Гопкало Е.А. Исследование составляющих зрительной перцепции специалистов

Е.А. Гопкало

Исследование составляющих зрительной перцепции специалистов

(на материале операторов РС-банкинга автоматизированных банковских систем и музыкантов-исполнителей)

 

В инженерной психологии и психологии труда авторы подчеркивают важность изучения темы восприятия для построения психологического аппарата анализа труда. Данная работа направлена на изучение составляющих зрительной перцепции, а именно исследование зависимости эффективности зрительной идентификации от числа и характера признаков стимула, которыми оперируют в процессе сличения, исследование объема и избирательности зрительного восприятия, характеристик когнитивного стиля «полезависимости–поленезависимости» специалистов полярных сфер деятельности, музыкантов-исполнителей и операторов РС-банкинга автоматизированных банковских систем (АБС). Интерес к изучению составляющих зрительной перцепции представленных профессиональных направлений обусловлен особенностями профессиональной деятельности специалистов и включенных в данный процесс характеристик восприятия, в частности акцентируем внимание на перцепции профессионально значимой информации заключенной в знаковые формы.

Восприятие мира опосредствуется знаковыми системами (Л.С. Выготский, 1996), деятельностью (А.Н. Леонтьев, 1977), культурой в целом (М. Коул, 1997; В.М. Розин, 1996) и включает в себя символическое содержание (Крючкова, 1994). Особое значение имеет не столько поиск и прием полезной информации, сколько ее интерпретация - включение в смысловые контексты или семантические поля воспринимающего (Т.И. Артемьева, 1999; Петренко, 1983). Перцептивные потребности и способы их удовлетворения наполняются смысловым содержанием, усиливается волевой компонент, чувственный образ становится осознаваемым, появляется ценностная составляющая восприятия. В то же время оперирование знаками в деятельности (при получении и переработке информации) отражается на составляющих зрительной перцепции.

Содержательная сторона профессиональной деятельности выделенных типов профессий, обозначаемых по типологии Е.А. Климова как человек – знак к которой относятся операторы РС-банкинга АБС и человек - художественный образ соответственно - музыканты-исполнители, является схожей по структурному аспекту вовлеченных в трудовой процесс психических познавательных функций. Реализация данных функций осуществляется по общим психологическим закономерностям (Б.Г.Ананьев, 1977; Б.Ф. Ломов, 1984; C .Л. Рубинштейн, 1989; А.Н.Леонтьев, 1975). При анализе профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей и операторов РС-банкинга АБС, были выделены следующие компоненты: образы, включенные в регуляцию деятельностей, структуры и модели профессиональных деятельностей, составляющие зрительной перцепции.

Профессиональная деятельность представляется субъекту труда в форме образов: предметов и средств деятельности, потребностей, действий, результатов (А.Н. Леонтьев, 1972; Д.А. Ошанин, 1974). Позиция субъекта труда, субъекта восприятия его ориентация в среде, восприятие высоты, длины и диопозона звука и характеристик изображенных знаков (нот); длины, частоты, интенсивности и количества сигналов, так же другие свойства, включая социальную роль и статус, являются началом многомерной системы координат объекта восприятия. Границы объекта восприятия определяются ресурсами субъекта восприятия и характером выполняемой им задачи (В.А. Барабанщиков). Исследователи так же выделяют и условия формирования образов деятельности, например, такие как активное восприятие, обратную связь, достаточное количество информации и структурированность информации. Показатели восприятия при выполненных заданных условиях формирования образов представляются наиболее эффективно.

В структуре деятельности музыкантов-исполнителей особое место занимают: эмоциональный образ и музыкальный слух. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, приходят к выводу о том, что художественная деятельность включает в себя познавательную, коммуникативную, ценностно-ориентационную, преобразовательную виды деятельности. Обращение к музыковедческой литературе подтверждает, что все эти виды активности субъекта присутствуют в процессе восприятия и преобразования музыкального материала музыкантами, в том числе и музыкантами-исполнителями. Г.С. Тарасов выделяет три типа восприятия музыки зрелищно-событийный, эмоциональный, обычной слуховой ориентировки.

В изучаемой деятельности оператора РС-банкинга АБС ведущей модальной системой получения информации является зрительная. У музыканта-исполнителя исследователи выделяют ведущую слуховую модальность, но предположим, что данная модальность позволяет музыканту-исполнителю осуществлять функции контроля и сопоставления (идентификации) с эталоном (установление высоты звука и других исполнительских параметров), а получают информацию о заданных параметрах исполняемого произведения по зрительным каналам.

Рассмотренные в работе х арактеристики субъектов восприятия (испытуемых) предоставлены из анализа сферы и уровня организации профессиональной деятельности. Резюмируем вышесказанное следующим образом: субъект труда выступает субъектом восприятия профессионально значимой закодированной информации, которую ему необходимо преобразовать, осуществляя с ней условные действия для получения результата деятельности. Воспринимаемые и преобразовываемые в профессиональном труде знаки рассматриваемых сфер деятельности (операторов РС-банкинга АБС и музыкантов-исполнителей) предстают в различной форме (цифры и ноты). Анализ воспринимаемой информации заключенной в знаковую форму в структуре и содержание профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей и операторов РС-банкинга позволят выявить и определить характеристики оказывающие влияние на зрительную перцепцию субъекта восприятия. В данной сфере субъект деятельности - восприятия обнажает ряд качеств и свойств, которые необходимо установить и изучить.

Исследованиям психологических механизмов зрительного восприятия посвящен ряд работ отечественных и зарубежных психологов таких как: В.А. Барабанщиков, В.К. Гайда, В.В. Лоскутов, Е.Т. Соколова, Т.П. Зинченко, А.Г. Русская, Л.М. Веккер, А.Д. Логвиненко, Б.М. Величковский, G . Bruner , Gibson , H . Buffart , E . Leewenberg , F . Restle , K . W . Braly Nesser , Krugh , Smith и другие.

Цель работы исследованиеособенностей профессионально обусловленной зрительной перцепции специалистов, трудовая деятельность которых сопряжена с восприятием информации заключенной в знаковые формы (на примере операторов РС - банкинга автоматизированных банковских систем и музыкантов-исполнителей).

Объект исследования : профессиональная деятельность, сопряженная с восприятием значимой информации заключенной в знаковые формы (ноты, цифры) операторов РС - банкинга автоматизированных банковских систем и музыкантов-исполнителей.

Предмет исследования : особенности составляющих зрительной перцепции (объем, избирательность) и когнитивного стиля «полезависимость - поленезависимость» специалистов операторов РС - банкинга автоматизированных банковских систем и музыкантов-исполнителей.

Задачами исследования являются: теоретический анализ структуры и содержания образов профессиональной деятельности, а также составляющих зрительной перцепции и характеристики когнитивного стиля «полезависимости–поленезависимости» специалистов операторов PC -банкинга автоматизированных банковских систем и музыкантов-исполнителей; описание психологических компонентов моделей деятельности рассматриваемых профессий; выявление причин и механизмов, обусловливающих специфику зрительной перцепции специалистов операторов PC -банкинга автоматизированных банковских систем и музыкантов-исполнителей; экспериментальное исследование особенностей составляющих зрительной перцепции и характеристик когнитивного стиля операторов системы PC - банкинга автоматизированных банковских систем и музыкантов-исполнителей и проанализировать показатели.

Гипотеза исследования. Показатели экспериментально исследуемыхсоставляющих зрительной перцепции представителей различных профессиональных групп имеют значимые различия.
1. Объем зрительного восприятия влияет на идентификацию профессионально значимой зрительной информации представленной в знаковой форме.

2. Избирательность зрительного восприятия зависит от контекста профессиональной деятельности (учитывая ее специфику).

3. На характеристики зрительного восприятия профессионально значимой информации заключенной в знаковые формы влияют показатели свойств внимания (концентрация, переключение, распределение) и нервной системы (сила-слабость).

Исходя из цели исследования, выборка состоит из трех групп испытуемых согласно их профессиональной деятельности: первая группа - 30 сотрудников «БАНКА» города Казани, осуществляющих деятельность в должности операторов PC -банкинга АБС; вторая группа – 30 музыкантов-исполнителей, реализующих деятельность в оркестрах и ансамблях города Казани, третья группа – 10 представителей профессии человек-человек, учителя общеобразовательных школ. Все испытуемые имеют опыт работы по специальности не менее 5-7 лет. Данный период осуществления профессиональной деятельности характеризуется Е.А. Климовым как стадия интернала, в некоторых случаях мастерства.

Методики:

1. исследование зависимости эффективности зрительной идентификации от числа и характера признаков стимула, которыми оперирует испытуемый в процессе сличения - методика идентификация одномерных и многомерных зрительных стимулов;

2. исследование объема восприятия – методика Т.П. Зинченко;

3. исследование избирательности зрительного восприятия - модифицированный тест Г.Роршеха;

4. исследование характеристик когнитивного стиля «полезависимости – поленезависимости» - г рупповой тест «Включенные фигуры» Г.А. Виткина.

5. Анкетирование.

Опираясь на предварительные результаты исследования предположим о том что, во-первых, составляющие зрительной перцепции представителей профессиональных групп (операторов РС-банкинга АБС, музыкантов-исполнителей, учителей) имеют различия; во-вторых, на показатели составляющих зрительной перцепции специалистов исследуемых профессиональных направлений влияет изучаемый параметр, восприятие значимой информации заключенной в знаковые формы.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН