№5 2015 (Резюме)

ИНТЕЛЛЕКТ, КРЕАТИВНОСТЬ, ОБУЧАЕМОСТЬ: РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД (О РАЗВИТИИ ИДЕЙ В.Н. ДРУЖИНИНА)

М. А. Холодная

Проанализированы новые подходы к анализу природы общих познавательных способностей, предложенные В.Н. Дружининым: концепция когнитивного ресурса, модель интеллектуального диапазона и ситуационный подход к диагностике когнитивных способностей. Эти подходы рассматриваются в контексте трех проблем: соотношение интеллекта и творчества, связь интеллекта с успешностью деятельности (в том числе обучаемостью), ситуационные факторы и природа когнитивных способностей. Обосновывается неправомерность противопоставления интеллектуальных (конвергентных) и творческих (дивергентных) способностей, в качестве механизма их взаимосвязи выступает индивидуальный когнитивный ресурс; успешность (учебная, профессиональная) выступает как “диапазон достижений”, нижний и верхний порог которого определяются не только величиной IQ, но также мотивацией и личностными качествами; можно говорить о новом типе психодиагностики способностей, в которой индивидуальный опыт человека является важным элементом психодиагностической ситуации. Обсуждается перспектива перехода от противопоставления отдельных познавательных способностей к их анализу в качестве проявлений единого интеллекта, трактуемого как важнейший индивидуальный ментальный ресурс.

Ключевые слова:когнитивные способности, интеллект, креативность, обучаемость, творчество, психодиагностическая ситуация, когнитивный ресурс, интеллектуальный диапазон, ситуационный подход, В.Н. Дружинин, ментальные ресурсы, ресурсный подход.

Ссылка для цитирования:Холодная М.А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В.Н. Дружинина) / Психологический журнал, 2015, том 36, № 5, с. 5-14

 

В.Н. ДРУЖИНИН КАК ЛИЧНОСТЬ, УЧЕНЫЙ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИ

В.А. Кольцова, Н.Г. Немировская

Описаны разные стороны личности Владимира Николаевича Дружинина, проявлявшиеся в энциклопедических познаниях, преданности науки, блестящей памяти, поэтическом таланте, любви к своей семье, остром переживании событий, происходивших в нашей стране, чутком отношении к людям, обеспокоенности состоянием интеллектуального потенциала российского общества. Проанализированы основные направления научного творчества В.Н. Дружинина: общая и когнитивная психология, психология интеллекта и психология семьи, психология личности и методология, дифференциальная психометрика и психология творчества, экзистенциальная психология и психодиагностика общих способностей. Показана связь личностных особенностей ученого с проблематикой его научных исследований. Выделены новые научные идеи В.Н. Дружинина: модель интеллектуального диапазона и концепция когнитивного ресурса. Раскрыт научно-организационный вклад В.Н. Дружинина в развитие психологической науки в целом и в Институте психологии РАН.

Ключевые слова:психология, личность, общие способности, модель интеллектуального диапазона, концепция когнитивного ресурса, интеллект, креативность.

Ссылка для цитирования:Кольцова В.А., Немировская Н.Г. В.Н. Дружинин как личность, ученый, организатор науки / Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 15-20

 

РЕСУРСНАЯ ФУНКЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ: АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ

П.А. Сабадош

Расхождения в трактовке предмета психологической эстетики, препятствующие интеграции данной научной области, проанализированы с точки зрения функции эстетических переживаний. Выделены пять основных подходов к пониманию этой функции: (1) в эволюционном подходе эстетические переживания считаются ресурсом видовой адаптации; (2) в психофизическом – ресурсом психического отражения сенсорных стимулов; (3) в интуитивистском – частью особых познавательных ресурсов психики, альтернативных понятийно-логическому мышлению; (4) в психодинамическом – ресурсом интеграции конфликтующих психических импульсов; (5) в экзистенциальном – ресурсом полноты человеческого бытия, а также жизненной связи субъекта с миром. Перечисленные подходы предлагается интегрировать в модель иерархической системы эстетических ресурсов психики.

Ключевые слова:психологическая эстетика, эстетическое переживание, система ресурсов психики.

