Бендюков М.А. Кризисы профессионального развития личности, обусловленные негарантированностью трудовой занятости
М.А. Бендюков
Кризисы профессионального развития личности, обусловленные негарантированностью трудовой занятости
Отечественная традиция рассматривает онтогенетическое и профессиональное развитие личности как процесс, состоящий из определенных стадий. Б.Ф. Ломов писал: «Все имеющиеся концепции совпадают в одном пункте: развитие всегда включает определенные стадии, которые именуются по-разному: «стадия», «фаза», «период», «ступень», «эпоха» и т. д.». При этом, опираясь на работы Л.С. Выготского, все отечественные авторы признают наличие в развитии периодов обозначаемых как «кризисы», которые представляют собой «фазовые переходы» между стадиями. Содержательными характеристиками кризисов развития личности выступают:
- изменение некоторых структур личности;
- изменение характера и содержания взаимодействия личности и социума;
- взаимосвязь актуальных переживаний с более широкими контекстными (когнитивными, социальными, экзистенциальными) составляющими кризисного состояния;
- кризис является граничной ситуацией, в которой представлен как потенциал роста и обновления, так и деструктивные тенденции;
- результатом кризиса является «проявление» новообразований.
Авторы, разрабатывающие концепции профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.) придерживаются мнения о том, что и профессиональное развитие осуществляется через кризисы. Принято выделять два рода кризисов: нормативные, т.е. имеющие закономерный, обусловленный логикой самого развития характер, и ненормативные, которые являются следствием случайных, непредвиденных событий. При этом авторы в основном анализируют роль нормативных кризисов, рассматривая их как необходимое звено в нормальном, «естественном» развитии профессионала. Однако по нашему мнению, ситуация на рынке труда требует более детального анализа роли ненормативных кризисов в профессиональном развитии.
Современный российский рынок труда принципиально отличается от той трудовой реальности, которая существовала двадцать лет назад. Суть этих отличий описывается как различие в «моделях занятости». В советском обществе существовал рынок рабочей силы с ограниченными ресурсами, т.е. с дефицитом работников и их скрытым резервированием на предприятиях. Либеральная модель экономики предполагает существование рынка рабочей силы с ограниченным спросом, т.е. ситуации, где количество работников всегда превышает количество доступных рабочих мест и, следовательно, предполагает наличие безработицы.
Ключевым принципом рынка рабочей силы с ограниченным спросом является принцип «негарантированной занятости», который предполагает законодательно закрепленное отсутствие с чьей-либо стороны гарантий того, что трудоспособный человек будет иметь рабочее место на протяжении всей трудовой жизни. Действие этого принципа ощущают на себе все трудоспособные граждане, одни как реальное отсутствие работы, а другие потенциально, как возможность и угрозу ее потери. Английский социолог З. Бауман отмечает: «Согласно последним подсчетам, молодого американца или американку со средним уровнем образования в течение их трудовой жизни ожидают, по меньшей мере, одиннадцать перемен рабочих мест, и эти ожидания смены точек приложения своих способностей наверняка будут нарастать, прежде чем завершится трудовая жизнь нынешнего поколения. Лозунгом дня стала «гибкость», что применительно к рынку труда означает конец трудовой деятельности в известном и привычном для нас виде, переход к работе по краткосрочным, сиюминутным контрактам либо вообще без таковых, к работе без всяких оговоренных гарантий, но лишь до «очередного уведомления».
Таким образом, профессиональный путь личности в современных условиях теряет черты линейности, нормативной стадиальности и непрерывности. Им на смену приходят ненормативность, системный детерминизм, вариативность, контекстуальная обусловленность, субъективность в оценках успешности, «идеографичность» и уникальность. При этом определяющими профессиональный путь индивида становятся т акие факторы как социальные, культурные и национальные особенности, индивидуальная история, рыночная конъюнктура и «субъективное толкование» успешности-неуспешности карьеры.
Все вышеизложенное объясняет наш интерес к концепту «ненормативные кризисы профессионального развития».
По нашему мнению, ненормативный кризис профессионального развития проявляется как «трудная жизненная ситуация». При этом «ситуация возникает как результат более или менее активного взаимодействия субъекта со средой, приводящего к выделению из объективной реальности совокупности явлений, которые организовываются в некоторое целостное образование лишь в связи с актуальной позицией самого субъекта в окружающем мире». Таким образом, ненормативный кризис является личностно-ситуационным взаимовлиянием в конкретной точке жизненного пути, где и ситуация и личность одновременно уникальны и исторически обусловлены.
Д анное понимание позволяет нам определить ненормативный кризис профессионального развития в условиях негарантированной занятости как интегрированный процесс взаимовлияния трудоспособной личности и трудовой среды, развивающийся в условиях рынка труда с ограниченным спросом на рабочую силу; отражающий объективное противоречие между реализацией внутренних необходимостей жизни индивида и существующими возможностями, при котором противоречие превышает их (личности и среды) обычный адаптивный потенциал, а сам процесс призван реорганизовывать личностные структуры и поведение индивида в целях устранения сложившегося противоречия путем формирования психических новообразований и изменения вектора профессионального развития. При этом отнесение личностных изменений к позитивным или негативным, является контекстуальной оценочной категорией и также имеет ненормативный характер.
На основе анализа возможного содержания критических ситуаций мы выделили следующие типы ненормативных кризисов профессионального развития в условиях негарантированной занятости.
1. Кризис занятости, который подразделяется на:
- кризис потери работы;
- кризис несоответствия квалификации;
- кризис утраты профессии.
2. Кризис потери профессиональной причастности.
Кризис потери работы наиболее очевидное явление в условиях рынка труда с ограниченным спросом. В ситуации перекоса в механизме спроса-предложения рабочей силы, структурных изменений в экономике и проч., некоторое число трудоспособных граждан всегда находятся в ситуации безработицы. Если при этом безработный не имеет иных средств к существованию, то создается критическая ситуация вызывающая ненормативный кризис потери работы.
Возникновение ненормативного кризиса несоответствия квалификации обусловлено быстрыми изменениями в технологиях и содержании труда, необходимостью обладать знаниями, умениями, навыками или еще какими-то особенностями не входящими в нормативные описания квалификации. В данном случае критическая ситуация описывается следующим образом: рабочие места по соответствующей профессии и квалификации имеются в наличии и работники готовы их занять или уже занимают, но к ним предъявляются некоторые дополнительные требования. В результате работники или теряют рабочие места или не могут их занять.
Ненормативный кризис утраты профессии возникает в случаях исчезновения профессий под влиянием технических и технологических инноваций (наиболее известные примеры это исчезновение профессии оператор ЭВМ при появлении персональных компьютеров и происходящее сегодня исчезновение ряда профессий в полиграфической промышленности) и территориальное исчезновение профессий (например, при закрытии градообразующих предприятий).
Кризис потери профессиональнойпричастности. Под понятием «причастность» мы понимаем внутреннюю вовлеченность индивида в процесс осуществления профессиональной деятельности и карьеры. Дж. Иванцевич и А.А. Лобанов указывают, что «термин «карьера» не означает иного успеха или неудачи, кроме как в собственном суждении индивида (субъективно осознанное)…». Для успешной карьеры индивид должен осознавать себя как «субъекта карьеры». «Субъектность карьеры» порождает ответственность как «присвоение личностью внешней необходимости и превращение ее во внутреннюю», осознание себя как субъекта целеполагания, как источника стратегий и способов осуществления деятельности и т.п. Если трудовая обстановка не позволяет человеку в полной мере ощущать себя «субъектом карьеры», и напротив способствует тому, что индивид чувствует себя объектом в руках внешних, неконтролируемых им сил то, по нашему мнению, создается критическая ситуация. Эту ситуацию индивид переживает как потерю профессиональной причастности к рабочему месту, организации, профессии или к труду в целом.
Кроме того, мы считаем, что ненормативный кризис занятости может существовать в двух формах латентной и актуальной.
Актуальный ненормативный кризис занятости это действительно случившаяся ситуация потери работы (профессии) и поиска нового рабочего места. Латентный ненормативный кризис занятости это «состояние страха и неуверенности занятых, так как они не застрахованы от безработицы в краткосрочном и отдаленном будущем».
Социологические исследования выявили, что страх безработицы это один из наиболее сильных страхов постсоветского периода. Было показано, что в период 1994 - 2000гг. страх потери работы испытывали от 60% до 70% работающего населения. Также было показано, что воздействие этого страха имеет вполне конкретные поведенческие исходы (согласие с задержками зарплаты, вынужденными неоплачиваемыми отпусками и проч.). При этом весьма показательно, что поведение не зависит от реальной ситуации на рынке труда, т.е. уровня безработицы. Вполне достаточно субъективного означивания потенциальной ситуации потери работы как критической, чтобы поведение менялось.
Здесь мы видим две ключевые черты кризиса – наличие критической ситуации (хотя бы и в форме ее субъективного представления) и изменение внешнего поведения в целях недопущения развития противоречия в трудовых отношениях .
Подытоживая вышесказанное, отметим следующее.
Сегодняшняя трудовая реальность вряд ли может быть охарактеризована как более «свободная» или более гуманная, чем это было двадцать лет назад. Принцип негарантированной занятости индексирует не большую свободу, а лишь иную форму принуждения к труду. В свою очередь новая форма принуждения к труду порождает не меньше противоречий во взаимоотношениях субъекта с социальной и трудовой средой, чем это было раньше. Другой вопрос, что кардинальная общественная трансформация предъявляет новые требования к человеку как субъекту профессионального развития и субъекту труда, принципиально меняя и соотношение движущих сил и факторов профессионализации, и поведение человека в труде. Потому мы считаем обоснованным и важным выделение и дальнейшее изучение особой группы ненормативных кризисов профессионального развития, характерных для условий негарантированной занятости.
Представляется что отечественная психология, опирающейся на принципы, сформулированные С.Л.Рубинштейном и Б.Г.Ананьевым, и в дальнейшем развитые в конкретных областях психологии их учениками и последователями (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.Н.Дружинин, Б.Ф.Ломов, А.Л. Журавлев и др.), имеет вполне адекватную теоретическую базу для изучения профессионального пути личности в изменившейся социальной и трудовой реальности.
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты