Седунова А.С. Формирование представлений о профессии в контексте профессионального развития студентов-психологов

А.С. Седунова

Формирование представлений о профессии

в контексте профессионального развития

студентов-психологов

Интерес к психологии как отрасли научного знания в обществе и развитие самой науки приводит к росту количества желающих получить психологическое образование. Только в г.Ульяновске за последние пять лет подготовку специалистов-психологов проводят четыре государственных образовательных учреждения (до 2000 года - два), и большая часть выпускников находит возможности трудоустройства. Поэтому особое значение приобретает качество подготовки будущих специалистов. Психология как отрасль чрезвычайно многоаспектна, объединяет фундаментальные дисциплины, прикладные теории, тесно связана с практикой. Многие авторы, выделяя «научную, профессиональную» и «обыденную, представленную в обычном сознании» ипостаси психологии подчёркивают важность их взаимопересечения - взаимообменаобмена фактами, опытом, методологией и выводами. По мнению В.Н. Дружинина психологическая наука стала частью культуры, в том числе – массовой культуры, и порой подвержена вульгаризации, упрощению, или даже «подтасовке», когда за результаты научных исследований выдаются псевдо-знания.

Специфика профессионального образования в вузе такова, что транслятором психологической культуры для студентов становятся их преподаватели. Задача, которая стоит перед специалистами, ведущими психологические дисциплины, ответственна и сложна. Недостаточно прочитать курс по этике деятельности психолога, чтобы повлиять на мировоззрение студентов, их профессиональное самосознание. Абитуриенты приходят в вуз с разными установками, жизненным опытом, индивидуально-личностными особенностями, зачастую почти незнакомые со спецификой профессии или знакомые с популярными публикациями в газетах и журналах, фильмами и пр. Практическое знакомство абитуриентов с психологией происходит в школе на занятиях с педагогом-психологом и порой ограничено профориентационной диагностикой. Отчасти в современной школе ситуация изменяется в связи интересом к профильной подготовке, когда проводятся целевые наборы в классы с увеличенным гуманитарным блоком, организуется специальное психологическое сопровождение учащихся с учётом профиля обучения.

Проблема формирования профессионального самосознания студента-психолога и образа профессии заинтересовала нас в процессе работы над темой гранта РГНФ. Изучая акмеологические инварианты профессионализма представителей профессий типа «человек-человек», мы обратили внимание на специфику профессионального становления студентов-психологов. В рамках спецкурса «Развитие профессионально-важных качеств личности» были проведены пилотажные исследования студентов 4 курса специальности «психология» (2006 г.). Первый этап включал экспертную оценку студентами профессионально-важных качеств психолога (инструкция: назовите наиболее важные профессиональные качества специалиста-психолога). В комплекс профессионально-важных качеств психолога традиционно включают как необходимые: уровень развития интеллекта выше среднего, высокий уровень мотивации, креативность и др. Экспертная оценка студентами профессионально-важных качеств психолога позволила составить список из 39 характеристик: активность; готовность к самопознанию; добросовестность; желание помочь; жизнерадостность; мягкость; наблюдательность; направленность на работу; профессиональная пригодность; профессиональная эрудиция; профессионализм; терпеливость; умение вызвать у клиента уверенность в успехе работы; умение находить индивидуальный подход к людям; умение строить позитивные взаимоотношения с клиентом; умение точно дифференцировать поведение и действия людей; умение убеждать; усердие; «харизма»; стрессоустойчивость; гибкость мышления; критичность; действенность; доброжелательность; доминантность; интерес к людям; креативность; осознанность; трудолюбие; умение слушать; чувство юмора; рефлексивность; умение устанавливать контакт; высокий уровень интеллекта, аналитичность; тактичность; целеустремлённость. Кроме того, высокий уровень саморегуляции, в том числе эмоциональной выделяют 80 % студентов; ответственность и эмпатичность – 90 % опрошенных. Возникает закономерный вопрос – насколько студенты соответствуют высоким критериям, предъявляемым ими к профессии.

Второй этап пилотажного исследования включал экспертную оценку студентами (оценка участниками группы и самооценка) собственных профессиональных качеств. Применялся модифицированный Седуновой А. С. для профессии психолога вариант методики «Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя» Ю.П.Платонова. Оценка проводилась по следующим критериям: определенность (раскрывает структуру интересов к различным аспектам деятельности); осознанность (осознание целей деятельности); целеустремленность (приоритет мотивов познания и взаимодействия с людьми); избирательность (способность глубоко и полно отражать психологические особенности коллектива); тактичность (способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений); действенность (способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения); саморегуляция (способность выдерживать нагрузки, контролировать своё поведение и эмоциональное состояние); рефлексивность (способность к самосознанию, самоанализу); ответственность (способность брать на себя ответственность за результаты деятельности). Минимальная оценка составляла 1 балл, максимальная - 5 баллов.

Средние баллы по каждому из 9 показателей по результатам работы всех экспертов распределились в диапазоне от 3,7 до 4,9 баллов. Ни один испытуемый не получил максимальную оценку в 5 баллов или оценки ниже среднего уровня. Средние показатели по группе в целом находятся в интервале от 4,38 баллов до 4,77, что соответствует высокому уровню сформированности профессионально-важных качеств.

Наиболее выраженные характеристики (осознанность (4,77) и ответственность (4,7) соответствуют выявленным на первом этапе представлениям студентов о необходимых для психолога личностно-профессиональных качествах. Группа представляет себя как специалистов, обладающих способностью к целеполаганию, постановке задач практической деятельности и её планированию, а также способностью не бояться брать на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Результаты пилотажного исследования позволили сформулировать песпективы дальнейшей работы. Во-первых, интерес представляет динамика представлений о профессии в течение пяти лет обучения. В представлениях студентов выделяются эмоциональный и когнитивный компоненты, самооценки по которым не всегда совпадают. Во-вторых, вопрос о том, существует ли взаимосвязь между динамикой представлений и особенностями профессионального мышления, рефлексии, ценностной и мотивационной сферы. В-третьих, объективность результатов самооценки и экспертной оценки студентами своих профессиональных качеств может быть проверена через моделирование проблемных ситуаций и повторную диагностику. В-четвёртых, роль в формировании представлений о специальности научного знания, «обыденной» психологии и популяризованных публикаций с психологической тематикой.

Опыт по психологическому сопровождению формирования профессиональных представлений студентов уже существует и представлен в ряде современных публикаций в виде модели, включающей сферы поведения, профессиональных действий, эмоциональных отношений и когнитивной сферы, при этом воедино связываются три составляющих: Я и дело, Я и другие, образ Я. Применение активных методов и рекомендаций по результатам научно-исследовательской и учебно-методической работы позволит преподавателю более эффективно способствовать личностно-профессиональному развитию студентов.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 06-06-00439а

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН