Шлыкова Ю.Б. Самоактуализация личности и автобиографический рассказ

Ю.Б. Шлыкова

Самоактуализация личности и автобиографический рассказ

Для исследования связи автобиографии с самоактуализацией личности нами использовался анализ автобиографических текстов, позволивший выделить 3 типа текстов: Деятельностный тип, связан с самореализацией личности в пространстве различных видов прикладной деятельности; Социальный тип реализует собственные возможности в системе межличностных отношений; Экзистенциально-чувственный тип связан с осмыслением собственной жизни и своего места в ней.

Далее анализировались особенности направления самоактуализации личности, использующей определенный тип автобиографии. Для реализации поставленной цели использовался «Самоактуализационный тест».

«Деятельностный» тип автобиографии . Анализ результатов выявил необходимость разделить тип на 2 группы: успешную, описывающую достижения и успехи и не успешную, описывающую неудачи. Результаты данного типа связаны с отношением личности к собственной деятельности. В целом, по всем шкалам, кроме шкал креативности и познавательных потребностей, результаты успешной группы выше, чем результаты неуспешной группы (при p > 0,01). По основным шкалам разброс данных достаточно высок, и мы не можем говорить о типологических особенностях. По шкале ценностных ориентаций имеются как высокие, так и средние показатели независимо от группы. Шкала гибкости поведения достаточно выражена (70,6%), чтобы говорить о способности людей с данным типом автобиографии к импровизации, смене различных видов деятельности, гибкости в отношении установок, оценок и пр. Шкалы сензитивности (58,5%) и спонтанности (64,3%) также выражены на уровне средних показателей. Выражена шкала самоуважения (62,5%), причем, по данной шкале очевидна зависимость от успешности деятельности. Шкала контактности имеет достаточно высокие показатели (58,3%), что свидетельствует о достаточно развитой способности строить отношения без зависимости от другого человека. Относительно неожиданными оказались невысокие показатели по шкале познавательных потребностей (61,1%). Имеется некоторая привязанность к уже достигнутым результатам, а не поиск новых способов решения задач. Показатели креативности единственные для данного типа не зависящие от успешности выполняемой деятельности и выраженные выше, чем у остальных типов (70,3%).

Содержательно процесс самоактуализации личности данного типа разворачивается в различных видах практической деятельности. Этим людям свойственна некоторая зависимость от мнения референтной группы. Жизнь такой личности наполняется смыслом через поиск тех сфер жизнедеятельности, которые в большей степени обеспечивают ему успешность в глазах других людей.

«Социальный» тип автобиографии. По данному типу результаты более однообразны по сравнению с другими типами, ни одна из шкал не имеет типичной выраженности. Относительно невысокие показатели самоактуализации личности данного типа конструирования автобиографии могут частично объясняться предположением о том, что такая личность предпочитает искать смысл жизнедеятельности в прошлом, в удовлетворенности сложившимися отношениями, с отсутствием потребности что - либо менять.

В социальном типе не выявлены типологические особенности самоактуализации личности. Можно говорить лишь о некоторых тенденциях. Заметны относительно невысокие показатели по основным шкалам теста. Причем, получив на наш взгляд достаточно низкие результаты у представителей данного типа, мы продемонстрировали результаты респондентам. В выборке были люди, внешне реализующие себя как общительные, успешные, уверенные в себе. При беседе с ними выяснилось их понимание и осознанное отношение к рассогласованию их форм поведения, оценки со стороны других и самооценкой.

Заметна выраженность шкал гибкости и самоуважения на фоне остальных шкал. В индивидуальных результатах мало людей, у которых шкалы выражены гармонично и выше среднего уровня.

Личность данного типа особенное место в своей жизни отдает значимым Другим. Интересно отметить, что по содержанию автобиографии в качестве значимого может выступить практически любой человек. Если для других респондентов значимыми являются, как правило, родственники, друзья, любимый человек, одноклассники и пр., то для человека социального типа кроме этих образов актуальным может стать любой человек, участвовавший в значимом событии.

Для личности данного типа характерен поиск Другого человека. У них выражена потребность обнаружить эталон для подражания, источник идентификации. Стабильность личности зависит от наличия в его Я-концепции идеального образа другого человека, к которому необходимо стремиться. Отсутствие эталона оставляет человека в замешательстве, с неспособностью выбрать дальнейшее направление личностного роста.

«Экзистенциально – чувственный» тип автобиографии. Данный тип позволил выявить максимальное количество особенностей и показал самые высокие результаты по данной методике.

Общей для всех респондентов является выраженность шкал ценностных ориентаций, спонтанности, самоуважения, самопринятия, понимание природы человека, синергии. Относительно невысокие показатели по шкалам креативности, познавательных потребностей и ориентации во времени. Общая картина по данной методике создает образ личности данного типа автобиографии как понимающей себя, позитивно относящейся к людям вообще и к самой себе, с высоким уровнем притязаний, особенно касательно нравственных ценностей. С другой стороны, это личность, не стремящаяся к активному поиску новых форм самоактуализации, постановке новых задач и поиску путей их разрешения.

Личность данного типа постоянно находится в поиске «идеального», стремиться почувствовать, понять, осмыслить происходящее вне и внутри него. Личность данного типа несколько оторвана от реальности, более ценит абстрактные образы и принципы, чем реальные отношения с людьми.

Полученные результаты могут использоваться в консультативной работе по оптимизации использования личностью внутренних ресурсов личностного роста.

Так, для личности деятельностного типа автобиографии в качестве ресурса можно выделить стремление реализовать собственный потенциал, искать себя в новых видах деятельности, высокую продуктивность при положительной оценки их деятельности. В качестве негативного фактора может выступать зависимость от мнения окружающих, что становится особенно болезненно при оценке творческой деятельности, когда субъективная оценка другого человека не совпадает с субъективной оценкой автора.

У личности социального типа автобиографии основной ресурс – готовность к социальным отношениям, эмпатия, коммуникабельность. Эти люди, как правило, ценят влияние и поддержку других людей. При наличии адекватного образа-эталона в лице конкретного человека, личность может достаточно быстро развиваться в определенном направлении (что может быть особенно важно при работе с подростками).

В качестве недостатка можно назвать также некоторую зависимость от мнения другого человека. Одинаковая степень идентификации как с положительными, так и с отрицательными образами. Неустойчивость я-концепции.

Ресурсом экзистенциально-чувтсвенного типа является глубокое понимание и принятие окружающего мира и самого себя. Направленность на поиск смысла жизни, стремление к самосовершенствованию. Эти люди способны много и продуктивно работать, ориентируясь на идеальные образы и имея высокий уровень притязаний.

Недостатком данного типа является отстраненность от реальных отношений с миром. Неспособность понимать и прощать негативные проявления природы человека. Этот факт может осложнять отношения с родственниками, близкими людьми. Слишком высокие требования к другому человеку могут препятствовать познанию другого человека, построению адекватных социальных отношений.

В целом, проведенное исследование показывает, что внутренний мир личности, направление ее самоактуализации имеют свое отражение в автобиографическом рассказе. Через познание этой формы самовыражения можно определить многие ресурсы и ограничения личностного роста.

Особенно актуальным данное направление исследования становится в связи с тем, что:

- в отечественной психологии исследования автобиографии личности еще не многочисленны, но активно развиваются;

- в Российской культуре (не национальности, а культуре воспитания и развития личности) очень остро стоит проблема самореализации личностного потенциала, очень актуальной является проблема внутреннего мира личности,

- в отечественной психологии заложены базовые положения о культурно-историческом влиянии среды на развитие личности, о связи личностного развития с развитием языковым, речевым.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН