14.Позняков В.П. Экономическая психология в 21 веке. Опыт и перспективы взаимодействия
Экономическая психология в России 21 века. Теоретичекие проблемы и эмпирические исследования.
В.П. Позняков.Доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. г. Москва pozn_v@mail.ru
Введение. Развитие экономической психологии как нового научного направленияявляется одним из важных признаков интеграции экономической и психологической наук. Объединение психологии, наряду с социологией, философией и правом в рамках общего отделения Российской Академии наук вместе с экономикой. Наличие институционально оформленных структурных подразделений в научных и учебных организациях, как например: лаборатория социальной и экономической психологии Института психологии РАН, кафедра социальной и экономической психологии Байкальского государственного университета экономики и права академии или учебно-научная лаборатория экономической психологии Санкт-Петербургского университета экономики и финансов и т.п. Ставшие традиционными совместные конференции и публикации экономистов и психологов. Такие конференции в последние годы регулярно проводятся в Иркутске, Калуге и Санкт-Петербурге (33, 49, 50). И наконец, появление специализированных периодических научных изданий в ведущих вузах России. Таковы некоторые формально-организационные признаки, позволяющие оценить степень сформированности нового научного направления. Более существенными, на наш взгляд, являются содержательные свидетельства интенсивного развития экономической психологии в России 21 века. В последние годы вышел в свет целый ряд индивидуальных и коллективных монографий посвященных теоретическим проблемам и результатам эмпирических исследований в области экономической психологии ( )
Экономическая психология как учебная дисциплина постепенно становится востребованной в профессиональной подготовке экономистов и психологов различных специальностей. В последние годы подготовлен целый ряд учебных программ и учебных пособий для экономических и психологических факультетов Российских вузов (см., например,3, 6, 18, 27, 35, 43, 45). Вместе с тем, многими исследователями признается нерешенность целого ряда фундаментальных теоретических и методологических проблем, что естественно для периода интенсивного развития науки. Основной задачей данной статьи является развернутое изложение авторских представлений о некоторых теоретических проблемах развития экономической психологии: ее предмете, месте в системе наук, основных понятиях и феноменах, методологических принципах, основных направлениях и перспективах эмпирических исследований.
Взаимосвязь экономических и психологических явлений и предмет экономической психологии
Термин «экономика» и определение «экономический» и термин «психология» (а точнее – психика) и определение «психологический» имеют не только гносеологический, но и онтологический смысл. В этом смысле первый термин используется для определения и описания некой объективной социальной реальности, сферы человеческого бытия, социальной жизнедеятельности, а второй – для определения и описания субъективной реальности, мира психических явлений, связанных с отражением объективной реальности и регуляцией поведения и взаимодействия субъектов. При этом взаимосвязи и взаимодействия между экономическими и психическими явлениями могут быть весьма разнообразными, что порождает целый ряд исследовательских проблем, которые выходят за рамки проблематики материнских дисциплин и могут быть отнесены к компетенции экономической психологии как самостоятельного научного направления. В данном случае термин «экономика» и определение «экономический» имеет онтологический смысл и используется для определения некой реальности, сферы человеческого бытия, социальной жизнедеятельности. При этом исходной для определения предмета, феноменологии и проблематики экономической психологии является сфера экономической жизни. И в этом случае экономику как сферу жизнедеятельности, а также отдельные экономические явления можно рассматривать в качестве объектов психологического исследования. Первое, с чем сталкиваются здесь исследователи, это многообразие явлений, определяемых в качестве экономических, их представленность на разных уровнях жизни общества.
В наиболее общем виде экономическая или хозяйственная жизнедеятельность определяется экономистами и социологами как система социальных процессов производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ, а также тех связей и отношений, в которые вступают субъекты хозяйственной деятельности. В качестве субъектов хозяйствования в экономике традиционно рассматриваются и отдельные индивиды, и малые группы (семья, фирма), и большие социальные общности (организация, этнос, государство). При этом экономическая жизнедеятельность рассматривается как относительно самостоятельная сфера человеческой, социальной жизнедеятельности. Неизбежным следствием такого подхода является абстрагирование экономической жизнедеятельности от других сфер жизнедеятельности, а экономического поведения и взаимодействия - от других его видов. При таком подходе психологические, в том числе социально-психологические, явления должны рассматриваться как явления, выполняющие функции субъективного отражения экономических явлений и психической регуляции экономического поведения и взаимодействия.
Но возможна и другая постановка проблемы, идущая от психологии, от изучения человеческой жизнедеятельности (не только экономической), традиционных для психологической науки проблем, явлений, от ее предмета. В этом случае вопрос ставится так: в какой степени и каким образом человеческая психика, поведение и взаимодействие между людьми определяются экономическими факторами. Как влияют экономические условия жизнедеятельности на формирование личностных особенностей, на характер взаимоотношений между людьми и т.д. При этом экономические явления выступают как внешние факторы, как среда, условия жизнедеятельности людей. Собственно социальные (не экономические) феномены, в том числе явления общественной психологии, рассматриваются либо как феномены, производные от экономических, зависимые от них, либо как факторы, влияющие на экономическое поведение и взаимодействие. В этом случае характер взаимосвязи экономических и психологических явлений представляется как взаимосвязь между факторами, причинами и их следствиями. Правомерны оба подхода к изучению взаимосвязей экономических и психологических феноменов. Выбор одного из них будет зависеть от постановки конкретной исследовательской задачи: изучаем ли мы влияние экономических факторов на психические явления и поведение субъектов, или нас интересует влияние социально-психологических факторов на экономическое поведение и экономические отношения. В любом случае экономическое поведение и экономическое взаимодействие субъектов разного уровня и масштаба включено в более общий процесс их социальной жизнедеятельности и социального взаимодействия. А это значит, что при анализе взаимосвязей и взаимного влияния экономических и психологических явлений нельзя ограничиваться только этими двумя классами явлений. Наряду с экономическими явлениями в систему экономико-психологического анализа должны включаться или, по крайней мере, учитываться, другие социальные (не экономические) факторы (этнокультурные, социально-демографические, политические и т.д.). Таким образом, характер взаимосвязи экономических и психологических явлений не ограничивается функциями психического отражения экономических явлений и регуляции экономического поведения и взаимодействия. Можно и необходимо говорить также о взаимодействии и взаимном влиянии экономических и психологических феноменов, которое, в свою очередь, может определяться другими (не экономическими) факторами.
Высказанные теоретические положения позволяют сформулировать авторские представления о предмете экономической психологии. Экономическая психология - комплексная прикладная отрасль психологической науки. Предметом экономической психологии являются психологические закономерности экономической активности ( экономического сознания, поведения и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов), взаимосвязь и взаимное влияние экономических и психологических явлений. Социально-психологический анализ экономических явлений может проводиться на разных уровнях социальной жизнедеятельности, субъектами которой могут выступать индивиды, малые и большие группы.
Предметное поле и структура экономической психологии
Перечень объектов, тем и направлений исследований, относящих себя к экономической психологии, чрезвычайно обширен и разнообразен, что чрезвычайно затрудняет попытки систематизировать или хотя бы упорядочить их. В этих условиях важной теоретической задачей является определение области исследований, относящихся к экономической психологии, уточнение ее места в системе психологических знаний и связи с другими дисциплинами. Не менее важной задачей является анализ, выделение и упорядочение основных направлений исследований и полученных результатов, без чего невозможен анализ состояния развития научной отрасли, развитие дальнейших исследований и подготовка специалистов. Построение системы экономической психологии возможно проводить двумя путями: систематического анализа публикаций об уже проведенных исследованиях и теоретического анализа и построения системы научного знания по аналогии с другими комплексными и прикладными отраслями психологической науки, где такие работы уже проводились.
Мы исходим из того, что структурирование направлений и задач экономической психологии можно и необходимо проводить по нескольким основаниям. В качестве таких оснований могут быть предложены следующие:
- сферы экономической жизнедеятельности (производство, обмен, распределение и потребление),
- масштаб исследуемых экономических явлений (имеется в виду их отнесенность к макро- или микроэкономическим явлениям),
- субъекты экономической активности (идивид, малые и большие общности людей),
- виды экономического поведения (производственное, потребительское, предпринимательское, сберегающее и т.д.),
- конкретные психологические и социально-психологические явления (социальные представления, психологические отношения, социальные установки и т.д.), выступающие предметом экономико-психологических исследований,
- задачи исследований и используемые методы (здесь можно выделить теоретические, эмпирические, в том числе – экспериментальные, и прикладные исследования).
Основаниями построения структуры экономической психологии и определения круга ее основных проблем может выступать выделение основных сфер экономической жизнедеятельности и соответствующих им видов экономического поведения индивидуальных и групповых субъектов: производственного, предпринимательского, потребительского, сберегающего и др. В таком случае в наиболее общем виде следует выделять: экономическую психологию макроуровня, в которой представлены исследования экономических субъектов такого масштаба, как государство, большие социальные группы и таких макроэкономических явлений как экономическая политика, экономическое благосостояние страны и т.д. В центре внимания здесь оказывается сфера экономических отношений индивида и общества, социально-психологические характеристики представителей больших социально-экономических групп (предпринимателей, наемных работников, безработных и т.д.) и экономико-психологические характеристики больших социальных групп (этнических, демографических и т.д.). В качестве отдельных проблем исследования здесь могут выступать психологические механизмы экономического поведения граждан по отношению к экономической политике государства, психологические проблемы отношений собственности, инфляции, безработицы, теневой экономики, богатства и бедности и т.д.
На мезосоциальном уровне анализа в качестве экономических субъектов можно рассматривать отдельные предприятия и фирмы, население конкретных регионов с присущими им социально-психологическими особенностями. В качестве относительно самостоятельной здесь выделяется сфера бизнеса, где центральное место занимают исследования различных видов деловой активности субъектов наемного труда и предпринимательства.
Наконец, на микросоциальном уровне анализа субъектами экономической активности выступают отдельные индивиды и малые группы. Важным объектом эмпирических исследований на этом уровне выступает семья и экономическое поведение индивида и группы в быту. В центре внимания здесь оказываются проблемы потребительского и сберегающего поведения граждан, принятия решений в сфере семейного бюджета, а также проблема экономической социализации детей в семье. Относительно самостоятельным направлением эмпирических исследований на этом уровне выступает изучение психологических закономерностей взаимодействия и взаимоотношений продавцов и покупателей в процессе купли-продажи и др.
Взаимосвязь экономического сознания и экономического поведения
Круг явлений и понятий, которые можно определить как экономико-психологические, чрезвычайно широк и разнообразен. Однако все их можно объединить в две большие группы: это феномены экономического сознания и экономического поведения и соответствующие им основные понятия, используемые в экономической психологии.
Выделение и последующий анализ различных форм общественного сознания (экономического, политического, юридического, нравственного, этнического, религиозного и т.д.) имеет давнюю традицию в отечественных общественных науках. Однако лишь в последние годы делаются попытки применить эту схему анализа в психологических исследованиях феноменов индивидуального и группового сознания. В этой связи возникает актуальная научная проблема систематизации психических феноменов, которые можно определять как проявления тех или иных форм индивидуального и группового сознания, и понятий, используемых для их описания и анализа. Одной из задач статьи является опыт решения данной проблемы применительно к феноменам экономического сознания, под которым в наиболее общем виде, вслед за А.Л. Журавлевым мы понимаем частную форму индивидуального или группового сознания, заключающуюся в различных формах знания индивидуального и группового субъекта о различных экономических объектах и его отношения к этому знанию (Журавлев, 2004, см. 30, стр. 5).
Для реализации этой цели мы решили воспользоваться предложенной нами моделью систематизации базовых категорий социальной психологии, используемых для анализа феноменов индивидуального и группового сознания (Позняков, 2008). В рамках этой модели мы сопоставляем содержание трех таких категорий: социальные представления, психологические (социально-психологические) отношения и социальные установки. Мы полагаем, что в рамках соответствующих теоретических подходов проводится анализ отдельных феноменов онтологически целостного сознания. Специфика этих подходов состоит, в частности, в том, что каждый из них в большей степени выделяет одну из трех основных составляющих сознания – когнитивную, заключающуюся в различных формах знания о социальных объектах, эмоционально-оценочную, заключающуюся в различного рода отношениях к социальным объектам и связанных с ними переживаниях и поведенческую, появляющуюся, прежде всего, в различных феноменах готовности к определенному поведению в отношении социальных объектов – мотивах, намерениях, ожиданиях и т.д.
Если применить эту схему к анализу результатов конкретных эмпирических исследований, выполненных в последние годы в отечественной экономической психологии, можно отметить, что здесь также имеется опыт использования в качестве базовых понятий (и лежащих в их основании концепций) всех трех указанных категорий, а при анализе структуры исследуемых экономико-психологических явлений четко прослеживается выделение трех названных составляющих, компонентов. Наиболее полно результаты теоретико-эмпирических исследований экономико-психологических феноменов, выполненные в последние годы в отечественной психологии, представлены в двухтомнике «Проблемы экономической психологии» (30, 31), содержание которых явилось основным объектом нашего анализа. Полные названия статей отдельных авторов этого сборника, ссылки на которые даются в тексте, для краткости не указываются, дается только ссылка на издание (первый или второй том) и указываются страницы публикации.
Применительно к такому традиционному объекту исследований в экономической психологии, как деньги авторы используют такие понятия, как представления о деньгах, образ денег (Дейнека, 30, стр. 207-241), отношение к деньгам (Короткина, 30, стр. 242-260), денежные аттитюды и установки (Фенько, 30, стр. 261-280). В исследованиях, посвященных психологическим проблемам отношений собственности, материального благополучия, бедности и богатства также используются термины, характеризующие представления о собственности и собственниках, (Журавлев, 30, стр. 167-206, Карнышев, 30, стр. 139-166), о бедности и богатстве (Хащенко, Шибанова, 31, стр. 476-512), о благополучии (Фоломеева, 31, стр. 433-475) и др., отношения к различным формам собственности (Позняков, 30, стр. 43-51 и др.), бедным и богатым людям и различные проявления поведенческой готовности: предпочтение формы собственности и вида экономической деятельности (Позняков, 2000), готовность личности к материальному самообеспечению (Китова, 31, стр. 577-601), стратегии социальной адаптации российских безработных (Демин, 30, стр. 304-356) и др.. В исследованиях психологии рекламы мы вновь отмечаем в качестве изучаемых явлений динамику отношений российских потребителей к рекламе (Лебедев, 31, стр. 267-294), восприятие юмористической рекламы (Купрейченко, 31, стр. 295-343), оценку наружной рекламы (Гордякова, 31, стр. 344-357). А при анализе критериев оценки психологической эффективности рекламного воздействия авторы выделяют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (Байкова, Купрейченко, 31, стр. 368-400).
Эти и многие другие примеры подтверждают выдвигаемое нами положение об универсальности структуры явлений экономического сознания вне зависимости от конкретного содержания тех социально-экономических объектов и явлений, которые находят в нем свое отражение. Детальный анализ практики использования рассматриваемых понятий в рамках конкретных теоретических и эмпирических исследований позволяет выделить сходные закономерные тенденции, свидетельствующие о сходстве описываемых ими феноменов. Во-первых, всех указанные авторы не ограничиваются рассмотрением какого-либо одного из трех аспектов или сторон в исследовании явлений экономического сознания. Так в содержание социально-экономических представлений наряду с собственно когнитивными образованиями авторы включают и эмоционально оценочные и поведенческие. В структуре установок экономического поведения также традиционно выделяются познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Наконец, в классических определениях психологических отношений личности к экономическим явлениям мы вновь обнаруживаем те же самые когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Такое сходство в теоретических представлениях, сформировавшихся относительно независимо друг от друга в рамках разных научных направлений, убедительно свидетельствует в пользу того положения, что экономическое сознание субъекта как онтологически целостное образование имеет вполне определенное строение, структуру, выделяемую в рамках научного анализа.
Во-вторых, представители всех рассматриваемых научных направлений распространяют использование центральных понятий для описания и анализа явлений не только индивидуального, но и группового экономического сознания. Онтологически носителями (субъектами) психических явлений, рассматриваемых как явления экономического сознания, являются отдельные индивиды. Однако наличие общих, сходных содержательных элементов индивидуального экономического сознания (представлений, мнений, оценок, намерений и т.п.), разделяемых разными людьми, а иногда и осознаваемых ими в качестве общих для них, то есть групповых, позволяет говорить о психологической общности индивидов, разделяющих эти представления, мнения, отношения и т.п., и рассматривать их в качестве групповых социально-психологических явлений, а сами группы – в качестве субъектов этих явлений. Именно в этом смысле можно и нужно использовать понятия групповое экономическое сознание, групповые экономические представления, отношения, установки и т.п. Правомерность таких представлений можно подтвердить и практикой эмпирических исследований групповых экономико-психологических явлений, в рамках какого бы теоретического направления они не выполнялись и каким бы центральным понятием их авторы не пользовались. Основным методом сбора эмпирических данных в такого рода исследованиях является опрос, основными исходными показателями являются высказывания респондентов, фиксирующие их индивидуальные представления, мнения, оценки, намерения и т.п. И уже затем, в ходе количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных исследователь выделяет, описывает и анализирует общие и особенные содержательные характеристики изучаемых явлений экономического сознания, интерпретируемые им в качестве групповых.
Следующий тезис нашего подхода заключается в представлениях о структуре и динамике явлений экономического сознания. Речь идет, во-первых, о сочетании устойчивости и изменчивости этих явлений. Проблема динамики экономического сознания личности и группы является особенно актуальной в условиях динамичных социально-экономических изменений в современном российском обществе и привлекает в последние годы внимание многих исследователей (8, 9, 24, 25, 41, 42 и др.). Анализ результатов этих и других исследований позволяет утверждать, что в структуре явлений экономического сознания личности и группы имеются как устойчивые элементы, выступающие как бы его базисом, ядром и с трудом поддающиеся быстрым изменениям, так и явления более поверхностные, имеющие более частный, так сказать, локальный характер и в большей степени подверженные влиянию изменяющихся внешних условий.
Однако динамика явлений экономического сознания может и должна исследоваться не только во внешнем плане, как изменение содержания представлений, модальности отношений, направленности и уровня выраженности поведенческих готовностей и т.п. Динамичность явлений группового сознания проявляется во внутренних противоречиях его элементов (между прошлым опытом и новыми представлениями, сложившимися оценками и меняющимися социальными нормами, намерениями личности и оценками своей готовности к тем или иным действиям и т.п.). Именно эти противоречия выступают, по нашему мнению, внутренними психологическими механизмами изменений, происходящих в содержании индивидуального и группового экономического сознания, а исследование этих психологических механизмов представляется нам серьезной и перспективной научной проблемой. Важным динамическим аспектом явлений экономического сознания является его временная составляющая, в соответствии с которой отдельные его элементы распределены на временном континууме жизнедеятельности субъекта: прошлое – настоящее – будущее. Применительно к прошлому опыту субъекта выделяются и исследуются такие элементы сознания как индивидуальная и коллективная память, ретроспективная оценка происходящих социально-экономических изменений, а также знаний о них и отношения к ним субъекта. Применительно к будущему – ожидания и прогнозы предстоящих изменений и ожидаемые, предвосхищаемые последствия активности самих субъектов – их цели, планы и т.п. Настоящее, актуальное содержание экономического сознания при этом выступает лишь как одна из точек на этом континууме, а возможные его изменения определяются как динамикой внешних социально-экономических условий, так и активностью самого субъекта.
И здесь мы подходим к заключительному положению нашего концептуального подхода – о взаимосвязи явлений экономического сознания и внешних проявлений экономической активности субъекта, экономического поведения. Как показали, в частности, результаты наших эмпирических исследований (Позняков, 2000, 2001) эта взаимосвязь носит диалектический характер. Явления экономического сознания, с одной стороны, формируются под влиянием внешних, постоянно изменяющихся социально-экономических условий жизнедеятельности субъекта, но, с другой, - сами определяют направленность и уровень экономической активности, выступая ее психическими регуляторами. Такая связь предполагает не только согласованность экономического сознания и поведения субъекта, но и значительные расхождения, противоречия между ними, которые выступают факторами динамики экономического сознания субъекта и регуляторами его экономического поведения.
Понятие «экономическое поведение» является одним из центральных в экономической психологии и в наиболее общем виде определяется как поведение, связанное с распоряжением ограниченными ресурсами и направленное на удовлетворение потребностей субъекта. В отличие от экономического сознания оно используется для определения внешне проявляющихся форм активности субъекта по отношению к различным экономическим объектам. Важнейшими среди них являются различные виды экономического поведения: производственное, потребительское, предпринимательское, сберегающее, инвестиционное и т.д., традиционно исследуемые в экономической психологии.
Наряду с понятием экономическое поведение в экономической психологии последних лет активно используется понятие экономическая деятельность (Позняков, 2000, 2001). Под экономической деятельностью мы понимаем деятельность по производству товаров и услуг, основанную на распоряжении ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми) и направленную на получение дохода (прибыли). По своему содержанию оно несколько уже понятия "экономическое поведение", которое характеризует более широкий круг проявлений активности субъектов, связанной с распоряжением ограниченными ресурсами и включенной в экономические отношения не только производства и обмена, но также распределения, сбережения и потребления. Основное отличие понятия "экономическая деятельность" от понятия "трудовая деятельность" состоит в том, что активность субъекта рассматривается в первом случае преимущественно в ее экономическом аспекте как соотношение затрат и результатов в условиях обмена деятельностями, тогда как понятия "трудовая деятельность", "профессиональная деятельность" характеризуют, в первую очередь, процесс преобразования субъектом труда его объекта, производство определенных продуктов и реализацию конкретных профессиональных функций. В условиях рыночной экономики основными видами экономической деятельности являются: наемный труд, индивидуальное и коллективное хозяйствование и предпринимательство. То есть различия в видах экономической деятельности прямо связаны с различиями в формах собственности на средства производства. Результаты наших исследований показали, что предпочтение и выбор субъектом вида экономической деятельности является важнейшей характеристикой его экономической активности. Помимо различных видов экономического поведения и экономической деятельности к числу внешне проявляемых форм экономической активности субъектов следует отнести, по нашему мнению, и различные виды экономического взаимодействия, в первую очередь, партнерское и конкурентное (29, 44).
Определяя в качестве предмета экономической психологии закономерности взаимодействия и взаимного влияния экономических и психологических явлений в качестве чрезвычайно важной и недостаточно изученной научной проблемы мы выделяем проблему взаимодействия экономических и социально-психологических явлений и тесно связанную с ней проблему взаимосвязей между экономическим сознанием и экономическим поведением. Анализ этой проблемы может проводиться в двух направлениях, в зависимости от того, изучаем ли мы влияние экономических факторов на психические явления, или влияние социально-психологических факторов на экономическое поведение и экономические отношения.
Между экономическим сознанием и экономическим поведением существуют сложнейшие взаимосвязи. С одной стороны, явления экономического сознания выступают субъективным отражением объективных экономических явлений. С другой – именно в процессе экономического поведения, под воздействием конкретных экономических условий явления экономического сознания формируются и развиваются. С одной стороны, явления экономического сознания опосредствуют влияние внешних экономических факторов на поведение (в том числе, экономическое) субъекта. С другой стороны они выступают психологическими регуляторами экономического поведения. Выступая внутренними проявлениями экономической активности субъекта, определяющими, в значительной степени, внешние проявления его экономической активности, явления экономического сознания (через поведение субъекта) могут оказывать существенное влияние на внешние экономические условия активности субьекта и, в конечном счете, на экономические результаты и последствия этой активности.
Категория субъекта экономической активности
На всем протяжении становления и развития экономической психологии субъективность и субъектность экономического поведения и экономической деятельности отмечаются многими исследователями. Вместе с тем, в самой экономической психологии категория экономического субъекта (субъекта экономического поведения, экономической деятельности, экономических отношений) разработана явно недостаточно. Это проявляется, в частности, в тенденции к преимущественному вниманию исследователей к изучению психологических феноменов, связанных либо с различными видами экономического поведения, либо – с отдельными феноменами экономического сознания. Именно категория субъекта позволяет интегрировать оба подхода и рассматривать феномены психики (сознания) и поведения (деятельности) экономических субъектов в их взаимосвязи и взаимной обусловленности. Избирательность экономического сознания и поведения субъектов проявляется в их вариативности, при которой все многообразие индивидуальных и групповых различий между субъектами может быть сведено к ограниченному числу их социально-психологических типов. Существенной характеристикой этих типов является согласованность или рассогласованность (противоречивость) содержательных характеристик экономического сознания и экономического поведения.
Другим не менее важным понятием, позволяющим интегрировать феномены экономического сознания и экономического поведения субъекта, является, по нашему мнению, понятие экономической активности. По мнению А.Л. Журавлева «Потребность в подобных обобщенных понятиях вызвана необходимостью изучения таких экономико-психологических феноменов, в которых интегрируются разные феномены экономического сознания и формы экономического поведения, представить и анализировать разрозненно которые чрезвычайно трудно, а практически и невозможно» (30, стр. 7). Конкретным феноменом экономической активности, который на протяжении последних лет выступает объектом многочисленных теоретико-эмпирических исследований, является деловая активность субъекта. Это понятие интегрирует в себе явления внутренней (психической) и внешней (проявляющейся в реальном поведении) активности субъектов, связанные с поиском более эффективных способов распоряжения имеющимися у субъекта ресурсами для достижения поставленных целей (применительно к экономической деятельности – увеличения доходов, прибыли и т.д.).
Понятие "деловая активность" играет центральную роль в концептуальной схеме психологического анализа экономической деятельности и ее субъекта. Во-первых, оно подчеркивает внутреннюю психологическую природу активности субъекта, которая является по своему характеру избирательной, связанной, прежде всего, с выбором организационно-экономических условий деятельности (формы собственности и организации труда, вида экономической деятельности). Психологическую основу активности составляют цели и мотивы, социальные установки, ожидания и намерения, а также другие компоненты мотивационной сферы субъекта, побуждающие и регулирующие его экономическую деятельность. Во-вторых, понятие деловой активности предполагает и позволяет выполнить не только качественный, но и количественный анализ экономической деятельности субъекта, связанный с оценкой уровня и динамики (повышения или понижения) деловой активности. Направленность деловой активности проявляется в выборе организационно-экономических условий деятельности (формы собственности и организации экономической деятельности). Уровень деловой активности характеризует интенсивность экономической деятельности, совокупность энергетических и ресурсных затрат, связанных с ее осуществлением. Субъектами экономической деятельности выступают не только отдельные индивиды, но и социальные группы, связанные экономическими отношениями производства, обмена и распределения.
Исследования, выполненные в рамках концепции деловой активности субъекта, показали важную роль социально-психологических и личностных факторов в регуляции деловой активности, позволили эмпирически выделить и описать социально психологические типы деловой активности.
Междисциплинарность экономической психологии и ее место в системе научного знания
При анализе соотношения определений «экономика» («экономический») и «психология» («психологический»), возможны два подхода: онтологический, при котором соотносятся две сферы явлений реального мира: объективных, экономических и субъективных, психических. С другой сторны, эти термины имеют гносеологический смысл, производный от определения экономики и психологии как научных дисциплин. И в этом смысле в качестве оснований для построения экономической психологии можно рассматривать различные связи между двумя самостоятельными науками: экономикой и психологией. При этом использование понятий, заимствованных из другой научной области, проводится в рамках теоретических построений и схем исследования, характерных для базовой научной дисциплины. Формирование и развитие экономической психологии на стыке двух «материнских» дисциплин, интенсивная разработка экономико-психологических проблем как психологами, так и экономистами позволяет рассмотреть различные варианты представлений о месте экономической психологии в системе научного знания и ее связях с базовыми дисциплинами (2, 6, 14, 39 и др).
В рамках интрадисциплинарых подходов экономическую психологию можно определять как отрасль экономической или психологической науки. Если принять в качестве исходного положение о том, что экономическая психология - это отрасль психологической науки, то уточнение феноменологии, подлежащей изучению, ее предмета и методов должно проходить как конкретизация данных признаков психологической науки. В таком случае, предметное поле экономической психологии должно включать в себя систему психологических явлений, так или иначе связанных с явлениями экономическими. При этом, в соответствии с современными представлениями об основных функциях психики: логично представить основные проблемы экономической психологии как проблемы субъективного отражения экономических явлений, психологической регуляции экономического поведения и взаимодействия субъектов или, более широко, - психических феноменов экономической активности субьектов. В этом случае, предмет экономической психологии можно было бы определить как психические явления, характеризующие индивида и группу как субъектов экономической активности - экономического сознания, экономического поведения и взаимодействия.
В рамках интердисциплинарного подхода место экономической психологии определяется на пересечении материнских дисциплин в качестве междисциплинарной отрасли знания. При этом предполагается, что теоретические и эмпирические исследования в области экономической психологии могут проводиться как в рамках экономической, так и в рамках психологической науки. Специального внимания заслуживает анализ взаимосвязей экономической психологии и социальной психологии. Необходимость такого анализа связана с тем, что экономическая психология может рассматриваться в качестве прикладного раздела социальной психологии по аналогии с социальной психологией управления или педагогической социальной психологией. Дифференциация социально-психологического знания, связанная с появлением новых отраслей социальной психологии, призванных изучать психологическую сторону основных сфер жизни общества (экономики, политики, идеологии), сопровождается интеграцией социальной психологии с базовыми научными дисциплинами, изучающими фундаментальные законы развития этих сфер общественной жизни. Поэтому интенсивное развитие экономической психологии именно на стыке социальной психологии и экономики является вполне закономерным феноменом, позволяющим рассматривать его в ряду других, сходных с ним, а именно - с появлением политической, юридической, этнической, кросскультурной психологии как прикладных научных направлений социальной психологии.
Однако в этом случае более корректно будет использовать термин «социально-экономическая психология» по аналогии с уже традиционно используемыми терминами «социальная психология управления», «социально-политическая психология» и т.д. Такое уточнение обусловлено тем, что некоторые направления исследований экономического поведения (например, – исследования процессов принятия экономических решений в самых различных условиях, исследование суждений экономического содержания и т.п.) не имеют столь четкой привязки к социально-психологической проблематике.
Решение теоретического вопроса о характере связей между экономической и социальной психологией во многом зависит от более общих представлений о предмете социальной психологии и ее месте в системе психологического знания. В соответствии с разделяемыми автором теоретическими представлениями экономические связи и отношения есть один из видов социальных связей и отношений, а экономическое поведение и взаимодействие – один из видов социального поведения и взаимодействия. Поэтому основания для определения предмета, объектов, структуры и содержания основных задач экономической психологии можно и нужно искать, прежде всего, в системе социально-психологического знания. В таком случае неизбежно встает и вопрос о связи экономической психологии не только с психологической наукой, но и с социологией (прежде всего - с экономической социологией), и вопрос об определении специфического круга объектов и явлений, исследуемых экономической психологией, т.е. о ее предмете, и вопрос о методах исследования.
Рассматривая развитие экономической психологии в контексте современной психологии А.Л. Журавлев (2004) отмечает выраженный междисциплинарный характер исследований в этой отрасли знания. В качестве наиболее ярких примеров автор отмечает исследования, проводимые на границах экономической психологии и этики (1, 4, 11, 19 и др.), на границах с этнической психологией (3, 30 стр. 545-614) и психологией управления (34, 37, 38 и др.). В последние годы развитие междисциплинарных исследований в экономической психологии продолжается. На стыке с возрастной и педагогической психологией активно разрабатываются проблемы экономической социализации детей и подростков, экономического обучения и образования детей и взрослых (8, 24, 30, стр.379-482, 31, стр. 146-180). Интересные исследования проводятся на стыке экономической психологии и психологии труда(24), политической психологии (7). Исследования психологии потребительского поведения и тесно связанные с ними исследования в области психологии рекламы и маркетинга являются традиционными для экономической психологии. В отечественной психологии в качестве самостоятельного направления сформировалась социальная психология торговли (21). В последние годы активизировались психологические исследования в сфере рекламы, в качестве самостоятельного научного направления формируется психология рекламной коммуникации (5, 20 и др.). Есть все основания ожидать появления новых научных направлений на стыке экономической психологии и с другими ее отраслями: юридической, клинической, исторической и др. Перечисленные и другие примеры позволяют сделать вывод о том, что интенсивное развитие междисциплинарных исследований в современной экономической психологии способствует формированию новых научных направлений и дифференциации этой отрасли знания.
Некоторые направления исследований в современной экономической психологии
Анализ выполненных в последние годы теоретико-эмпирических исследований позволяет утверждать, что развитие экономической психологии идет по двум основным направлениям. Первое ориентировано на изучение психологического содержания таких фундаментальных экономических феноменов как деньги, собственность, труд. Второе в большей степени ориентировано на исследование феноменов, традиционно выступающих предметом социально-психологических исследований, но с акцентом на их экономическое наполнение. В качестве относительно самостоятельных направлений в экономической психологии традиционно выделяются эмпирические исследования отношения различных социальных групп к деньгам и особенности "денежного поведения" (Дейнека, 2004, Короткина, 2004, Фенько, 2004, Рабинович, 2004, см. 30, стр. 207-303, Семенов, 2004 и др.). В последние годы активно проводятся исследования психологических проблем российского предпринимательства (Журавлев и Позняков, 1995, Купрейченко, 2001, Бодров (ред., 1995), Журавлев и Шорохова (ред., 1999), Позняков, 2001, Титова, 2007, Филинкова, 2001, см. также 31, стр. 181-266 и др.). В условиях рыночной экономики, когда человеческий труд все чаще рассматривается и оценивается как один из ресурсов, приносящих прибыль предприятию и один из товаров на рынке труда, все более актуальными становятся исследования психологических проблем занятости и безработицы (Демин, 2004, Цветков, 2004, см. 30, стр. 304-378). Исследуются субъективные возможности материального самообеспечения личности в изменяющихся социально-экономических условиях (Китова, 2003, см. также 31, стр. 577-601). Большое внимание исследователей привлекают психологические проблемы экономико-психологической адаптации российского населения к рынку, богатства и бедности (Дейнека, 1999, Готлиб, 2004, см. 30, стр. 460-482), экономической депривации (Муздыбаев, 1997). Активно исследуются экономико-психологические аспекты качества жизни (Зараковский, 2004, Хащенко и Баранова, 2004, Головина и Савченко, 2004, см. 30, стр. 483-544). В качестве относительно самостоятельных направлений теоретико-эмпирических исследований выделяются изучение экономических ценностей в индивидуальном и групповом сознании (Журавлева, 2005, Фоломеева, 2005, Хащенко и Шибанова, 2005, см. 30, стр. 401-512) и экономического самоопределения личности (Журавлев и Купрейченко, 2007, см. также 31, стр. 513-624). В последние годы исследователи обращаются к изучению психологических особенностей делового взаимодействия в совместной экономической деятельности (Позняков и Вавакина, 2008, Титова, 2007).
Сравнивая особенности развития экономической психологии в России и странах с развитой рыночной экономикой, хотелось бы обратить внимание на то, что в зарубежной экономической психологии одним из центральных направлений эмпирических исследований является изучение поведения потребителей. Это обусловлено и практической востребованностью таких исследований для научного обеспечения решения задач рекламы и маркетинга, и реальностями повседневной жизни общества с рыночной экономикой, которое не случайно называют обществом потребителей. Для развития отечественной экономической психологии характерен изначально более высокий интерес к сфере производства материальных и духовных благ (и в меньшей степени их обмена и распределения), чем потребления. Это также связано и с традициями развития отечественной науки, и с практикой общественной жизни и исходящими от нее запросами. С одной стороны, к моменту оформления экономической психологии в России в самостоятельную отрасль знания в отечественной науке уже был накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, связанный с исследованием психологических закономерностей поведения и взаимодействия людей именно в сфере производства (психологические исследования трудовой и профессиональной деятельности, совместной деятельности, трудовых коллективов, управления и руководства). С другой стороны, изучение потребительского поведения в отечественной науке традиционно осуществлялось в рамках относительно независимо сформировавшихся научных направлений: психологии торговли и психологии рекламы. Интеграция этих направлений - неизбежный этап становления экономической психологии.
Нельзя не отметить еще одну особенность в постановке проблем и направлений эмпирических исследований. Для зарубежной, в первую очередь западной, экономической психологии характерно акцентированное внимание к процессам принятия экономических решений, экономического поведения, экономического взаимодействия партнеров в условиях торговых переговоров и сделок. При этом активно используется моделирование экономических процессов в условиях лабораторных экспериментов с деньгами. Не умаляя важности подобных исследований для получения строго фиксируемых эмпирических данных и анализа взаимосвязей между изучаемыми переменными, следует подчеркнуть принципиальную ограниченность возможностей лабораторного эксперимента для изучения реальной экономической жизни и социальной обусловленности психологических особенностей хозяйствующих субъектов. Эта тенденция отражает избегание нашими зарубежными коллегами собственно социальных сторон и проблем экономической жизни: отношений собственности (этой святая святых буржуазного общества), бедности и богатства, отношений между предпринимательством и наемным трудом, безработицы. Для отечественной экономической психологии, напротив, характерно пристальное внимание именно к этим узловым социальным проблемам экономической жизнедеятельности. Так, к теоретическому анализу психологических аспектов отношений собственности неоднократно обращались такие известные российские психологи, как Е.В. Шорохова (41, стр. 28-55), А.И. Китов (24, 30, стр. 109-130), А.Д. Карнышев(23, 30, стр. 139-166) и др.
Проведение эмпирических исследований по этим направлениям предполагает изучение сознания и поведения представителей различных социально-экономических групп в естественных условиях их жизнедеятельности. При этом очень важно не ограничиваться анализом только субъективных представлений и мнений, выявляемых с помощью опросных методов, но изучать их в связи с особенностями реального экономического поведения в конкретных социально-экономических условиях. И здесь очень конструктивным представляется использование стратегии естественного эксперимента, когда социально-психологические феномены, связанные с особенностями субъективного отражения экономических условий жизнедеятельности субъектов и регуляцией их экономического поведения, исследуются в условиях радикальных социально-экономических изменений (7, 8, 24, 25, 41, 42 и др.).
Методологические принципы экономической психологии конкретизируют принципы научной психологии применительно к особенностям ее предмета:
принцип культурно-исторической обусловленности экономической жизнедеятельности означает, что законы экономического поведения не являются абсолютно универсальными, внеисторическими; психологические особенности экономического поведения носят культурно обусловленный характер и определяются особенностями исторического развития общности; эмпирическими основаниями этого принципа выступают, с одной стороны, результаты многочисленных кросскультурных исследований организационного, потребительского финансового и других видов экономического поведения, а с другой – исследования динамики социально-психологических явлений в условиях радикальных социально-экономических изменений;
принцип субъектности означает, что человек выступает не пассивным объектом экономических воздействий и влияний экономических условий, но активным субъектом, реализующим различные виды экономического поведения, вступающим в экономическое взаимодействие и экономические отношения с другими экономическими субъектами (индивидуальными и групповыми); основными признаками субъектности являются: активность, сознательность действия, целостность и избирательность;
принцип диалектического единства (а не тождества) сознания и поведения экономических субъектов предполагает возможность не только сходства, согласованности, но и различий, противоречий между экономическим поведением субъекта и его сознанием;
принцип взаимной связи и взаимного влияния экономических и социально-психологических явлений предполагает наличие взаимодействия экономических и социально-психологических факторов в детерминации психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регуляцией экономического поведения субъектов;
принцип единства теории, эксперимента (эмпирического исследования) и практики применительно к экономической психологии означает тесную связь развития теории экономической психологии как с проведением эмпирических, в том числе экспериментальных, исследований, так и с практической психологической деятельностью в разных сферах экономической жизни; он также предполагает обращение психологов-практиков к теории и методам научной психологии и постановку задач эмпирических исследований, исходя из запросов и проблем социально-экономической жизни общества.
В качестве методов исследования в экономической психологии можно выделить два основных: лабораторные эксперименты (различные экономические игры) и полевые исследования, проводимые в естественных условиях. В прикладной области экономической психологии также существуют два главных направления: консультирование фирм и отдельных клиентов по конкретным проблемам и обучение и подготовка руководителей и специалистов в области экономической психологии. В качестве самостоятельного направления прикладной психологии активно формируется психология бизнеса, в рамках которой практические психологи отрабатывают методы и технологии прикладной экономической психологии.
Заключение. Перспективы развития экономической психологии связаны с исследованием таких проблем, как социально-психологическая адаптация различных социальных групп к новым экономическим условиям, экономическая социализация (освоение детьми и подростками норм и правил экономического поведения, диктуемых новыми условиями жизни), экономическое самоопределение (поиск человеком своего места и своей позиции в системе экономических отношений), этнокультурные и региональные особенности экономического сознания и поведения различных групп российского населения. Развитие экономической психологии порождает острую потребность во взаимодействии психологии и экономики, необходимом для более успешного использования психологической теории и методов в различных сферах экономической жизни. На теоретическом уровне это взаимодействие связано с проведением лабораторных и полевых эмпирических исследований для изучения закономерностей экономического поведения. На практическом уровне взаимодействие экономики и психологии связано с активным становлением практической экономической психологии как сферы деятельности психологов, связанной с оказанием помощи при решении психологических проблем, возникающих у экономических субъектов: отдельных индивидов, социальных групп и организаций. В сфере экономики круг таких проблем чрезвычайно широк: от индивидуального консультирования представителей различных социальных групп (менеджеров, предпринимателей, безработных, потребителей, вкладчиков, налогоплательщиков, и т.д.) до выработки государственной экономической политики с учетом практических рекомендаций социальных психологов. Наконец, еще одно перспективное направление взаимосвязи психологии и экономики связано с психологическим образованием и психологической подготовкой специалистов, работающих в сфере экономики.
Таким образом, современное состояние экономической психологии можно определить как состояние интенсивного развития теоретических, эмпирических и прикладных исследований различных сфер экономической жизнедеятельности. В качестве особенностей этого развития целесообразно отметить теоретическую неоднородность и неравномерность развития отдельных направлений научных исследований. В значительной степени это объясняется изначально практической ориентацией этой относительно новой отрасли психологической науки. Тем более важной и актуальной является задача теоретического и методологического анализа состояния и перспектив развития многочисленных исследований в области экономической психологии. Не претендуя на полноту охвата и анализа этих исследований, автор постарался изложить, прежде всего, собственный взгляд на понимание предмета, основных теоретических проблем, методологических принципов, направлений эмпирических исследований и сфер приложения экономической психологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андерсон Р., Шихирев П. "Акулы" и "дельфины". Психология и этика российско-американского делового партнерства. М.: Дело ЛТД, 1994.
2. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук. М., 1998.
3. Вахитова З.З. Социально-психологические особенности восприятия субъектов экономических отношений. Дисс. …канд. психол. наук. М., 2004.
4. Винокуров М.А., Карнышев А.Д. Введение в экономическую этнопсихологию. Учебное пособие. 2-е издание. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.
5. Гордякова О.В. Влияние агрессивности личности на оценку наружной рекламы с различными формально-динамическими характеристиками. Дисс. …канд. психол. наук. М., 2003.
6. Дейнека О.С. Экономическая психология. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
7. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во ”Институт психологии РАН”, 1996.
8. Дробышева Т.В. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях раннего экономического образования. Дисс. …канд. психол. наук. М., 2002.
9. Журавлев А.Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях / Психол. журн. 1998. Т.19. N 3. С. 3-16.
10. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. Дисс. в виде научного доклада на соискание учен. степени д-ра психол. наук. М., 1999.
11. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: Изд-во” Институт психологии РАН”, 2003.
12. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
13. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М.: Институт психологии РАН, 1995.
14. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований / Психология: Журнал Высшей школы экономики. № 3, 2004. С. 46-64.
15. Карнышев А.Д., Бурменко Т.Д., Иванова Е.А. Человек и собственность. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.
16. Китов А.И. Экономическая психология. М.: Экономика. 1987.
17. Китова Д.А. Материальное самообеспечение личности в изменяющихся социально-экономических условиях России. Ставрополь, СевКавГТУ, 2003.
18. Купрейченко А.Б. Введение в экономическую психологию / Методические материалы и программы к специализированным курсам по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам / Под ред. М.М. Лебедевой. М.: Аспект Пресс, 2002. С.377-402.
19. Купрейченко А.Б. Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у менеджеров и предпринимателей). Дисс. …канд. психол. наук. М., 2001.
20. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2002.
21. Линчевский Э.Э. Социальная психология торговли. М.: Экономика, 1981.
22. Муздыбаев К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. СПб., 1997.
23. Муконина М.В. Типы профессионально ответственного отношения работников опасного производства в разных организационно-экономических условиях. Дисс. …канд. психол. наук. М., 2002.
24. Осипенко И.М. Динамика экономического сознания студентов в процессе социализации. Дисс. …канд. психол. наук. Смоленск, 2005.
25. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2000.
26. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2001.
27. Позняков В.П. Экономическая психология. Программа курса для студентов факультета психологии. М.: МГСА, 2003.
28. Позняков В.П. Индивидуальный и групповой субъекты психических явлений / Личность и бытие: субъектный подход / Материалы научной конференции. М.: Изд-во ИП РАН, 2008. С. 315-318.
29. Позняков В.П., Вавакина Т.С. Ценностные ориентации как фактор отношения российских предпринимателей к деловому партнерству / Сибирский журнал экономической психологии. 2009. №1. С. 51-64.
30. Проблемы экономической психологии. Том 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004.
31. Проблемы экономической психологии. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004.
32. Психология предпринимательской деятельности / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Институт психологии РАН, 1995. 175 с.
33. Психология и экономика. Труды 2-й Всеросийской научно-практической конференции РПО. Калуга, 2002.
34. Психолого-экономические аспекты управленческой деятельности / Под ред. В.П. Фоминых. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2003.
35. Райзберг Б.А. Психологическая экономика. Учеб. Пособие. М.: ИНФРА, 2005.
36. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам у людей с разным уровнем психологической зрелости. Дисс….канд. психол. наук. Ярославль, 2004.
37. Сиващенко Е.Н. Отношения работников к руководителям на предприятиях с разной формой собственности Дисс. …канд. психол. наук. М., 2003.
38. Современные проблемы психологии управления / Отв. ред. Т.П. Емельянова, А.Л. Журавлев, Г.В. Телятников. М., Изд-во "Институт психологии РАН", 2002.
39. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. М.: ЮНИТИ, 1999.
40. Социальная психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1999.
41. Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1999.
42. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1998.
43. Спасенников В.В. Экономическая психология. Изд. Третье. М.: PerSe, 2008.
44. Титова О.И. Гендерные особенности отношения российских предпринимателей к конкуренции и партнерству. Дисс… канд. психол. наук. М., 2007.
45. Тугарева Е.В. Экономическая психология. Программа курса лекций для психологических факультетов. М., Изд-во "Институт психологии РАН", 1998.
46. Филинкова Е.Б. Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью. Дисс. …канд. психол. наук. М., 2001.
47. Экономическая психология в структуре жизненных реалий / Под ред. М.А. Винокурова, А.Д. Карнышева. Иркутск, ИГЭА, 2001.
48. Экономическая психология: Актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы десятой международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А.Д. Карнышева. Иркутск, 2009.
49. Экономическая психология в России и Беларуси / Под ред. А.Л. Журавлева и В.А. Поликарпова. Минск, Экономпресс, 2007.
50. Экономическая психология: Современные проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. С-Пб, 2008.
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты