№3 2015 (Резюме)

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ

А. А. Вербицкий, В. Г. Калашников

В статье раскрыты сущность и методологический инструментарий контекстного подхода в психологии. Основной отличительной характеристикой данного подхода выступает возможность упорядоченного описания изучаемого объекта в различных внутрипсихических и теоретических контекстах. Раскрыты принципы контекстного подхода – это принципы расширения, взаимосвязи и вариативности контекста, принцип контекстной обусловленности, системности и дополнительности, дана классификация контекстов по различным основаниям, в пространстве которых может быть задана матрица контекстов, описан метод контекстного анализа. Контекст рассматривается как семантический психический механизм, а контекстный подход – как одно из направлений развития системного подхода, позволяющее задать общую систему координат для упорядочения имеющихся сведений о природе и закономерностях психического и отрефлексировать методологические основы знания, полученного в рамках различных моделей и концепций.

Ключевые слова: контекст, контекстный подход, психологический контекст, методология, система, системный подход.

Ссылка для цитирования: Вербицкий А.А., Калашников В.Г. / Психологический журнал, 2015, том 36, № 3, с. 5–14

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ОПЫТ КАК МОДУЛЯТОРЫ ПОИСКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Е.Н. Дымова, Н. В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова

Представлены результаты исследования, направленного на определение различий в представлениях молодых людей с разным травматическим опытом о психологической безопасности и особенностей принятия ими социальной поддержки в трудных жизненных обстоятельствах. Показано, что психологическая безопасность как маркер трудности актуальной ситуации и травматический опыт как характеристика индивидуальной истории человека являются модуляторами поиска социальной поддержки. Обнаружено, что при высоком индексе травматизации круг значимых людей, от которых ожидается помощь, существенно сужается. Проанализированы жизненные ситуации, способные привести к развитию посттравматического стресса.

Ключевые слова: психологическая безопасность, травматический опыт, посттравматический стресс, социальная поддержка.

Ссылка для цитирования: Дымова Е.Н., Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е. Психологическая безопасность и травматический опыт как модуляторы поиска социальной поддержки в трудной жизненной ситуации / Психологический журнал, 2015, том 36, № 3, с.15-27

 

ДЕТЕРМИНАНТЫ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В.П. Шейнов

Представлен информационно-аналитический обзор результатов зарубежных исследований ассертивности личности и ассертивного поведения. Ассертивность – это способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивное поведение – это прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям. Показано, что ассертивность поведения индивида зависит от ситуации. На ассертивность поведения влияют: этнические и культурные факторы, семейное положение, воспитание, обучение, уровень образования и культуры индивида, прохождение им тренингов и ряд других факторов. Представлена информация о сконструированном автором надежном и валидном тесте ассертивности. С его помощью показано наличие ментальных различий в признании поведения ассертивным.

Ключевые слова:ассертивность, ассертивное поведение, конструкт, валидность тестов, ситуативные факторы, зарубежные исследования.

Ссылка для цитирования: Шейнов В.П. Детерминанты ассертивного поведения / Психологический журнал, 2015, том 36, № 3, с. 28-37

 

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ: ЭФФЕКТЫ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ, УСЛОЖНЕНИЯ ОБРАБОТКИ И ИНТЕРФЕРЕНЦИИ

Б.Б. Величковский, Е.Ю. Никонова, М.А. Румянцев

Исследовалось влияние количества удерживаемой в рабочей памяти информации, сложности когнитивной обработки и интерференции на объём рабочей памяти. Предполагалось, что в структуре рабочей памяти возможно выделение независимых, функционально различных компонентов, связанных с хранением и обработкой информации. В трёх экспериментах приняли участие 36 человек. Варьировались количество информации, интерференция и сложность обработки. Обнаружен эффект количества информации, проявляющийся в снижении эффективности хранения информации при увеличении её количества. При увеличении количества информации усиливалось негативное влияние интерференции на эффективность хранения информации. Результаты свидетельствуют о возможности выделения в структуре рабочей памяти высоконадежной системы хранения ограниченного объёма (регион прямого доступа), двух компонентов, по-разному чувствительных к действию интерференции (регион прямого доступа и активированная часть долговременной памяти), и независимого компонента, связанного с обработкой активной когнитивной репрезентации (фокус внимания).

Ключевые слова: рабочая память, интерференция, сложность обработки, фокус внимания, долговременная память, хранение информации, обработка информации.

Ссылка для цитирования: Величковский Б.Б., Никонова Е.Ю., Румянцев М.А. Структура рабочей памяти: эффекты увеличения количества информации, усложнения обработки и интерференции / Психологический журнал, 2015, том 36, № 3, с. 38-48

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ КАЧЕСТВА УХОДА ЗА РЕБЕНКОМ НА ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Е.И. Николаева, В. С. Меренкова

Оцениваются психологические и психофизиологические параметры матери ребенка первых лет жизни, предопределяющие вероятность снятия диагнозов, полученных им при рождении. 100 диад мать–ребенок принимали участие в исследовании. У ребенка описывали диагнозы, полученные при рождении, и эффективность восстановления здоровья в первые два года жизни. У матери оценивали уровень привязанности и вариабельность кардиоритма при воспоминании эмоциональных ситуаций, связанных с ребенком. Показано, что вероятность снятия диагноза у ребенка связана с уровнем принятия матерью ребенка и особенностью реагирования симпатической нервной системы в эмоциональной ситуации разной окраски. Параметр привязанности “поддержка” связан с характером вариабельности ее кардиоритма при вспоминании как положительных, так и отрицательных эмоциональных ситуаций. Параметр “оперативность” связан только с реагированием в положительной ситуации. Обсуждается психофизиологический механизм, обеспечивающий связь привязанности с более эффективным выздоровлением ребенка.

Ключевые слова:привязанность, эмоциональный интеллект, вариабельность кардиоритма, дети, здоровье.

Ссылка для цитирования: Николаева Е.И., Меренкова В.С. Психологические и психофизиологические механизмы влияния качества ухода за ребенком на его здоровье / Психологический журнал, 2015, том 36, № 3, с. 49-56

 

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В МЕТОДОЛОГИИ Б.Г. АНАНЬЕВА

Н.А. Логинова

Б.Г. Ананьев как крупный методолог психологии выдвигал на первое место в своих исследованиях антропологический принцип и следовал ему, особенно в комплексных исследованиях человека-индивидуальности. Он разработал модель структуры человека, выделив три подсистемы: индивид, личность, субъект, которые интегрированы в полисистему индивидуальности. Именно индивидуальность – биопсихосоциальная целостность человека с его внутренним миром – является конечной целью антропологической психологии Б.Г. Ананьева. Практическим приложением антропологического принципа в педагогике явился его проект педагогической антропологии, направленный на изучение объективных законов развития и использования этих знаний для природосообразного воспитания личности.

Ключевые слова:методология психологии, Б.Г.Ананьев как методолог, методологический профиль научной школы и ее лидера, антропологический принцип, структура биопсихосоциальной системы человека (индивидуальности), индивид, личность, субъект, комплексные исследования в психологии, педагогическая антропология.

Ссылка для цитирования:Логинова Н.А. Антропологический принцип в методологии Б.Г. Ананьева / Психологический журнал, 2015, том 36, № 3, с. 57-66

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

А.В. Рождествин, О.Е. Сварник, Ю. В. Гринченко, Ю. И. Александров

Процесс организации поведения, предшествующий “внешней” реализации последнего, может быть интерпретирован как актуализация “во внутреннем плане” (“проигрывание в уме”; mental rehearsal) функциональных систем (элементов индивидуального опыта), вовлекающихся во “внешнюю” реализацию данного поведения. Задачей исследования было выявить, связано ли вовлечение нейронов в процесс организации инструментального поведения животных с их специализацией в отношении элементов индивидуального опыта, и если да, то как. Показано, что наборы активирующихся нейронов при актуализации систем “во внутреннем плане” и реализации “внешнего” поведения хотя и перекрываются, но не идентичны. Вероятность вовлечения нейрона в обеспечение процесса организации поведения связана с тем, специализирован ли нейрон относительно систем реализуемого “внешнего” поведения, а также с тем, как соотносится его специализация с параметром дифференцированности индивидуального опыта.

Ключевые слова: принятие решения, индивидуальное развитие, системная дифференциация, специализация нейронов, актуализация элементов опыта во внутреннем плане.

Ссылка для цитирования: Рождествин А.В., Сварник О.Е., Гринченко Ю.В., Александров Ю.И. Закономерности актуализации элементов индивидуального опыта разной степени дифференцированности в процессе организации поведения / Психологический журнал, 2015, том 36, № 3, с. 67 - 72

 

О ПЕРСПЕКТИВАХ ПСИХОЛОГИИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ВЗГЛЯД ЭКОНОМИСТА-ПСИХОЛОГА

А. Н. Неверов

Обсуждается подход к пониманию перспектив психологической науки в решении проблем российского общества, предложенный А.Л. Журавлевым, Д.В. Ушаковым и А.В. Юревичем. Cтавится задача его осмысления и оценки с позиции целевых функций и возможностей экономической психологии, а также поведенческой экономической теории. Проведенный критический анализ позволяет заключить, что менталитет и модель психосоциального человека являются недостаточными для эффективного ответа психологии на запросы, формируемые обществом. По мнению автора, российская психология может поставить перед собой более серьезную задачу: обеспечить одно из методологических оснований современной системы социогуманитарных наук. Делается вывод о целесообразности привлечения психологического знания в качестве научного фундамента для оценки процесса и результата проектирования общественных институтов, а также организации научного мониторинга изменения психологического состояния российского общества в зависимости от проводимой социально-экономической политики в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Ключевые слова:психология, менталитет, общество, человек, экономика, моделирование, синтез, наука, развитие, мониторинг, проектирование, ноосфера, состояние, релевантность.

Ссылка для цитирования: Неверов А.Н. О перспективах психологии в решении задач российского общества: взгляд экономиста-психолога / Психологический журнал 2015, том 36, № 3, с. 73 - 80

 

ПСИХОЛОГИЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ: АКТУАЛЬНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В. А. Мазилов

Прослеживается история взаимоотношений между академической и практической психологией. Доказывается, что исторически они имеют различные корни. Показано, что разрыв между ними, зафиксированный Л.С. Выготским (1927), существовал и имеет место до сих пор, однако это не кризис, а нормальное состояние науки. В научной психологии происходит соперничество между естественно-научной и герменевтической парадигмами. Академическая и практическая психологии не являются конкурентами, поскольку каждая занимает свою нишу и решает разные задачи. Доказывается, что парадигмального противостояния между академической и практической психологией в современной психологической науке нет: это замаскированное “классическое” соперничество между естественно-научной и герменевтической парадигмами.

Ключевые слова:академическая психология, практическая психология, естественно-научная парадигма, герменевтическая (гуманитарная) парадигма.

Ссылка для цитирования: Мазилов В.А. Психология академическая и практическая: актуальное сосуществование и перспективы / Психологический журнал, 2015, том 36, №3, с. 81 - 90

 

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ VERSUS “НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИИ”

Т. В. Корнилова

В статье обсуждаются основания понимания психологической науки как единого образования, в становление которого включены множественные процессы социокультурной детерминации. История психологии позволяет продемонстрировать как специфику становления психологии в рамках разных стран и культурных регионов, так и гетерохронность сходных процессов социально-экономического развития психологической науки в них. “Мейнстримы” демонстрируют процессы глобализации в науке. За ними может скрываться не мода, а сущностные изменения в методологии и теории психологии.

Выделенные К. Поппером общие нормативы экспериментирования задают основы единства исследований с помощью этого научного метода при всем разнообразии теоретических подходов и областей психологии. При использовании любых научных методов психолог реконструирует ненаблюдаемые процессы. И косвенный путь познания, связанный с гипотетико-дедуктивным рассуждением, задает общий “мейнстрим” научной психологии.

Мир теорий также интернационален, поскольку дает общее надындивидуальное психологическое знание; предмет изучения при этом включает специфичные подходы к выделению изучаемой психологической реальности и организации психологического исследования, которые, однако, не следует рассматривать как варианты национальных психологий.

Ключевые слова: наука, культура, мейнстрим, экспериментальный метод, культурно-историческая психология, глобализация.

Ссылка для цитирования:Корнилова Т.В. Интернациональность психологии versus “национальные психологии” / Психологический журнал, 2015, том 36, № 3, с. 91-99

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"