Очередное заседание семинара «Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики» состоялось 6 апреля

 

Научно-практический семинар

«Актуальные проблемы психологии труда,

инженерной психологии и эргономики»

 

6 апреля 2017 года в Институте психологии РАН состоялось очередное заседание семинара.  Тема заседания – «Психология человека в техногенном мире: вызовы и решения».

В заседании приняли участие  68 участников,  представлявших ведущие российские научные, образовательные, конструкторские и производственные организации Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Ярославля, Твери, Обнинска. В  заседании активное участие приняли представители образовательных организаций Республики Армения.

Заседание открыл научный руководитель семинара профессор А.А.Обознов  (Институт психологии РАН).

В своём вступительном слове директор Института психологии РАН,  академик РАН А.Л.Журавлёв отметил, что психологические проблемы, порождаемые созданием новых видов техники и технологий, например робототехники и НБИКС-технологий, неоднократно рассматривались на прошлых заседаниях  семинара. При этом, основное внимание уделялось негативным для человека и общества воздействиям техногенного мира. На  данном заседании  акцент делается на поиске и обосновании позитивных решений, способствующих положительному отношению человека к новым видам техники и технологий, развитию его личности и  интеллектуальных возможностей, сохранению в техногенном мире общепринятых нравственно-этических принципов жизнедеятельности. 

Доктор психологических наук  Ю.Я. Голиков (Институт психологии РАН, Москва) в докладе «Неопределенность и риски традиционных и новых областей высоких технологий и актуальные психологические проблемы их развития»  представил результаты анализа текущего состояния междисциплинарных исследований неопределенности и риска функционирования сложных объектов высоких технологий.  Выделены ограничения этих исследований, в том числе недостаточное внимание  изучению неопределенности как первопричины риска. На основе целостного структурно-функционального представления области существования объекта неопределенность рассматривается как многомерное, разнородное по содержанию, динамически развивающееся образование. Выявлены особенности проявления неопределенности вследствие воздействия факторов объективной и субъективной сложности; анализируются актуальные проблемы преодоления неопределенности – выбора направлений научно-технического прогресса, обеспечения управляемого и контролируемого развития высоких технологий, разработки новых теоретико-методологических средств.

Доктор психологических наук Т.А. Нестик (Институт психологии РАН, Москва) в докладе "Технооптимизм и технопессимизм как
социально-психологические феномены"
выделил межличностные, групповые, межгрупповые и социетальные факторы формирования технофобий. Были представлены результаты эмпирических исследований отношения личности к новым технологиям. В целом социальные  представления о будущем  технологий характеризуются амбивалентностью: признавая неизбежность технологического развития, респонденты связывают с ним как комфорт, так и социальную деградацию. Показано, что ожидания положительного влияния технического прогресса на общество тесно связаны с уровнем социального доверия (к ученым, разработчикам и продавцам новых технологий, государству). Проведенные исследования свидетельствуют о том, что ключевым фактором принятия новых технологий  и, в конечном счете, формирования технооптимизмаявляется вовлеченность личности в коммуникацию с другими пользователями, в ходе которой разрешаются проблемы, происходит обмен пользовательским опытом, конструируются социальные  нормы использования технологий. На примере различия в отношении российских студентов нанотехнологиям и биотехнологиям показано, что технологии в разной степени участвуют в подтверждении групповой идентичности. В  докладе намечены перспективные направления
социально-психологических исследований в области отношения личности к
новым технологиям и воздействия технологий на общество.

Профессор С.Ф. Сергеев (Санкт-Петербургский  государственный  университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого)  в докладе «Психология техноинтеграции и техномодификации: теоретико-методологический базис»   рассмотрел  проблему изменения содержательного строя психологического знания в связи с модификацией человеческой психики посредством технологий социальных и психобиологических механизмов. Показано появление новых отраслей психологии, связанных с изучением изменений, включая расширение возможностей,  чувственной, сознательной и когнитивной сферы человека, возникающих  в результате использования новых технологий.

Кандидат психологических наук  А.Е. Войскунский (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)  в докладе «Киберпсихология и вызовы техногенного мира»  рассмотрены проблемы  использования социальных  сетей. В докладе отмечалось,  что техногенный мир мы сами приглашаем к себе. Если остановиться на мире информационных технологий, то наряду с часто упоминаемыми рисками участия в компьютерных играх – это может как вести,  так не вести к развитию зависимости от Интернета, в т.ч. игровой зависимости,  развитию агрессивности (вплоть до жестокости) – не следует пренебрегать потенциальными опасностями, связанными с социальными сетями. Такие сети по-своему манипулируют пользователями, тем более,  что им активно помогают люди, включая простых участников и административных работников, отвечающих за эффективную работу социальных сетей. В недавнее время к ним присоединились и профессиональные психологи. Чаще всего предметом наблюдения становится сеть Facebook. В докладе рассмотрены примеры некорректного применения данной сети. В этой связи, перед представителями  психологического сообщества поставлены вопросы,  требующие специального изучения.

Профессор Р.В.  Агузумцян   (Академия государственного управления Республики Армения,  Ереванский государственный  университет)  в докладе «Психологическая безопасность пассажиров в техногенном мире»  затронул актуальную тему психологической безопасности личности при пользовании транспортом. С позиции психологического подхода к изучению транспортной  сферы, особое внимание в докладе было обращено на субъективные оценки качества транспортных услуг со стороны пользователей. В докладе приведены результаты анализа процесса взаимодействия пользователей с различными  видами транспортных средств.  

    Кандидат психологических наук  А.Ю. Акимова   (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Горьковская  дирекция    здравоохранения ОАО  «РЖД») в докладе «Доверие и недоверие человека технике: условия, критерии,  факторы»  рассмотрела   доверие и недоверие технике как осознанные психологические отношения, которые формируются и проявляются  во взаимодействии человека с ней и выполняют функцию регуляции этого взаимодействия. Критериями, определяющими отношения доверия или недоверия технике, являются характеристики её надежности, исправности, управляемости, безопасности, внешнего вида, характеристики опыта и профессионализма управляющих техникой людей. Условиями  проявления доверия и недоверия технике считаются  невозможность полного контроля  её  работы, неопределенность исхода взаимодействия с техникой,  добровольность этого взаимодействия и др.  Проявления доверия и недоверия зависят от вида используемой техники, категории субъекта по отношению к технике (водитель/пассажир, профессионал/любитель), пола (мужчина/женщина), опыта взаимодействия и других факторов.

Кандидат медицинских наук М.А. Пронин  (Институт  философии РАН, Москва)  в докладе «Вызовы мировоззрению разработчиков TVR» рассмотрел последствия пришествия в жизнь массового пользователя технологий виртуальной реальности (TVR). По мнению докладчика,  современные TVR обманывают мозг человека. Способность человека переживать виртуальные психологические состояния  «встретилась» с технологическими возможностями «подавать информацию» быстрее, чем   25-й кадр, и порождать феномен «неразличения».  Технологии, заведомо обманывающие человека и  развивающиеся в условиях цейтнота времени на этическое осмысление своих достижений, их юридическую регламентацию и гуманитарное сопровождение, должны быть взяты под гуманитарный надзор общества.  Отмечена  глобальная  неудача  научного  мейнстрима в понимании виртуальности.  В докладе такое понимание связывается с положениями виртуальной психологии, которая развивает идеи виртуалистики,  предложенной Н.А.Носовым.

Академик РАН А.Л. Журавлёв, подводя итоги работы заседания, выразил уверенность, что прозвучавшие в докладах предложения и оценки позволят опредить направления дальнейших психологических исследований по обоснованию позитивных решений вызовов техногенного мира.

 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН