№4 2015 (Резюме)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОМЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА

А. А. Бочавер

Описано междисциплинарное исследование субъективного представления о доме как элементе персонального опыта. С опорой на средовой подход и положения о субъективности и социальности конструкта “дом”, современные эмпирические исследования жизненных сред, методологию теории мотивации А. Маслоу, когнитивную теорию метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона, а также на анализ эмпирических данных характеризуются четыре компонента представлений о доме, существующие в персональном опыте респондентов и актуализирующие различные категории потребностей. Универсальный образ дома составляют основополагающие, ядерные идеи дома – пространства для безопасной жизни и поддержания семьи. Повседневный образ дома описывает возможность взаимодействия с близкими людьми и создание комфортной повседневной жизни, отражаясь в субъективном переживании уюта. Динамический образ дома задает возможности самоизменения через преобразование домашнего пространства – регуляции эмоционального состояния и когнитивного настроя, обращения к семейной и персональной истории, расширения репертуара привычных видов деятельности, приобретения навыков и реализации возможностей. Образ будущего дома – это прагматическое представление о наиболее комфортной физической среде для реализации собственного образа жизни. Все компоненты обладают психотерапевтическим потенциалом, который может актуализироваться на разных этапах онтогенеза и в различных ситуациях. Исследования психологии дома перспективны с точки зрения практической психологии, психологии среды и психологии личности.

Ключевые слова: дом, психология дома, психология среды, субъективные представления о доме.

Ссылка для цитирования: Бочавер А.А. Представления о доме как элемент персонального опыта / Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 5-15

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ И САМООЦЕНКА АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

А. А. Баранов, О. А. Жученко

Представлены результаты исследования взаимосвязи стрессоустойчивости и неадекватности прогноза исхода экзаменационной ситуации (N = 667). Знание закономерностей этих взаимосвязей позволит разработать программу развивающих занятий, которая существенно увеличит психологическую готовность к деятельности в стрессогенных условиях, повышая профессионализм будущего специалиста. Для проверки гипотезы о связи низкой стрессоустойчивости и неадекватности прогноза использованы тесты, определяющие коммуникативные и эмоционально-волевые свойства как наиболее значимые для реагирования в стрессогенной ситуации (16-PF Р. Кеттелла, ОСТ В.М. Русалова, опросник УСК Д. Роттера). Впервые эмпирически обнаружено, что низкая стрессоустойчивость, проявляющаяся в высокой чувствительности к неудачам в предметной и социальной сфере, склонности к напряженности, тревожности, беспокойству, взаимосвязана с неадекватностью прогноза исхода экзаменационной ситуации.

Ключевые слова: студенты, экзаменационный стресс, стрессоустойчивость, прогноз исхода ситуации, самооценка академических достижений.

Ссылка для цитирования: Баранов А.А., Жученко О.А. Стрессоустойчивость и самооценка академических достижений / Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 16-22

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ СУБЪЕКТИВНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С ФАКТОРАМИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И КАЧЕСТВОМ ЗДОРОВЬЯ

Е. А. Сергиенко, Ю. Д. Киреева

Исследование направлено на анализ индивидуальных вариантов субъективного возраста и их взаимосвязей с оценками здоровья и отношением к временнóй перспективе у людей разного возраста. В опросе принял участие 301 респондент в возрасте от 20 до 70 лет, 104 мужчины и 197 женщин. В качестве методик использованы модифицированный вариант опросника “Age-of–Me”, адаптированный на русскоязычной выборке опросник Ф. Зимбардо, короткая форма русскоязычной версии опросника “Health status survey”, разработанная авторами анкета о состоянии, социально-экономическом статусе и вредных привычках респондентов. В результате сопоставления данных анализа с общими тенденциями, полученными в целом на группах 20–30, 40–50 и 60–70-летних респондентов, показано, что существуют значимые различия для подгрупп занижающих, завышающих и адекватно оценивающих свой возраст, в отношении к временнó́й перспективе, физическому и психическому здоровью, социально-экономическим факторам и вредным привычкам. Проведенный анализ позволил детализировать феномен субъективного возраста, показать, что наряду с общими возрастными тенденциями существуют индивидуальные варианты возрастного самовосприятия, которые выступают внутренним психологическим регулятором жизнедеятельности человека.

Ключевые слова: субъективный возраст, адекватная оценка возраста, заниженная оценка возраста, завышенная оценка возраста, временная перспектива, физическое и психическое здоровье, люди разных возрастов.

Ссылка для цитирования: Сергиенко Е.А., Киреева Ю.Д. Индивидуальные варианты субъективного возраста и их взаимосвязи с факторами временной перспективы и качеством здоровья / Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 23 – 35

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Н.Г. Гаранян

В аналитическим обзоре обосновывается актуальность исследований процессов социальных сравнений в рамках клинической психологии. Представлены данные о распространенности зависти в социальных сетях, что позволяет выдвинуть тезис о культуральной фасилитации социальных сравнений. Представлены результаты зарубежных исследований, посвященных процессам социальных сравнений при депрессивных расстройствах и искаженном образе телесного Я, лежащем в основе нарушений пищевого поведения. Обоснованы гипотезы о личностном профиле индивидов, склонных к частым и “болезненным” сравнениям. Отстаиваются преимущества исследования перфекционизма и нарциссизма в качестве личностных детерминант частых социальных сравнений. Обозначены перспективы будущих разработок в данном направлении.

Ключевые слова:социальные сравнения, депрессивные расстройства, нарушения пищевого поведения, перфекционизм, нарциссизм.

Ссылка для цитирования: Гаранян Н.Г. Теория социального сравнения в клинической психологии / Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 36 – 49

ВОЗВРАЩАЯСЬ К РУБИНШТЕЙНУ: ЭВОЛЮЦИЯ В ТРАКТОВКЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПСИХОЛОГИИ

А.Н. Ждан, И. В. Щекотихина

Представлено целостное изложение методологических принципов психологии: единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, личностного, разработанных выдающимся отечественным философом и психологом С.Л. Рубинштейном. Прослеживается эволюция в трактовке их содержания в научных трудах С.Л. Рубинштейна. Описано направление развития методологической мысли С.Л. Рубинштейна: от вопросов о природе психического и его места во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира – к личности и человеку, мировоззренческим вопросам жизни человека в совокупности его деятельностных, познавательных, эстетических и этических отношений. Утверждается, что разработанные С.Л. Рубиншейном принципы и концепция в целом сохраняют свою актуальность и высокое методологическое значение для современной психологической науки.

Ключевые слова: методологические принципы психологии, диалектико-материалистическая концепция, принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма, принцип развития, личностный принцип, отражение.

Ссылка для цитирования:Ждан А.Н., Щекотихина И.В. Возвращаясь к Рубинштейну: эволюция в трактовке методологических принципов психологии / Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 50-60

НЕЙРОНАУКА, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

С. Н. Костромина, Н. В. Бордовская, Н. Н. Искра, О. А. Чувгунова, Д. С. Гнедых, Д. М. Курмакаева

Раскрываются основные проблемы взаимодействия между нейронаукой, психологией и образованием, а именно: прямой перенос данных нейрофизиологических исследований в образовательную практику, искажение и упрощение нейрофизиологических открытий в педагогической литературе и существование в ней “нейромифов”. Описаны причины разрыва между достижениями нейронауки и образовательной практикой. Предложены пути выхода из сложившейся ситуации: выделение психологии как области, имеющей общее поле исследований как с нейронаукой, так и с образованием, проведение междисциплинарных исследований, ориентированных на решение проблем обучения, воспитания и развития, введение курсов по когнитивной нейронауке в программы подготовки психологов и педагогов.

Ключевые слова: нейронаука, нейродидактика, нейрообразование, психология образования, нейромифы.

Ссылка для цитирования: Костромина С.Н., Бордовская Н.В., Искра Н.Н., Чувгунова О.А., Гнедых Д.С., Курмакаева Д.М. Нейронаука, психология и образование: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований / Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 61-70

МЕТОД ОЦЕНКИ ДРУЖЕСТВЕННОСТИ ЖИЛИЩА: ОПРОСНИК “ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ДОМАШНЕЙ СРЕДЫ”

С. К. Нартова-Бочавер, Н. С. Дмитриева, С. И. Резниченко, В. Б. Кузнецова, Е. И. Брагинец

Аргументируется высокая актуальность изучения и оценки жизненных сред обитания человека, в частности, домашней среды. Отмечается, что домашняя среда представляет собой важный экосоциальный ресурс поддержания психологического благополучия человека. Вводится понятие дружественности домашней среды. На основе теоретического обзора, а также c использованием интервью в технике лестницы, метода минимального контекста Дж. Келли и метода неоконченных предложений выделено 55 конструктов, положенных в основу создаваемого авторами опросника “Функциональность домашней среды”. Общая выборка составила 592 респондента (221 мужского пола, 371 женского, средний возраст 16.3, Me = 18.4, SD = 5.2). Четырехфакторная структура опросника лучше всего соответствует эмпирическим данным и включает в себя такие шкалы, как Прагматичность, Развитие, Стабильность, Защищенность. Описываются первичные психометрические характеристики теста. Очерчиваются перспективы его использования.

