№1 2016 (Резюме)

ВОЗМОЖНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. ЧАСТЬ I. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ НОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ

 

Н.Е. Максимова, И.О. Александров

 

В первой части статьи раскрывается эвристический и прескриптивный потенциал экспериментальной методологии как способа создания нового психологического знания в исследовании в соответствии с содержанием эволюционной эпистемологии Я.А. Пономарева. Согласно положениям экспериментальной методологии введены формальные определения метода, исследования, предмета и объекта исследования, правил построения альтернативных гипотез, процедур селекции альтернатив и оценки их правдоподобия. Намечены подходы к эмпирическим доказательствам онтологического статуса предмета исследования. Обоснована реализация экспериментальной методологии как гипотетико-реконструктивного метода, обеспечивающего не только построение теоретических конструкций предмета исследования, но и их доступность для эмпирической проверки. Таким образом, экспериментальная методология снимает противопоставление теоретического и эмпирического знания и представляет собой принципиально новое решение этой фундаментальной проблемы методологии науки. В соответствии с таким решением методология психологии создается в процессе исследований самими исследователями как членами парадигмальных сообществ. Специальное внимание уделено номотетической направленности экспериментальной методологии, ее формальному обоснованию и реализации в исследовании

Ключевые слова: эволюционная эпистемология, экспериментальная методология, абстрактно-аналитическая психология, дифференциация предметной области психологии, исследование, предмет и объект исследования, онтология, гипотетико-реконструктивный метод.

Ссылка для цитирования: Максимова Н.Е., Александров И.О. Возможная траектория эволюционного развития психологии. Часть I. Экспериментальная методология как способ создания нового психологического знания в исследовании / Психологический журнал, 2016, том 37, №1, с. 5 - 15

 

РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Я.А. ПОНОМАРЕВА

Т.В. Галкина, А.Л. Журавлев

 

Прослежены основные вехи научного творчества Якова Александровича Пономарева - ведущего исследователя психологии творчества, талантливого и изобретательного экспериментатора, крупнейшего теоретика, методолога и философа, предложившего оригинальные воззрения на природу психического, содержание категорий деятельности, взаимодействия, развития и др. Учение Пономарева о психологическом механизме творчества (и поведения) и его центральном звене (способности действовать “в уме”), обоснование закона ЭУС (“этапы-уровни-ступени”), разработка концепции структурно-уровневой организации психики имеют общепсихологический характер и значение. Осмысление истории психологии творчества позволило ученому выдвинуть теорию этапов развития психологического знания, гипотетически предположив существование и необходимость третьего - действенно-преобразующего - типа знания. Увлеченность, открытость всему новому, творческая разнонаправленность в сочетании с академической строгостью мышления и логической последовательностью при построении метатеории психического - отличительные черты Я.А. Пономарева как ученого и мыслителя.

Ключевые слова: научное творчество, психологический механизм творчества, взаимодействие, развитие, структурно-уровневая концепция психики, интуиция, логика, внутренний план действия, способность действовать "в уме", типы психологического знания.

Ссылка для цитирования: Галкина Т.В., Журавлев А.Л. Развитие научного творчества Я.А. Пономарева / Психологический журнал, 2016, том 37, №1, с. 16-25

 

КРЕАТИВНОЕ МЕНТАЛЬНОЕ ПОЛЕ, ДИВЕРГЕНЦИЯ И ВАРИАТИВНОСТЬ

Л. Я. Дорфман

 

С позиций общетеоретической категории поля, предложенной Я.А. Пономаревым, вводится и осмысливается эмпирическое понятие креативного ментального поля. Указывается, что гипотеза Пономарева о том, что сигнальное (психическое) взаимодействие субъекта с объектом можно понять, если психическое сопоставить с полем, позволяет рассматривать понятие поля в нескольких контекстах. Во-первых, с его помощью можно познать механизм организации взаимодействия элементов в системе психического. Во-вторых, поскольку предмет психологии творчества складывается, сообразно общим законам развития познания, поэтапно и поэлементно, предлагается изучать раздельно полевую основу интуиции и логики, цели и побочного продукта, внутреннего и внешнего плана деятельности. В-третьих, подчеркивается, что введенные Я.А. Пономаревым теоретические понятия с высокими уровнями абстракции и обобщения, относящиеся к теории творчества, следует конвертировать в эмпирические понятия. В-четвертых, понятие креативного ментального поля операционализируется через конструкты дивергенции и вариативности, которые в теории творчества Пономарева соотносятся с интуитивным полюсом мышления. Обозначены ключевые признаки креативного ментального поля с перспективой его эмпирического исследования: общность и непрерывность, множество и дискретность, многомерная структурность, вариативность, гетерогенная размерность, связь вариативности и дивергенции.

Ключевые слова: поле, креативное мышление, креативное ментальное поле, дивергенция, вариативность.

Ссылка для цитирования: Дорфман Л.Я. Креативное ментальное поле, дивергенция и вариативность / Психологический журнал, 2016, том 37, №1, с. 26-34

 

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА Я. А. ПОНОМАРЕВА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ САМОРАЗВИТИЯ

Л.М. Попов, Е.Н. Ибрагимова, П.Н. Устин

 

Выделены основные положения общенаучного вклада Я.А. Пономарева: принцип трансформации, психологический механизм творчества и его применение для объяснения развития в онтогенезе, филогенезе, методологическое осмысление категорий пространства и времени, трех типов знания. Структурно проработана внешнеплановая часть психологического механизма творчества. Показан пусковой механизм преобразующей деятельности субъекта с учетом его центрального и периферического звеньев, механизма интроцепции зон интеллектуально-деятельностного развития. Показан метод саморазвития субъекта в рамках абстрактно-аналитической и целостной стратегии.

Ключевые слова: креативность, внешнеплановые и внутриплановые действия, стратегия, саморазвитие, субъект, целостный подход и абстрактно-аналитический подход, Я.А. Пономарев.

Ссылка для цитирования: Попов Л.М., Ибрагимова Е.Н., Устин П.Н. концепция психологии творчества Я.А. Пономарева и ее применение в изучении саморазвития / Психологический журнал, 2016, том 37, №1, с. 35 - 47

 

УПРАВЛЯЮЩИЙ КОНТРОЛЬ И ИНТУИЦИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ТВОРЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

И.Ю. Владимиров, С.Ю. Коровкин, А.А. Лебедь, А.Д. Савинова, А.В. Чистопольская

В соответствии с гипотезой Я.А. Пономарева, решение творческих задач проходит ряд последовательных стадий: от хорошо контролируемых и осознаваемых процессов оперирования на уровне алгоритмов до неосознаваемых, интуитивных процессов с последующим возвращением к уровню логических операций после нахождения принципа решения. Один из ключевых вопросов, который может быть поставлен в рамках развития данной гипотезы, - о роли управляющего контроля на всех стадиях решения, в том числе и на интуитивном уровне. В данной работе приведен анализ серии экспериментальных исследований, посвященных процессам управляющего контроля при решении творческих задач и осуществленных с помощью методики когнитивного мониторинга. Обсуждается возможность использования показателя динамики ошибок в выполнении задания- зонда для оценки роли управляющего контроля в решении малых творческих (инсайтных) задач. Показана различная роль управляющего контроля в решении творческих и алгоритмизированных задач, что является аргументом в пользу идеи о специфичности процессов творческого решения. Продемонстрирован факт включенности управляющего контроля в решение творческих задач на всех этапах решения.

Ключевые слова: мышление, решение задач, интуиция, управляющий контроль, творчество, инсайт, задание-зонд.

Ссылка для цитирования: Владимиров И.Ю., Коровкин С.Ю., Лебедь А.А., Савинова А.Д., Чистопольская А.В. Управляющий контроль и интуиция на различных этапах творческого решения / Психологический журнал, 2016, том 37, №1, с. 48 – 60

 

 

ПРОТИВОРЕЧИЕ В СТРУКТУРЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЗАДАЧИ КАК УСЛОВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСАЙТА

В.Ф. Спиридонов, Н.И. Логинов, А.О. Мухутдинова, С.С. Лифанова

 

Изучался процесс решения инсайтных задач. Представлен обзор ключевых теоретико-экспериментальных исследований в этой области. Описаны результаты двух экспериментов, проведенных с целью выявить противоречия в структуре репрезентации инсайтной задачи “9 точек”, т.е. ограничений, которые накладываются одними частями (вариантами) репрезентации задачи на другие ее части, что усложняет и замедляет обнаружение правильного ответа. Зафиксированы несколько вариантов подобных противоречий. Сделан вывод о том, что противоречие в структуре репрезентации является необходимым условием возникновения инсайта. Полученные результаты не вписываются в доминирующую на сегодняшний день в психологии решения задач теорию задачного пространства.

Ключевые слова: решение задач, инсайт, репрезентация задачи, противоречие, теория задачного пространства, моторная подсказка, перенос

Ссылка для цитирования: Спиридонов В.Ф., Логинов Н.И., Мухутдинова А.О., Лифанова С.С. Противоречие в структуре репрезентации задачи как условие возникновения инсайта / Психологический журнал, 2016, том 37, №1, с. 61-68

 

 

СВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ С КРЕАТИВНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ

О.М. Разумникова

 

Идеи, высказанные Я.А. Пономаревым, о разных способах взаимодействия компонентов структуры мыслительной деятельности, были использованы при определении вклада интеллекта и личностных черт в показатели оригинальности, полученные при тестировании креативности студентов- математиков и студентов-гуманитариев, обучающихся в техническом университете. Установлено, что вербальная оригинальность в меньшей степени, чем образная, находится под контролем личностных характеристик, особенно в группе студентов-математиков. При этом у студентов гуманитарных специальностей вербальная оригинальность мышления связана с уровнем развития образного интеллекта и такими личностными чертами как “поиск новизны” и “зависимость от награды”. Отмечается, что разные регрессионные модели описания оригинальности мышления у студентов технических и гуманитарных специальностей могут отражать широкий диапазон вариативности стратегий творческой деятельности, в формирование которых вносят вклад разные сочетания интеллектуальных и личностных характеристик.

Ключевые слова: креативность, интеллект, личностные черты, вербальная оригинальность, образная оригинальность, поиск новизны, зависимость от награды, студенты.

Ссылка для цитирования: Разумникова О.М. СВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ С КРЕАТИВНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ / Психологический журнал, 2016, том 37, №1, с. 69 – 78

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧАСТНИКАМ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В.П. Позняков, Е.А. Никуло

 

Излагаются результаты исследования взаимосвязи ценностных ориентаций с ответственным отношением предпринимателей к другим людям в деловом взаимодействии: партнерам, наемным работникам и заказчикам. В рамках данного исследования изучаются ответственность как психологическое отношение, а также ценностные ориентации личности в качестве основания и критерия ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия. Исследование проводилось с 2010 по 2013 гг., в нем приняли участие 203 предпринимателя: мужчины и женщины, представители различных сфер малого и среднего предпринимательства. В исследовании использовалась специально разработанная авторская анкета, позволяющая оценить уровень ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия. Для выявления ценностных ориентаций предпринимателей применялась методика диагностики внутреннего конфликта Е.Б. Фанталовой, основанная на подходе М. Рокича. В целях изучения влияния ценностных ориентаций предпринимателей на уровень их ответственного отношения к другим участникам делового взаимодействия была построена регрессионная модель. Проведенный анализ подтвердил гипотезу о том, что ценностные ориентации предпринимателей обуславливают их ответственное отношение к другим участникам делового взаимодействия.

Ключевые слова: социальная психология, ценностные ориентации личности, психологические отношения, деловое взаимодействие, психология предпринимательства, ответственность, ответственное отношение.

Ссылка для цитирования: Позняков В.П., Никуло Е.А. Ценностные ориентации предпринимателей с разным уровнем ответственного отношения к участникам делового взаимодействия / Психологический журнал, 2016, том 37, №1, с. 79 – 88

 

 

ДИНАМИКА МЕЖПОЛУШАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ БОС-ТРЕНИНГЕ

Е.В. Асланян, В.Н. Кирой, А.С. Столетний, Д.М. Лазуренко, О.М. Бахтин, Н.Р. Миняева, Р.И. Кирой

 

Создание и эффективная эксплуатация интерфейсов “мозг-компьютер”, использующих параметры функционирования мозга для управления техническими устройствами, является актуальной проблемой психофизиологии. На 17 добровольцах исследовалась способность человека к произвольному управлению характером межполушарных отношений в центральных областях коры в альфа-диапазоне частот с помощью биологической обратной связи (БОС). Показано, что после непродолжительного обучения человек не только способен произвольно сдвигать фокус максимальной выраженности альфа-частот в сторону левого или правого полушария, но и делать это в достаточно локальной области. Многофакторный дисперсионный анализ показал, что большинство респондентов в ходе тренировок смогли добиться изменений контролируемых параметров. Эффективность управления характером межполушарных отношений различалась у лиц, обладающих разной степенью выраженности таких свойств личности, как психотизм, экстраверсия и уравновешенность нервных процессов. Результаты показали, что необходим индивидуальный подход к разработке программ обучения и реабилитации с помощью БОС-тренингов, учитывающий не только уровень мотивации, но и индивидуальные психологические особенности обучающихся.

Ключевые слова: электроэнцефалография, биологическая обратная связь, свойства личности, амплитудные спектры, дисперсионный анализ, межполушарная асимметрия.

Ссылка для цитирования: Асланян Е.В., Кирой В.Н., Столетний А.С., Лазуренко Д.М., Бахтин О.М., Миняева Н.Р., Кирой Р.И. Динамика межполушарных отношений при бос-тренинге / Психологический журнал, 2016, том 37, №1, с. 89 – 101

 

ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СТРЕЛКОВ ИЗ ЛУКА В ПРОЦЕССЕ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

А.Н. Веракса, Е.Ю. Коробейникова, С.В. Леонов, Е.И. Рассказова

 

Исследование посвящено описанию глазодвигательных паттернов в процессе прицеливания у спортсменов-лучников. Оцениваются параметры глазодвигательной активности спортсменов в зависимости от пола, сложности заданий, опыта стрельбы из различных видов лука. В исследовании приняли участие 27 стрелков из лука, в том числе 13 девушек, средний возраст 17.5 лет и 14 юношей, средний возраст 18.5 лет. В соответствии с задачами исследования испытуемые были поделены на 3 группы, в зависимости от вида лука: классики - спортсмены, стреляющие из классического вида лука, блочники - спортсмены, стреляющие из блочного вида лука, а также универсалы - спортсмены, имеющие опыт стрельбы из обоих видов лука. Участники выполняли последовательно серию заданий, моделирующих стрельбу и различающихся по степени сложности. Регистрация глазодвигательных параметров проводилась с помощью мобильной системы Eye Tracking Glasses SMI. В результате исследования выделены статистически значимые различия в особенностях глазодвигательных параметров при выполнении моделирующих ситуацию стрельбы заданий среди групп лучников, имеющих опыт стрельбы из различных видов лука. Поскольку длительность фиксаций, на взгляд авторов, напрямую связана с точностью и стабильностью прицеливания, сделан вывод о том, что опыт стрельбы из разных видов лука формирует различные глазодвигательные паттерны при выполнении задач на прицеливание.

Ключевые слова: спорт, психология спорта, стрельба из лука, прицеливание, движения глаз, система регистрации движения глаз

Ссылка для цитирования: Веракса А.Н., Коробейникова Е.Ю., Леонов С.В., Рассказова Е.И. Глазодвигательные параметры стрелков из лука в процессе прицеливания / Психологический журнал, 2016, том 37, №1, с. 102 – 111

 

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ П. Я. ГАЛЬПЕРИНА

М.А. Степанова

 

Рассматривается проблема места и статуса теории П.Я. Гальперина (ТПФ) в отечественной психологической науке. Предпринята попытка сравнительного изучения состояния теории с позиций ее создателя, с одной стороны, и ее оценки современными исследователями - с другой. Отправной точкой для анализа выбрана защита П.Я. Гальпериным докторской диссертации в 1965 году, с опорой на архивные материалы воссоздана процедура защиты, проанализированы выступления оппонентов и рецензентов. Обозначены намеченные П.Я. Гальпериным перспективы исследований в рамках ТПФ и дана их содержательная историко-психологическая характеристика как новой отрасли нашей науки - общей (генетической) психологии и самостоятельной научной школы; затронут вопрос соотношения общепсихологической теории деятельности и ТПФ.

Ключевые слова: Теория П.Я. Гальперина (ТПФ), предмет и метод психологии, ориентировка, действие, научная психологическая школа, общепсихологическая теория деятельности.

Ссылка для цитирования: Степанова М.А историческое значение общепсихологической теории П. Я. Гальперина / Психологический журнал, 2016, том 37, №1, с. 112 – 123

 

 

ПОНЯТИЕ “РЕФЛЕКС” В ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

М.И. Яновский

 

Предлагается методологический анализ понятия “рефлекс”; рассмотрено его место в опыте человека. Проводится сопоставление внешнего наблюдения и самонаблюдения как разновидностей фиксации субъективного опыта. Логически доказываются связь и соподчиненное соотношение внешнего и внутреннего методов познания психического. Внешнее наблюдение трактуется как редукция субъективного опыта к обезличенной унифицированной системе координат его оценки. Делается вывод, что при таком исследовательском подходе субъект ограничивает себя в возможностях познавательного процесса. Отмечаются два аспекта, характерные для внешнего наблюдения, - механистичность в понимании и объяснении фактов и игнорирование их первоначальной субъективно реципируемой формы. С тех же позиций анализируется понятие “рефлекс”. Делается вывод о возможности рассмотрения рефлекса как части апперцепции, первичной, недифференцированной рефлексии переживаемого субъективного опыта.

Ключевые слова: рефлекс, апперцепция, рефлексия, внешнее наблюдение, самонаблюдение.

Ссылка для цитирования: Яновский М.И. Понятие “рефлекс” в психологии: исторический анализ / Психологический журнал, 2016, том 37, №1, с. 124 – 130

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Е.А. КЛИМОВА (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

О.Г. Носкова

 

Представлен краткий анализ психологического наследия Евгения Александровича Климова (1930-2014), выдающегося ученого и организатора психологической науки. Рассмотрен его вклад в психологию труда, ее историю, теорию и методологию, психологию профессий, отмечено изучение индивидуального стиля деятельности, профессионального сознания и самосознания работников, вклад в общепсихологическую теорию деятельности, акмеологию и педагогическую психологию, а также профориентацию и профконсультирование.

Ключевые слова:психология труда, субъект труда, индивидуальный стиль деятельности, психология профессий, классификация профессий, человеческий фактор, педагогическая психология, история психологии труда, теория и методология, психологическая теория деятельности.

Ссылка для цитирования: Носкова О.Г Психологическое наследие Е.А. Климова (к 85-летию со дня рождения) / Психологический журнал, 2016, том 37, №1, с. 131 – 135

 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Программа "Социально-эмоционального развития детей и подростков"

Примите участие в исследовании

Приглашаем принять участие в исследовании жизнеспособности человека

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"