Дониченко О.Г. Психологическая поддержка системы «ученик–учитель–родитель» в профильной школе
О.Г. Дониченко
Психологическая поддержка системы
«ученик–учитель–родитель» в профильной школе
В настоящее время основой жизнедеятельности общества становится приоритет личности, её интеллектуальных и творческих способностей. Однако повышение степени свободы повышает требования и к ответственности личности, активности, способности совершать осознанный выбор, расставлять жизненные приоритеты без ущерба для духовности нового поколения, уважения к своим корням и традициям.
Всё это требует качественного изменения структуры и содержания образования. Система психологического обеспечения процесса самоопределения должна отвечать следующим требованиям:
а) соответствие запросам современной образовательной практики (а именно – концепции профильной школы)
б) направленность на повышение уровня самосознания (концепция профессионального развития личности) и развитие интегральных характеристик личности, являющихся психологической основой, обеспечивающей учащимся ориентацию в мире профессий и эффективное вхождение в рынок профессий: направленность, компетентность, гибкость.
в) обеспеченность технологией конструктивного изменения поведения, которая включает четыре стадии оптимизации личности и поведения учащегося: подготовка, осознание, переоценка, действие и объединяет основные процессы изменения поведения: мотивационные (I стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (III стадия), поведенческие (IV стадия).
г) непрерывность: осуществляться в течение всего периода школьного обучения (с дошкольной подготовки) с учетом специфических особенностей содержания обучения на данной ступени и возрастных особенностей учащихся.
д) взаимосвязанность и скоординированность психологического и профориентационного компонентов.
С учетом этих требований принципы организации образовательного процесса в целом формулируются следующим образом:
- профилизация и индивидуализация образования (возможность выбора естественно-научного, гуманитарного, музыкально-педагогического профиля, в старших классах – обучение по индивидуальным планам, дополнительное образование в рамках выбранного профиля; индивидуальная работа и психологическое сопровождение учащихся с проблемами в обучении и социализации, создание условий для самоопределения и личностного развития каждого учащегося)
- преемственность между различными ступенями обучения (от дошкольной подготовки к этапу выпуска из школы; сотрудничество с вузами, осуществляющими подготовку специалистов естественно-научного и гуманитарного профилей).
- непрерывное психологическое сопровождение на всех этапах образовательного процесса (содействие осознанному выбору профиля, развитие качеств, необходимых успешной конкурентоспособной личности)
- развитие субъектности учащихся, активный характер образовательного процесса (проектное обучение, учебно-исследовательская работа, школьные конференции, самостоятельное формирование учащимися собственного «портфолио», развитие навыков самопрезентации, презентации результатов своей работы, система ученического соуправления)
- сохранение культурных, духовных традиций российского государства, создание условий для формирования гражданской позиции и патриотизма
- физическое развитие и сохранение здоровья учащихся (спортивные секции: аэробика, футбол, борьба; оздоровительные поездки в каникулярное время).
- информатизация образовательного процесса (доступность информации учебного, культурно-развивающего, научного характера, информации о современном рынке труда и образовательных услуг; создание единой научно-методической базы центра, поддержка и развитие сайта).
В школе №1323 ЦАО г. Москвы, выбранной в качестве экспериментальной площадки для создания модели психологической поддержки профильной школы, главным аспектом организации образовательного процесса является его системность и равная включенность и активность всех субъектов образовательного процесса – учащихся, учителей, родителей.
Образовательный процесс при этом имеет различные содержательные особенности на всех ступенях:
- Дошкольное образование. Здесь осуществляется подготовка к школе – развитие школьных навыков, познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер ребенка.
- I ступень. В этот период формируются навыки формирования портфолио и закладываются основы проектной деятельности.
- II ступень. Основной период для комплектации портфолио, здесь также осуществляется предпрофильная подготовка и начало исследовательской деятельности.
- III ступень. На этой ступени внедряются индивидуальные учебные планы, научно-исследовательская деятельность осуществляется в рамках выбранного профиля.
Необходимым условием является наличие в образовательном учреждении мощного ресурсного центра, обеспечивающего информационную поддержку всех направлений, поддержку и развитие сайта и являющегося научно-методической базой. Кроме этого, необходимо постоянное сотрудничество с внешними организациями – вузами, НИИ, общественными организациями. Полноправными участниками образовательного процесса являются родители учащихся.
Завершается образовательный процесс осознанным выбором профессионального пути, а его результатом является нравственная, способная к профессиональному и личному развитию конкурентоспособная, успешная личность выпускника.
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты