№2 2015(Резюме)

Ссылка для цитирования: Лебедев А.Н. Психологическая, экономическая и социальная эффективность рекламы в современных маркетинговых коммуникациях / Психологический журнал 2015, том 36, № 2, с. 5–19

Аннотация: Рассматривается современное состояние исследований в области психологии рекламной деятельности. В настоящее время помимо традиционной рекламы в мировой и отечественной экономике для продвижения товаров и услуг применяется целый комплекс маркетинговых коммуникаций. Каждая маркетинговая коммуникация использует определенный набор психологических приемов воздействия на потребителей. В связи с развитием данной практики значение понятия психологии рекламы для современной прикладной науки снижается, требуется разработка нового научного направления –психологии маркетинговых коммуникаций. В статье приводятся примеры экспериментальных исследований, позволяющих говорить не только об экономической, но и психологической и социальной эффективности рекламной деятельности. Рассматривается вопрос влияния рекламы на личность, общество и массовую культуру. Приводятся результаты экспериментальных исследований эмоциональных оценок коммерческой и социальной рекламы в измененных состояниях сознания (N = 124), при патологиях психического развития (N = 120), а также данные о связи личностных характеристик потребителей с их оценками коммерческого предложения в условиях различных маркетинговых коммуникаций (N = 180).

Ключевые слова: психология рекламы, психология маркетинговых коммуникаций, психологическое воздействие рекламы, экономическая, психологическая и социальная эффективность рекламы, экономическая психология, экспериментальная психология, клиническая психология, психология принятия решений, психология потребительского поведения, психические процессы, реклама.

 

 

Ссылка для цитирования: Волкова Е.Н., Гришина А.В. Структура субъектности младших подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости / Психологический журнал, 2015, том 36, № 2, с. 20–31

Аннотация: Рассматриваются проблемы личностного развития и игровой компьютерной зависимости младших подростков. Представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня выраженности игровой компьютерной зависимости у подростков и структуры их субъектности. Структура субъектности как интегративного свойства, выражающегося в отношении человека к себе как к деятелю, в осознанном и деятельном отношении к миру и к себе в нем, диагностировалась с помощью опросника “Структура субъектности младшего подростка”. Структура субъектности определяется как уровень выраженности ее компонентов: активности, осознания способности к рефлексии, свободы выбора и ответственности за него, осознания собственной уникальности, понимания и принятия другого, саморазвития. Для диагностики игровой компьютерной зависимости подростков использовался специально разработанный опросник, включающий пять основных шкал: эмоциональное отношение к компьютерным играм; самоконтроль в компьютерной игре; целевая направленность на компьютерную игру; родительское отношение к компьютерной игре; предпочтение виртуального общения реальному. На выборке из 146 учащихся в возрасте от 10 до 11 лет выявлены значимые различия между мальчиками (N = 72) и девочками (N = 74) в уровне игровой компьютерной зависимости. Установлено, что игровую компьютерную зависимость чаще испытывают мальчики, а девочкам в большей степени свойственна увлеченность компьютерными играми. Проанализированы особенности субъектности подростков разного пола “зависимых” и “увлеченных” компьютерными играми. Младшие подростки с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости имеют более низкие показатели развития таких компонентов субъектности, как развитие осознанной активности, способность к рефлексии, умение понимать и принимать другого человека. Описаны компоненты субъектности, позволяющие нивелировать негативные эффекты имеющейся игровой компьютерной зависимости у подростков, снизить риск возникновения ее высокого уровня.

Ключевые слова: личность, подросток, младший подростковый возраст, игра, компьютер, зависимость, опросник, стандартизация, игровая компьютерная зависимость, субъектность

 

 

Ссылка для цитирования: Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства / Психологический журнал, 2015, том 36, №2, с. 32-43

Аннотация: Приведен анализ детско-родительских отношений в стабильные и кризисные периоды онтогенеза ребенка. Исследованы взаимосвязи детско-родительских отношений с выраженностью кризисных проявлений в поведении детей трех- и семилетнего возраста. В исследовании приняли участие матери детей раннего и дошкольного возраста (всего 688 человек). Использовался комплекс методов, направленных на выявление когнитивной, эмоциональной и поведенческой сторон детско-родительского взаимодействия, и авторские опросники выраженности кризисов трех и семи лет. Определено, что основные различия детско-родительских отношений в кризисные периоды связаны со стилевыми характеристиками воспитания и эмоциональной стороной взаимодействия детей и родителей. Сравнительный анализ родительского взаимодействия показал, что в периоды нормативных кризисов дошкольного возраста со стороны родителей наблюдается усиление внимания, гиперпротекция, установка на преодоление сопротивления, подавление воли ребенка и снижение установки на уравнительные отношения между родителями и ребенком. Установлено, что особенности детско-родительского взаимодействия, такие как отвержение и инфантилизация ими ребенка, могут усилить негативистские симптомы кризисов трех и семи лет и невротические симптомы кризиса трех лет.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, онтогенез, стабильный и кризисный периоды, кризисы 3 и 7 лет

 

 

Ссылка для цитирования: Никифоров Г.С., Шингаев С.М. Психология профессионального здоровья как актуальное научное направление / Психологический журнал, 2015, том 36, №2, с. 44 – 54

Аннотация. Рассматривается история становления и современное состояние актуального направления в зарубежной и отечественной психологической науке – психологии профессионального здоровья. Обсуждаются подходы к определению понятия профессионального здоровья, обосновывается правомерность целостного подхода к решению этого вопроса. Предложена систематизация критериев профессионального здоровья в соответствии с физическим, психологическим и социальным уровнями проявления здоровья человека. На примере профессиональной деятельности менеджеров раскрывается концепция психологического обеспечения профессионального здоровья. Оценены перспективы развития психологии профессионального здоровья как научного направления.

Ключевые слова: профессиональное здоровье, понятие профессионального здоровья, критерии профессионального здоровья, психологическое обеспечение профессионального здоровья.

 

 

Ссылка для цитирования: Хотинец В.Ю., Калиненко А.А. Ценностно-смысловые факторы жизненных намерений лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях / Психологический журнал, 2015, том 36, №2, с. 55-69

Аннотация: Представлены результаты исследования, направленного на выявление побудительной силы (синтеза потребности и интеллектуальной активности) жизненных намерений осужденных, удерживающей отсроченные жизненно значимые цели и приводящей к выполнению намеренных действий по выбытию из пенитенциарных учреждений. На примере обследованных лиц, находящихся в заключении и отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима (N = 137), установлены особенности жизненных намерений осужденных, указывающие на разрыв и рассогласование аффективного (переживания нужды) и интеллектуального (конкретных способов и средств достижения цели) компонентов. Обнаружены кросскультурные различия в жизненных намерениях и базовых ценностях осужденных мужчин, причисляющих себя к русским, и мужчин, относящих себя к финно-угорским народам – удмуртам. Средствами дисперсионного анализа продемонстрированы факторы потенциала реализации жизненных намерений осужденных, к которым наряду с ценностью и значимостью субъектной активности относятся этноконфессиональные ценности и религиозные смыслы.

Ключевые слова: аффективный и интеллектуальный компоненты намерения, потенциал реализации жизненных намерений, культурные ценности, смысложизненные ориентации, ценностно-смысловые факторы, ценности субъектной активности.

 

 

Ссылка для цитирования: Кольцова В.А., Ждан А.Н. Учение И. М. Сеченова о рефлексах головного мозга: манифест русской объективной психологии / Психологический журнал, 2015, том 36 №2, с. 70-77

Аннотация: Раскрывается вклад И.М. Сеченова в создание отечественной научной психологии. Рассматриваются основные положения разработанной И.М. Сеченовым рефлекторной теории психики, обосновывающей необходимость включения психологии в русло естественно-научного познания, изучения психических явлений на основе объективного метода. Анализируется понимание Сеченовым основополагающих проблем психологии, в том числе: предмет психологии - наука о происхождении психических явлений; роль психического в качестве центрального звена в поведенческом акте, регулятора действий и поступков человека; метод изучения психического - объективное генетическое исследование. Особое внимание уделяется раскрытию взглядов Сеченова на междисциплинарную связь и взаимодействие психологии и физиологии в познании психического. Выявляется принципиальное отличие сеченовской трактовки поведения от предложенной Д. Уотсоном бихевиоральной модели. Обосновывается значение идей Сеченова для современной психологии

Ключевые слова: Рефлекторная теория психики, происхождение психических явлений, объективный метод исследования психического, генетический метод, интеориоризация, наука о поведении

 

 

Ссылка для цитирования: Горшков Е.А. Определение предметной области социальной психологии на этапе ее становления В США / Психологический журнал, 2015, том 36, №2, с. 78-86

Аннотация: Анализируется философский подход к пониманию предмета, задач и методов американской социальной психологии конца XIX - начала XX вв. Особое внимание уделяется анализу работ Д.М. Болдуина и Ч. Эллвуда, которые оказали значительное влияние на развитие социально-психологического знания в США, способствуя его популяризации и становлению социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Рассматриваются характерные особенности философского подхода, основополагающие идеи при трактовке американскими учеными социально-психологических явлений. Как важные достижения в постановке социально-психологических проблем на этапе становления науки выделяются: признание необходимости совместного изучения личности и общества, поиск практического применения данных социально-психологических исследований. Обозначены основные недостатки анализируемых подходов: использование теории подражания, ограниченность методов исследования, отсутствие опоры на эмпирические данные, умозрительный характер теоретических исследований, несамостоятельность социальной психологии как отдельной науки (включение ее в состав психологии или социологии).

Ключевые слова: социальная психология, Джеймс Марк Болдуин, Чарльз Эллвуд, методология, подражание, внушение, социализация, социальное взаимодействие, социальные группы.

 

 

Ссылка для цитирования: Лобанова Т.Н. Взаимосвязь трудовых интересов и организационного поведения работников / Психологический журнал, 2015, том 36, №2, с. 87-98

Аннотация: Предложены новые классификационные основания для выделения характеристик и видов интересов работников, а также типология интересов, актуальная для работников. Представлена структурная модель интересов работника, которая может быть использована менеджерами и психологами для проведения исследований в организациях. Проанализированы социально-психологические аспекты противоречия интересов работников (N = 130) ряда организаций, выявлены взаимосвязи интересов и эффективности трудовой деятельности (N = 30). К наиболее значимым видам противоречий интересов отнесены противоречия между различными группами (межгрупповые, корпоративные), между работником и работодателем (экономические интересы против корпоративных) и противоречия между корпоративными и общегражданскими интересами. В качестве путей формирования устойчиво полезных и социально значимых интересов работников выделены следующие: обозначение перспектив работы, поощрение творческих начинаний, усложнение работы в связи с появлением новых задач, подкрепление ощущения успеха в процессе работы, создание удобных условий для развития.

Ключевые слова: интерес, мотив, потребность, мотивация, организация, организационное поведение, трудовые интересы, удовлетворенность работой, эффективность деятельности.

 

 

Ссылка для цитирования: Корнилова Т.В., Корнилов С.А., Чумакова М.А., Талмач М.С. Методика диагностики личностных черт “Темной триады”: апробация опросника “Темная дюжина” / Психологический журнал, 2015, том 36 №2, с. 99 – 112

Аннотация: Целью работы выступила апробация русскоязычной версии опросника Темная дюжина, направленного на измерение субклинических личностных свойств, входящих в так называемую Темную триаду - Макиавеллизма, Психопатии, Нарциссизма. В исследовании приняли участие 362 человека в возрасте от 17 до 62 лет (M = 24.68, SD = 7.16; 123 муж. и 239 жен.), использованы диагностические методики Темная дюжина (Dirty Dozen), Нарциссические черты личности, Мак-шкала, Опросник психопатии Левенсона, Шкала психологической разумности, Новый опросник толерантности к неопределенности Т.В. Корниловой, MSTAT-II МакЛайна, опросник ЭмИн Д.В. Люсина, опросник Рефлексивность А.В. Карпова и методика “Креативные заголовки” Р. Стернберга. Методом конфирматорного факторного анализа подтверждена трехфакторная структура опросника Темная дюжина, шкалы которого также продемонстрировали удовлетворительную надежность и конвергентную валидность (по отношению к трем другим опросникам, измеряющим сходные черты). Установлено, что мужчины показывают более высокие уровни психопатии и макиавеллизма, чем женщины; но не нарциссизма. Психопатия отрицательно связана с эмоциональным интеллектом и шкалами психологической разумности, но положительно - с креативностью и толерантностью к неопределенности. Полученные результаты свидетельствуют в пользу рассмотрения опросника Темная дюжина как первого валидного русскоязычного диагностического инструмента, направленного на одновременное измерение уровней развития личностных свойств Темной триады.

Ключевые слова: Темная триада, макиавеллизм, психопатия, нарциссизм, толерантность к неопределенности, интолерантность к неопределенности, эмоциональный интеллект, креативность, “психологическая разумность”.

 

 

Ссылка для цитирования: Чернышев А.С., Сарычев С.В., Елизаров С.Г. К вопросу о перспективах отечественной психологии в решении задач российского общества / Психологический журнал, 2015, том 36, №2, с. 113-119

Аннотация: В рамках дискуссии рассматривается статья А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, А.В. Юревича “Перспективы психологии в решении задач российского общества”, три части которой опубликованы в “Психологическом журнале” в течение 2013 г. Обсуждаются актуальность и своевременность постановки проблем, уровень методологического, теоретического и технологического обеспечения оптимизации психологического состояния и развития современного российского общества, а также оценивается, каковы в новых условиях эвристические возможности выдвигаемых авторами теоретических положений, разработанных с опорой на известные отечественные теории.

Ключевые слова: психология, психосоциальный человек, индивидуальный и коллективный субъект, управление, организованность, проектирование психологической помощи

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Программа "Социально-эмоционального развития детей и подростков"

Примите участие в исследовании

Приглашаем принять участие в исследовании жизнеспособности человека

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"