Ссылка для цитирования: Сабадош П.А. Ресурсная функция эстетических переживаний: анализ и систематизация подходов / Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 21 – 31

 

ЛИЧНОСТНО-КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ И ИХ СВЯЗЬ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И ХАРАКТЕРОМ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ

В. М. Русалов, Е. В. Волкова

Анализируются результаты сопоставления показателей когнитивных стилей с показателями темперамента и характера. Показано, что в раннем юношеском возрасте стилевая структура может быть представлена тремя когнитивно-стилевыми комплексами: социально-вербальным, эмоционально-моторным и интеллектуальным. Получены данные, подтверждающие, что данные когнитивно-стилевые комплексы сопряжены с разными видами модально-специфической активности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной). Обнаружено, что когнитивные стили, имея ряд общих связей с показателями модально-специфической активности (темперамента), дифференцированы на уровне черт характера.

Ключевые слова: когнитивные стили, темперамент, характер, когнитивно-стилевые комплексы, ранняя юность, ментальные ресурсы.

Ссылка для цитирования: Русалов В.М., Волкова Е.В. Личностно-когнитивные стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности / Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 32-42

ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Т.Н. Тихомирова, А.Д. Модяев, Н.М. Леонова, C. Б. Малых

Представлены результаты анализа роли когнитивных и некогнитивных факторов успешности в обучении математике и русскому языку на выборках мальчиков и девочек, обучающихся на начальной ступени образования. В фокусе внимания оказываются когнитивные показатели: пространственная память, скорость переработки информации, чувство числа – и мотивационный показатель: ценность учебной деятельности. Обнаружены половые различия в показателях пространственной памяти, скорости переработки информации, ценности учебной деятельности и успешности в обучении русскому языку. Для показателя успешности в математике у мальчиков и девочек обнаруживается сходная структура взаимосвязей анализируемых характеристик, тогда как для успешности в русском языке структура взаимосвязей различается (у мальчиков отсутствуют взаимосвязи с пространственной памятью). Выявлены различные паттерны факторов успешности в обучении математике и русскому языку у девочек и мальчиков младшего школьного возраста. Подчеркивается значение ценности учебной деятельности как фактора успешности в обучении у младших школьников обоих полов.

Ключевые слова: скорость переработки информации, визуально-пространственная память, чувство числа, ценность учебной деятельности, успешность в обучении, начальная ступень общего образования, половые различия.

Ссылка для цитирования: Тихомирова Т.Н., Модяев А.Д., Леонова Н.М., Малых С.Б. Факторы успешности в обучении на начальной ступени общего образования: половые различия / Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 43-54

 

ДИССИНХРОНИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Е.А. Валуева, А.А. Григорьев, Д.В. Ушаков

Понятие “диссинхрония” когнитивного развития означает своеобразие структуры интеллектуальных способностей одаренных детей. В статье обсуждается объяснение феномена диссинхронии, предложенное в рамках структурно-динамической теории интеллекта. Вводятся понятия хроногенных (зависящих от возраста) и персоногенных (зависящих от индивидуальных особенностей) когнитивных функций. Описано исследование, проведенное на материале теста WISC Д. Векслера. В нем показано, что, в соответствии с предсказаниями структурно-динамической теории, коэффициент хроногенности (скорость роста показателей субтеста с возрастом) положительно коррелирует с востребованностью способностей в среде, нагрузкой по генеральному фактору и наследуемостью субтестов теста Векслера. Делается вывод о том, что различия в структуре интеллектуальных функций (в т.ч. диссинхрония) возникают в результате взаимодействия трех начал: интеллектуального потенциала ребенка, среды и времени онтогенеза. Малая востребованность способности средой, ведущая к увеличению персоногенности способности, в сочетании с большими вложениями когнитивного потенциала со стороны индивида приводят к ситуации диссинхронии когнитивного развития.

Ключевые слова:интеллект, одаренность, диссинхрония, тест Векслера.

Ссылка для цитирования: Валуева Е.А., Григорьев А.А., Ушаков Д.В. Диссинхрония когнитивного развития у интеллектуально одаренных детей: структурно-динамический подход / Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 55-63

СИСТЕМНАЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ МОЗГОВЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ Р300 И Р600 В ЗАДАЧАХ СЕНСОМОТОРНОГО ВЫБОРА И КАТЕГОРИЗАЦИИ СЛОВ

Б. Н. Безденежных

В статье решается актуальная для психофизиологии проблема выявления эквивалентных по содержанию электрических потенциалов мозга путём их сопоставления с системными процессами (по П.К. Анохину), которые инвариантны для разных действий. Выявлялись компоненты связанных с событием потенциалов, соответствующие процессам афферентного синтеза. Предполагалось, что процессу афферентного синтеза соответствует тот компонент вызванных потенциалов, который имеет устойчивую связь с количеством одновременно активных систем. Описываются два эмпирических исследования с регистрацией ЭЭГ. В первом исследовании (50 участников 18–37 лет, 22 женщины и 28 мужчин) ставилась задача сенсомоторного выбора: предъявлялись два равновероятных альтернативных зрительных сигнала, появление которых участники исследования прогнозировали с разной вероятностью. Во втором исследовании независимая выборка участников (50 человек 18–25 лет, 24 женщин и 26 мужчин) выполняла категоризацию словмишеней, обозначающих конкретный предмет или живой объект, с применением семантической преднастройки. В качестве преднастройки выступали 2 слова-прайма (“организмы” и “предметы”), предъявляемые в случайном порядке. В задаче сенсомоторного выбора было выявлено, что амплитуда переднего фронта Р300, связанного с ответом на субъективно менее вероятный сигнал, достоверно меньше, чем амплитуда переднего фронта Р300, связанного с ответом на более вероятный сигнал. В задаче категоризации было выявлено, что амплитуда переднего фронта Р600, связанного с категоризацией слов-мишеней, не соответствующих слову-прайму, меньше, чем амплитуда переднего фронта Р600, связанного с категоризацией слов-мишеней, соответствующих слову-прайму. Приведены аргументы в пользу представления о том, что снижение амплитуды переднего фронта компонентов Р300 и Р600 характеризует увеличение количества одновременно активированных систем в индивидуальном опыте участников исследования. На основании полученных результатов был сделан вывод о системной эквивалентности потенциалов Р300 и Р600.

Ключевые слова: системные процессы, афферентный синтез, дифференцированные действия, сенсомоторный выбор, категоризация слов, связанные с событием потенциалы, Р300, Р600.

Ссылка для цитирования:Безденежных Б.Н. Системная эквивалентность мозговых потенциалов Р300 и Р600 в задачах сенсомоторного выбора и категоризации слов / Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 64-74

ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВНОМ СУБЪЕКТЕ

И.Р. Сушков, Н.С. Козлова

Представлен анализ влияния интернет-среды на личность: раскрываются как негативные, так и позитивные влияния Интернета на человека. Целью проведенного теоретического исследования стало выявление возможности существования в сознании личности виртуального коллективного субъекта. Рассматриваются такие процессы, как социальная идентичность, стремление к публичности и самопрезентация, реализуемые человеком в виртуальном мире. Сделано заключение о том, что указанные аспекты интернет-активности, взаимопроникая и взаимообусловливая друг друга, имеют свою специфику, определяя интернет-среду как особую сферу жизнедеятельности человека, а также выступают психологическими механизмами реализации личностью индивидуальной потребности в коллективном субъекте. В случае, когда реальная ситуация порождает страх утраты коллективного субъекта как страх потери собственной индивидуальности и собственной субъектности, вызывая чувство отчуждения и утраты смысла жизнедеятельности, личность может создавать собственный виртуальный коллективный субъект. Выдвигается ранее не привлекавшая внимания социальной психологии идея проявления в интернет-активности такой потребности личности, как потребность в становлении себя виртуальным коллективным субъектом.

Ключевые слова:интернет-среда, социальная идентичность, стремление к публичности, самопрезентация, социальное влияние, социально-психологические отношения, реальный коллективный субъект, виртуальный коллективный субъект.

Ссылка для цитирования: Сушков И.Р., Козлова Н.С. Интернет-активность как проявление потребности личности в коллективном субъекте / Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 75-83

ЛИБЕРАЛЫ И ПСЕВДОЛИБЕРАЛЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

А.В. Юревич

Констатируется непопулярность либерализма в современной России. Причиной этого, по мнению автора, является не истинный либерализм, а его псевдолиберальная “мутация”. Рассматриваются основные различия между либералами и псевдолибералами, которые состоят в понимании свободы, отношении к патриотизму и нравственности, базовых идеологемах, стиле мышления, образе жизни, соотношении принципов и интересов и др. Формулируются основные задачи восстановления положительного отношения к либерализму в нашей стране, а также прогноз о том, что одной из важных арен идеологической борьбы в ближайшие годы может стать противостояние истинного либерализма и псевдолиберализма.

Ключевые слова:либерализм, либералы, псевдолибералы, психологический портрет, макропсихология, отношение к свободе, отношение к нравственности, патриотизм, доверие, отношение к государству, коррупция.

Ссылка для цитирования: Юревич А.В. Либералы и псевдолибералы: психологические портреты / Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 84-94

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО КАК СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.А. Артемьева

Обозначена проблема социальной ответственности науки. Предлагается субъектный подход к ее решению, теоретические и методологические основы его реализации. На основе анализа работ по философии и психологии науки, общей и социальной психологии выделяются критерии субъектности. На материале истории отечественной психологии первой половины ХХ столетия дается характеристика стадий предсубъектности, становящегося и развитого коллективного субъекта научной деятельности. Обосновывается возможность решения проблемы социальной ответственности науки при достижении научным сообществом стадии развитого субъекта.

Ключевые слова: научное сообщество, коллективный субъект научной деятельности, социальная ответственность науки, история психологии.

Ссылка для цитирования:Артемьева О.А. Научное сообщество как субъект научной деятельности / Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 95-103

ФАКТОРЫ ПОЗИТИВНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ: АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

В.И. Моросанова, А. А. Нестерова, Т. Ф. Суслова

Рассматриваются условия психологической адаптации и особенности интеграции мигрантов в новую социокультурную среду. В результате анализа теоретических подходов к адаптации мигрантов и экспериментальных зарубежных и отечественных исследований раскрыто понятие “позитивная адаптация” применительно к миграционным процессам. Выделены внешние (социальные) и внутренние (психологические) факторы, влияющие на позитивную адаптацию к новым условиям проживания. Обоснована эффективность различных теоретических подходов к исследованию позитивной адаптации, определена ведущая роль в успешности адаптации таких психологических ресурсов как жизнеспособность, осознанная саморегуляция, ментальные конструкции. Обозначены перспективы использования психологических технологий в рамках конструктивистcкого подхода для помощи мигрантам в достижении позитивной адаптации в условиях переселения.

Ключевые слова:позитивная адаптация, мигранты, стратегии и факторы адаптации, жизнеспособность, саморегуляция, конструктивизм.

Ссылка для цитирования: Моросанова В.И., Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. Факторы позитивной адаптации мигрантов: анализ теоретических подходов / Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 104 - 116

ВКЛАД Б.Д. ПАРЫГИНА В ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

А. Л. Журавлев, И. А. Мироненко

Анализируется вклад Б.Д. Парыгина в становление методологии российской социальной психологии в 1960–70-х гг. и особенности его методологических взглядов, их духовно-философская ориентированность. На примере разработки социально-психологических концепций личности и общения, которым Парыгин отводил центральное место в предметной области социальной психологии, рассмотрены особенности структурно-динамического подхода как общего используемого им метода анализа и отношение ученого к деятельностному подходу в психологии. Раскрываются разработанное Парыгиным целостное представление о социальной психологии как системе знания и развитие оригинальной системы его взглядов, позволяющих с единых позиций изучать общие и частные вопросы методологии, теории и практики.

Ключевые слова:методология социальной психологии, возрождение отечественной социальной психологии, структурно-динамический подход, духовно-философская традиция российской гуманитарной науки, личность, общение.

 

Ссылка для цитирования:Журавлев А.Л., Мироненко И.А. вклад Б.Д. Парыгина в возрождение отечественной социальной психологии (к 85-летию со дня рождения) / Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 117-124

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"