Дониченко О.Г. Психологическая поддержка системы «ученик–учитель–родитель» в профильной школе

О.Г. Дониченко

Психологическая поддержка системы

«ученик–учитель–родитель» в профильной школе

 

В настоящее время основой жизнедеятельности общества становится приоритет личности, её интеллектуальных и творческих способностей. Однако повышение степени свободы повышает требования и к ответственности личности, активности, способности совершать осознанный выбор, расставлять жизненные приоритеты без ущерба для духовности нового поколения, уважения к своим корням и традициям.

Всё это требует качественного изменения структуры и содержания образования. Система психологического обеспечения процесса самоопределения должна отвечать следующим требованиям:

а) соответствие запросам современной образовательной практики (а именно – концепции профильной школы)

б) направленность на повышение уровня самосознания (концепция профессионального развития личности) и развитие интегральных характеристик личности, являющихся психологической основой, обеспечивающей учащимся ориентацию в мире профессий и эффективное вхождение в рынок профессий: направленность, компетентность, гибкость.

в) обеспеченность технологией конструктивного изменения поведения, которая включает четыре стадии оптимизации личности и поведения учащегося: подготовка, осознание, переоценка, действие и объединяет основные процессы изменения поведения: мотивационные (I стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (III стадия), поведенческие (IV стадия).

г) непрерывность: осуществляться в течение всего периода школьного обучения (с дошкольной подготовки) с учетом специфических особенностей содержания обучения на данной ступени и возрастных особенностей учащихся.

д) взаимосвязанность и скоординированность психологического и профориентационного компонентов.

С учетом этих требований принципы организации образовательного процесса в целом формулируются следующим образом:

  • профилизация и индивидуализация образования (возможность выбора естественно-научного, гуманитарного, музыкально-педагогического профиля, в старших классах – обучение по индивидуальным планам, дополнительное образование в рамках выбранного профиля; индивидуальная работа и психологическое сопровождение учащихся с проблемами в обучении и социализации, создание условий для самоопределения и личностного развития каждого учащегося)
  • преемственность между различными ступенями обучения (от дошкольной подготовки к этапу выпуска из школы; сотрудничество с вузами, осуществляющими подготовку специалистов естественно-научного и гуманитарного профилей).
  • непрерывное психологическое сопровождение на всех этапах образовательного процесса (содействие осознанному выбору профиля, развитие качеств, необходимых успешной конкурентоспособной личности)
  • развитие субъектности учащихся, активный характер образовательного процесса (проектное обучение, учебно-исследовательская работа, школьные конференции, самостоятельное формирование учащимися собственного «портфолио», развитие навыков самопрезентации, презентации результатов своей работы, система ученического соуправления)
  • сохранение культурных, духовных традиций российского государства, создание условий для формирования гражданской позиции и патриотизма
  • физическое развитие и сохранение здоровья учащихся (спортивные секции: аэробика, футбол, борьба; оздоровительные поездки в каникулярное время).
  • информатизация образовательного процесса (доступность информации учебного, культурно-развивающего, научного характера, информации о современном рынке труда и образовательных услуг; создание единой научно-методической базы центра, поддержка и развитие сайта).

В школе №1323 ЦАО г. Москвы, выбранной в качестве экспериментальной площадки для создания модели психологической поддержки профильной школы, главным аспектом организации образовательного процесса является его системность и равная включенность и активность всех субъектов образовательного процесса – учащихся, учителей, родителей.

Образовательный процесс при этом имеет различные содержательные особенности на всех ступенях:

  • Дошкольное образование. Здесь осуществляется подготовка к школе – развитие школьных навыков, познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер ребенка.
  • I ступень. В этот период формируются навыки формирования портфолио и закладываются основы проектной деятельности.
  • II ступень. Основной период для комплектации портфолио, здесь также осуществляется предпрофильная подготовка и начало исследовательской деятельности.
  • III ступень. На этой ступени внедряются индивидуальные учебные планы, научно-исследовательская деятельность осуществляется в рамках выбранного профиля.

Необходимым условием является наличие в образовательном учреждении мощного ресурсного центра, обеспечивающего информационную поддержку всех направлений, поддержку и развитие сайта и являющегося научно-методической базой. Кроме этого, необходимо постоянное сотрудничество с внешними организациями – вузами, НИИ, общественными организациями. Полноправными участниками образовательного процесса являются родители учащихся.

Завершается образовательный процесс осознанным выбором профессионального пути, а его результатом является нравственная, способная к профессиональному и личному развитию конкурентоспособная, успешная личность выпускника.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН