А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

К

Кабанова-Меллер Евгения Николаевна
Кавелин Константин Дмитриевич
Кандинский Виктор Хрисанфович
Каплан Анна Иосифовна
Каптерев Петр Федорович
Карвасарский Борис Дмитриевич
Карпов Анатолий Викторович
Карпова Софья Николаевна
Кауфман Владимир Илларионович
Кекчеев Крикор Хачатурович
Келасьев Вячеслав Николаевич
Кларк Александр Федорович
Климов Евгений Александрович
Коган Владимир Михайлович
Колбановский Виктор Николаевич
Колодная Ася Ильинична
Коломинский Яков Львович
Кольцова Вера Александровна
Кондратьев Михаил Юрьевич
Кондратьева Светлана Витальевна
Конопкин Олег Александрович
Корнилов Константин Николаевич
Корсаков Сергей Сергеевич
Костин Анатолий Николаевич
Костюк Григорий Силович
Котелова Юлия Владимировна
Кравков Сергей Владимирович
Крупнов Александр Иванович
Крутецкий Вадим Андреевич
Крылов Владимир Юрьевич
Кудрявцев Товий Васильевич
Кузьмин Евгений Сергеевич
Кузьмина Нина Васильевна
Кулагин Юрий Александрович

Кабанова-Меллер Евгения Николаевна (1902–1997)

Российский психолог, доктор психологических наук, специалист в области педагогической психологии.

Окончила 2-й Московский государственный университет. В 30-е годы начинает научно-исследовательскую работу по проблемам производственного обучения, психологические основы которого она творчески разрабатывала на материале черчения в лаборатории С.Г. Геллерштейна.

Самый значительный период в ее научной биографии связан с Психологическим институтом Российской Академии образования, где она долгие годы работала в лаборатории психологии учения и умственного развития. Здесь она создает оригинальную концепцию приемов умственной деятельности учащихся, связав формирование этих приемов с умственным развитием детей («Психология формирования знаний и навыков у школьника. Проблема приемов умственной деятельности»,1962; «Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся»,1968).

В рамках своей концепции она разработала действенный критерий умственного развития - перенос приемов в новые условия деятельности, который широко используется в психодиагностике.

Теоретические представления позволили ей перейти к формулированию принципов развивающего обучения. Возможность реализации таких принципов подтверждена ею на богатом материале, относящимся к разным предметам (математика, черчение, география).

 

Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885)

Российский философ, юрист и психолог.

Окончил в 1839 году юридический факультет Московского университета. В 1844 году он защитил магистерскую диссертацию "Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства", став сначала профессором Московского, а затем Петербургского университетов.

Основной темой его научных исследований была проблема нравственности в разных ее аспектах. В концепции К. зарождаются контуры отечественной психологии личности, так как в его работах на первый план выдвигается прежде всего идея самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества. В своей работе "Задачи этики" (1887) он доказывал, что нравственная личность человека является "живым двигателем" всей индивидуальной и общественной жизни людей. Он также считал, что эта нравственная личность имеет объективные моральные основы, которые руководят ее деятельностью. Поэтому важнейшими чертами, как философии, так и психологии, правоведения и других наук являются, с его точки зрения, антропологизм и этическая направленность. В работе "Задачи психологии" (1872) К. писал, что роль психологии в том, чтобы вооружить общество знаниями о психических явлениях и законах деятельности нашей души, направив развитие нравственности, морального поведения человека.

Большое внимание он уделял исследованию культуры, как ее этическим аспектам, так и изучению ее национальных особенностей. Этнопсихологическая проблематика была одной из важнейших в творчестве К. В своей работе "Очерке юридического быта Древней России" (1847), он намечает план этнографических и этнопсихологических исследований, доказывая, что развитие сознания, в частности правового сознания человека, зависит, прежде всего, от особенностей среды, исторических и социальных условий жизни. Этнографические исследования привели его к мысли о том, что продукты народного творчества могут являться методом изучения национальной психологии также как и анализ продуктов индивидуального творчества - индивидуальной психики. Таким образом, он приходит к выводу о возможности объективного опосредованного исследования психики, так как психическая жизнь оставляет во внешнем мире следы, представляющие собой значки и символы - то есть продукты культуры. В своей работе "Мысли и заметки по русской истории"(1866) он подчеркивал, что свойства национальной психики проявляются и в науке, и в религии и таким образом в своих этнографических и этнопсихологических исследованиях он, независимо от Вундта и Тейлора, пришел к сходным выводам.

Применение этого метода к анализу пути развития российской науке позднее дает возможность К. исследовать ее особенности, вычленив те ее черты, которые впоследствии упоминались всеми исследователями как одни из самых основных и характерных. Это, прежде всего этическая проблематика или вопрос о свободе воли, который являлся центральной проблемой для большинства русских психологов и философов. К. также отметил, что русская философия, в отличие от европейской, ориентирована на исследования практического влияния психологии на жизнь, способов использования полученных знаний в реальной деятельности людей. Анализ этнографических и исторических материалов приводит К. и к значимой для него концепции о том, что суть цивилизации - в умственном и нравственном развитии отдельной личности и таким образом именно личность, а не коллектив является основой общественного развития. Таким образом, он формулирует и свой принцип культурного прогресса - он возможен лишь там, где есть развитая личность.

Исторические и этнографические работы К. привели его к убеждению, что культуру нельзя исследовать только физиологическим методом, а личность человека является результатом не только физиологии, но и истории и культуры. Как и Тейлор и Леви-Брюль он говорил о разнице мышления первобытного и современного человека, анализируя, прежде всего разницу его правового сознания, отражение внешней, исторической государственности в самосознании человека. Исторические исследования К. показали, что и мышление, и нравственность, и личность человека не могут быть внеисторичными. эти взгляды К., также как и его отстаивание принципа свободы воли и послужили причиной его полемики с Сеченовым, имевшей большой резонанс в обществе. К. утверждал, что психология - это та наука, в которой должны соединиться физиология и философия, так как в отдельности они не могут объяснить всей сложности человеческой природы, в том числе и такую важнейшую проблему как исследование творчества.

Он утверждал, что психические состояния детерминированы тремя факторами - идеальностью, сознательностью и волей. При этом идеальность служит основой нашей критичности, стремлению к абсолюту, к лучшей действительности. Сознание связано с возможностью самопознания, оно требует памяти и способности раздваиваться внутри себя, оставаясь цельными душой. В этой способности души раздваиваться, обращаясь к самой себе, К. видел одно из главных ее свойств, объясняющих и способность к самонаблюдению, и возможность волевого поведения. Утверждая, что психику нельзя свести к физиологии, так как физиология лишь условие возникновения психических явлений он доказывал, что психическое, как несводимое к материальному, не может и подчиняться материальным законам и, главное, закону причинности, то есть детерминизму, отрицающему свободу воли человека. Он отмечал, что без свободы воли нет личности, так как она формируется в борьбе с внешними обстоятельствами.

К. считал, что душа есть живая психическая реальность, вырабатывающая из себя, под влиянием окружающего материального мира, особый нравственный порядок, служащий образцом для преобразования материальных сочетаний. Это взаимоотношение двух порядков - материального и психического не определяется законом причинности, а потому и возможна, утверждал К., свобода воли, свобода человеческой деятельности. Поэтому он не мог примирить свой взгляд на личность с материальностью и естественностью происхождения души человека. Таким образом, не отрицая в принципе необходимость физиологических исследований психического, он выступает против понимания психологии только как естественной науки, доказывая необходимость ее связи с философией. Эта позиция К. в дальнейшем была развита психологами 90-х годов, такими как Лопатин, Лосский, Бердяев.

 

Кандинский Виктор Хрисанфович (1849-1889)

Российский психиатр.

Окончил курс в Московском университете в 1872 году, после этого он некоторое время служил во флоте, а с 1881 года состоял ординатором больницы Святого Николая Чудотворца в Петербурге.

К. выделил и описал особый вид патологии психики - псевдогаллюцинации, которые в отличие от истинных галлюцинаций переживаются как субъективные явления, не вызывая у больного ощущения объективной реальности воспринимаемых образов. Он также одним из первых в отечественной психиатрии обосновал понятие «психопатия».

Основные работы:
1. "Психологические этюды" (1881)
2. "Современный монизм" (1882)
3. "О псевдогаллюцинациях" (Москва, 1890 посмертное издание общества психиатров в Петербурге, присудившего автору за эту работу премию Филиппова; в 1885 году она появилась на немецком языке).
4. "К вопросу о невменяемости" (Москва, 1890) - посмертное издание судебно-медицинских экспертиз.
5. Кроме того, ему принадлежит перевод "Основ физиологической психологии" Вундта.

 

Каплан Анна Иосифовна (1922-1983)

Российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук (1976). Закончила лечебный факультет Московского медицинского института МЗ РСФСР по специальности врач-офтальмолог (1945) и ординатуру института (1945-1948). Работала ассистентом кафедры в ММИ МЗ РСФСР (1949-1952), с 1961 г.- в Институте дефектологии АПН СССР.

К. проводила работу по изучению и использованию остаточных зрительных функций у слепых учащихся специальных школ. Ею разрабатывались общие проблемы детской слепоты, исследовались основные ее клинические формы (Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей. 1965). Данные, полученные при изучении свойств остаточного зрения, использовать при организации обучения детей.

Особое внимание в работах К. уделялось исследованию цветового компонента остаточного зрения. В этих целях ею впервые введен для оценки остаточного зрения коэффициент устойчивости цветоразличения, величина которого связана с состоянием нейропсихической сферы. Значительная часть исследований К. направлена на изыскание возможностей целенаправленного развития зрительного восприятия детей с остаточным зрением (Детская слепота. Цветовое остаточное зрение. 1979).

 

Каптерев Петр Федорович (1849-1922)

Российский педагог и психолог.

Закончил Московскую духовную академию (1872), преподавал философию в Петербургской духовной семинарии (до 1878), затем - на педагогических курсах при Петербургских женских гимназиях Мариинского ведомства (уволен в связи с обвинением в материализме и безбожии) и на курсах Фребелевского общества. Являлся активным участником съездов по семейному воспитанию, педагогической психологии, экспериментальной педагогике. Под его редакцией вышло 57 выпусков "Энциклопедии семейного воспитания и обучения".

В работах К. закладываются основы педагогической психологии, исследуются проблемы психологии развития, воспитания и обучения ребенка Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей, воспитательниц. 1876, 1914; Педагогический процесс. 1905). Анализируя образовательный процесс, К. осмысливает его, с одной стороны, как выражение внутренней самодеятельности человека как индивидуального организма и, с другой стороны, как деятельность, обеспечивающую развитие способностей на личностном уровне.

Отводя в воспитании и обучении определенную роль саморазвитию, К. подчеркивал в то же время, что человек - существо общественное и его органические и индивидуальные свойства развиваются лишь в связи с обществом и внешней природой (на 910 личность состоит из общественных элементов, и только 110 составляет в ней "личное" начало).

Психическая жизнь человека рассматривается как энергетическая система, воплощающая в себе и преломляющая на новом уровне законы природы. Деятельность оценивается как детерминанта системы психических процессов, состояний и свойств ребенка в ходе его развития как личности. В контексте анализа процесса интеллектуального развития ребенка, прослеживается формирование образного и отвлеченного мышления. Знаковое мышление характеризуется как новая ступень в деятельности сознания.

К. анализировал процесс формирования нравственных качеств личности, его факторы и условия, дал анализ их психологического содержания. Предметом рассмотрения выступали также волевые акты: движения, желания, инстинкты. Влечения и стремления как свойства воли выводились К. из потребностей данного организма, а не из внешних побуждений. В психологическом анализе деятельности важная роль отводилась понятиям "мотив" и "цель". Психическая жизнь человека рассматривалась как саморегулирующаяся система. Прослеживая двигательную активность ребенка с рождения до 4-х летнего возраста, К. осмысливал ее как процесс социализации личности, так как к источникам деятельности относились как "естественно-органические" так и "социально-культурные" запросы и потребности.

 

Карвасарский Борис Дмитриевич 1931 г.р.

Российский психолог, профессор, доктор медицинских наук (1967), заслуженный деятель науки РФ, академик РАО

Закончил в 1954 г. Военно-морскую медицинскую Академию в г. Санкт-Петербурге. С 1957 года работает в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева; с 1969 г. - в должности руководителя отделения неврозов и психотерапии. С 1965 по 1975 г. совмещал работу в институте с преподавательской деятельностью на факультете психологии Санкт-Петербургского университета, организовав специализацию по медицинской психологии. Работая с 1982 по 1993 г. в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, организовал кафедру психотерапии, на базе которой в 1993 году создана первая самостоятельная (в системе институтов усовершенствования врачей) кафедра медицинской психологии.

Специалист по проблемам неврозов, психотерапии и медицинской психологии. Материалы, полученные им в исследовании психических болезней, получили отражение в работах "Психотерапия" (1985),"Неврозы" (1980.1990), "Медицинская психология" (1982). К. положил начало созданию широкой инфраструктуры психотерапевтической службы в России: организовал институт главных психотерапевтов во всех регионах РФ, способствовал повышению их квалификации на базе Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

 

Карпов Анатолий Викторович 1956 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1992), профессор (1993).

Закончил факультет психологии Ярославского Государственного университета (1978), работает заведующим кафедрой психологии труда университета (с 1983).

К. занимается исследованием закономерностей структурно-функциональной организации процессов принятия решения в контексте профессиональной деятельности. Им разработана концепция интегральных процессов психической регуляции, деятельности, создана структурно-уровневая теория процессов принятия решения в деятельности, в рамках которой вскрыты и изучены основные уровни организации этих процессов, сформулирована психологическая концепция принятия управленческих решений (Психология принятия решения в профессиональной деятельности. 1991; Психология принятия управленческих решений. 1996).

 

Карпова Софья Николаевна 1920 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1971), профессор (1973). Окончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (1950), аспирантуру философского факультета МГУ (1954), работала преподавателем в МГУ (1954-1992) - ассистент (с 1954), ст. преподаватель (1959), доцент (1964), профессор (1972), заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (1983-1989).

Специалист в области возрастной психологии. Основные проблемы научных исследований: психология развития речи и мышления, развитие личности. К. проведено изучение закономерностей речевого онтогенеза в детском возрасте. Исследована роль деятельности (игры, учебной деятельности, предметно-орудийной деятельности) в развитии форм и функций речи ребенка. Установлены психологические условия осознания речевой действительности ребенком и формирования теоретической позиции ребенка по отношению к речи («Осознание словесного состава речи дошкольниками,1967; «Психология речевого развития ребенка»,1987).

Исследована роль игры (роль игровых и реальных отношений между партнерами) в нравственном развитии ребенка («Игра и нравственное развитие дошкольников», 1986.). К. внесла важный вклад в разработку общей концепции университетского курса "Возрастной психологии", основанного на развитии идей Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца.

Кауфман Владимир Илларионович (1885-1969)

 

В.И. Кауфман со студентами в первые послевоенные годы

В.И. Кауфман и А.В.Ярмоленко в лаборатории слуховых восприятий

Российский психолог, специалист в области слухового восприятия и психологии музыки.

По окончании юридического факультета СПб университета (1911) работает сначала в качестве сотрудника Института научной педагогики, а с 1929 г.- старшего научного сотрудника Института мозга им. В.М. Бехтерева, где работает вплоть до ликвидации отдела психологии (1948), занимаясь проблемой слухового восприятия. В годы войны возглавляет лабораторию слуховых восприятий и представлений отдела психологии Института мозга, эвакуированного в г. Самарканд. С 1947 г. работает на психологическом отделении философского факультета, а затем - на факультете психологии ЛГУ.

Вся научная деятельность К. была посвящена разработке различных аспектов проблемы слухового восприятия и в связи с этим - психологии музыки. В его работах выявлено наличие двух типов восприятия высотных разностей звука и доказано, что звуковысотный слух не является врожденным и не может служить основанием к прогнозу успешности или неуспешности в музыкальной деятельности.

Им обоснована закономерная роль практической деятельности личности в развитии слуха, оценке силы звука, различении громкости, характере и содержании слухового образа (О роли деятельности личности в формировании и развитии слухового образа, 1985). Выявлено наличие наряду с общей остротой слуха особого "речевого слуха", охватывающего диапазон от 200 до 4000к/с и приспособленного к восприятию разборчивости речи. В работах К. показано, что в основе психических процессов, включаемых в понятие "внутренний слух", лежит оперирование слуховыми представлениями.

 

Кекчеев Крикор Хачатурович (1893-1948)

Российский психофизиолог, доктор медицинских наук (1936), профессор (1936), член-корреспондент АПН РСФСР (1947).

Окончил 1 МГУ (медицинский и физико-математический факультеты) в начале 20-х гг. В 1920-25 гг. - заведующий отделом психофизиологии и ученый секретарь Государственного Психоневрологического института в Москве, заместитель директора и заведующий отделом изысканий (в области физиологии труда) Центрального Института Труда (1921 - 1925); в эти же годы член президиума Совета по научной организации труда, производства и управления (СОВНОТ) при НК РКИ СССР, как эксперт в области психофизиологии труда. Являлся членом редколлегии журнала "Советская психотехника", заведовал отделом психофизиологии Института Психологии АПН РСФСР (1941-1948).

Занимаясь исследованиями в области физиологии и психофизиологии труда, К. изучал вопросы психофизиологии органов чувств и психологической подготовки специалистов. Центральное место в работах К. занимала проблема работоспособности и утомления в норме и при некоторых видах патологии, в частности у работающих слепых (Физиология труда. 1925, 1931). Развивая идеи отечественных физиологов И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, Л.А. Орбели, К. изучил проприорецепцию в труде, а также ее проявления при некоторых заболеваниях (Интерорецепция и проприорецепция и их значение для клиники. 1946). В годы Великой Отечественной войны знания о работе органов чувств, их взаимодействии, влиянии интерорецепции на работу внешних анализаторов послужили основой повышения боеспособности летчиков в условиях ночных полетов, разведчиков, наблюдателей.

Изобретенная К. кисло- сладкая таблетка, воздействуя на вкусовой анализатор, повышала общий уровень активации и сокращала тем самым время темновой адаптации глаза в 2-3 раза (Ночное зрение. Как лучше видеть в темноте, 1942).

В книге "Психофизиология маскировки и разведки" (1942) К. обобщает данные по всем видам чувствительности и дает рекомендации для управления чувствительностью - снижения порогов восприятия для разведчиков, "слухачей", и, наоборот, повышения порогов чувствительности наблюдателей при задачах маскировки. К. предлагает способы борьбы с различными негативными явлениями, связанными с процессами восприятия (примеры дефектов маскировки объектов, влияние расстояния и других факторов на восприятие цвета и пр.). К. различал "общую работоспособность" человека, обусловленную длительно действующими факторами, и работоспособность человека в данный день. На состояние последней влияют три группы факторов: физические воздействия внешней среды; физиологические факторы, отражающие состояние здоровья, особенности отдыха, питания и психические факторы (самочувствие и настроение человека, понимание им смысла работы, интерес к ней, волевые качества работника, воздействие социального окружения).

К. считал наиболее адекватной теорию адаптационно-трофических влияний вегетативной нервной системы на состояние мозга работающего человека. Им разработана гипотеза внутренних психофизиологических механизмов работоспособности и утомления человека, включающая не только организменный, но и личностный уровень регуляции его функциональных возможностей, тем самым, намечалась модель работающего человека, лишенная упрощенческих тенденций, характерных для работ физиологов 20-х и 40-50-х годов (Проблема физической и умственной работоспособности в свете современных представлений,1947).

Келасьев Вячеслав Николаевич 1943 г.р.

Российский психолог, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и антропологии НИИ комплексных социальных исследований СПбУ.

Окончил философский факультет ЛГУ по специальности "психология" (1968), кандидат психологических наук (1973), доктор философских наук (1991).

Основные научные интересы К. связаны с методологией комплексных междисциплинарных исследований человека, а также с разработкой активных методов обучения и коррекции поведения. Им обоснована модель интеллектуальной деятельности в контексте эволюции психики (структурная модель мышления и проблема генезиса психики 1984); предложена интегративная концепция человека на основе комплексного подхода (Интегративная концепция человека.1992) разработаны некоторые методики интеллектуального тренинга.

 

Кларк Александр Федорович (1890-1941)

Российский ученый, специалист в области профконсультации и организатор профконсультационной службы в СССГ.Р.

Закончил естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета (1915-1916). Ученик В.М Бехтерева. Трагически погиб в Ленинграде во время военной блокады зимой 1941 - 1942 гг.

Работая ученым секретарем Института мозга, К. исследовал вопросы диагностики сценического дарования, особенности творческого труда. Создал отдел психотехники и профориентации в Ленинградском Детском Обследовательском Институте Психоневрологической академии (1924), проводивший массовые психотехнические обследования учащихся старших классов средних школ для выявления их общей и специальной одаренности. В 1927г. организует по инициативе Бехтерева первое в СССР Бюро профконсультации НКТ СССР при Ленинградском Институте мозга и Ленинградской бирже труда.

Под руководством К. разрабатывались организационные формы, методы и принципы работы в области профессиональной консультации, обеспечивающие тесную взаимосвязь психологических, медицинских, педагогических и производственных данных о человеке. Полученные материалы были изложены в работах «Вопросы профконсультации и профотбора» (1928) и «Профотбор и профессиональная консультация» (1930).

В 30-е гг. К. - организатор и руководитель Центральной Профконсультационной лаборатории РСФСР при Ленинградском Институте Организации, Экономики и Охраны труда, в рамках которой проводились исследования в области профессиографии, психодиагностики, профподбора и дифференциального распределения подростков для производственного обучения в ФЗУ. Изучались проблемы устойчивости профустремленности подростков и ее связи с уровнем их развития; разрабатывались методы выявления их знаний, проводился анализ влияния социальных и биологических факторов на результаты психотехнического обследования и т.д. По инициативе К. была организована сеть бюро профконсультаций при биржах труда во многих важных промышленных центрах СССР; лаборатория принимала участие в подготовке кадров профконсультантов-психотехников.

 

Климов Евгений Александрович 1930 г.р.

Российский психолог, ведущий специалист в области психологии труда, доктор психологических наук (с 1969 г.), профессор (с 1970 г.), академик РАО (1985), президент Российского Психологического Общества (с 1994 г.).

К. окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета (1953 г.). В 1953- 1968 годах занимался научно-преподавательской работой на кафедре педагогики и психологии Казанского университета (под руководством профессора В.С. Мерлина). В 1968-1976 гг. - заведующий отделом психологии труда ВНИИ Профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде. В 1976-1980 годах - профессор кафедры психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (ныне - Российский государственный педагогический университет). В1980 г. - приглашен работать на факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1983 г.) и декан факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (с 1986 г.)

К. показано, что эффективность деятельности человека в массовых рабочих профессиях выше, если человек рассматривается не как типовая "живая машина", а как субъект, создающий, в частности, индивидуально-своеобразную систему способов своей деятельности. Разработана классификация профессий как многопризнаковых объектов (1971), широко применяемая в практике руководства выбором профессий (включая и ситуации вынужденной перемены труда); созданы средства информационной поддержки процессов включения молодежи в профессиональное становление; установлен факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира и профессионального самосознания в зависимости от типа профессии (1995).

В учебнике “Введение в психологию труда” (1988) дается определение предмет психологии труда, формулируются психологические признаки сознания развитого субъекта труда, систематизированы методы психологии труда (методы научного исследования и практического воздействия). Особое внимание уделяется методам и технологиям построения полноценного научного знания в области психологии труда (требующего обязательного эмпирического и теоретического обоснования). Последнее положение имеет важное методологическое значение и для других направлений психологической науки.

К. выдвинул идею реконструкции истории отечественной психологии труда в ее обусловленности потребностями общественной практики; историко-психологическое исследование подтвердило его модель порождения научного подхода в изучении психики субъекта труда в до- и вненаучных формах психологического знания о труде (1992).

К. созданы учебники по психологии учащихся средней школы (1997) и студентов-непсихологов (1977), которые знакомят читателя с современным состоянием психологической науки, показывают, что научное представление о психических процессах, личности, сознании и самосознании является необходимой составляющей картины мира современного человека.

 

Коган Владимир Михайлович (1903-1985)

Психолог, доктор психологических наук (1963), специалист в области афазиологии, патопсихологии, дефектологии, психологии труда.

Окончил Московский Медико-Педологический Институт (1925) по специальности "педология". Ученик (аспирант) Л.С. Выготского (1925-1929). Возглавлял психологическую лабораторию Центрального Института экспертизы трудоспособности инвалидов (ЦИЭТИН) (с 1934 по 1972).

Профессиональная деятельность в качестве психолога началась под руководством И.Н.Шпильрейна в 1923 г. в Лаборатории Промышленной Психотехники НК Труда СССГ.Р. Занимался профессиографией, рационализацией рабочих мест, одним из первых отечественных психологов изучал влияние обратной связи на эффективность труда. Опыт, накопленный в области психологии труда и промышленной психотехники, К. использовал в теории и практике врачебно-трудовой экспертизы (Трудоустройство психически больных. 1940). Диагностику и прогноз трудоспособности К. строил на основе понимания психологической сущности труда, рассматривая целенаправленность и произвольность в качестве основных свойств трудоспособности, а социальную природу труда - как ведущую характеристику, определяющую принципы формирования, восстановления и оптимизации работоспособности.

Систематизация дефектов работоспособности и знание мира профессий позволили К. разработать психологическую классификацию профессий в целях трудоустройства инвалидов. В годы Великой Отечественной войны занимался восстановлением боеспособности раненых и трудовым обучением инвалидов войны. В послевоенные годы К. занимался восстановительным обучением при афазиях вследствие ранений черепа (Восстановление речи при афазии. Докт. диссерт.1962). К. был создан метод диагностики снижения умственной работоспособности. В соответствии с тремя группами инвалидности выделены три степени снижения умственной работоспособности, неспецифичные для различных заболеваний. К. - автор ряда экспериментальных методик исследования умственной работоспособности, ставших классическими в практике врачебно-трудовой экспертизы (Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. тт. 1-3, редактор и соавт. 1969, 1971, 1974).

 

Колбановский Виктор Николаевич (1902-1970)

Российский психолог.

Окончил медицинский факультет 1 Московского государственного университета (1927) по специальности врач-психиатг.р. В 1932 году окончил Институт красной профессуры по разделу естествознания. С 1932 по 1937 годы - директор Института психологии (в настоящее время - Психологический институт РАО). В 1935 году ему присвоено звание профессора. С 1934 по 1941 годы был старшим научным сотрудником Института философии АН СССГ.Р. С 1940 года - профессор ВПШ.

В сферу научных интересов К. входили проблемы философских основ психологической науки, связи психологии и педагогики, проблемы психологии личности и способностей. Он одним из первых начал перестройку психологии на основе теории И.П. Павлова.

 

Колодная Ася Ильинична (1895-1976)

Российский психолог, врач, специалист в области психологии труда.

В качестве психолога начала работать в начале 20-х гг. в психологической лаборатории Клиники нервных болезней 1 МГУ под руководством профессора Г.И.Россолимо. Организовала первую на железнодорожном транспорте Психофизиологическую лабораторию (1924) в составе Центральной лаборатории по изучению профессиональных болезней на транспорте Медико-санитарного управления Путей сообщения Наркомздрава РСФСР, участвовала в создании филиалов лаборатории на всех железных дорогах страны. В 1930 г. К. организовала кабинет профконсультации инвалидов при Центральном Институте экспертизы трудоспособности инвалидов.

К. психологически изучала профессии работников железнодорожного транспорта, разработала эффективную систему методов для прогнозирования профпригодности, проводила оценку квалификации и пригодности работающих специалистов, анализ аварий и травматизма на железных дорогах. Считала необходимым выйти за рамки узкого понимания роли личного фактора, как природно обусловленных индивидуальных свойств работающего человека, определяющих его склонность к авариям и травматизму. Предлагала учитывать весь комплекс причин аварий и несчастных случаев, включая организационные условия. В области профконсультации К. изучала профессиональную направленность молодежи (Интересы рабочего подростка. 1929), наметила принципы системы профконсультации для инвалидов, рассматривала помощь в трудоустройстве, смену вида труда, как действенное средство социальной реабилитации инвалидов (Принципы построения системы профконсультации лицам с ограниченной трудоспособностью, 1932).

 

Коломинский Яков Львович 1934 г.р.

Российский, белорусский психолог, доктор психологических наук (1981), профессор (1982).

Закончил педагогический факультет Минского Государственного пединститута им. Горького (1951). Является заведующим кафедрой общей и детской психологии Белорусского Государственного педагогического университета (г. Минск), руководителем факультета прикладной психологии, а также главным научным сотрудником Национального института образования. Главный редактор журнала "Психология".

Предметом психологического исследования К. является развитие и формирование личности в малых группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности, межличностного взаимодействия и педагогического общения. В ходе исследований установлены общие и возрастные структурно-динамические закономерности функционирования системы личностных взаимоотношений в малых группах и коллективах.

В работах К. «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе» (1969), «Человек среди людей» (1970, 1973, 1988), «Психология взаимоотношений в малых группах» (1976) предложены и содержательно раскрыты понятия: "парадокс осознания", "социально-психологическая рефлексия", "социально-психологическая перцепция", "социометрические установки личности". Выявлено и исследовано явление "презумпции взаимности", обнаружена, описана и измерена дифференциальная характеристика личности, обозначенная как "социально-психологическая наблюдательность", особенно важная для деятельности в системе "человек-человек", разработана типология стиля педагогического взаимодействия. В результате изучения динамики становления и развития ролевой структуры личности в онтогенезе установлено, что она возникает в процессе мультипликации микросредовых ситуаций, приводящей к полигрупповой принадлежности личности.

Кольцова Вера Александровна

доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Ин-та психологии РАН.

В 1973 г. В.А. Кольцова поступила в аспирантуру Ин-та психологии АН СССР после окончания исторического факультета Челябинского педагогического института. Ученица Б.Ф. Ломова и Е.А. Будиловой. Ее кандидатская диссертация «Общение и формирование понятий» (1977) была посвящена установлению влияния непосредственного обобщения на усвоение понятий. Участвовала в проведении совместных с американскими психологами исследований личностных детерминант общения в условиях совместной познавательной деятельности (1982-1983). Когда в ин-те психологии РАН была создана сначала группа, а затем лаборатория истории психологии, В.А. Кольцовой было доверено руководство этими подразделениями.
Работы В.А. Кольцовой посвящены теоретико-методологическим проблемам историко-психологических исследований, проблемам источниковедения и историографии истории отечественной психологии, изучению творческого наследия отечественных ученых-психологов: А.Ф. Лазурского, Б.Ф. Ломова, Н.А. Рубакина, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Е.А. Будиловой, Б.М. Теплова, М.Г. Ярошевского и др. В 2004г. Докторская диссертация В.А. Кольцовой «Теоретико-методологические основы исторической психологии» (2004г.) посвящена обоснованию целостного подхода к изучению исторической психологии с позиций системности и комплексности, онтологическому анализу предмета истории психологии, концептуализации ее объекта.
В.А. Кольцова – один из инициаторов издания и руководитель серии «Памятники психологической мысли».
Основные труды:
Теоретико-методологические основы истории психологии. М., 2004.
(отв. ред.) Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.

 

 

 

Кондратьев Михаил Юрьевич 1956 г.р.

Российский психолог, член-корреспондент РАО (1996), декан социально-психологического факультета МГППИ (с 1997).

Окончив исторический ф-т МГПИ им. Ленина (1979), в 1983 году защитил кандидатскую диссертацию "Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей", а в 1994 году - докторскую диссертацию на тему "Психология межличностных отношений подростков в закрытых учебно-воспиательных учреждениях". Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии личности Психологического института РАО (19 ??-1997). Автор около 100 научных и научно-популярных работ по социальной и педагогической психологии, в том числе "Слагаемые авторитета" (1988), «Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения» (1994), "Ученические группы" (1995).

В центре научных интересов К. - изучение особенностей процесса группообразования в условиях социальной депривации. Им были исследована и проанализирована специфика внутригруппового структурирования в закрытых сообществах, экспериментально выявлен и описан комплекс социально-психологических феноменов, характеризующих межличностные отношения в группах, изолированных от широкого социума, предложен и экспериментально апробирован методический инструментарий, позволяющий исследовать характер межличностных отношений в закрытых группах. Исследования структуры межличностного общения, проведенные им в естественных условиях закрытых исправительных учреждений, позволили К. построить наиболее типичные для таких человеческих общностей модели субъективной значимости их членов друг для друга, разработать схему становления отношений авторитетности в учебно-воспитательном коллективе.

 

Кондратьева Светлана Витальевна 1926 г.р.

Российский, белорусский психолог, доктор психологических наук (1972), профессор (1981).

Закончила психологическое отделение философского факультета ЛГУ (1950). Научную деятельность начала под руководством Б.Г.Ананьева и В.Н.Мясищева. С 1966 по 1979 гг. возглавляла кафедру психологии в Дрогобычском пединституте (г. Львов). С 1979 г. - заведующая кафедрой педагогики и психологии, а с 1982 г. - кафедрой психологии Гродненского Государственного университета.

К. проведено исследование вопросов формирования личности и развития организаторских способностей учащихся старших классов под влиянием общественной работы, которая включает ряд компонентов, важнейшими из которых выступают понимание других людей и общение с ними (Воспитание организаторских способностей старшеклассников. 1970). Ею выявлены и изучены регулятивные функции психики в системе межличностного взаимодействия, показано, что понимание человеком других людей осуществляет исполнительскую и побудительную регуляцию, заключающуюся в выборе способов и мотивов поведения, которые, обобщаясь и генерализуясь, превращаются в устойчивые черты личности, связанные с отношением к другим людям. К. и ее сотрудниками исследуются уровни и механизмы перцептивно-рефлексивной регуляции поведения субъекта, разрабатываются методы изучения педагогической рефлексии, социально-перцептивных умений, способы их развития и коррекции у студентов и учителей (Учитель - ученик. 1984).

 

Конопкин Олег Александрович 1931 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1977), профессор, член-корреспондент РАО.

Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ (1956), с 1957 г. работает в НИИ ОиПП АПН СССР (в настоящее время - Психологический институт РАО), являлся ученым секретарем (??), заместителем директора института (??). С ?? - заведующий лабораторией психологии труда.

Основным направлением научной деятельности К. является теоретическое и экспериментальное изучение осуществляемого человеком процесса осознанного регулирования своей сенсомоторной деятельности. Исходным основанием исследования является понимание человека как субъекта деятельности, адекватно, осознанно отражающего действительность и активно использующего результаты отражения в своей практической деятельности.

Впервые проведенный автором систематический структурно-функциональный анализ целостного процесса осознанного регулирования деятельности открывает возможности для осуществления психологического анализа разных видов и форм произвольной деятельности, ее детерминации и оптимизации. Им было выявлено, что процесс осознанного регулирования имеет закономерную внутреннюю структуру, каждый из компонентов которой выполняет специфическую регуляторную функцию, а системное сочетание этих функций обеспечивает конечную эффективность целенаправленного регулирования деятельности. Обоснована и построена общая модель, отражающая функциональную структуру процесса осознанного регулирования, при которой достигается максимальная эффективность сенсомоторной деятельности относительно принятой субъектом цели. Это позволяет в процессе осуществления унифицированного анализа этого процесса в конкретных видах деятельности выявить те или иные структурные и содержательные дефекты процесса саморегуляции и возможные пути его коррекции.

 

Корнилов Константин Николаевич (1879-1957)

Российский психолог. Разработал концепцию реактологии (1921 г.), которую в качестве марксистской психологии противопоставлял, с одной стороны, рефлексологии, а с другой - "идеалистической эмпирической психологии". С 1923 по 1931 г. - директор Психологического института в Москве (в настоящее время - Психологический институт РАО), где пытался построить марксистскую систему психологии. В 1931 г. в результате так называемой "реактологической дискуссии" К. отошел от руководства психологической наукой. Впоследствии изучал проблемы воли и характера, участвовал в создании основных учебников по психологии для вузов.

 

Корсаков Сергей Сергеевич (1854-1900)

Российский врач-психиатр.

Окончил медицинский факультет Московского университета в 1875 г., после чего поступил в ординатуру Преображенской больницы для душевнобольных, затем - в нервную клинику Московского университета. В 1879-1888 гг. работает врачом Преображенской больницы, одновременно - заведует частной психиатрической лечебницей А.Ф. Беккера. В 1887 г. получил степень доктора медицины за работу "Об алкогольном параличе". В 1893 получает звание профессора и назначается заведующим психиатрической клиникой при Московском университете.

К. - основоположник московской школы психиатрии (В.П. Сербский, Н.Н. Баженов, Н.Е. Осипов, Л.М. Розенштейн, П.Б. Ганнушкин и другие). В своей докторской диссертации он впервые описал психоз у больных полиневритом - так называемый "корсаковский психоз", основным синдромом которого является явление ретроградной амнезии с конфабуляциями.

Внес вклад в гуманизацию психиатрического дела, становление нозологического направления в изучении психических болезней ("Курс психиатрии", 1898.). Активно выступал за упразднение мер стеснения больных в лечебницах, реализуя это в своей собственной врачебно-психиатрической практике. Вел большую общественную деятельность, являясь одним из организаторов Общества русских врачей им. Пирогова, Московского общества невропатологов и психиатров (1890) и 12-го международного медицинского съезда в Москве (1897). Совместно с А.А. Токарским был организатором экспериментальной психологической лаборатории на базе университетской клиники, ставшей крупным центром развития естественнонаучного направления в отечественной психологии.


Костин Анатолий Николаевич (род. В 1954г.)

Доктор психологических наук, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии труда Института психологии РАН.
Закончил Московский физико-технический институт (1978), факультет аэрофизики и космических исследований по специальности «инженер-физик».
По окончании института с 1978 по 1987 год работал в Ракетно-космической корпорации (ранее НПО) «Энергия», занимался проблемами эргономики и профессиональной подготовки космонавтов на тренажерах.
В Институте психологии РАН работает с 1987 года. С 2000 по 2004 год работал начальником отдела комплексного изучения человека, психологии и педагогики Российского гуманитарного научного фонда.
Доктор психологических (2000) и кандидат технических наук (1989) по специальности: «психология труда, инженерная психология и эргономика».
Направления научных исследований:
психологические проблемы автоматизации процессов управления сложной техникой, распределение функций между человеком и автоматикой; ·концепции и методы психологического анализа и оценки операторской деятельности, процессов психической регуляции, принятия решений; ·концепции системных исследований в психологии; психофизиологическая проблема.
Основные труды:
Принцип взаимного резервирования при распределении функций между человеком и автоматикой
Концепция проблемностей и многоуровневая структура психической регуляции деятельности (совместно с Ю.Я. Голиковым)
Метод таксономии межсаккадических интервалов (МСИ) движений глаз для анализа сложной деятельности
Понятия и принципы межсистемного подхода (совместно с Ю.Я. Голиковым)
Парадокс недизъюнктивности психики и дискретности импульсных нейрофизиологических процессов; выделение как недизъюнктивных (А.В. Брушлинский), так и дизъюнктивных психических процессов; гипотеза о существовании недизъюнктивных психических процессов вне мозга
Новое научное направление «Психология высоких технологий» (совместно с Ю.Я. Голиковым)

 

 

Костюк Григорий Силович (1899-1982)

Российский, украинский психолог. На протяжении многих лет был директором Института психологии Министерства просвещения УССР в г. Киеве. Разрабатывал проблемы психического развития детей. Основные труды посвящены изучению мышления и речи в младшем школьном возрасте, выявлению психологически обоснованных путей построения учебного материала. ("Вопросы психологии мышления", 1951). К. принадлежит ряд работ по истории психологии ("Очерки истории отечественной психологии", 1959).

 

Котелова Юлия Владимировна (1903-1980)

Российский психолог, специалист в области психологии труда.

Окончила педологический факультет 2-го МГУ (1929), физико-математическое отделение Государственного пединститута им. Ленина (1941). Работала под руководством С.Г.Геллерштейна в Центральном институте охраны труда ВЦСПС (Москва) в лаборатории психологии труда (1930-1941). С 1950г. - старший преподаватель, позже доцент кафедры психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, читала курс "Психологии труда" (с 1958 по 1980г.), спецкурс "Основы профессиографии", была одним из организаторов и заместителем декана факультета психологии МГУ.

Занималась психологическим изучением профессий в целях профотбора, профподготовки (30-е гг.). Вместе с А.А. Нейфахом проводила исследование труда аппаратчиков химического производства - одно из первых в отечественной психологии, позволившее выделить профессионально-важные качества специалистов операторского труда и построить тренажер по их формированию.

В области авиационной психологии К. (совместно с С.Г. Геллерштейном и Б.С.Алякринским) исследовала состояние работоспособности человека в условиях пониженного барометрического давления, создала ряд уникальных экспериментальных установок для изучения упражняемости сенсомоторных функций в условиях переключения внимания, при восприятии быстро движущихся объектов, для изучения меры изменчивости основных свойств нервной системы (подвижности) и дг.р. (40-е гг.). Является автором свыше 20-ти аппаратов и приборов для психологических исследований.

К. руководила группой сотрудников факультета психологии МГУ, занимавшихся проблемами психологии труда, эргономики, разрабатывала вопросы истории психологии, восстанавливая объективную картину развития отечественной психологии труда (Из истории советской психологии труда. 1967, Очерки по психологии труда.1986).

 

Кравков Сергей Владимирович (1893-1951)

Российский психофизиолог. Занимался исследованиями в области физиологии зрения ("Глаз и его работа", 1950). Разрабатывал проблемы взаимодействия органов чувств, цветового зрения, физиологической оптики.

 

Крупнов Александр Иванович 1939 г.р.

Российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук (1985), профессор (1987).

Закончил филологический факультет Свердловского Государственного пединститута (1966). Заведовал кафедрой психологии Свердловского пединститута (1971-1984), с 1990 г. руководит кафедрой педагогики и психологии Российского Университета дружбы народов.

К.- ученик В.Д.Небылицина, специалист в области дифференциальной психологии и психологии личности. Им разработана модель целостного анализа различных действий человека, дана сравнительная характеристика психомоторных, интеллектуальных, коммуникативных действий (Психологическая структура действий человека. 1990). В области психологии личности обоснована концепция системно-функциональной природы свойств личности и черт характера, предложена целостная, многомерно-функциональная модель организации различных качеств, которая включает в себя мотивационный, когнитивный, эмоциональный, волевой, динамический и продуктивно-селективный компоненты. Показано, что психологические механизмы реализации свойств личности и черт характера обусловлены различными видами взаимодействия указанных выше компонентов (Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности, 1995).

 

Крутецкий Вадим Андреевич (1917-1991)

Российский психолог.

Окончив отделение экономической географии МГУ (1941), он поступает в аспирантуру Института психологии АПН, в котором, после защиты кандидатской (1950) и докторской (1968) диссертаций работает на протяжении 30 лет - заведующим лабораторией способностей и заместителем директора по научной работе.

К. вел исследования в области возрастной и педагогической психологии, психологии воли и характера, но предметом его особого внимания стала психология способностей. Реализуя в своей работе подход Теплова к проблеме развития способностей, К. выделил и описал структуру математических способностей, введя понятие "математическая направленность ума". Большое значение имел тот факт, что К. в своем описании математических способностей обратил серьезное внимание на роль личностного фактора, который структурирует психодинамические качества способностей. Эти исследования обобщены в его монографии "Психология математических способностей школьников"(1968). Его исследования в области возрастной и педагогической психологии нашли отражение в его работах "Основы педагогической психологии" (1971), учебнике "Психология" для педучилищ, который неоднократно переиздавался.

В последние годы жизни К. был профессор кафедры психологии МПГУ им. Ленина, изучая психологию способностей учителя. Под его руководством изучались содержание и структура общих и специальных педагогических способностей, условия их формирования и развития у студентов, разрабатывались методы диагностики педагогических способностей, имеющие большое значение для психологии высшей школы.

 

Крылов Владимир Юрьевич 1933-1997

Российский психолог и математик, доктор психологических наук (1990), профессор (1995). Закончил механико-математический факультет МГУ (1956). Работал заместителем директора института высшей нервной деятельности АН СССР (1968 -1972). С 1972 по 1997 гг. работал в Институте психологии АН СССР (РАН). Здесь В.Ю. Крылов создал пока единственную в России лабораторию математической психологии, которая теперь носит его имя.

 

К. впервые создана конструкция стохастического автомата, обладающего асимптотически-оптимальным поведением в произвольной стационарной случайной среде. Исследованы игры автоматов (совместно с М.Л.Цетлиным). Разрабатывалась проблема моделирования реального поведения людей в решении задач случайного выбора при помощи стохастических автоматов. Были рассмотрены вопросы математического моделирования субъективных семантических пространств. Предложен новый метод неметрического многомерного шкалирования, в котором в качестве моделирующего пространства применяется псевдоевклидово пространство. Исследованы возможности применения математики в психологии, разработаны математические методы в психологии.

 

Труды: «Математическое моделирование субъективных пространств» (1989);  «Методологические и теоретические проблемы математической психологии». (2000).

 

Кудрявцев Товий Васильевич (1928-1987)

Российский психолог. Доктор психологических наук, профессор

После окончания в 1952 г. отделения логики и психологии филологического факультета МГУ им. Ломоносова работал учителем в школе. Аспирант НИИ психологии АПН РСФСГ.Р. В 1956 г. защитил кандидатскую диссертацию. Заведующий лабораторией профессионального обучения и воспитания НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Занимался изучением психологических особенностей технического мышления и технического творчества, активности личности учащихся в ходе воспитания и обучения, проблемного обучения и динамики профессионального становления личности (в особенности учащихся ПТУ и студентов по специальности инженер-преподаватель).

Основные итоги научной деятельности К. отражены в более чем ста печатных трудах, главным из которых является монография «Психология технического мышления» (1975).

 

Кузьмин Евгений Сергеевич 1921 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1968), профессор (1978).

После окончания психологического отделения философского факультета ЛГУ (1947) и аспирантуры того же факультета (1952) работал старшим преподавателем, доцентом (с 1957), профессором на факультете психологии, где организовал и возглавлял первые в нашей стране лабораторию промышленной социальной психологии (1962) и кафедру социальной психологии (с 1968).

К.- один из лидеров и организаторов ленинградской школы социальной психологии. Им разработаны теоретико-методологические и методические основания советской социальной психологии, что получило отражение в его докторской диссертации и ряде трудов (Основы социальной психологии. 1967) Выделены и описаны социально-психологические методы аттестации кадров, подходы к планированию социального развития коллективов, исследованы социально-психологические проблемы руководства (Руководитель и коллектив.1974).

Им также прослежены особенности становления и формирования отечественной психологической науки, причины и основания выделения ее в самостоятельную область знания.

 

Кузьмина Нина Васильевна 1923 г.р.

Российский педагог, психолог.

Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР (1979), заведующая кафедрой педагогики и педагогической психологии ЛГУ (с 1969), главный научный сотрудник отдела психологии Всесоюзного научно-исследовательского института профессионально-технического образования.

К. разработана общая теория функционирования педагогических систем, методология системно-структурного подхода к педагогическим явлениям. Реализуя целостный подход к анализу педагогической деятельности, К. дает всестороннюю психолого-педагогическую характеристику труда учителя и методов его изучения, исследует формирование его педагогических способностей и профессионального мастерства, предлагает систему методов оценки уровня подготовленности учителя к деятельности (Формирование педагогических способностей. 1966; Методы системного педагогического исследования. 1980). К. и ее учениками много сделано для внедрения достижений педагогической и психологических наук в практику обучения и воспитания, создания и совершенствования деятельности, практических психолого-педагогических центров и учреждений в Санкт-Петербурге.

 

Кулагин Юрий Александрович (1924-1987)

Российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССГ.Р.

Окончил философский факультет МГУ им. Ломоносова, отделение психологии. Вся научная жизнь К. была связана с НИИ дефектологии АПН СССР, в который он пришел аспирантом. Он был одним из организаторов исследовательской работы в области дефектологии, являясь председателем Всесоюзного общества дефектологов, директором НИИ дефектологии.

К. изучал особенности тактильного восприятия слепых детей, такие его свойства как предметность, константность, обобщенность, связанную с зонной природой этого процесса, и др., проследил развитие иллюзорного восприятия при накоплении слепым ребенком сенсорного опыта («Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых».1969).

На основе данных психологических исследований разрабатывал тифлотехнические средства обучения и средства наглядности для школы слепых, в частности, применил неравномерное заполнение точками рельефных рисунков с объемными изображениями и перспективными изменениями размеров и форм. Изучал специфику зрительного восприятия слабовидящих детей; выявил характерные общие и специфические особенности восприятия изображения слепыми и слабовидящими. Вместе с И. А. Соколянским создал ряд технических приспособлений для обучения слепоглухонемых.

В последние годы К. разрабатывал проблемы психического развития и дифференциации обучения аномальных детей, установил общие закономерности аномального развития.

Примите участие в исследованиях:

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"