№3 2016 (Резюме)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ ПСИХОСЕМАНТИКИ

В.Ф. Петренко, А.П. Супрун

Обсуждаются наименее разработанные и наиболее проблематичные области психологической науки, рассмотренные с точки зрения методологии психосемантики, то есть тех базисных метафор и представлений, которые лежат в основе моделей человеческой психики. К таким областям, по мнению авторов, относятся проблемы сознания и бессознательного, воли и детерминизма. Рассматриваются две формы описания в психосемантике. Гильбертово пространство - для описания волновых состояний бессознательного, и семантических пространств, включающих категории пространства и времени, - для описания предметных образов сознания. Проводится аналогия между процессами категоризации в психологии и редукцией волновой функции в квантовой физике. Выделяются методологические принципы психосемантики, задающие ее аксиоматику

Ключевые слова: сознание, бессознательное, психосемантика, квантовая перепутанность, детерминизм, свобода воли

Ссылка для цитирования: Петренко В.Ф., Супрун А.П. Методологический манифест психосемантики / Психологический журнал, 2016, том 37, №3, с. 5 – 14

ПРОБЛЕМА АКТИВНОСТИ КАК СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Т.С. Пилишвили, Т.В.Чхиквадзе

Рассматриваются современные тенденции и причины актуализации в психологических исследованиях проблемы активности как становления субъектности. Предлагается активностная метапа- радигмальность с целью усиления рефлексии при сращивании действий исследователя, активно включенного в изучаемую систему “субъект-субъект” в рамках конкретной парадигмы, с внутренними изменениями активности исследуемого субъекта как открытой саморазвивающейся системы. Анализируются современные подходы к активности в отечественной и зарубежной науке, а также перспективы применения в постнеклассической психологии междисциплинарного подхода к активности как становления субъектности с целью возможного преодоления разрыва между субъектом и объектом, естественнонаучной и гуманитарной парадигмами

Ключевые слова: активность, субъектность, постнеклассическая рациональность, активностная метапарадигмальность

Ссылка для цитирования: Иващенко А.В., Карабущенко Н.Б., Пилишвили Т.С., Чхиквадзе Т.В. Проблема активности как становления субъектности в постнеклассической психологии / Психологический журнал, 2016, том 37, №3, с. 15-24

 

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКО-ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ

В.В. Константинов, Ю.С. Бузыкина

Раскрывается проблема взаимосвязи переживания личностью экстремистско-террористической угрозы с ее социально-психологическими особенностями. Обнаружена различная степень выраженности определенных социально-психологических характеристик в зависимости от возраста и региона проживания. Установлено, что переживание экстремистско-террористической угрозы обусловлено уровнем развития эмпатии, альтруизма, ожиданием положительного отношения от других, осмысленностью жизни, агрессивностью, переживанием террористической угрозы и подверженностью антидемократической идеологии. На основе эмпирического исследования, в котором приняли участие 260 человек, проведенного в Пензенском и Волгоградских регионах, выделены и описаны типы переживания экстремистско-террористической угрозы: “деструктивный”, “принимающий”, “адаптивный”, “отрицающий” и “дискомфортный”.

Ключевые слова: эмпатия, альтруизм, ожидание положительного отношения от других, осмысленность жизни, агрессивность, подверженность антидемократической идеологии, террористическая активность региона, типы переживания экстремистско-террористической угрозы

Ссылка для цитирования: Константинов В.В., Бузыкина Ю.С. Переживание экстремистско-террористической угрозы и социально-психологические характеристики личности / Психологический журнал, 2016, том 37, №3, с. 25-38

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА И ИЗМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЯ

Рассказова Е.И

Анализируются возможности теоретического подхода, рассматривающего выбор как несводимый к принятию решения. Делается акцент на психологическом содержании выбора. Показана важность учета как формальных, так и содержательных характеристик при классификации выбора в эмпирических исследованиях, развертывания выбора во времени, в том числе изменения выбора при негативной обратной связи - прямой (неуспех в достижении основной цели) и косвенной (неявный неуспех в достижении других целей, не являющихся основными в задании). Выявлены особенности выбора и изменения стратегии действий при косвенной негативной обратной связи в различных условиях. В ходе эксперимента испытуемым - студентам психологических специальностей (N = 170), в игровой ситуации на компьютере предлагалось выбрать стратегию действий (меру “энергии”, вкладываемой в достижение цели): либо выиграть за персонажа (нейтральное условие, “простой выбор”), либо выступить в роли психолога, помогающего действующему лицу достичь важных для него целей (мотивирующее условие, которое касается значимых профессиональных навыков, “смысловой выбор”). Показано, что при мотивирующем условии, в отличие от нейтрального, задание воспринимается как более трудное; респонденты склонны изменять выбранную стратегию достижения цели при косвенной негативной обратной связи (успех в отношении основной цели, но неявная неудача, проявляющаяся в общем снижении “энергии”). Психологические особенности саморегуляции (планирование; рефлексивная ориентация при планировании и неудаче; принятие, руминации, фокусирование на проблеме, позитивная переоценка как стратегии когнитивной регуляции эмоций) при нейтральном условии предсказывают устойчивость выбора. При мотивирующем условии фокусирование на проблеме, позитивная переоценка и рефлексивная ориентация при неудаче связаны с уверенностью в своем выборе, но не с его устойчивостью.

Ключевые слова: психология выбора, изменение стратегии действий, устойчивость принятого решения, когнитивная регуляция эмоций, саморегуляция поведения, контроль за действием

Ссылка для цитирования: Рассказова Е.И. Психологические факторы выбора и изменения стратегии действия / Психологический журнал, 2016, том 37, №3, с. 39-49

ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИЗНАКАХ НРАВСТВЕННОЙ ЭЛИТЫ

М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев

Продолжено исследование нравственной элиты, начатое в 2010 г. в серии публикаций А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко. Подтверждена идея о правомерности выделения особого вида элиты - нравственной, конкретизирована ее роль в общественной жизни и дано описание ее характерных особенностей, представлены результаты эмпирического исследования и анализ роли нравственных образцов в российском менталитете. В проведенном исследовании при помощи методики изучения имплицитных представлений о нравственном (“порядочном”) человеке, факторного и контент-анализа были выявлены основные характеристики порядочного человека в представлениях выборки (N = 71) лиц, достигших заметного успеха в жизни (директора компаний, руководители лабораторий, институтов и творческих коллективов, врачи, экономисты, юристы и др.). Полученные результаты оказались сопоставимыми (или даже совпадающими) с ранее выполненным гипотетическим описанием характерных особенностей нравственной элиты. Делается вывод о перспективности самого понятия “нравственная элита” и исследований в данном направлении.

Ключевые слова: нравственность, идеал, личность, менталитет, нравственная элита, имплицитные концепции, дескрипторы, факторный анализ

Ссылка для цитирования:Воловикова М.И., Журавлев А.Л. Имплицитные представления о признаках нравственной элиты / Психологический журнал, 2016, том 37, №3, 50-59

 

ИСТОКИ МОРАЛИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ИНДИВИДА И ГРУППУ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ АСПЕКТЫ

М.А. Козлова, А.И. Козлов

В обзоре ставится задача верификации концепта “моральных оснований” (Дж. Хайдт). Обосновывается наследственная детерминированность индивидуализирующих моральных оснований - заботы и справедливости, но оспаривается генетическая закрепленность группоориентированной морали - ингрупповой сплоченности и вертикальности. Обращение к нейробиологическим исследованиям позволяет представить нейронные механизмы связывания генетических и средовых факторов. В качестве направления возможной интеграции социально-психологических, антропологических, генетических и нейробиологических подходов рассматривается исследование моральной сферы сквозь призму идентичности.

Ключевые слова: моральные основания, антропология морали, группоориентированная мораль, забота, идентичность

Ссылка для цитирования: Козлова М.А., Козлов А.И. Истоки морали, ориентированной на индивида и группу: социально-психологический и естественно-научный аспекты / Психологический журнал, 2016, том 37, №3, с. 60-70

СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ФОРМАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

А.В. Вартанов, В.В. Швырев

Методом метрического многомерного шкалирования построено субъективное пространство восприятия звуков русского языка (46 фонем, включая варианты гласных и согласных, 17 испытуемых), размерность которого равна 15 (складывается из 4 условно первичных и 11 условно вторичных параметров). Формальный (компьютерный) анализ тех же звуковых образцов с помощью ранее предложенного алгоритма показал, что для их описания достаточно только 4 факторов, которые соответствуют первым 4 субъективным различительным признакам (при усреднении сигнала за все время звучания). Остальные 11 субъективных различительных признаков соответствуют субфонемным квантам - кинакемам (выделяемых по В.Я. Плоткину). Выявленная форма спектрального представления факторов исследуемого набора звуковых сигналов-фонем оказалась сходной с аналогичными характеристиками других наборов звуковых сигналов, которые ранее использовались при исследовании проявления эмоций в звучащей речи и интерпретировались как определенные эмоциональные параметры в четырехмерной сферической модели эмоций.

Ключевые слова: речь, речевые звуки, субъективное восприятие, многомерное шкалирование, эмоции

Ссылка для цитирования: Вартанов А.В., Швырев В.В. Субъективное восприятие и формальный компьютерный анализ звуков русского языка / Психологический журнал, 2016, том 37, №3, с. 71-87

ПАТРИОТИЗМ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

А.Л. Журавлев, А.В. Юревич

В настоящее время чувствуется острая потребность в изучении патриотизма с научной точки зрения, при всей идеологической нагруженности этого понятия и обилием связанных с ним жизненных ассоциаций. Отчетливо выражен и психологический аспект патриотизма. Авторы показывают, что патриотизм - многосоставное понятие и явление, а основными составляющими его ядра являются: 1) чувство любви к Родине, 2) готовность приносить в жертву личные интересы общественным, 3) соответствующее поведение, 4) идентификация со своей страной, ее историей и народом. При этом указанные компоненты патриотизма неоднозначны, как и их отношения друг с другом, что усложняет понимание патриотизма и его применение к различным ситуациям, которые разбираются в статье. Рассматриваются также результаты эмпирических исследований патриотизма, проясняющих это понятие, демонстрирующих важные свойства и специфику патриотизма россиян, и позволяющих сформулировать ряд закономерностей его проявления.

Ключевые слова:патриотизм, основные компоненты, любовь к родине, поведение, личные и общественные интересы, альтруизм, идентификация, эмпирические исследования, закономерности

Ссылка для цитирования: Журавлев А.Л., Юревич А.В Патриотизм как объект изучения психологической науки / Психологический журнал, 2016, том 37, №3, с. 88-98

ВАЛИДИЗАЦИЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ВЕРСИЙ ДВУХ ОПРОСНИКОВ Я-КОНЦЕПЦИИ

Е.А. Дорошева, Г.Г. Князев, О.С. Корниенко

Представлены результаты валидизации русскоязычной версии опросников “The Relational-Interdependent Self-Construal and Relationships” (“Родственная Я-концепция”) и “Self Construal Scale” (“Коллективная и независимая Я-концепция”). Шкалы опросников имеют высокую внутреннюю согласованность. Применение эксплораторного и конфирматорного факторного анализа показало достаточное соответствие факторной структуры опросника теоретически ожидаемой. Выявленные половые различия в оценках по шкалам опросников соответствуют описанным в литературе для факторов данных опросников. Корреляции со шкалами опросника “Маркеры факторов большой пятерки” соответствуют теоретически предсказанным. Эти основания позволяют считать русскую версию опросников надежным и валидным измерительным инструментом.

Ключевые слова: коллективная, независимая и родственная я-концепция

Ссылка для цитирования: Дорошева Е.А., Князев Г.Г., Корниенко О.С. Валидизация русскоязычных версий двух опросников я-концепции / Психологический журнал, 2016, том 37, №3, с. 99-112

ПСИХОЛОГИЯ ВЫБОРА КАК МЫСЛИТЕЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Т.В. Корнилова

Статья является ответом на публикации Д.А. Леонтьева в № 5 и № 6 “Психологического журнала” за 2014 г. Статья посвящена дискуссионным вопросам психологии принятия решений и выбора. В ней обосновывается, что нельзя подменять предпочитаемой исследовательской парадигмой онтологию выбора, приписывая ему статусы рационального-иррационального, простого-смыслового и т.д. Методологически спорно связывать выделение предмета психологии выбора с апелляцией к самонаблюдениям авторов, писавших о свободном выборе в исторически иные эпохи. К ситуациям закрытых задач, в которых выбор обеспечивается свернутыми структурами, трудно применить термин “внутренняя деятельность”. Он правомерен лишь в самом широком смысле субъективного статуса психического: выбор осуществляется во внутреннем плане. Выражается несогласие с выборочным представлением исследований в первой из двух статей, упускающим всю проблематику мыслительного опосредствования выбора, что искажает современную психологию выбора. Критерий исполнения обсуждается как недостаточный для выделения выбора из системы других психологических конструктов и не разграничивает феномены принятия решения и выбора. Показано, что в современных исследованиях психологическая регуляция выбора представлена и мыслительным, и личностным опосредствованием. Прилагаемые при выборе усилия отражают не только энергетические затраты, но и новообразования субъекта. Оценка “простоты” (или сложности) с точки зрения внешнего наблюдателя не может раскрывать ту задачу, которая решается человеком при выборе как преодоление субъективной неопределенности (во всей множественной детерминации целеполагания). Личностное самоопределение лежит в основе репрезентации субъекту его выбора как личного, авторского решения. В крайних точках это может быть и решением задачи на смысл и формальным принятием условий выбора.

Ключевые слова: выбор, принятие решений, рациональность, иррациональность, мышление, личностное опосредствование, усилие

Ссылка для цитирования:Корнилова Т.В. Психология выбора как мыслительное и личностное опосредствование преодоления неопределенности / Психологический журнал, 2016, том 37, №3, с. 113-124

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Программа "Социально-эмоционального развития детей и подростков"

Примите участие в исследовании

Приглашаем принять участие в исследовании жизнеспособности человека

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"