И.А. Юров. Региональная взаимосвязь психологической науки и практики в Большом Сочи

И.А. Юров

Региональная взаимосвязь психологической науки и практики в Большом Сочи

Существуют как инвариантные особенности развития отечественной психологии (особенно теоретические и фундаментальные исследования), так и специфические региональные особенности отечественной психологии. На наш взгляд, такими региональными особенностями развития прикладной практической психологии для региона Большого Сочи являются следующие направления:

  • Психологическое сопровождение курортно- рекреационной терапии.
  • Психотерапия.
  • Спортивная психология (психологическая подготовка в физическом воспитании и спорте).

Курортно-рекреационная терапия включает в себя целый комплекс различных воздействий – климатотерапия, бальнеотерапия, пелоидетерапия, аэро – и ароматерапия, гелиотерапия, телассотерапия, акватерапия, туризм, ЛФК и др. Без психологического сопровождения различных методов вышеназванных форм терапии достичь должного курортно-лечебного эффекта практически невозможно. Психологическое сопровождение курортно-рекреационной терапии тесно переплетается с различными методами и формами психотерапии и лечебно-физической культуры. Именно здесь и происходит тесное взаимодействие общепсихологических исследований с практической их реализацией: теория воздействует на практику, а практика помогает развитию теоретических и даже фундаментальных исследований в отечественной психологии.

В курортную зону Большого Сочи приезжают рекреанты с различными расстройствами и заболеваниями. Основные из них: 1. Лица с сердечно-сосудистыми расстройствами. 2. Лица с расстройствами желудочно-кишечного тракта. 3 Лица с сексуальными расстройствами. 4. Лица с неврозами и неврозоподобными состояниями. 5. Лица с расстройствами опорно-двигательного аппарата. Наш опыт позволяет утверждать, что у данных лиц только при соответствующей психотерапевтической работе возможно улучшение состояния, даже нивелирование отрицательных процессов и формирование здорового образа жизни.

Мы исходим из мнения В.Н.Мясищева о том, что психотерапия – это воздействие одного человека на другого в процессе их общения и взаимодействия. При работе с рекреантами используются методы психотерапии: 1) вербальные – невербальные; 2) аппаратурные – безаппаратурные; 3) контактные – бесконтактные; 4) индивидуальные – групповые; 5) игровые – неигровые. В работе по созданию здорового образа жизни желательно применять различные методы психотерапии: чем шире их спектр, тем лучше. Одним из преимуществ применения психотерапевтических средств в Сочи является их высокая степень анонимности.

При формировании здорового образа жизни с помощью комплексных методов следует учитывать следующее: 1. Методы психотерапии, также как и другие рекреационные методы входят составной частью в комплексные программы в зависимости от состояния здоровья рекреантов, поставленных диагнозов и задач, материальных возможностей. 2. В комплексной работе необходимо исходить из проблем рекреанта, а не из метода (методов). 3. Перед комплексной работой необходима индивидуальная подготовка будущих участников рекреационной работы (особенно групповой). 4. Перед проведением комплексной работы необходимо провести профильную психодиагностику. 5. Применение методов рекреационной работы (особенно психотерапии) возможно только при наличии знаний их научно-методического обоснования.

Организация рекреационно-психотерпевтической работы. Продолжительность одного занятия 1 час. Различают три уровня интенсивности занятий: уровень высокой интенсивности – 18 занятий; уровень средней интенсивности – 10-12 занятий; уровень низкой интенсивности – 6 занятий. Необходимые медикоментозные процедуры проходят по врачебным программам. Вне зависимости от уровня интенсивности и направленности занятий (расстройства) комплексная программа начинается с групповой психотерапии. Примерные темы рациональной психотерапии: 1.Психологическая сущность расстройства. 2. Возможности и пути преодоления психосоматических расстройств. 3. Значение режима, психогигиены и активного отдыха в формировании здорового образа жизни.

Для каждой группы создаются своя программа и комплекс методов рекреационно-психотерапевтической работы, позволяющих и способствующих формированию здорового образа жизни.

Программа и методы для первой группы: 1. Психодиагностика. 2. Индивидуальная психотерапия. 3. Групповая психотерапия. 4. Музыкальная психотерапия. 5. Социально-психологический тренинг. 6. Холотропная (дыхательная) терапия. 7. Лечебно-физкультурная терапия (ЛФК). 8. Арттерапия (прогулки, терренкур, экскурсии, танцевальная терапия, имаготерапия). 9.Гетеротренинг. 10. Аутотренинг.

Домашнее задание: 1. Утренняя зарядка из 6-8 упражнений (упражнения на гибкость, ходьба на месте, дыхательные упражнения).

Программа и методы для второй группы: 1. Психодиагностика. 2. Индивидуальная психотерапия. 3. Метод «модификации поведения». 4. Лечебно-физкультурная терапия (ЛФК). 6. Метод «внушение в бодрствующем состоянии» 7. Элементы аэробики и шейпинга. 8. Акватерапия. 9. Арттерапия (прогулки, экскурсии, телесно-ориентированная терапия). 10 Моделирование режима работы, отдыха, психогигиены.11. Гетеротренинг.

Домашнее задание:1. Утренняя зарядка. 2. Дыхательные упражнения. 3.Аутотренинг.

Программа и методы для третьей группы: 1. Психодиагностика. 2. Седативная терапия. 3. Индивидуальная психотерапия. 4. Музыкальная терапия. 5. Групповая психотерапия (прием «зеркальное отражение», психодрама, психосинтез). 6. Аутотренинг. 7. Гипномассаж. 8. Внушение в бодствующем состоянии. 9. Семейная психотерапия. 10. Психотренинг эмпатии и релаксации. 11. Отвлекающая психотерапия. 12. Арттерапия (активирующая, группа встреч, телесно-ориентированная терапия).

Домашнее задание: 1. Освоение приемов самовнушения. 2. Составление плана психогигиены работы и отдыха. 3. Опробирование приемов борьбы с вредными привычками (курение, алкоголь, чрезмерное употребление медикоментозных средств).

Программа и методы для четвертой группы: 1. Психодиагностика. 2.Индивидуальная психотерапия. 3. Групповая психотерапия (психодрама, дискуссия, социально-психологический тренинг). 4. Моделирование поведения, общения, взаимодействия со значимыми людьми. 5. Музыкальная психотерапия. 6. Отвлекающая психотерапия. 7. Фракционный метод внушения. 8. Танцевальная психотерапия. 9. Аутотренинг. 10. Арттерапия.

Домашнее задание: 1. Утренняя зарядка под мажорную музыку. 2. Аутотренинг утром и вечером (перед сном).3. Арттерапия (экскурсии, посещение концертов, интересных мест, терренкур, занятие хобби).

Программа и методы для пятой группы: 1.Психодиагностика. 2.Музыкальная терапия. 3.Танцевальная терапия. 4.Телесно-ориентированная терапия.5. Управление мышечным тонусом. 6. Лечебно-физкультурная терапия (ЛФК).7. Оздоровительный туризм. 8. Элементы аэробики и шейпинга. 9. Социально-психологический тренинг. 10. Активная арттерапия. 11.Гетеротренинг.

Домашнее задание: 1.Утренняя зарядка под мажорную музыку. 2.Элементы аэробики и шейпинга. 3. Формирование мышечного корсета. 4. Активная терапия (прогулки, плавание, катание на лодках, лечебно-физкультурная терапия на тренажерах).

В одном занятии допускается использование не более 3-4 методов психотерапии. Сами занятия должны соответствовать возможностям рекреантов. При проведении активных методов психотерапии необходим мониторинг частоты сердечных сокращений (ЧСС). При повышенном (на 30% к фону) увеличении ЧСС нагрузка должна снижаться. Проведение занятий должно сопровождаться индивидуальными консультациями. Психотерапевт должен делать установку на выполнение психотерапевтических методов в течение длительного промежутка времени, в том числе и в рабочий период в течение года.

Проблеме психологической подготовки в спорте посвящено большое количество работ (А.Ц. Пуни, П. А. Рудик, Б.А. Вяткин, Ф. Генов, Л.Д. Гиссен, Г.Д. Горбунов, Р. М. Загайнов, Ю..Я. Киселев, В.Л. Марищук, В.М. Писаренко, А.В. Родионов, Ю.Л.Ханин, Н.А. Худадов и др.). Однако под психологической подготовкой понималась подготовка спортсменов высших разрядов или психологическая подготовка спортсменов к соревнованию.

В районе Большого Сочи проводится и рекреационно-физкультурная работа, и тренировочно-спортивная работа с юными спортсменами, и подготовка различных сборных команд, в том числе и к Чемпионатам Мира, Европы, Олимпийским Играм. Сочи является главным претендентом проведения зимних Олимпийских Игр-2014 г.

Поэтому, на наш взгляд, психологическая подготовка в физическом воспитании и спорте в Большом Сочи включает в себя следующие важные разделы:

1.Психологическая подготовка физкультурников, т.е. лиц, занимающихся физической культурой, но не ставящих перед собой целью достижение высоких результатов в спорте. Здесь задачи психологической подготовки решаются с помощью специфических форм и методов, направленных на здоровый образ жизни, поддержание оптимального физического тонуса и необходимых для жизнедеятельности кондиций в рамках психогигиены

2.Психологическая подготовка преподавателей физического воспитания, через которую решаются проблемы психологического просвещения, повышения квалификации, вооружения новыми знаниями, умениями и навыками воздействия на воспитанников психологическими формами и методами.

3.Психологическая подготовка на начальных этапах спортивной карьеры выполняет задачи психологического обеспечения, психодиагностики, психопрофилактики, психокоррекции с учетом индивидуальных, возрастно – половых и социально – психологических особенностей начинающих спортсменов.

4.Психологическая подготовка спортсменов на стадии спортивного мастерства, состоящая из: а) дальнесрочной или перспективной подготовки, рассчитанной согласно теории и методики физического воспитания и основ спортивной тренировки на 4 года; б) среднесрочной или текущей подготовки, рассчитанной на 1 год; в) оперативной психологической подготовки, т.е. к конкретному спортивному соревнованию (наиболее важному для каждого спортсмена). Здесь решаются задачи подготовки спортсменов к продолжительному учебно – тренировочному процессу, самовоспитания, формированию значимых для данного вида спорта качеств и свойств личности спортсмена, оптимальной мотивации, эмоционально – волевой регуляции своей спортивной деятельности, овладению психорегулирующими средствами релаксации, управлением нервно-психических состояний в стрессовых ситуациях.

5.Психологическая подготовка тренера и специалистов, работающих с конкретными спортсменами высокого класса, выполняющая задачи психологического образования и повышения качества и уровня психологического содержания спортивной деятельности и адекватного поведения тренеров и специалистов, работающих со спортсменами. Овладение ими новыми психолого – педагогическими методами и средствами воздействия на своих учеников.

6.Психологическая подготовка спортсменов на стадии инволюции спортивной карьеры, выполняющая задачи оптимальной социально - психологической адаптации к снижению спортивных результатов и постепенному переключению на новые социально приемлемые виды деятельности, обучении и совершенствовании средств психорегулирующей реабилитации, созданию психологической защиты.

7.Психологическая подготовка спортсменов, закончивших выступления в спорте. Здесь решаются задачи социальной адаптации спортсменов, психического здоровья в период овладения навыками нового ведущего вида деятельности (учебной, тренерской, преподавательской, научной, общественной и т.п.), переструктурирования и, если необходимо, модификации психологической структуры личности бывшего спортсмена.

Таким образом, психологическая подготовка не должна ограничиваться только спортсменами высших разрядов и подготовкой их к конкретным соревнованиям, она должна включать психологическую подготовку физкультурников (откуда происходит старт в большой спорт), психологическую подготовку преподавателей физического воспитания и тренеров, начинающих спортсменов и спортсменов, заканчивающих свою спортивную картеру. Каждый раздел психологической подготовки имеет специфические особенности, формы, методы и стили взаимодействия в системе тренер-спортсмен.

Таковы, на наш взгляд, основные специфические региональные особенности и взаимосвязь психологической науки и практики в такой важной для России курортно-рекреационной зоне, какой является Большой Сочи.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН