Научная школа «Системная психофизиология»

Представлена лабораторией нейрофизиологических основ психики им. В.Б.Швыркова Института психологии РАН (Зав. лаб. проф. Ю. И. Александров)

           Содержание:

 

В.Б. Швырков - основатель научной школы

Вячеслав Борисович Швырков, основатель научной школы «Системная психофизиология», родился в Москве 3 июля 1939 года. В 16 лет он пришел в лабораторию П.К. Анохина, од­ним из ближайших учеников которого впоследствии стал. Тео­рия функциональных систем, развиваемая П.К. Анохиным и его школой, была для Вячеслава Борисовича больше чем просто на­учной концепцией. Она определяла не только постановку конк­ретных экспериментальных задач, которые он решал очень эф­фективно (первые публикации В.Б. Швыркова  вышли в 1960 г., когда он был студентом 2-го курса), но и обусловливала в целом его понимание происхождения и организации Жизни, отноше­ние к ней.

 

Вячеслав Борисович умел заражать энтузиазмом научного по­иска и студентов, делающих первые шаги в науке, и подготов­ленных ученых. Уже в то время, когда он учился в аспирантуре под руководством П.К. Анохина, вокруг Швыркова начал формироваться коллектив единомышленников, ставший базой возглавленной им позже лаборатории «Нейрофизиологических основ психики» (Институт психологии АН СССР, затем РАН), которая была образована в 1972 году по инициативе и при участии П.К.Анохина и Б.ФЛомова.

Многолетние исследования Вячеслава Борисовича и его уче­ников привели к формированию новой дисциплины, системной психофизиологии, задачей которой является изучение закономер­ностей формирования и реализации систем, составляющих ин­дивидуальный опыт, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности. Одним из наиболее важ­ных этапных результатов на этом пути явилось решение психо­физиологической проблемы, основанное на анализе с позиций теории функциональных систем материала, полученного в его собственных экспериментах и в экспериментах его учеников. Суть данного решения состоит в том, что "пси­хическое" и "физиологическое" являются различ­ными аспектами описания единых общемозговых системных процессов. При этом психическое и фи­зиологическое сопоставляются не напрямую, как в традиционной психофизиологии (что ведет к ре­дукционизму и помещению психических функций в отдельные мозговые структуры), а через упомя­нутые системные процессы, организующие эле­ментарные механизмы в "общеорганизменную" функциональную систему. Принципиальное значение имело также установление факта системной специализации нейронов, что открыло совершенно новые возможности экспериментального исследования индиви­дуального опыта человека и животных.

Для большинства из тех, кто хотя бы раз побеседовал с В.Б. Швырковым или прочитал некоторые из его основных ра­бот, было очевидно, с каким талантом, с какой выдающейся лич­ностью они имеют дело. Однако, разработанная им парадигма, именно в силу ее принципиальной новизны, входила в противо­речие с устоявшимися и широко принятыми в физиологии, пси­хофизиологии и психологии представлениями. Рано или поздно ряду его коллег это противоречие становилось очевидно — обна­руживалось, что данная парадигма не просто заставляет моди­фицировать элементы «защитного пояса» их исследовательской программы, но покушается на «ядро» последней, на те аксиомы, которые лежат в основе всех их взглядов, научной «картины мира». Поэтому, а также потому, что Вячеслав Борисович был совершенно бескомпромиссным в научной полемике и, следователь­но, не очень удобным человеком, он чаще слышал не аплодис­менты, хотя и такое бывало, но сталкивался с более или менее эмоциональными возражениями или с раздраженным непони­манием. Ему досталось не многое из того, что можно было бы назвать официальными регалиями. Впрочем, он был к ним дос­таточно равнодушен, хотя и понимал значение последних для выживания развиваемого им и его учениками направления. Было бы явным упрощением редуцировать целостную систе­му представлений, разработанных В.Б.Швырковым, к одной те­ории. Вместе с тем следует отметить, что он сам считал своим основным научным результатом, центральным стержнем всего мировоззрения системно-эволюционную теорию. Эта теория яв­ляется развитием идей  П.К. Анохина, причем развитием творчес­ким, связанным с радикальной модификацией классической те­ории функциональных систем. Обоснованию системно-эволю­ционной теории и рассмотрению вариантов ее использования для решения центральных проблем психологии, психофизиоло­гии, нейронаук посвящена его книга, которую Вячеслав Борисович не успел завершить. Он умер 4 июня 1994 г. Книга, вчерне написанная В.Б.Швырковым и подготовленная к печати его учениками, опубликована в 1995 году («Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики» М., ИПРАН, 1995) и приводится на сайте. Недавно опубликована полная подборка работ В.Б.Швыркова (В.Б.Швырков «Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики» Избранные труды. Под ред. Ю.И.Александрова. Издательство «Институт психологии РАН» М., 2006 г. 592 стр. )

Верно оценить масштаб совершенного Вяче­славом Борисовичем Швырковым - значит по­нять, что он осуществил истинный переворот в науке, создав не только новую дисциплину, но, по существу, новое мировоззрение, систему пред­ставлений, не сводимых целиком к какой-либо из существующих отдельных областей науки.

 

 

История лаборатории – научной базы Школы

 

В.Б. Швырков был одним из наиболее ярких учеников академика Петра Кузьмича Анохина, автора теории функциональных систем.  Эта теория явилась основой системного подхода в изучении целенаправленного поведения человека и животных, своеобразным "концептуальным мостом" между "психическим" и "физиологическим".

Академик Анохин принимал деятельное участие в создании Института психологии АН СССР (теперь - РАН), и в 1972 г. во вновь созданном Институте психологии им была основана лаборатория нейрофизиологии обучения (с 1975 года  она называется  лабораторией нейрофизиологии функциональных систем, а с 1988 года – лабораторией нейрофизиологических основ психики) для разработки фундаментальных проблем психофизиологии. Возглавить лабораторию П. К. Анохин поручил своему молодому талантливому ученику В.Б. Швыркову.

П.К. Анохин придавал огромное значение на­учной школе в воспитании молодежи - "школа очень ускоряет становление ученого. Школа поз­воляет начинающему ученому не думать о многих технологических мелочах. На примере оригиналь­ной мысли молодой человек видит, как частному факту находится место в строгом здании системы. Творческий опыт поколений подобен лоцману, ко­торый помогает провести корабль любознатель­ности через рифы и подводные камни к новым идеям, к новым обобщениям".

 

 

 

 

 

 

   

 

 

   

          П.К. всегда впереди   

       

         Анохин и Швырков. Ереван,1963

 

Блестящие лекции и доклады, личное обаяние, огромная эрудиция и страстная увлеченность на­учным поиском привлекали к Петру Кузьмичу не только физиологов, но и биологов, психологов, физиков и математиков. Отличительными чертами коллектива сотрудников, работающих с П.К. Ано­хиным, были доброжелательность, товарищест­во, взаимопомощь, увлеченность своей работой. Отсюда - устойчивость коллектива, долговременность сложившихся групп.

                          В Сеченовском – (Научный коллектив П.К.Анохина). 1966 год

Уже в 60-е годы, когда под руководством П.К. Анохина В.Б. Швырков учился в аспирантуре, вокруг него сформировался коллектив единомышленников, ставший впоследствии базой упомянутой лаборатории. Ученики В.Б. Швыркова, в основном пришедшие к нему еще студентами, с самого начала своего пути в науке не только осваивали основные положения теории и методы экспериментальной работы, но и, что не менее важно, попадали под сильнейшее формирующее воздействие атмосферы совместного творчества ученых, объединенных общей идеей и целями.  

  Лаборатория, 1977

слева направо вверху: Ю.Александров, Н.Максимова, Д.Шевченко, И.Александров, Ю.Гринченко, А.Карпов

внизу: Н.Мандрыкина, А.Пашина, Б.Безденежных,  В.Швырков, Р.Хвастунов,

внизу в центре  В.Бугаев

Основной "костяк" ла­боратории сохранился и в настоящее время, хотя ее состав обновился и расширился за счет моло­дых ученых.

 

В 1994 году, после смерти Вячеслава Борисовича, лабораторию возглавил Ю.И. Александров, начавший научную работу под руководством П.К. Анохина и В.Б. Швыркова, будучи студентом 2-го курса, а ныне профессор, доктор психологических наук. В 1999 году лаборатории присвоено имя Вячеслава Борисовича Швыркова. В настоящее время, как и раньше, исследовательская работа осуществляется с привлечением значительного количества активно работающей молодежи: молодых научных сотрудников, аспирантов и студентов, которые с первых шагов в науке осознают, что они вливаются в коллектив, являющийся сформированной научной школой и разрабатывающий новое направление в психологии.

Традиции научной школы сохраняются моло­дыми учеными. Молодежь приходит в лаборато­рию обычно после прослушивания лекций, кото­рые читают в разных вузах сотрудники лаборато­рии, и сразу вовлекается в экспериментальную работу, во многих случаях с самого начала разра­батывая свою собственную тему исследования. Для молодежи еженедельно проводятся научные семинары с участием квалифицированных специ­алистов лаборатории. Во время семинаров студенты, ас­пиранты и молодые научные сотрудники имеют возможность выступить с докладами и обсудить прочитанную научную литературу, собственные экспериментальные данные. Принципиальная особенность семинаров состоит в том, что обсуж­дение обязательно включает определение специ­фики позиций научной школы по каждому данно­му вопросу в сравнении существующими в лите­ратуре.

 Научные поколения школы

В лаборатории нейрофизиологических основ психики им. В.Б. Швыркова, где сама атмосфера научной деятельности спо­собствовала и способствует реализации творчес­ких возможностей молодого ученого, талантли­вый ученик уже через 4-5 лет может руководить работой начинающего исследователя. Если по­пробовать проследить поколения ученых, воспи­танных в научной школе Вячеслава Борисовича, то в связке "учи­тель-ученик" их можно насчитать 3-4, в зависимости от способности ученого становиться учителем. Если же рассматривать не конкретные связки "учитель-ученик", а этапы появления новой «поросли», то получается, что за 35 лет существования в лаборатории можно выделить (конечно, довольно условно)  6-7  научных поколений. Поскольку каждое новое научное поколение выделяется по мере существования и развития самой лаборатории, ниже приводится состав лаборатории с момента ее возникновения. Нужно отметить, что указаны все сотрудники лаборатории (в том числе лаборанты и инженеры), студенты и аспиранты, проработавшие в лаборатории больше двух лет. Указан статус сотрудника при появлении в лаборатории, его научная степень  и дальнейший научный рост. Разными цветами отмечены разные научные поколения:

 

     Cтаршее  поколение научной школы В.Б.Швыркова с Б.Ф.Ломовым. Калифорния, Симпозиум по целенаправленному поведению, 1978

Слева направо: Д.Шевченко, А.Карпов, Ю.Александров, Б.Ф.Ломов, В.Швырков

 

3 апреля 1972 г. в лабораторию вошли:

  • Вячеслав Борисович Швырков, зав.лаб., канд.мед.наук,
    1979 г. - докт.мед.наук, проф., умер 4 июня1994 г.
  • Диана Георгиевна Шевченко, ст.н.с., канд.мед.наук,
    1976 г. – звание: старший научный сотрудник.

В течение 1972 года:

  • Юрий Иосифович Александров, ст.- иссл., 1976 г. - канд.мед.наук,
    1986 г. - докт.псх.наук, 1989 г. – проф., 1994 г. - зав.лаб.
  • Юрий Васильевич Гринченко, ст.-иссл., 1978 г. - канд.мед.наук
  • Александр Петрович Карпов, канд.мед.наук, умер 25 января 2002 г.,

С 1973 г.:

  • Альбина Ханифовна Пашина, м.н.с., 1980 г. - канд.биол.наук 
    в 1987 г. уволилась
  • Сергей Сергеевич Трофимов, м.н.с., в 1976 г. уволился
  • Владимир Владимирович Бугаев, инж., в 1979 г. уволился

С 1974 г.:

  • Семен Григорьевич Кадагидзе, канд.техн.наук, в 1977 г. уволился
  • Татьяна Николаевна Греченко, м.н.с., 1975 г. - канд. псх.наук, 1986 г. - докт.псх.наук.

С 1975 г.:

  • Нина Александровна Мандрыкина, ст. лаб., в 1978 г. уволилась
  • Игорь Олегович Александров, студ. МГУ, 1983 г. - канд.псх.наук, 2007 г. - докт.псх.наук,
  • Наталья Евграфовна Максимова, студ. МГУ, 1987 г. - канд.псх.наук,

С 1977 г.:

  • Борис Николаевич Безденежных, м.н.с., канд.мед.наук, 2005 г. - докт. псх. наук.
  • Александр Георгиевич Горкин, студ. МГУ, 1988 г. - канд.псх.наук.
  • Рюрик Михайлович Хвастунов, канд.матем.наук, в 1978 г. уволился

С 1980 г.:

  • Владимир Викторович Гаврилов, аспирант, 1992 г. - канд.псх.наук.
  • Анна Владиславовна Корпусова, студ. МГУ, в 1989 г. уволилась

С 1981 г. 

  • Сергей Валентинович  Ерошкин, ст.инж., в 1984 г. уволился

С 1984 г.:

  • Владимир Алексеевич Алехин, ст.инж               

С 1986 г.:

  • Нонна Георгиевна Пирцхалайшвили, ст.лаб., в 1989 г. уволилась

С 1989 г.:

  • Михаил Васильевич Бодунов, канд.псх.наук, в 2004 г. уволился
  • Елена Борисовна Баркова, ст.лаб., в 2005 г. уволилась
  • Владимир Иванович Буров, ст.инж., в 1991 г. уволился

С 1995 г.:

  • Роберт Германович Аверкин, студ. Ин-та молодежи, б/с.

С 1996 г.:

  • Андрей Константинович Крылов, асп., 2007 г. - канд.псх.наук.
  • Ольга Евгеньевна Сварник, асп., 2003 г. - канд.псх.наук.

С 1997 г. 

  • Евгения Алексеевна Кузина, студ. ГУГН, б/с.

С 1998 г. 

  • Марина Геннадиевна Колбенева, студ. ГУГН, асп., 2013г.-канд.псх.наук

С 1999 г. 

  • Алексей Александрович Созинов, студ. ГУГН, 2008 г.-канд.псх.наук
  • Алексей Алексеевич Медынцев, студ. МГПИ, асп., 2009г.-канд.псх.наук
  • Анна Андреевна Молоткова (Сергеевцева), студ. ГУГН, б/с.

С 2000 г. 

  • Ольга Александровна Соловьева, студ. ГУГН, б/с.

С 2003 г. 

  • Ольга Павловна Марченко, студ. ГУГН, асп., 2009г.-канд.псх.наук

С 2004 г. 

  • Светлана Александровна Татарко, аспирант, б/с.
  • Карина Ролландовна Арутюнова, студ. ГУГН
  • Елена Владимировна Тулинова, студ. ГУГН 

С 2005 г. 

  • Андрей Валерьевич Рождествин, аспирант
  • Татьяна Анатольевна Фадеева, аспирант ИПРАН
  • Мария Александровна Мягченкова, аспирант ИПРАН  

С 2007 г. 

  • Людмила Александровна Главинская, студ. ГУГН 

С 2008 г. 

  • Александра Игоревна Булава, студ. ГУГН 
  • Сергей Александрович Казымаев, аспирант

С 2009 г. 

  • Ирина Игорьевна Знаменская, студ. ГУГН 
  • Ирина Михайловна Созинова, студ. ГУГН
  • Юлия Руслановна Чистова, студ. ГУГН

С 2010 г. 

  • Ольга Валерьевна Герасимова, аспирант
  • Павел Петрович Плешков, аспирант

С 2011 г. 

  • Полина Алексеевна Пескова, студ. ГУГН
     

 

                            


2002 год 
2007 год

   

 

Признание системной психофизиологии

ПРИЗНАНИЕ СИСТЕМНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

Системная психофизиология включена в Госу­дарственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (2000, с. 17), в официальную федеральную программу психоло­гического образования (2001 г.) и рядом глав представлена в учебниках "Основы психофизио­логии" [13] и "Психофизиология" [15], рекомен­дованных Министерством общего и профессио­нального образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обуча­ющихся по специальностям "Психология" и "Клиническая психология"

Коллектив лаборатории нейрофизиологичес­ких основ психики им. В.Б. Швыркова неизменно признавался ведущей научной школой (в 1997, 2000 , 2003  и 2006 гг. по разделу наук о человеке и обще­стве).

 

 

 

 

Программа поддержки научных школ. Ведущие научные школы России, вып.1, М.:Янус-К,1998.                          

Основная тематика исследований лаборатории (направления, темы)


ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛАБОРАТОРИИ

Лаборатория нейрофизиологических основ психики им. В.Б. Швыркова создана в 1972 г. акад. П.К. Анохиным, автором теории функциональных систем, для разработки фундаментальных проблем психофизиологии. Применение теории функциональных систем к решению проблем психофизиологии привело к формированию нового направления в психологии - системной психофизиологии, с позиций которой в лаборатории исследуется системная структура индивидуального опыта. Эта структура описывается как набор функциональных систем  (элементов структуры индивидуального опыта, сформированных в процессе индивидуального развития) и межсистемных отношений, складывающихся при формировании и актуализации систем. В качестве единицы структуры индивидуального опыта («состояние субъекта поведения» по В.Б. Швыркову) рассматривается набор систем разного «возраста» (т.е. сформированных на разных этапах индивидуального развития), одновременная актуализация которых обеспечивает достижение результата поведенческого акта. Несмотря на широчайшее разнообразие методов, применяемых в лаборатории для решения конкретных задач, и использование в экспериментах как испытуемых, так и животных разных видов, отдельные задачи являются взаимозависимыми и взаимодополняющими и образуют целостную исследовательскую программу, в основе которой - единая методологическая база системной психофизиологии. Эффективность экспериментальных и теоретических разработок, проводимых в лаборатории, обусловила включение системной психофизиологии в качестве обязательного раздела в федеральную программу психологического образования, а также признание лаборатории (в 1997, 2000 и 2003 годах) одной из Ведущих Научных Школ России (по разделу Наук о человеке и обществе).

В лаборатории применяется широчайшее разнообразие методов, используемых как в экспериментах с участием испытуемых, так и в опытах на животных разных видов. Несмотря на разнообразие, отдельные исследования являются взаимозависимыми и взаимодополняющими и образуют целостную исследовательскую программу, в основе которой находится  единая методологическая база системной психофизиологии.
Это единство позволяет избежать эклектичности при  интеграции данных, получаемых в результате исследований самого разного уровня: от исследования клеточных и субклеточных механизмов формирования новых системных специализаций нейронов и межсистемных отношений в норме и патологии до исследования системной организации операторской деятельности,  закономерностей формирования и реализации системной структуры индивидуального опыта в деятельности, предполагающей субъект-субъектные отношения у детей и взрослых, психофизиологических основ сознания и эмоций. В настоящее время к основным направлениям исследований, проводимых в лаборатории, относятся следующие:

  • Исследование психофизиологических закономерностей формирования новых компонентов опыта при научении.
  • Анализ особенностей формирования нового опыта разными способами: в условиях отсутствия контакта со зрительной средой, на фоне действия блокаторов научения и при наблюдении за демонстратором.
  • Исследование психофизиологических закономерностей «переноса» инструментального навыка.
  • Изучение поведенческих и морфологических особенностей формирования новых элементов индивидуального опыта на поздних этапах онтогенеза.
  • Анализ системной структуры индивидуального опыта при усвоении альтернативных навыков в разных режимах их чередования.
  • Механизмы регуляции функциональных состояний нейронов при внесинаптической рецепции сверхмалых доз биологически активных веществ
  • Исследование модели поведения в открытом поле в условии полимотивации.
  • Исследование психофизиологических закономерностей принятия решения в инструментальном пищедобывательном поведении у животных.
  • Изучение динамики межсистемных отношений в реализующейся деятельности.
  • Изучение процесса селекции альтернатив у испытуемых при принятии решения в стратегической игре.

Защищенные сотрудниками диссертации:


ЗАЩИЩЕННЫЕ СОТРУДНИКАМИ ДИССЕРТАЦИИ

кандидатские:

Александров Ю.И. «Организация нейрональных реакций в сомато-сенсорных и зрительных областях коры мозга в условном и безусловном оборонительных поведенческих актах» 1976 г.

Безденежных Б.Н. «Микроионофоретическое изучение механизмов формирования реакций коркового нейрона в условном и безусловном оборонительных поведенческих актах» 1976 г.

Гринченко Ю.В. «Нейрофизиологическое изучение механизмов смены поведенческих актов в пищедобывательном поведении» 1978 г.

Пашина А.Х. «Нейрофизиологическое изучение организации двигательной активности в пищедобывательном поведении» 1980 г.

Александров И.О. «Психофизиологическое изучение поведения в ситуации обнаружения пороговых сигналов» 1983 г.

Максимова Н.Е. «Системное значение медленных потенциалов мозга человека» 1987 г.

Горкин А.Г. «Специализация нейронов в обучении»1988 г.

Гаврилов В.В. «Соотношение импульсной активности нейронов с медленными потенциалами мозга в поведении»1992 г.

Сварник О.Е. «Формирование индивидуального опыта и его нейрогенетическое обеспечение: экспрессия гена c-fos» 2003 г.

Крылов А.К.  «Психофизиологический анализ рефлекторного взаимодействия со средой» 2007 г.

Созинов А.А. «Эффект интерференции и реорганизация памяти при научении» 2008 г.

Марченко О.П. «Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов» 2009 г.

Медынцев А.А. «Системная организация поведения при произвольной и непроизвольной оценке интервалов времени разной длительности» 2009 г.

Колбенева М.Г. «Психофизиологические закономерности инициируемой словами актуализации индивидуального опыта равной дифференцированности» 2013 г.


докторские:

В.Б. Швырков. "Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения". 1978 г.

Ю.И. Александров. "Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении". 1986 г.

Т.Н. Греченко. "Психофизиологический анализ динамики формирования энграммы".1986 г.

Б.Н. Безденежных. "Психофизиологические закономерности взаимодействия функциональных систем при реализации деятельности".       2004 г.

И.О. Александров. "Структура индивидуального знания: закономерности организации и становления". 2007 г.

Изданные сотрудниками лаборатории книги (монографии, сборники):


ИЗДАННЫЕ СОТРУДНИКАМИ КНИГИ (МОНОГРАФИИ, СБОРНИКИ)

Развитие теории функциональных систем организма (библиогр. указатель работ, выполненных под рук. акад. П.К.Анохина) Составитель Д.Г. Шевченко. М., «Медицина», 1972 г., 104 с.

Принципы системной организации функций. Отв. ред. П.К. Анохин. М., «Наука» 1973 г. 315 с.

Системный анализ интегративной деятельности нейрона. Отв. ред. П.К. Анохин. М., «Наука» 1974 г.

Проблемы принятия решения. Отв. ред. П.К. Анохин, В.Ф.Рубахин Г.Е.Журавлев, В.Б.Швырков, Д.Н.Завалишина, Д.Г.Шевченко. М., «Наука» 1976 г. 319 с.

Философские аспекты теории функциональных систем. Отв.ред. Ф.В.Константинов, Б.Ф. Ломов, В.Б. Швырков. М., «Наука» 1978 г. 400 с.

Теория функциональных систем в физиологии и психологии. Ред: Ломов Б.Ф., В.Б. Швырков, Д.Г. Шевченко, К.В. Шулейкина М., «Наука» 1978 г. 383 с.

В.Б. Швырков. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М., «Наука» 1978 г. 240 с

Системный анализ механизмов поведения. Ред: Судаков К.В., В.Б. Швырков, Д.Г. Шевченко. М., «Наука» 1979 г. 360 с.

Греченко Т.Н. Нейрофизиологические исследования памяти. М., «Наука» 1979 г.

Neural Mechanisms of Goal-Directed Behavior and Learning. Ed. R.F.Tompson, L.H.Hicks, V.B.Shvyrkov. Acad. Press, 1980, 637p.

Нейрофизиологические механизмы поведения. Ред. Ломов Б.Ф., Р.Ф.Томпсон, В.Б. Швырков. М., «Наука» 1982 г. 534 с.

Системный подход к психофизиологической проблеме. Ред. В.Б. Швырков, М., «Наука» 1982 г. 229 с.

Мозг и психическая деятельность. Ред. В.Б. Швырков, М.В.Бодунов, Т.Ярвилехто, М.Самс. М., «Наука» 1984 г. 280 с.

Нейроны в поведении: системные аспекты. Отв.ред. В.Б. Швырков М., «Наука» 1986 г. 288 с.

ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях Отв.ред: В.Б. Швырков, В.М.Русалов, Д.Г. Шевченко.  М., «Наука» 1987 г.

Psychophysiology of cognitive processes. Proc. Of III Soviet-Finnish Symposium on Psychophysiology. 1988, Moscow

Ю.И.Александров. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. М., «Наука» 1988 г.

Психофизиология познавательных процессов. Материалы III Советско-Финского симпозиума по психофизиологии. М. 1988. Ред. Швырков В.Б., Наатанен Р., Самс М., Александров И.О., Максимова Н.Е.

Shvyrkov V.B. Neurophysiological study of systemic mechanisms of behavior.  Oxonian Press Pvt.,Ltd.,New-Delhi, 1990, 230 p.

Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М., Институт психологии РАН, 1995, 164 с.

Основы психофизиологии. Учебник. Отв.ред. Ю.И.Александров. М., «Инфра-М» 1996 г.

Греченко Т.Н. Психофизиология. М., «Гардарик» 1999 г.

Александров Ю.И., А.В.Брушлинский., К.В.Судаков., Е.А.Умрюхин. Системные аспекты психической деятельности. М., «Эдиториал УРСС» 1999 г.

Психологический журнал. 1989, Т. 10 - 2002, т. 23.М. МАИК Наука. Под ред. А.В. Брушлинский, И.И. Чеснокова, И.О. Александров и др.

Безденежных Б.Н. Динамика взаимодействия функциональных систем в структуре деятельности. М., Изд. ИП РАН, 2004 г. 270 с.

Александров И.О. Формирование структуры индивидуального знания. М., Изд. ИП РАН, 2006 г.

Статьи сотрудников:

     

Главы в учебниках и руководствах:

ИЗДАННЫЕ СОТРУДНИКАМИ УЧЕБНИКИ, ГЛАВЫ В УЧЕБНИКАХ

  • Греченко Т.Н., Соколов Е.Н. Нейрофизиология памяти и обучения. Руководство по физиологии (Механизмы памяти). Л., Наука, 1986, с.132-172.
  • Основы психофизиологии. Учебник. Под ред. Александрова Ю.И. М.:Инфра-М. 1997. 431 с.: Авторский коллектив: Ю.И. Александров, Д.Г. Шевченко, И.О. Александров, А.Г. Горкин, Т.Н. Греченко, В.С. Гурфинкель, Н.Н. Данилова, Л.Г. Дикая, А.М. Иваницкий, Э.А. Костандов, А.Н. Лебедев, Ю.С. Левик, Н.Е. Максимова, П.В. Симонов, И.А. Шевелев. 
  • Александров Ю.И. Основы системной психофизиологии. Современная психология. Справочное руководство. Отв. ред. Дружинин В.Н. М. Инфра-М. 1997. С. 36-68.
  • Александров И.О., Максимова Н.Е. Научение. Современная психология. Справочное руководство. Ред. В.Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1999. Раздел 3.5. с. 201-217.
  • Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования (экспериментальная психология). Основной курс. М. Изд. Института психологии РАН. 1999.
  • Греченко Т.Н. Общая психофизиология. В кн.: Современная психология, М. :Инфра-М, 1999. стр.19-36.
  • Александров И.О., Максимова Н.Е. Психология как наука. Глава 1 в трех изданиях учебника. «Психология»:для гуманитарных, технических и юридических ВУЗов.Ред. В.Н.Дружинин. Спб.:Питер, 2001. с. 11-27.
  • Александров И.О., Максимова Н.Е. История психологии. Глава 2 в трех изданиях учебника. «Психология»:для гуманитарных, технических и юридических ВУЗов.Ред. В.Н.Дружинин.Спб.:Питер, 2001. с. 28-43.
  • Психофизиология. Учебник для вузов. (2-е издание дополненное и переработанное). Под ред. Александрова Ю.И. СПб.: Питер, 2001 г. (2-е издание дополненное и переработанное). , и 3-е издание дополненное и переработанное 2004 г., 2006 г., 2013 г. :

    • Александров Ю.И. Предисловие. Системная психофизиология.
    • Гринченко Ю.В. Мозг. 
    • Безденежных Б.Н. Современные методы исследования в психофизиологии. Психофизиология внимания. 
    • Греченко Т.Н. Психофизиология памяти. 
    • Шевченко Д.Г. Сон и сновидения. 
    • Шевченко Д.Г., Александров Ю.И. Функциональное значение сна.
    • Горкин А.Г. Психофизиология научения.
    • Александров И.О., Максимова Н.Е. Связанные с событиями потенциалы мозга (ССП) в психофизиологическом исследовании. 
    • Бодунов М.В. Дифференциальная психофизиология. 
    • Гаврилов В.В. Сравнительная психофизиология.
     
  • Греченко Т.Н. Биологические основы психики Психология (учебник для гуманитарных вузов), ред. В.Н.Дружинин, изд. Питер, 2001, С.57-70.
  • Александров И.О., Максимова Н.Е. Научение. Психология XXI века. Ред. В.Н.Дружинин. Учебник для ВУЗов. М.: ПЕР СЭ. 2003. С. 238-267.
  • Александров Ю.И. Введение в системную психофизиологию. Психология XXI века. Отв. ред. Дружинин В.Н. М.: Пер Се. 2004. С. 39-85.

Постоянно действующие семинары:


ПОСТОЯННЫЕ НАУЧНЫЕ СЕМИНАРЫ

  • “Системная психофизиология" в лаборатории нейрофизиологических основ психики Института психологии РАН. под рук. Александрова Ю.И.
  • "Психофизиология" (секция РПО), под рук. Александрова Ю.И. (сопредседатель член- корр. РАО, проф. Е.Н. Соколов), Институт психологии РАН, кафедра психофизиологии МГУ.

Методические пособия


ПАТЕНТЫ

  • Гринченко Ю.В. Микроманипулятор для полухронической регистрации активности нервных клеток головного мозга животных в поведении. Пристендовый буклет к выставке "Теория функциональной системы - практике". М., Изд. ВДНХ, 1983.
  • Гринченко Ю.В., Александров Ю.И Применение фотоэлектрической регистрации движений в специально разработанной модели поведенческого акта: метод для изучения иерархической организации функциональных систем. Пристендовый буклет к выставке "Теория функциональной системы - практике". М., Изд. ВДНХ, 1983.


  • КУРСЫ ЛЕКЦИЙ СОТРУДНИКОВ ЛАБОРАТОРИИ

       
  • Александров Ю.И. Системная психофизиология (Программа курса с методическими рекомендациями) М. Институт Молодежи. 1998.
  • Александров Ю.И. Основы системной психофизиологии (Основной курс). М. Институт психологии РАН. 1998.
  • Безденежных Б.Н. Общая физиология. Физиология ЦНС и ВНД. (Программа учебного курса). М.: ИП РАН, 1998
  • Гринченко Ю.В. Анатомия ЦНС - основы неврологии. Программа учебной дисциплины для студентов психологических специальностей. М., изд. ИПРАН, 1998.
  • Александров Ю.И. Психофизиология» (Программа курса) М. Институт Психоанализа. 1998, 2003
  • Александров И.О., Максимова Н.Е. Экспериментальная психология. Сборник примерных программ для ВУЗов по направлению подготовки специалистов. М.: МГУ. УМО. 2002.
  • Гринченко Ю.В. Анатомия центральной нервной системы (основы неврологии). Программа и краткий конспект лекций. М., Высшая школа психологии. 2003.
  • Безденежных Б.Н. Физиология центральной нервной системы с основами общей физиологии для студентов-психологов. Методическое пособие. / М.: Высшая школа психологи, 2006. 79с.
  • Сварник О.Е. Психофизиология/Программа курса по специальности «Психология». - М.: Изд-во МосГУ, 2006. 18 с.
  •  
       

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН