозов базируется на синтезе конкретно-исторических условий индивидуального развития человека, формирующих особенности его личности, ее взаимоотношений с людьми, и реакций на трудные обстоятельства, возникающие в некоторых видах ситуаций. Отсюда и новое действенное направление в психотерапии неврозов, их психофизиологическая и социально-педагогическая теория.

Психология личности в этом сложном системном ее понимании потребовала общего принципиального подхода. Он был найден М. в постановке проблемы отношений, которые понимались им как сознательные избирательные связи человека с его материальной и социальной средой, определяющие психические свойства и качества человека и реализующиеся в его деятельности. Психология отношений имеет в виду сознательные отношения человека к среде и к самому себе, чем обеспечивается синтетическое и динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта. Результаты исследований в этой области представлены в двухтомной монографии «Психические свойства человека» (том 1, Характер, том 11, Способности), написанной совместно с А.Г.Ковалевым (1957-1960 гг.).

Итоги многолетней работы М. по проблеме личности привели его к постановке новой проблемы, определяемой им как проблема эволютивного монизма в понимании личности, согласно которому настоящее (текущие психические процессы), превращаясь постоянно в прошлое, в сохраняющийся опыт, одновременно становится потенциалом будущего поведения личности.

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН