№2 2016 (Резюме)

ВОЗМОЖНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. ЧАСТЬ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ

Н.Е. Максимова, И.О. Александров

 

Проанализированы изменения в предметной области психологической науки, которые могут быть следствием применения положений экспериментальной методологии и абстрактно-аналитической психологии, разработанных Я.А. Пономаревым. Во второй части статьи рассмотрены предмет и объект исследования абстрактно-аналитической психологии, а также определение их онтологического статуса. Основу определения предмета абстрактно-аналитической психологии составили формулировки общенаучных объяснительных принципов с новым содержанием: взаимодействия/ развития, детерминации в форме закона ЭУС (этапы-уровни-ступени), системности в абстрактноаналитической версии, активности. Сформулированные Пономаревым версии принципов вводят определения атрибутов предмета исследования, которые обосновывают его онтологический статус, возможность его операционализации, описания процессов его развития и дифференциации. Показано содержательное сходство предметов исследования в абстрактно-аналитической психологии и системно-эволюционной парадигме при сохранении их парадигмальной специфики. Это позволяет утверждать, что они входят в исследовательскую программу, обладающую единым “твердым ядром”, которая может быть обозначена как системно-эволюционная абстрактноаналитическая психология. Представлены результаты реализации методологической концепции Пономарева в фундаментальных исследованиях, проводимых в рамках системно-эволюционной парадигмы. Предполагается, что методология Пономарева обосновывает возможность психологии определять собственный предмет исследования, объект исследования, доказывать в исследовании онтологический статус предмета исследования, что создает условия для формирования траектории эволюционного развития психологии как суверенной научной дисциплины.

Ключевые слова:  экспериментальная методология, абстрактно-аналитическая психология, атрибуты предмета абстрактно-аналитической психологии, информационные модели взаимодействий, психофизиологическая проблема, психосоциальная проблема, системно-эволюционная парадигма, дифференциация психологических структур

Ссылка для цитирования:  Максимова Н.Е., Александров И.О. Возможная траектория эволюционного развития психологии. Часть II. Организация предметной области психологии / Психологический журнал, 2016, том 37, №2, с. 5-18

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА В СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВАХ

А.Л. Журавлев, Т.А. Нестик

Рассматриваются изменения в совместной творческой деятельности, связанные с инновациями и глобализацией, к которым относятся растущая потребность в осознанности совместной деятельности и управлении коллективными эмоциональными состояниями, необходимость в метакогнитивной компетентности и проектировании среды совместного творчества, открытые инновации и вовлечение клиентов в создание продуктов и услуг, глобальный краудсорсинг, непрерывность творческих процессов. Анализируются новые теоретические модели совместного творчества такие, как модель творческого синтеза и модель научения через формирование коллективного образа желаемого будущего. Особое внимание обращается на психологические аспекты глобального социального активизма и краудсорсинговых проектов.

Ключевые слова: совместное творчество, глобализация, коллективный субъект, осознанность, групповые эмоциональные состояния, активизм, открытые инновации, краудсорсинг

Ссылка для цитирования: Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психологические особенности коллективного творчества в сетевых сообществах / Психологический журнал, 2016, том 37, № 2, с. 19-28

ДОВЕРИЕ И ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ГРУПП

А.В. Сидоренков, И.И. Сидоренкова, Н.Ю. Ульянова

Изучается вклад доверия и идентичности в детерминацию групповой эффективности. В рамках развиваемой одним из авторов микрогрупповой теории рассматриваются модели доверия, идентичности, групповой эффективности, выделены уровни и виды доверия, уровни и компоненты идентичности в группе. На выборке из 37 производственных групп (N = 331 чел.) изучен вклад переменных доверия и идентичности в параметры воспринимаемой членами группы предметнодеятельностной и социально-психологической эффективности группы и неформальных подгрупп. Использован многофакторный дизайн исследования, осуществленный с помощью метода регрессионного анализа. Установлено, что на предметно-деятельностную эффективность группы действуют микрогрупповое доверие и микрогрупповая идентичность. В социально-психологическую эффективность группы вносят позитивный вклад групповое и межличностное доверие, групповая и межличностная идентичность. Наиболее сильный позитивный вклад в социально-психологическую эффективность неформальных подгрупп вносят микрогрупповое доверие и микрогрупповая идентичность, межличностное доверие и межличностная идентичность. Определено, что уровни доверия и идентичности вносят комплексный вклад в воспринимаемую членами группы предметно-деятельностную и социально-психологическую эффективность группы и неформальных подгрупп; при этом отличительной особенностью является разнонаправленный вектор действия различных уровней доверия и идентичности на параметры эффективности группы.

Ключевые слова: малая группа, неформальная подгруппа, уровни и виды доверия, уровни и компоненты идентичности, предметно-деятельностная эффективность, социально-психологическая эффективность

Ссылка для цитирования: Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Ульянова Н.Ю. Доверие и идентичность как факторы эффективности производственных групп / Психологический журнал, 2016, том 37, №2, с. 29 – 42

СУБЪЕКТНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Н.С. Павлова, Е.А. Сергиенко

Рассматриваются особенности субъектно-личностной регуляции поведения как индивидуальные варианты построения временной перспективы на примере специалистов двух профессиональных групп: с наличием и отсутствием строгой регламентации деятельности. Показана вариативность паттернов поведения и многообразие индивидуальных вариантов субъектно-личностной регуляции поведения. У представителей регламентированных профессий большую роль в регуляции поведения играют субъектные характеристики, в то время как у людей, самостоятельно регулирующих свою профессиональную деятельность, - характеристики личности. Между субъектными и личностными характеристиками наблюдается большая интеграция при отсутствии строгой регламентации трудовой деятельности. Напротив, для строго регламентированной профессиональной деятельности характерны значимые взаимосвязи отдельных характеристик субъекта и личности, таких как смысложизненные ориентации, когнитивный, эмоциональный контроль поведения и рефлексия. Вне зависимости от характера трудовой деятельности установлено, что субъектные и личностные характеристики сопряжены с построением временной перспективы, при этом характер взаимосвязей отличается в исследуемых группах. Обе профессиональные группы характеризуются реципрокным соотношением субъектных и личностных характеристик, а также высокими показателями субъективного благополучия, что указывает на многообразие реализации индивидуальности и позволяет говорить о психологической зрелости представителей обеих профессиональных групп.

Ключевые слова: системно-субъектный подход, субъект, личность, индивидуальность, временная перспектива, психологическая зрелость

Ссылка для цитирования: Павлова Н.С., Сергиенко Е.А. Субъектная и личностная регуляция поведения как проявление индивидуальности человека / Психологический журнал, 2016, том 37, №2, с. 43-56

МОТИВАЦИЯ САМОУВАЖЕНИЯ И УВАЖЕНИЯ ДРУГИМИ КАК ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ И НАСТОЙЧИВОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т.О. Гордеева, В.В. Гижицкий, О.А. Сычев, Т.К. Гавриченкова

Сопоставлены две формы внешней учебной мотивации - мотивация уважения другими людьми и мотивация самоуважения. На материале изучения профилей учебной мотивации старшеклассников (N = 315) показано, что мотивация самоуважения является характерным типом учебной мотивации, который в отличие от других типов внешней мотивации выступает предиктором учебной настойчивости, в свою очередь вносящей позитивный вклад в академические достижения. В целом вклад мотивации самоуважения в успешность старшеклассников меньше, чем у внутренней мотивации, ввиду довольно узкого спектра позитивных последствий, связанных преимущественно с настойчивостью, а её место в мотивационном профиле школьников из высокорейтинговых школ существенно ниже, чем у учащихся обычных школ. С другой стороны, мотивация уважения другими людьми (родителями), в отличие от мотивации самоуважения, не вносит вклада в настойчивость старшеклассников и негативно сказывается на их успеваемости. Из полученных результатов следует, что мотивация самоуважения является наилучшим из доступных побудителей при слабости внутренней мотивации или решении рутинных задач. Исследование проведено за счет субсидии НИУ ВШЭ в рамках господдержки ведущих университетов РФ в целях повышения их конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров.

Ключевые слова: мотивация самоуважения, мотивация уважения другими, теория самодетерминации, настойчивость, академические достижения, учебный обман, старшеклассники

Ссылка для цитирования: Гордеева Т.О, Гижицкий В.В., Сычев О.А., Гавриченкова Т.К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности / Психологический журнал, 2016, том 37, №2, с. 57-68

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОМЕТРИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ОРГАНИЗАЦИЕЙ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Карпов А.А., Карпов А.В

Раскрывается и объясняется специфика взаимосвязи между уровнем развития психометрического интеллекта и основными параметрами метакогнитивной сферы личности. Установлен ее закономерный и достаточно стабильный характер, который описывается кривой типа “оптимума”. Показано, что наибольший уровень интеллекта сопряжен не с минимальными или максимальными значениями метакогнитивных процессов и качеств личности и их общей организацией, а со средней (оптимальной) их выраженностью. Представлена интерпретация установленной закономерности, в основе которой лежат три основные группы причин: 1) общесистемная закономерность, в соответствии с которой гиперорганизация системы мешает ее функционированию; 2) объективная сопряженность высокого уровня развития метакогнитивного контроля с рядом субъектных качеств, подавляющих интеллектуальные функции (нейротизм, когнитивная ригидность и др.); 3) трансформация отношений синергии между объективными закономерностями интеллекта и факторами метакогнитивного, т.е. субъектного, а значит, субъективного плана.

Ключевые слова: метакогнитивные процессы, интеллект, функциональная организация, рефлексия, интегративные эффекты, метакогнитивизм, организационные закономерности, метакогнитивные качества

Ссылка для цитирования: А.А. Карпов, А.В. Карпов Взаимосвязь психометрического интеллекта с организацией метакогнитивных процессов и качеств личности / Психологический журнал, 2016, том 37, №2, с. 69-78

ФАКТОРЫ ПОЛА И ВОЗРАСТА В МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ДЕЙСТВИЙ

К.Р. Арутюнова, Ю.И. Александров

Целью исследования было выявление характеристик моральных оценок мужчин и женщин разных возрастных групп российского общества. Предполагалось, что половозрастные особенности индивидуального опыта социокультурных взаимодействий могут проявляться в моральных суждениях людей. Участники исследования (N = 327, 16-69 лет) оценивали моральную допустимость утилитарных просоциальных действий, приводящих к спасению пятерых людей за счет смерти другого человека. Показано, что мужчины по сравнению с женщинами оценивают причинение смертельного вреда одному человеку для спасения пятерых как более допустимое, т.е. их суждения были более утилитарными. Выявлен тренд к снижению утилитарности моральных оценок с возрастом. Полученные половозрастные различия обсуждаются с позиций системно-эволюционного подхода в свете проблемы соотношения интуитивного и рационального компонентов морального суждения.

Ключевые слова: моральное суждение, моральная оценка, моральная дилемма, индивидуальный опыт, культура, социокультурные факторы, системная дифференциация, системно-эволюционный подход

Ссылка для цитирования: Арутюнова К.Р., Александров Ю.И. Факторы пола и возраста в моральной оценке действий / Психологический журнал, 2016, том 37, №2, с. 79-91

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА: ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ О МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В РОССИЙСКОМ КОНТЕКСТЕ

Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко, Дж. Берри

Рассматриваются межкультурные отношения принимающего населения (N = 651) и инокультурных мигрантов (N = 378) в г. Москве. В исследовании проверяются три гипотезы, объясняющие аккультурацию и межкультурные отношения в поликультурных обществах: гипотеза мультикультурализма, гипотеза интеграции и гипотеза контакта. Полученные данные обрабатывались отдельно на выборках русских, проживающих в Москве и мигрантов при помощи процедуры моделирования структурными уравнениями, полученные модели для обеих выборок сравнивались. Результаты показали, что такие факторы как воспринимаемая безопасность, межкультурные контакты, принятие мультикультурной идеологии, аккультурационные стратегии и ожидания оказывают значимое влияние на взаимную аккультурацию и отношения принимающего населения Москвы и мигрантов. Сделано заключение о том, что усилия по улучшению взаимоотношений между мигрантами и принимающим населением должны быть направлены на повышение базового чувства безопасности и принятие мультикультурной идеологии у тех и других.

Ключевые слова: аккультурационные стратегии/ожидания, межкультурный контакт, межкультурные отношения, удовлетворенность жизнью, мультикультурная идеология, мигранты, воспринимаемая безопасность, толерантность

Ссылка для цитирования: Лебедева Н.М., Татарко А.Н., Берри Дж. социально-психологические основы мультикультурализма: проверка гипотез о межкультурном взаимодействии в российском контексте / Психологический журнал, 2016, том 37, №2, с. 92-104

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Л.Д. Чайнова, Е.В. Мирошник, К.А. Назарова

Изложен подход к формированию музыкальных средств для коррекции и оптимизации психоэмоционального и функционального состояний человека, основанный на учёте его индивидуальных психологических особенностей. Обобщены результаты многолетних исследований авторов, посвященных восприятию музыки, описаны методы полиэффекторной регистрации психофизиологических параметров человека и инновационных биометрических экспресс-методов в эргономике, психологии и психофизиологии. Обосновывается понимание функционального комфорта как обобщённого критерия оптимизации функционального состояния. Приведены методические рекомендации по формированию индивидуализированных музыкальных программ.

Ключевые слова: эргономика, функциональный комфорт, музыкальные средства оптимизации состояния, коррекция, психотип, полиэффекторный метод, биометрические методики, темперамен- тальный статус, музыкальный психотип, индивидуализированные программы

Ссылка для цитирования: Чайнова Л.Д., Мирошник Е.В., Назарова К.А. Психологическая разработка музыкальных средств для оптимизации функционального состояния человека / Психологический журнал, 2016, том 37, №2, с. 105-111

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В КНР

Лю Цзея

Изучена проблема психологического здоровья студентов вузов КНР. Представлено содержание понятия психологического здоровья. Рассмотрены критерии психологического здоровья, предложенные китайскими и российскими психологами. Проведен детальный анализ временных факторов, оказывающих влияние на психологическое здоровье китайских студентов. Особое внимание уделено таким факторам, как конкуренция среди абитуриентов вузов, адаптация первокурсников, переосмысление выбора специальности (переоценка ценностей самоопределения), а также поиск работы по профильному образованию выпускников вузов. Предложены рекомендации, направленные на улучшение и профилактику нарушения психологического здоровья студентов.

Ключевые слова: психологическое здоровье, студенты вузов, высшие учебные заведения китая, профилактика нарушения психологического здоровья

Ссылка для цитирования:Лю Ц. Психологическое здоровье студентов вузов в КНР / Психологический журнал, 2016, том 37, №2, с. 112-121

ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

А.Г. Караяни, Ю.М. Караяни

Исследование посвящено анализу основных направлений приложения психологии к практике решения оборонных задач в годы Первой мировой войны. Проводится краткий экскурс в рождение и становление военной психологии как отдельного научного направления. Исследуется история становления и развития психологического тестирования в условиях мировой войны, в интересах военного дела, боя и победы. Описан вклад военных психологов первой трети XX века в становление методологии психологического отбора военнослужащих. Приводится обзор методов и схем психологической помощи и реабилитации психотравмированных воинов. Характеризуются информационно-психологическое противоборство между воюющими государствами и отличие путей развития военной психологии по разные стороны первого в новейшей истории глобального конфликта. Описаны пути и примеры применения военной психологии не только в оборонительных, но и в наступательных целях. Дается общая оценка вклада военной психологии в ход и исход многостороннего вооруженного противоборства.

Ключевые слова: первая мировая война, военная психология, психологическое тестирование, психологическая помощь, психологическая реабилитация, информационно-психологическое противоборство

Ссылка для цитирования: Караяни А.Г., Караяни Ю.М Военная психология в годы первой мировой войны / Психологический журнал, 2016, том 37, №2, с. 122-135

ПСИХОЛОГО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В.А. Соснин

Исследуются идеологическая и духовно-нравственная борьба как формы противодействия терроризму, в частности суицидальному, в современных условиях. Анализируются способы использования экстремистскими группами интерпретаций Корана для обоснования своей деятельности и вербовки потенциальных террористов-смертников. Описываются особенности восприятия мусульманским населением стран Ближнего Востока деятельности организаций, обозначенных западным миром как террористические. Выделяются различные направления противодействия терроризму, и в первую очередь, длительное противостояние в идеологической сфере. Рассматриваются особенности использования социально-психологических методов (наряду с другими, например, военным противостоянием) как инструментов, включенных в систему борьбы с терроризмом. Обозначаются их возможности в предотвращении вступления в террористическую группу новых членов; учете разногласий внутри группы в процессе воздействия на нее; поддержке выходящих из нее членов; снижении влияния лидеров группы и их поддержки ее членами. Показывается важность понимания духовно-религиозной мотивации террористов, расхождений их религиозных убеждений с каноническим исламом, необходимость их использования при организации противодействия терроризму.

Ключевые слова: влияние, восприятие, конфликт, массовое поведение, суицидальный терроризм, психологическое воздействие, психологические методы, мотивация, идеология, религия

Ссылка для цитирования: Соснин В.А. Психолого-мировоззренческое противодействие терроризму в современном мире / Психологический журнал, 2016, том 37, №2, с. 136-144

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Программа "Социально-эмоционального развития детей и подростков"

Примите участие в исследовании

Приглашаем принять участие в исследовании жизнеспособности человека

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"