Бубнова С.С, Сытин А.Н. Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования

С.С. Бубнова, А.Н. Сытин

Ценностные ориентации молодежи различных регионов России:

принципы, методы, результаты исследования

Ценностные ориентации есть результат отражения общественных отношений и системообразующий фактор личности. В качестве ценностей выступают значимые для личности объекты явления окружающей действительности, в том числе и общественные отношения. Сама же система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой имеют отношение к конкретным видам общественных отношений.

Общепризнанным подходом к исследованию психических феноменов является системный подход, плодотворность которого отмечалась в работах Богданова, Берталанфи, Садовского, Юдина, Ломова и т.д. по отношению к психологическим системам выделяются такие их свойства, как многоуровневость и иерархический принцип строения, нелинейность, открытость и недизъюнктивность. Важнейшей характеристикой системы ценностных ориентаций является ее многоуровневость, проявляющаяся в иерархическом строении этой системы. Возможны два принципиально различных подхода к изучению многоуровневого строения системы ценностей. Первый подход – нормативный - описывает модель системы в соответствии с какой-либо психологической теорией. Второй подход – дескриптивный - заключается в выявлении иерархического строения жизненной системы ценностей конкретного испытуемого. С целью построения нормативной модели структуры ценностных ориентаций выделяются уровни иерархии и основания выделения каждого уровня. Так, Н.А.Бердяев на верхнем уровне системы ценностей выделяет три типа: духовные, социальные, материальные. Все остальные он рассматривает как частный случай, как конкретное проявление одного из этих трех типов. М.Рокичем выделяются два уровня иерархии: ценности- цели, или конечные цели существования, и ценности- средства, или способы поведения личности. В нормативной модели ценностных ориентаций, разработанной нами на основе теоретического анализа выделяются четыре иерархических уровня ценностных ориентаций личности:

I . Наиболее обобщенные, абстрактные ценности: духовные, социальные, материальные;

II . Компоненты трех типов абстрактных ценностей. Так, например, в системе духовных ценностей выделяются познавательные, эстетические, гуманистические и другие. В системе социальных ценностей выделяются ценности социального уважения, социальных достижений и социальной активности и т.д.- названные нами- ценности- идеалы;

III . Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности (например, общительность, любознательность, активность), названные ценностными свойствами личности;

IV . Наиболее характерные способы поведения личности как реализация и закрепление ценностей- свойств, или реальные ценностные ориентации.

Объектом исследования являлась студенческая молодежь различных регионов России. В исследовании участвовало более 800 человек. Поэтому для диагностики реальных форм поведения личности как проявления в жизнедеятельности системы идеальных ценностей, которую мы назвали системой реальных ценностей, был разработан и адаптирован для ситуации добровольного тестирования тест- опросник, на основе которого оценивалось реальное поведение личности в плане реализации одной из одиннадцати описанных выше ценностей.

В конечном итоге сравнивались результаты диагностики индивидуальной структуры «идеальных» ценностей с результатами диагностики реальных ценностей. В результате эмпирического исследования были установлены следующие эмпирические закономерности дескриптивной модели ценностных ориентаций:

1. Ценность материального благосостояния положительно коррелирует с поведением, направленным на удовлетворение насущных желаний и удовольствия; отрицательно коррелирует с поведением, направленным на помощь другим людям; положительно коррелирует с интроверсией и рациональностью как свойствами личности.

2. Стремление к эстетическому наслаждению и поиску прекрасного коррелирует с поведением, направленным на реализацию этой ценности и таким свойством личности, как подчиненность( по шкале доминантность- подчиненность методики Кудлачковой).

3. Стремление к гуманизму, помощи другим отрицательно коррелирует с поведением, направленным на достижение высокого социального статуса и положительно связано с эмоциональностью как свойством личности.

4. Ценность любви к близким положительно коррелирует с поведением, направленным на достижение удовольствий и удовлетворение насущных желаний и поведением, направленным на повышение материального благосостояния.

5. Ценность познания отрицательно коррелирует с поведением, направленным на реализацию ценности любви к близким.

6. Ценность высокого социального статуса положительно коррелирует с поведением, направленным на достижение этого статуса и с таким свойством личности, как доминантность.

7. Ценность высокой социальной активности связана с рациональностью как свойством личности.

8. Ценность духовного общения положительно коррелирует с познавательным поведением и такими свойствами личности как доминантность и активность.

9. Стремление иметь хорошее здоровье коррелирует с эмоциональной лабильностью и рациональностью.

Таким образом, были получены эмпирические данные, доказывающие, что ценности- идеалы связаны с определенными формами и способами поведения и формирования этих ценностей способствуют определенные личностные свойства, хотя связь личностных свойств и ценностей носит многозначный характер.

Установлено, что ценности- идеалы могут реализоваться тремя различными способами.

1. Через поведение, связанное с реализацией данной ценности. Так, стремление к высокому статусу «требует» поведения, направленного на достижение этого статуса, а стремление к красоте и поиску прекрасного тесно связано с эстетической деятельностью.

2. Через поведение, направленное на реализацию других ценностей (ценность материального достатка проявляется в поведении «гурмана» и отсутствии гуманизма, помощи другим, ценность общения - в познавательной активности).

3. Они могут быть вообще нереализованными в поведении, что может явиться причиной внутри личного конфликта. Так ценность удовлетворения насущных желаний не коррелирует ни с одним из способов поведения. Необходимо заметить, что конкретное проявление ценностей в поведении человека зависит от особенностей всей совокупности значимых ценностей, т.е. целостной структуры ценностей данной личности.

Вторая задача заключалась в эмпирическом исследовании системы ценностных ориентаций студенческой молодежи различных вузов города Москвы. В кластере значимых идеальных ценностей студентов филологов вошли ценности духовного общения, познания и здоровья; духовного общения, здоровья и любви – для студентов художественного профиля; ценности любви, здоровья для студентов технического направления. Для всех групп студенческой молодежи в кластер отвергаемых идеальных ценностей вошли ценности высокого социального статуса и высокой социальной активности. Более полная структура идеальных ценностей студенческой молодежи будет представлена в докладе.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН