№1 2015 (Резюме)

СМЫСЛ ЖИЗНИ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В. Э. Чудновский

В статье подводятся итоги многолетнего исследования проблемы смысла жизни. Подчеркивается особая актуальность данной проблемы в условиях современного социума: направленность человеческой деятельности, разумное управление ею становится непременным условием выживания человека на Земле, а смысл жизни является концентрированным выражением этой направленности. Смысл жизни представлен как особое психическое образование, характеризующееся определённой субстанциональностью и обусловливающее относительную эмансипированность субъекта от непосредственных воздействий. Рассматриваются основные характеристики смысла жизни: его амбивалентность, адекватность и конструктивность. Описываются иерархическая структура феномена смысла жизни и процесс “монолитнизации” смысла как проявления его неадекватности. Изложены результаты экспериментального исследования интегрирующей функции смысла жизни, дается характеристика феномена “Я экзистенциальное” как высшего уровня личностной интеграции. Экспериментально показаны особенности влияния смысложизненных ориентаций на становление индивидуальности, в том числе профессиональное становление. Представлена психологическая характеристика феномена “ценностно-смысловое отношение к семейной жизни” как фактора, способствующего формированию гармоничных отношений в семье. В заключение очерчиваются некоторые перспективные линии дальнейшего исследования проблемы смысла жизни.

Ключевые слова:направленность внутренней активности человека, смысл жизни, адекватность и контрпродуктивность смысла жизни, структурная иерархия, монолитнизация смысла, индивидуальность, творчество, рефлексия, ценностно-смысловое отношение к семейной жизни, жизненное пространство личности.

Ссылка для цитирования: В. Э. Чудновский Смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования / Психологический журнал, 2015, том 36, № 1, с. 5–19

 

МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕГРАЛЬНОГО СИНТЕЗА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

В. Н. Панферов, С. А. Безгодова

Обозначены ключевые методологические проблемы психологии. Дается подробный анализ основных парадигм в психологии: психофизической, психофизиологической, психорефлексивной, деятельностно-психологической, социально-психологической и психоаналитической. Обсуждается возможность решения методологических противоречий путем интеграции существующего опыта психологического познания. Предлагается новая концепция специальной психологической методологии – методологии интегрального синтеза, которая опирается на интегративную модель психической организации человека.

Ключевые слова:парадигмальные основы психологии, психологическое познание, психология человека, методология интегрального синтеза.

Ссылка для цитирования: Панферов В.Н., Безгодова С.А. Методология интегрального синтеза в психологической науке / Психологический журнал, 2015, том 36, № 1, с. 20–33

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРУППОВЫХ ФЕНОМЕНОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

А.В. Сидоренков, Е.С. Коваль

 

Исследована связь между феноменами малой группы и неформальной подгруппы (3 субъектных феномена и 12 феноменов отношений) и социально-психологической адаптацией работников в группе и подгруппе. На выборке из 32 производственных групп разного профиля деятельности (N = 286 чел.) установлено, что члены неформальных подгрупп в группе имеют более высокую адаптацию внутри своих подгрупп, чем в группе в целом. Адаптация работников в группе положительно коррелирует со всеми групповыми феноменами, тогда как адаптация в подгруппе имеет значимые прямые связи только с феноменами отношения индивидов к подгруппе (конфиденциально-охранительное, информационно-инфлюативное и деятельностно-совладающее доверие к подгруппам, когнитивная, аффективная и поведенческая идентичность с подгруппой). На основе регрессионного анализа установлено, что каждый феномен, за исключением нормы открытости, делает вклад с положительным значением в адаптацию работников. Практически все феномены группы и половина феноменов подгруппы включены в те или иные комплексы, детерминирующие адаптацию работников, соответственно, в группе и подгруппе. На уровне группы в комплексе все феномены делают вклад в адаптацию с положительным значением, тогда как на уровне подгруппы феномены отношения к подгруппе имеют положительный вектор вклада в адаптацию, а феномены межличностных отношений – отрицательный.

Ключевые слова:социально-психологическая адаптация, субъектные характеристики группы и подгруппы, феномены отношений в группе и подгруппах, малая группа, неформальная подгруппа, производственная группа.

Ссылка для цитирования: Сидоренков А.В., Коваль Е.С. Взаимосвязь групповых феноменов и социально-психологической адаптации работников в организации / Психологический журнал, 2015, том 36, № 1, с. 34–45

 

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МАКРОСОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Н. А. Журавлева

 

Представлены результаты многолетнего исследования структуры и динамики ценностных ориентаций российских предпринимателей. Выборку исследования составили московские предприниматели различных отраслей малого бизнеса: за шесть исследовательских “срезов” было опрошено 574 человека. С 1994 по 2006 г. произошло смещение акцентов в ценностном сознании предпринимателей с направленности на личную свободу и приоритет экономической ценности собственности к более выраженной ориентации на эффективность в делах, этические ценности, духовный и профессиональный рост.

Ключевые слова:ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, предприниматели, российское общество, социально-экономические изменения.

Ссылка для цитирования: Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций предпринимателей в условиях макросоциальных преобразований / Психологический журнал, 2015, том 36, № 1, с. 46–60

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЪЯСНЕНИЯ НЕЭТИЧНЫХ ПОСТУПКОВ

В. В. Латынов

 

Представлены результаты эмпирического исследования факторов, определяющих эффективность объяснения человеком своего неэтичного поступка для сохранения хорошего отношения окружающих его людей (N = 153 чел.). Участникам предлагалось оценить поступки людей с помощью методики “Поведение в этически неоднозначных ситуациях”. Для диагностики индивидуально-психологических особенностей респондентов использовались: адаптированный на российской выборке опросник этических диспозиций Ф. Брэди, опросник “Вера в справедливый мир”, индекс доверия к людям, индекс этического цинизма. Установлено, что помимо собственно “качества” приемов объяснения их эффективность зависит от индивидуально-психологических характеристик человека, на которого эти приемы направлены. Значимыми в данном отношении оказались мировоззренческие (справедливость мира, локус контроля, доверие к людям) и этические (этический формализм, утилитаризм, этический цинизм) особенности личности.

Ключевые слова: объяснение, воздействие, объект воздействия, сообщение, извинения, оправдания, этические установки, вера в справедливый мир

Ссылка для цитирования: Латынов В.В. Психологические закономерности объяснения неэтичных поступков / Психологический журнал, 2015, том 36, № 1, с. 61–70

 

КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ИСТОРИЯХ ЖИЗНИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН (НА МАТЕРИАЛЕ АВТОБИОГРАФИЙ)

Н. К. Радина

На материале автобиографических текстов, превращенных в категориальные матрицы, реконструируются модели жизненных историй мужчин и женщин. Проверена гипотеза о том, что гендерные особенности мужских и женских автобиографий не сводятся к специфике мужской и женской речи, а отражают субъектную переработку норм гендерной социализации. На основе методики биографического интервью записаны и сопоставлены автобиографии женщин 31–72 лет (N = 34) и мужчин 23–69 лет (N = 36). Автобиографические тексты были подвергнуты процедуре экспертного категориального анализа; полученные семантические матрицы обработаны с помощью методов математической статистики. Показано, что в отличие от частотного анализа автобиографического текста, факторный анализ ставит под сомнение “гендерную нормативность” личной истории. Описана тенденция к использованию адаптивных жизненных стратегий в конструировании мужских автобиографических сценариев и трансформационных гендерных стратегий – в формулировании женских сценариев. Результаты эмпирического исследования мужских и женских автобиографий конкретизируют теоретические положения относительно социального творчества женской гендерной группы, конституирующего автобиографии женщин в русле изменения традиционных “культурных скриптов”.

Ключевые слова:автобиография, гендер, мужская/женская культура, жизненный сценарий, открытое кодирование, факторный анализ.

Ссылка для цитирования: Радина Н.К. Культурно-специфическое и индивидуальное в историях жизни мужчин и женщин (на материале автобиографий) / Психологический журнал, 2015, том 36, № 1, с. 71–80

 

УРОВНИ И ТИПЫ КРЕАТИВНОСТИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

Л. Я. Дорфман

 

Подвергнуты анализу современные психологические представления об уровнях и типах креативности. Сопоставлены наиболее известные отечественные и иностранные классификации уровней креативности. Типология креативности описана на основе ее главных особенностей – полезности и производства новизны. Понятие новизны уточнено применительно к проблеме соотношения креативности и интеллекта. Рассмотрен вопрос о том, является ли креативность унитарным и гомогенным конструктом или представляет собой многокачественный и гетерогенный конструкт. Обозначены теоретические проблемы, разрешение которых может способствовать избавлению понятия креативности от избыточно вольных определений. В соответствии с обозначенными проблемами изложены четыре типологические модели креативности: производство “эффективной” новизны в оппозиции к “просто” новизне; таксономия новизны и креативности; таксономия креативности и интеллекта, основанная на использовании фокальной и периферийной информации; категоризация креативности, основанная на условиях, запускающих креативный процесс, и обнаружении проблем, необходимых для креативного процесса. Показаны преимущества гетерогенного подхода над гомогенным подходом к креативности.

Ключевые слова:креативность, поиск новизны, полезность, уровни креативности, типы креативности, интеллект

Ссылка для цитирования: Дорфман Л.Я. Уровни и типы креативности: анализ современных психологических концепций / Психологический журнал, 2015, том 36, № 1, с. 81–90

 

ДИНАМИКА АКТУАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СУБЪЕКТОМ НА ПРОТЯЖЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

В. А. Толочек, Н. И. Журавлева

Анализируется динамика профессионального становления субъекта и актуализация психологических ресурсов у представителей разных профессий (менеджеров, бухгалтеров, предпринимателей) и социальных групп (мужчин/женщин, руководителей/специалистов). Рассматриваются результаты экспериментального исследования, проведенного на выборке 147 человек в возрасте 31–47 лет, в рамках которого испытуемые оценивали динамику своего профессионализма и его составляющих на протяжении профессиональной карьеры (от 20 до 65 лет). Выделены сущностные свойства феномена “ресурсы” как избирательно актуализируемые условия внутренней и внешней среды субъекта, изменяющие силу своего влияния и валентность и определяющие степень социальной успешности субъекта. Определен ряд динамических особенностей, характеризующих ресурсы как психологический феномен. Отражена последовательность участия интра- и внесубъектных ресурсов в профессиональном становлении

Ключевые слова:интрасубъектные ресурсы, внесубъектные ресурсы, среда, субъект, профессиональная карьера, профессионализм.

Ссылка для цитирования: Толочек В.А., Журавлева Н.И. Динамика актуализации психологических ресурсов субъектом на протяжении профессиональной карьеры / Психологический журнал, 2015, том 36, № 1, с. 91–107

 

РОЛЬ РЕСУРСНОСТИ СЕМЬИ ПРИ ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ

А. В. Махнач, А. И. Лактионова, Ю. В. Постылякова

Статья посвящена определению роли ресурсности семьи при отборе кандидатов в замещающие родители. Предполагается, что семейные и индивидуальные ресурсы членов семьи реципрокно связаны с психопатологической симптоматикой у замещающих родителей: чем более выражены психопатологические симптомы, тем меньше показатели ресурсов; для компенсации отдельных психопатологических симптомов специфичным является сочетание различных видов индивидуальных и семейных ресурсов. Представлены результаты исследования на выборке 153 кандидатов в замещающие родители из 16 регионов России, в том числе 53 мужчин и 100 женщин. Средний возраст общей группы респондентов – 38 лет. Использованы методики: Тест семейных ресурсов – II, Тест жизнестойкости; Шкалы семейной адаптации и сплоченности (FACES-III) Д. Олсона, Опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R), Шкала социальной желательности Д. Крауна, Д. Марлоу. Показано, что для прогноза успешного помещения ребенка в семью наиболее значимыми ресурсами являются: индивидуальная жизнестойкость замещающих родителей, эффективная семейная коммуникация, развитые навыки решения проблем в семье, управление ресурсами, реалистичное восприятие материальных возможностей семьи. Ресурс жизнестойкости и семейные ресурсы дополняют друг друга. Высокая ресурсность замещающей семьи снижает проявления психопатологический симптоматики, способствуя адаптации семьи с приемным ребенком. Используемая в настоящем исследовании батарея тестов показала высокую валидность и эффективность для отбора кандидатов в замещающие родители. Оценка психопатологической симптоматики кандидатов в замещающие родители и ресурсных сторон семьи с помощью представленных в исследовании методик позволяет точнее осуществлять обучение и сопровождение замещающих семей.

Ключевые слова:индивидуальные и семейные ресурсы, психопатологическая симптоматика, кандидаты в замещающие родители, дети-сироты, замещающие семьи, жизнеспособность, социальная адаптация, жизнестойкость.

Ссылка для цитирования: Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В. Роль ресурсности семьи при отборе кандидатов в замещающие родители / Психологический журнал, 2015, том 36, № 1, с. 108–122

 

ИМЕЕТ ЛИ НАУКА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ?

А. В. Юревич

Рассматривается вопрос о том, может ли наука иметь национальные особенности. Автор показывает, что, вопреки распространенным стереотипам, отрицающим национальное своеобразие науки, оно отчетливо проявляется во всех трех компонентах научного познания: в его объекте, процессе и продукте. Национальное своеобразие наблюдается как в социогуманитарных, так и в естественных науках, но проявляется в них неравномерно, нарастая по трём направлениям: 1) от естественных наук – к социогуманитарным; 2) от объекта, а затем продукта – к процессу научного познания; 3) от когнитивной составляющей этого процесса – к социальной. Значительное внимание в статье также уделяется национальному своеобразию российской науки и национальной специфике психологического познания.

Ключевые слова: научное познание, естественная и социогуманитарная наука, национальные особенности науки

Ссылка для цитирования:Юревич А.В. Имеет ли наука национальные особенности? / Психологический журнал, 2015, том 36, № 1, с. 123–132

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Программа "Социально-эмоционального развития детей и подростков"

Примите участие в исследовании

Приглашаем принять участие в исследовании жизнеспособности человека

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"