"Как находясь в замкнутом пространстве квартиры семье сохранить спокойствие и мир?"

Интервью со старшим научным сотрудником лаборатории социальной и экономической психологии, кандидатом психологических наук Татьяной Валерьевной Дробышевой

1. Как находясь в замкнутом пространстве квартиры семье сохранить спокойствие и мир? Если тем более у них есть ребенок.

- Жители мегаполиса, имеющие детей, часто жалуются, что пробки на дорогах и плотный график работы, ограничивают то время, которое они хотели бы наполнить общением с ребенком. В связи с этим ситуация вынужденной изоляции, благодаря которой родители остаются один-на один со своими детьми, пугает тех из них, кто и раньше скрывал за своей загруженностью нежелание тесно взаимодействовать со своим ребенком. Родители, которые осознают потребность в более тесных контактах с детьми, могут реализовать ее на практике.

Первое, надо помнить, что для ребенка важно не то, что его слушают, а то, что родители его слышат и активно включаются в обсуждение детских проблем. В связи с этим, можно вернуться к старой семейной традиции россиян - традиции «вечерних чаепитий», когда каждый член семьи (в том числе и ребенок) рассказывает что-то интересное из своей жизни, жизни своей семьи. Хорошо, если эти истории будут иметь позитивный характер. Важно соблюдать правило - надо уметь не только рассказывать, но и внимательно слушать другого. Маленькие дети в такой ситуации могут перетягивать внимание на себя. Часто они хотят, чтобы слушали только их. Задача родителей - контролировать выполнение детьми правил «вечернего чаепития»: каждый член семьи имеет право быть выслушанным и получить эмоциональную поддержку от других членов семьи; высказываются все в том порядке, который определили заранее и т.п. Такая форма взаимодействия с детьми способствует формированию семейной идентичности, развитию у детей самоконтроля в поведении.

         Второе, можно использовать время самоизоляции для создания новых семейных традиций или семейных праздников. В данном случае речь идет не о государственных или религиозных, а именно о семейных праздниках. Т.е. это не развлечение одного дня. В основе семейного праздника должны лежать семейные традиции совместного времяпрепровождения. По данным исследований дети, в чьих семьях поддерживаются такие традиции, психологически более благополучны. Взаимодействуя с чужими людьми они психологически более защищенные. Однако при создании новых семейных праздников важно, чтобы дети были полноправными участниками этого процесса: от генерирования идеи до создания праздничной атрибутики. Такие праздники требуют длительной подготовки. Поэтому, можно предложить ребенку готовиться к его проведению в течении нескольких дней, посвящая 2-3 часа в день обсуждению разных вопросов или созданию игровой атрибутики.

Важно донести до ребенка мысль, что праздник не может быть каждый день. Следовательно, веселиться с утра до вечера целую неделю никто не будет. Нужно обговорить заранее с какого по какое время родители будут совместно с ребенком готовить этот праздник.

         Третье. Двигательная активность в замкнутом пространстве для ребенка - необходимое условие его физического и психического здоровья. Следовательно, если нет возможности выходить на улицу, следует запланировать (лучше в первую половину дня) подвижные игры или физическую активность (на домашнем спорткомплексе, йога вместе с мамой, подтягивания вместе с папой, и т.п.). Активные игры хорошо чередовать с настольными играми или творческой деятельностью, требующей усидчивости и концентрации внимания (конструктор, лепка, рисование). Можно и самим из подручного материала придумывать новые настольные игры или вспомнить игры своего детства и детства бабушек и дедушек с малой физической активностью («да и нет не говорите, черное и белое не носите», «города», «ассоциации» и т.п.).

         Четвертое. Соблюдение в семье правила: каждый член семьи должен иметь время и место, чтобы заняться своими делами и побыть наедине с собой. В связи с этим, родители могут договориться о времени, когда один из них занят своими делами, другой занимается с ребенком. Важно, чтобы и папа, и мама поровну делили время, когда они заняты с ребенком, и чтобы никто не нарушал право каждого на приватность психологического пространства: «Мама читает книжку. Давай не будем ей мешать», «Папа смотрит любимую телепередачу, не будем ему мешать, займемся с тобой рисованием» и т.п. Следует информировать ребенка, что в определенные часы он должен будет играть сам, т.к. родители в это время будут заняты своими делами (возможно кто-то из родителей дистанционно работает, а кто- то хотел бы просто отдохнуть. Важно напомнить ему, что он должен уважать право родителей реализовать свои интересы и попросить, чтобы он не нарушал право мамы или папы побыть наедине с собой. Следует сказать, что для этого ребенку придется самому решать какие- то задачи, связанные с решением возникающих проблем. Соблюдение этого правила снизит психологическую утомляемость всех членов семьи от вынужденного тесного контакта в замкнутом пространстве.

         Пятое. Создание четкого расписания дня, в котором оговаривается время для совместной деятельности и время, которым каждый член семьи может распоряжаться по своему усмотрению. Жесткое соблюдение этого расписания всеми членами семьи позволит поддерживать благоприятный психологический климат в семье в период самоизоляции.

         Шестое. Телевизор и компьютер не должны заменить родителей. Главное условие психологического благополучия ребенка - совместная деятельность в семье и соблюдение приватности психологического пространства.

2. Нужно ли временами самоизолироваться друг от друга супругам?

- обязательно нужно. Это важно для профилактики психологического (личностного) выгорания, которое может возникнуть в связи с нарушением психологической приватности (пространства, вещей, тела, социальных контактов и т.п.). Это необходимое условие и для сохранения персонального пространства каждого из супругов и, как следствие, - сохранения отношений.

3. Стоит ли приглашать временно няню или бабушку, чтобы «отдохнуть от ребенка»?

- Если родители работают дистанционно, и есть такая возможность, то можно ею воспользоваться. Однако ребенку сложно объяснить, почему  мама и папа работают дома, а не уезжают куда- то «на работу». Поэтому, присутствие няни или бабушки не должно быть длительным. По возможности, лучше распределить время совместной деятельности с ребенком между всеми членами семьи, включая бабушек и дедушек. При условии соблюдения четко построенного распорядка дня, в котором есть место совместной деятельности и в то же время соблюдается право каждого члена семьи заниматься своими делами, родителям не придется искать время, чтобы «отдохнуть» от своего ребенка.

4. Может ли так произойти, что после недели самоизоляции семья распадется, не выдержав испытание сидением 24 часа вместе в одной квартире?

- может, если к этому есть предпосылка. Просидев в изоляции, супруги придут к решению расстаться, которое вызревало давно, но которое по каким- то причинам ни один из них не хотел признавать. Если же отношения в семье построены на любви, взаимопонимании, доверии и сотрудничестве, то максимум, что может произойти, так это «выпуск пара» в виде высказываний давно накопившихся обид и претензий по конкретной ситуации. Если в период самоизоляции у каждого из супругов будет время и место «побыть наедине с собой» и заняться своими делами, то процент таких незначительных семейных конфликтов снизится.

 


При перепечатке ссылка на официальный сайт ИП РАН обязательна!

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"