Программа Всероссийской научной конференции «Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления», посвященной 130-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии Российской академии наук

===============================

Всероссийская научная конференция «Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления», посвященная 130-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна

 

Москва, Ярославская, 13, строение 1

21 ноября 2019 г.

 

Регистрация участников: 2-й этаж, холл

9.30-10.30

 

Пленарное заседание

Большой зал, 1 этаж

10.30-13.00

Ведущие: Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Юревич А.В.

Приветствие научного руководителя ИП РАН академика РАН, д. психол. наук, профессора Журавлева А.Л.

Приветствие директора ИП РАН, академика РАН, д. психол. наук, профессора Ушакова Д.В.

Ждан А.Н. Жизнь и деятельность С.Л. Рубинштейна в связи с развитием психологической науки.

Няголова М.Д., Кузьминов Н.Н. Научное наследие С.Л. Рубинштейна в современной мировой психологии (Грант № ДНТС/ Русия 02/19, 18.06.2018 г.).

Семенов И.Н. Взаимодействие индивидуального, национального, глобального компонентов самосознания С.Л. Рубинштейна как субъекта научного творчества.

Фахрутдинова Л.Р. Категория переживания и религиозные ритуалы таджикского народа.

 

Работа секций

14-00 – 17-30

 

Секция I. Психологические проблемы в условиях новых технологий (цифровых, искусственного интеллекта, робото-технических и др.) (ауд. 234)

Руководители: Занковский А.Н., Нестик Т.А., Шадриков В.Д.

Секретарь: Воробьева А.Е.

Андронов А.В., Большунова Н.Я. Использование компьютерных технологий для развития саморегуляции как профессионально значимого качества военнослужащих.

Скотникова И.Г. Активность субъекта в психологии восприятия и психофизике.

Бандурка Т.Н. Особенности активизации полимодального восприятия у обучающихся как фактор их духовно-нравственного развития.

Бандурка Т.Н., Емельянова Е.В. Модель психолого-педагогического сопровождения когнитивного и личностного развития обучающихся в условиях цифровизации школы.

Бурлаченко Л.С. Конструирование личного бренда как элемента профессиональной идентичности (на материале сравнительного исследования российских и зарубежных фэшн- и бьюти-блогеров).

Васильева И.И. Субъект-объектное отношение как прототип эргатической системы.

Жолудева С.В. Особенности профессиональных представлений студентов в условиях новых технологий.

Жуйкова С.Е., Лукьянова Т.Д. Обучение нейропсихологическим технологиям регулирования высших психических функций с применением программы Moodle (на примере людей с особыми образовательными потребностями).

Зиновьева Д.М., Панкратова Е.В., Арестова Ю.В. Социально-психологические характеристики менеджера в условиях цифровизации управления.

Кузьминов Н.Н. Цифровизация образовательного процесса как необходимое условие для социального взросления детей младшего школьного возраста.

Нестик Т.А.Нравственно-психологические аспекты внедрения систем искусственного интеллекта и роботизации.

Панферов В.Н., Безгодова С.А., Васильева С.В., Иванов А.С., Микляева А.В. Эффект присутствия аудитории как фактор эффективности онлайн-лекции (на примере работы преподавателя вуза).

Романова Н.М. Разновидности вовлечения личности в криминальную деятельность: метод кейс-стади.

Солдатова Г.У. Особенности цифровой социализации детей и родителей.

Суворов В.В. Культурно-историческая эволюция «технологии» естественного интеллекта.

Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологический прогноз безопасности субъекта интернет-коммуникации.

Шадриков В.Д., Соболева Т.Н. Использование компьютерных технологий для развития саморегуляции как профессионально значимого качества военнослужащих.

Шимрова Л.А., Токранова Ю.Г. Коммуникативные состояния при взаимодействии человека с роботами.

 

 

Секция II. Геополитические и экономические факторы трансформации сознания современного человека (ауд. 100)

Руководители: Китова Д.А., Ковалева Ю.В., Дейнека О.С.

Секретарь: Борисова А.М.

 

Дейнека О.С. Геополитические и экономико-психологические тенденции трансформации образа России у студентов.

Воскресенская Н.Г. Сравнительный анализ ценностей студенческой молодежи 2010 и 2019 годов.

Елисеева Н.Д. Интеграция экологического мышления в жизнедеятельности человека (на примере жителей Якутии).

Кандыбович С.Л. , Разина Т.В.Представления о «братских народах» у россиян.

Карнышев А.Д.Экономический и экологический патриотизм как проявления глобальной и/или этнорегиональной идентичности (к осмыслению феномена Греты Тунберг).

Китова Д.А.Коррупция в системе экономических представлений личности: тенденции, угрозы и перспективы противодействия.

Клюева О.А. Феномен конкурентоспособности личности.

Ковалева Ю.В. Психологические основания геополитики: анализ классических и современных подходов и перспективы междисциплинарных исследований.

Конфисахор А.Г. Психологические факторы современной геополитики.

Кумышева Р.М. Детерминация и трансформация инвариантных смыслов в процессе контекстной деятельности.

Магалян А.Т. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и экономической эффективности личности в условиях рыночной экономики.

Маркелов А.Ю., Неверова А.В. Информационная избыточность как фактор трансформации сознания современного человека.

Неверов А.Н. Трансформации стратегической активности личности и стран в экономической сфере в условиях когнитивной избыточности глобального информационного поля.

Нестик Т.А., Юревич А.Л. Представления российских ученых о будущем своей науки: социально-психологический анализ.

Титова О.И. Толерантность к неопределенности как фактор социального взаимодействия сотрудников правоохранительных органов.

Тихомирова С.В. Коллективные мировоззренческие переживания в больших группах (на примере «Бессмертного полка»).

Черемошкина Л.В. Типизация сознания: факторы и условия.

 

Секция III. Роль истории психологии и исторической психологии в условиях глобальных изменений (Малый зал)

Руководители: Журавлев А.Л., Мазилов В.А., Позняков В.П.

Секретарь: Холондович Е.Н.

 

Агапов В.С.Проблема «Я-субъект» в концепции С.Л. Рубинштейна.

Борисова Н.В.Художник и эпоха: историко-психологический анализ.

Деева Н.А.Исторический контекст формирования морально-нравственной проблематики жизненной успешности современного человека.

Емельянова Т.П., Нестик Т.А. Коллективная память и образ будущего у разных поколений россиян.

Мазилов В.А. С.Л. Рубинштейн и будущее психологии.

Мироненко И.А.Биосоциальная проблема в контексте становления глобальной психологической науки.

Няголова М.Д. Сопоставительное исследование становления методологических и исторических принципов психологических теорий Анри Валлона и С.Л. Рубинштейна (Грант № ДНТС/ Русия 02/19, 18.06. 2018 г.).

Няголова М.Д. Олейник Ю.Н. Влияние личности и творчества С.Л. Рубинштейна на болгарскую психологию 30 – 40 гг. XX века (Грант ФНИ № ДНТС/ Русия 02/19, 18.06. 2018 г. и Грант РФФИ №18-513-18017).

Олейник Ю.Н.Научные традиции в психологии как интеграция национального и глобального в деятельности ученого.

Олейник Ю.Н., Няголова М.Д. Взаимосвязи судьбы науки и судьбы ученого (Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в жизни и творчестве С.Л. Рубинштейна).

Позняков В.П. Идеи С.Л. Рубинштейна как теоретические основания исследования экономического самоопределения субъекта.

Тихонова Э.В.Проблема человека как духовного субъекта в трудах С.Л. Рубинштейна.

Харитонова Е.В.Трансформация российского менталитета: причины и проявления.

Юров И.А. С.Л. Рубинштейн и диалектико-материалистическая парадигма.

 

Секция IV. Дискурс в интернет-пространстве: психологические и психолингвистические проблемы (ауд. 127)

Руководители: Павлова Н.Д., Алмаев Н.А., Воронин А.Н.

Секретарь: Афиногенова В.А.

 

Лебедев А.Н.Самоорганизация групп пользователей социальных сетей и проблема ее имитационного моделирования.

Воронин А.Н.Дискурсивная парадигма в исследовании сетевых сообществ.

Косоногов В.В. Методика оценки психологической составляющей в кинорецензиях.

Горькая Ж.В.Психологическое исследование границы «свой-чужой» в креолизованных мемах рунета и интернета.

Головина А.М.Возрастные нормы и идентичности в интернет-дискурсе.

Гребенщикова Т.А.Связь вовлеченности в сообщество и интернет-дискурс своего города с городской идентичностью.

Алёшичева А.В.Психосоциальное и философское представление о влиянии Интернета на здоровье и образ жизни человека.

Чижов Е.Д., Алексеев К.И.Дискурс самоубийства в молодёжных интернет-сообществах: аспект стигматизации.

Афиногенова В.А.Постсобытийный интернет-дискурс городского форума.

Зачесова И.А., Кулакова П.П.Интенциональное пространство постсобытийного дискурса семейных интернет-форумов.

Звягинцева Е.П.Психолингвистические проблемы вторичной языковой личности студентов неязыкового вуза.

 

Секция V.I. Психологические и духовно-нравственные проблемы человека в современном мире: вопросы методологии и теории (ауд. 101)

Руководители: Гостев А.А., Сарычев С.В., Юревич А.В.

Секретарь: Мустафина Л.Ш.

 

Абакумова И.В.О триалектическом подходе в изучении стратегий образования смыслов.

Александрова И.Ю.Проблема абсолютизации модуса обладания в современном российском обществе.

Большунова Н.Я. Отношения детского и взрослого общества: кризис взрослости.

Войтенко Т.П.Учение о воле С.Л. Рубинштейна и его значение для понимания трудностей развития современных детей.

Глебов В.В., Ерофеева В.В., Яблочников С.Л., Лавер Б.И. Нравственно-духовные особенности личности в современном обществе.

Гостев А.А.Личность перед лицом глобальных проблем: психологические и духовно-нравственные аспекты.

Зиновьева Д.М.Субъектность личности в контексте психологического благополучия.

Ильина В.А. Перспективы развития юридической психологии в аспекте онтологического подхода.

Кузьмина Е.И. Интеллект и воля – предикторы духовного потенциала личности.

Кулиева Г.А., Аникина Е.В., Валова Е.А., Баютина А.А.Экологическое образование и нравственность человека.

Мусийчук М.В. Аксиологические основания юмора в этико-психологическом наследии С.Л. Рубинштейна или «добрая улыбка сильного над проказами жизни».

Сафонова Т.В. К проблеме духовно-нравственного становления студентов в современном вузе.

Симонова М.М. Нравственный аспект коммуникации.

Федосенко Е.В.Индивидуальное и групповое понимание духовности в современном мире. 

Чернов А.Ю. Когнитивные механизмы саморегуляции просоциального поведения.

Чернышев А.С., Сарычев С.В.Социально-психологические условия формирования духовно-нравственных качеств современной молодежи.

 

Секция V.II. Психологические и духовно-нравственные проблемы человека в современном мире: эмпирические исследования (ауд. 536)

Руководители: Воловикова М.И., Грачев А.А., Ларионова Л.И.

Секретарь: Костригин А.А.

 

Большунова Н.Я., Устинова О.А. Прощение как диалог с совестью.

Бражникова А.Н.Ответственность в системе нравственно-психологических отношений личности.

Вавакина Т.С.Прагматичность и нравственность в партнерских взаимоотношениях.

Васильченко Н.А.Нравственные основы профессионального самоопределения современной молодежи.

Грачев А.А.Отношение человека к активному социальному объекту как результат и условие социального взаимодействия.

Гильманов С.А.Ситуативная актуализация нравственных установок будущих педагогов-психологов.

Ларионова Л.И.Духовно-нравственное развитие одаренной личности в условиях реформирования обществ.

Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Моральные нормы как фактор формирования безопасного просоциального поведения.

Кретова Л.А.Восприятие природы: чувство Родины и духовно-нравственные аспекты.

Мехтиханова Н.Н. Особенности решения трудных жизненных проблем лицами с различными типами девиаций.

Мешкова Н.В.О связи моральной идентичности и антисоциальной креативности.

Молчанова Н.В.Роль медиации в коррекции нравственных ценностей человека.

Нехорошева Е.В.Конституирующая роль ценности здоровья в современной школе.

Сергеева А.В. Феномен ревности и созависимые отношения в молодежной среде.

Симонова М.М. Нравственный аспект коммуникации.

Сорокина О.В.Сравнительная характеристика эмоционального восприятия родителей детьми в патронажных семьях с различной этиологией асоциальности.

Сорокина С.Е.Синестетические впечатления пенсионеров с низкой самооценкой: духовно-нравственный аспект.

Тучина О.Р., Тарасова В.В.Исследование особенностей национальной идентичности молодёжи в условиях глобализации.

Шмелева Е.А., Кисляков П.А.Социокультурный потребностный профиль студенческой молодежи.

Жегалло А.В.Результаты исследований восприятия эмоциональных экспрессий лица в свете теоретических представлений С.Л. Рубинштейна.

 

16.00 – 17.30

Круглый стол «Значение С.Л. Рубинштейна и его научной школы для современной психологии» (Большой зал)

Руководитель: Семенов И.Н.

Выступают: Абульханова К.А., Богоявленская Д.Б., Большунова Н.Я., Воловикова М.И., Гусева Е.П., Ждан А.Н., Капланов Г. (США), Кузьминов Н.Н., Мазилов В.А., Няголова М.Д. (Болгария), Позняков В.П., Олейник Ю.Н., Серова О.Е., Славская А.Н., Тихомирова С.В., Тихонова Э.В., Юров И.А.

 

17.45 – 18.45

Итоговый Круглый стол

(Малый зал)

Руководители: Воловикова М.И., Журавлев А.Л.

Участвуют все

 

18.45

Общее чаепитие (Большой зал)

 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН