№6 2015 (Резюме)

Я.А. ПОНОМАРЕВ И ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА: ОТ КЛАССИКИ К СОВРЕМЕННОСТИ

А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков

Дана характеристика и выделены основные этапы научного творчества Якова Александровича Пономарева. Показано, что он являлся как основоположником отечественной психологии творчества, так и крупным методологом психологии. Описаны основные достижения поколения отечественных психологов, к которому принадлежал Я.А. Пономарев. К числу таких достижений можно отнести повышение общественной роли психологии, разработку теорий среднего уровня, преобразование методологического уровня психологической науки и введение ее в систему академических наук.

Ключевые слова: психология творчества, методология психологии, советская психология.

Ссылка для цитирования:  Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Я.А. Пономарев и психология творчества: от классики к современности / Психологический журнал, 2015, том 36, № 6, с. 5–11

 

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ Я.А. ПОНОМАРЕВА

И.О. Александров, Н.Е. Максимова

Определяется вклад Я.А. Пономарева в разработку эволюционной эпистемологии, что составляет общенаучное обоснование для преобразования предметной области психологии. Выделены основания дифференциации важнейших направлений эволюционной эпистемологии (К. Поппера, К. Лоренца, Ж. Пиаже), к которым отнесены принадлежность к определенной эволюционной теории, реализация индуктивного или гипотетико-дедуктивного общенаучного метода, а также способ объяснения создания нового знания. Эти же критерии использованы для содержательной характеристики эволюционной эпистемологии Я.А. Пономарева. Приведены доказательства того, что Я.А. Пономаревым была разработана оригинальная версия эволюционной эпистемологии, в которой методология и эмпирическое исследование впервые составили единый цикл создания и объяснения нового знания. Отмечена особая роль психологов в становлении эволюционной эпистемологии. Обсуждается роль эволюционной эпистемологии в дифференциации психологии как самостоятельной дисциплины и философской теории познания, а также возможные следствия этого процесса.

Ключевые слова:эволюционная эпистемология, синтетическая теория эволюции, эпигенетическая теория эволюции, ламаркистский эволюционизм, эмерджентизм, индуктивный метод, гипотетико-дедуктивный метод, психология как самостоятельная дисциплина, философская теория познания, дифференциация.

Ссылка для цитирования: Александров И.О., Максимова Н.Е. Эволюционная эпистемология Я.А. Пономарева / Психологический журнал, 2015, том 36, № 6, с. 12–23

 

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПЦИИ Я.А. ПОНОМАРЕВА

В.М. Аллахвердов, В.А. Гершкович, В.Ю. Карпинская, Н.В. Морошкина, О.В. Науменко,
Н.Х. Тухтиева, М. Г. Филиппова

Рассматривается проблема “интуитивного” или “имплицитного” знания, вызывающая неугасаемый интерес современных психологов. Показывается влияние подхода Я.А. Пономарева на исследования Петербургской школы когнитивной психологии и анализируются положения его концепции через призму современных экспериментальных данных. Формулируются тезисы, объединяющие подход авторов статьи с представлениями Я.А. Пономарева о природе творческого процесса. Изучается роль имплицитных знаний, иррелевантных закономерностей и эмоционального сигнала “задача решена” в решении творческих задач. Осуществляется развитие ряда идей Я.А. Пономарева, в частности, возможность неосознаваемого нахождения решения поставленной задачи, которое способно оказывать влияние на текущую когнитивную деятельность. Обсуждается сложность дальнейшего перехода от неосознаваемого решения к осознанному, обусловленного последействием негативного выбора. Приводятся экспериментальные данные, подтверждающие выдвигаемые идеи.

Ключевые слова: концепция Пономарева, имплицитное знание, неосознанный негативный выбор, иррелевантные параметры, творческие задачи, осознание решения.

Ссылка для цитирования: Аллахвердов В.М., Гершкович В.А., Карпинская В.Ю., Морошкина Н.В., Науменко О.В., Тухтиева Н.Х., Филиппова М.Г. Эвристический потенциал концепции Я.А. Пономарева / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2015, том 36, № 6, с. 24–34

 

СИГНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНСАЙТА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СООТНОШЕНИЕ С НАУЧНЫМИ ВЗГЛЯДАМИ Я.А. ПОНОМАРЕВА

Е.А. Валуева

Анализируются концепции, объясняющие инсайт как феномен скачкообразного приближения к решению: модель А. Пуанкаре, гештальтистская концепция и концепция Я.А. Пономарева. В рамках структурно-уровневой теории творчества Я.А. Пономарева инсайт понимается как передача порции информации от интуитивного уровня мышления к логическому. Предлагается сигнальная модель инсайта, дополняющая концепцию Я.А. Пономарева представлениями об активационной природе сознания и идеями Н. Шварца о чувствах как информации. Согласно разработанной модели, решение задачи возникает в результате работы интуитивных механизмов, существует изначально в неосознаваемой форме и проявляет себя в виде активации соответствующих элементов семантической сети. Чувство инсайта выполняет серьезную функцию в процессе мышления, а именно передает сознательной инстанции информацию о том, что найден и активирован элемент, который, возможно, является ключом к решению задачи. Предложенная модель позволяет объяснить механизмы не только инсайтного решения задач, но и случаи безынсайтного решения или феномен ложного инсайта. В качестве эмпирического подтверждения модели приводятся данные экспериментов, продемонстрировавших существование феномена Ага-подсказки.

Ключевые слова: мышление, творчество, инсайт, сигнальная модель, Ага-подсказка, структурно-уровневая теория.

Ссылка для цитирования: Валуева Е.А. Сигнальная модель инсайта: основные положения и соотношение с научными взглядами Я.А. Пономарева / Психологический журнал, 2015, том 36, № 6, с. 35–44

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Я.А. ПОНОМАРЕВА И М.Г. ЯРОШЕВСКОГО В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА И РЕФЛЕКСИИ

И.Н. Семенов

Исследуется научная деятельность двух ведущих специалистов по психологии творчества – Я.А. Пономарева и М.Г. Ярошевского. Проводится сравнительный экзистенциально-психологический анализ жизненного пути этих ученых как контекста развития их научного мышления. Характеризуется значение взаимодействия Пономарева и Ярошевского для развития отечественных школ изучения творчества, мышления и рефлексии. Особое внимание уделено анализу раннего периода изучения исследователями научного творчества (в Институте истории естествознания и техники АН СССР) как исходного базиса для дальнейшего исследования проблем психологии творчества в ИП РАН и в рамках созданной Я.А. Пономаревым Всесоюзной секции “Психология творчества” Общества психологов СССР. Эксплицируется комплексно-науковедческая стратегия М.Г. Ярошевского по изучению научного творчества и системно-психологическая стратегия Я.А. Пономарева по изучению творческого мышления и системы развития творчества. Показана дальнейшая реализация этих стратегий в современных научных школах психологии творчества, мышления и рефлексии.

Ключевые слова:творчество, мышление, рефлексия, развитие, взаимодействие, система, научная деятельность, персонология, Пономарев Я.А., Ярошевский М.Г.

Ссылка для цитирования: Семенов И.Н. Взаимодействие Я.А. Пономарева и М.Г. Ярошевского в развитии психологии творчества и рефлексии / Психологический журнал, 2015, том 36, № 6, с. 45–54

 

РЕФЛЕКСИВНЫЕ АДАПТАЦИИ ХАРАКТЕРА В ПЯТИФАКТОРНОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

С.А. Щебетенко

В рамках пятифакторной теории личности Р. Мак-Крея и П. Косты предлагается рефлексивная разновидность адаптаций характера, касающаяся мониторинга и обработки индивидом информации о личностных чертах. Выделены четыре вида рефлексивных адаптаций: диспозициональная эффективность (самооценка успешности реагирования на ситуации, релевантные данной черте), отраженная черта (самооценка восприятия черты личности индивида значимыми другими), установка на черту (положительная/отрицательная оценка черты индивидом), отраженная установка на черту (мнение индивида об оценках черты, присущих значимым другим). Проведено эмпирическое исследование на выборке в 1030 человек – студентов в возрасте от 17 до 38 лет (339 мужчин и 691 женщина) с применением модификации опросника Big Five Inventory. Было установлено, что большинство рефлексивных адаптаций положительно взаимосвязаны друг с другом и чертами личности; напротив, отраженная установка на черту личности была отрицательно связана с чертами личности. Показано, что рефлексивные адаптации характера отражают различные аспекты соответствующих черт личности и вносят в них дополнительный относительно друг друга вклад. Предложено дополнить программу исследований рефлексивных адаптаций изучением медиаций связей черт личности с параметрами объективной биографии, а также каузальных эффектов рефлексивных адаптаций на последние.

Ключевые слова:пятифакторная теория личности, рефлексия, адаптации характера, индивидуальные различия, черты личности.

Ссылка для цитирования: Щебетенко С.А. Рефлексивные адаптации характера в пятифакторной теории личности / Психологический журнал, 2015, том 36, № 6, с. 55–65

 

ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ РОССИИ

Л.Г. Почебут, И.А. Шмелева

Проанализировано влияние различных этнических культур России на гендерные отношения. Было выявлено, что движение в сторону эгалитаризма в этнокультуре приводит к гендерной асимметрии, смене традиционных гендерных ролей, маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Запросы традиционной культуры способствуют сохранению конкордации биологического пола и гендерного поведения. Жесткая дифференциация гендерных ролей в семейных отношениях ограничивает возможности для профессиональной самореализации женщин. Гендерные отношения существенно различаются в русской этнокультуре и этнокультурах народов Северного Кавказа, Татарстана, Якутии. В русской этнокультуре наблюдается большая гендерная асимметрия, чем в других рассматриваемых культурах на территории России.

Ключевые слова:кросскультурные исследования, этническая культура, гендерные отношения, гендерное поведение в городах, в местах традиционного проживания, маскулинность, фемининность, эгалитаризм, гендерная асимметрия, семейные отношения

Ссылка для цитирования: Почебут Л.Г., Шмелева И.А. Гендерные отношения в разных этнических культурах России / Психологический журнал, 2015, том 36, №6, с. 66-75

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСЦИЛЛЯТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОВЕДЕНИИ БИОСОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Т.Н. Греченко, А.Н. Харитонов, А.В. Жегалло, Ю.И. Александров

Изучалась роль осцилляторных процессов в происхождении ритмов электроэнцефалограммы. Предполагалось, что генерация ритмов является свойством любого живого вещества. Была зарегистрирована суммарная электрическая активность на разных участках пленки нитчатых цианобактерий Oscillatoria terebriformis, а также цианобактериального мата, включавшего Geitlerinema sp. и Halothece sp. Суммарная электрическая активность также регистрировалась у эмбрионов лягушки Rana temporaria и рачка Artemia salina на разных этапах развития. Обнаружено, что основные ритмы, совпадающие по частотным диапазонам с ритмической активностью мозга человека, представлены уже у прокариотических организмов (цианобактерий). Установлено, что синхронизированная электрическая активность в сообществе микроорганизмов возникает при формировании биосоциальных систем. Предполагается, что с кооперации, “социального” поведения начиналась жизнь первых клеточных структур на Земле. Обсуждается роль осцилляторов в формировании сложных живых систем. Делается вывод о том, что осцилляторные процессы являются общим механизмом, организующим взаимодействие индивидуальных клеток – от сообщества прокариот до высокоорганизованного многоклеточного организма.

Ключевые слова: ЭЭГ, осцилляторы, ритмы, прокариоты, биопленки, эмбрионы, “социальное” поведение.

Ссылка для цитирования: Греченко Т.Н., Харитонов А.Н., Жегалло А.В., Александров Ю.И. Психофизиологический анализ осцилляторных процессов в поведении биосоциальных систем / Психологический журнал, 2015, том 36, № 6, с. 76–87

 

КОНЦЕПЦИЯ “ЗДОРОВЬЕ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА”: ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИЦИНЫ, ПСИХОЛОГИИ И РЕЛИГИИ

А.Н. Разумов, В.А. Пономаренко

Обсуждаются проблемы здоровья современного человека с точки зрения медицины, психологии и духовного познания. Констатируется, что социальная политика государства преимущественно направлена на то, чтобы лечить больных, а не сохранять здоровье здоровых. Доказывается важность профилактики для сохранения и воспроизведения здоровья нации, а также утверждается необходимость интеграции усилий медиков, психотерапевтов и психологов для реализации этих целей. Формулируется здоровьецентристская парадигма и авторская концепция охраны здоровья здоровых людей. Подчеркивается первостепенная значимость духовно-нравственного аспекта здоровья человека.

Ключевые слова: здоровье здорового человека, здоровьецентристская политика, концепция охраны здоровья человека, духовно-нравственные ценности, психологическое здоровье.

Ссылка для цитирования: Разумов А.Н., Пономаренко В.А. Концепция “здоровье здорового человека”: интеграция медицины, психологии и религии / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2015, том 36, № 6, с. 88–93

 

КРИЗИС В ПСИХОЛОГИИ ИЛИ КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКИХ ПСИХОЛОГОВ?

А.М. Двойнин

Излагается авторское видение проблемы кризиса в современной психологии. Ставится под сомнение распространенная в среде российских психологов оценка состояния мировой психологии как кризисного. Цель работы – установить, соответствует ли реальности данная оценка или она выражает собственные переживания отечественного психологического сообщества? На основе анализа различий в методологических дискуссиях о кризисе, идущих в отечественной и зарубежной психологии, автор с социокультурной и психологической позиций раскрывает причины и факторы переживания кризиса российскими психологами. Делается вывод о том, что за констатацией кризиса в психологической науке скрывается кризис идентичности отечественных психологов. Автор полагает, что мировая психология не находится во внутринаучном кризисе. При этом утверждается, что психология как культурная деятельность определенных научных сообществ втянута в глобальные культурные и цивилизационные процессы, которые характеризуются в настоящее время как кризисные. Высказывается предположение о том, что младшее поколение российских ученых менее подвержено переживанию кризиса идентичности, чем старшее. Автор видит в качестве важного условия преодоления кризиса идентичности содержательный диалог старшего и младшего поколений отечественных психологов о методологических проблемах психологии.

Ключевые слова: кризис в психологии, кризис идентичности, российские психологи, методологические дискуссии, отечественная психология, зарубежная психология.

Ссылка для цитирования: Двойнин А.М. Кризис в психологии или кризис идентичности российских психологов? / Психологический журнал, 2015, том 36, № 6, с. 94–107

 

К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

С.Ф. Сергеев

Рассматриваются методологические и теоретические проблемы, возникающие при реализации модели психосоциального человека, предложенной А.Л. Журавлевым, Д.В. Ушаковым и А.В. Юревичем и основанной на классических системных представлениях. Показана противоречивость данной модели, обусловленная недостаточным учетом в ней механизмов самоорганизации, действующих как в психологии человека, так и в социальных системах. Обсуждаются перспективы использования в данной модели синергетических и конструктивистских взглядов, основанных на неклассическом системном подходе. Предложен метод погружения в искусственные, виртуальные среды, создаваемые с помощью методов компьютерного моделирования и имитирующие процессы самоорганизации социальных коммуникаций. Действующие в данных средах программные агенты вступают в контролируемые коммуникационные отношения с испытуемыми. Это позволяет прогнозировать и управлять направлением развития социальных процессов в возникающих группах.

Ключевые слова:психология, психосоциальный человек, самоорганизация, неклассические модели, аутопоэзис, социальная коммуникация, иммерсивные среды.

Ссылка для цитирования: Сергеев С.Ф. К проблеме психосоциального человека / Психологический журнал, 2015, том 36, № 6, с. 108–112

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Программа "Социально-эмоционального развития детей и подростков"

Примите участие в исследовании

Приглашаем принять участие в исследовании жизнеспособности человека

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"