Ключевые слова: домашняя среда, дружественность, функциональность, экологическая валидность, благополучие, интервью в технике лестницы, метод минимального контекста, опросник, прагматичность, развитие, стабильность, защищенность

Ссылка для цитирования: Нартова-Бочавер С.К., Дмитриева Н.С., Резниченко С.И., Кузнецова В.Б., Брагинец Е.И. / Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 71-83

ОПРОСНИК ПРИВЯЗАННОСТИ К БЛИЗКИМ ЛЮДЯМ

Н. В. Сабельникова, Д. В. Каширский

Предлагается опросник привязанности к близким людям. Работа над методикой начиналась с адаптации опросника К. Бреннан, С. Кларк и Ф. Шейвера “Опыт близких отношений” (ECR) на выборке российских студентов (n = 240), однако в результате увидел свет новый психометрический инструмент. Представлены теоретические основания опросника. Проведена оценка психометрических свойств теста с помощью коэффициента α-Кронбаха, ретестовой надежности (n = 122), корреляционного анализа, эксплораторного и конфирматорного факторного анализа. В результате получены надежные, внутренне консистентные и воспроизводимые шкалы. Факторная структура нового опросника воспроизводит факторную структуру опросника ECR. Доказана конвергентная и дискриминантная валидность теста. Проведена оценка влияния на результаты опросника фактора социальной желательности. Приведена описательная статистика по тесту.

Ключевые слова:привязанность к близким людям, избегание, беспокойство, опросник ECR, валидность, надежность, социальная желательность, тестовые нормы.

Ссылка для цитирования: Сабельникова Н.В., Каширский Д.В. Опросник привязанности к близким людям / Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 84-97

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО, ПОЛИМЕНТАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ

В. Е. Семёнов

Обсуждаются дискуссионные теоретические и методологические вопросы оптимизации психологического состояния современного российского общества. Анализируется феномен полиментальности как важный фактор социального согласия и конфликтов в обществе. Приводятся данные эмпирических исследований.

Ключевые слова:оптимизация психологического состояния общества, полиментальность, базовые российские менталитеты, конфликты между менталитетами, социальное согласие

Ссылка для цитирования: Семёнов В.Е. Российское общество, полиментальность и социальное согласие / Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 98 - 102

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Т.А. Жалагина, Е. Д. Короткина

Основываясь на материалах статьи А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, А.В. Юревича “Перспективы психологии в решении задач российского общества” (части 1–3), авторы обсуждают возможности и основные направления участия психологической науки и практики в решении стратегических задач развития общества, а также проблемы взаимосвязи социально-экономических и психологических феноменов, соотношения социальных институтов и менталитета. Описываются черты российского менталитета и возможности использования психосоциального подхода в контексте гармонизации социальных институтов и менталитета. Анализируется трансформация организационно-управленческой культуры в условиях внедрения рыночных отношений в экономике России. Обосновывается необходимость обсуждения стратегий общественного развития, построенных с учетом модели психосоциального человека. Рассматриваются проблемы образования и психологической работы с одаренными детьми. Предлагается формировать модель отношений в образовательном учреждении с опорой на психологическую компетентность преподавателя.

Ключевые слова: психологическая наука, психологическая практика, менталитет, психологическое состояние общества, психосоциальный подход, социальный институт, взаимодействие, психологическая культура, одаренность, психологическая компетентность.

Ссылка для цитирования: Жалагина Т.А., Короткина Е.Д. Психологический ресурс в решении социально-психологических проблем российского общества / Психологический журнал, 2015, том 36, № 4, с. 103 - 108

СТИЛЬ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА В.Н. ДРУЖИНИНА (К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

А. Л. Журавлев, М. А. Холодная

Кратко изложена научная биография В.Н. Дружинина и его вклад в психологию способностей и интеллекта, общую и когнитивную психологию, психодиагностику и психологию семьи. Выделены ключевые идеи его научных исследований, получившие развитие в современной психологической науке: модель интеллектуального диапазона, феномен и понятие когнитивного ресурса, ситуационный подход в психодиагностике интеллекта и креативности, представление о природе творческих способностей, описание вариантов индивидуальной жизнедеятельности человека в терминах его экзистенциальных переживаний. Рассматриваются особенности стиля научного творчества В.Н. Дружинина, в том числе взаимосвязь личности ученого и содержания научной работы, тесное взаимодействие научного и поэтического творчества, единство интеллектуальных и эмоциональных компонентов в его научной деятельности.

Ключевые слова: общие способности, когнитивные способности, интеллект, креативность, психодиагностика, тест, психологическое тестирование, когнитивный ресурс, экзистенциональная психология, стиль научного творчества.

 

Ссылка для цитирования:Журавлев А.Л., Холодная М.А. Стиль научного творчества В.Н. Дружинина (к 60-летию со дня рождения) / Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 109-113

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"