№6 2014 (Резюме)

ЖИЗНЬ УЧЕНОГО - ПОИСК И ОТКРЫТИЕ НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ В ЯВНОМ (К ЮБИЛЕЮ Л.И. АНЦЫФЕРОВОЙ)

Харламенкова Н.Е.

Анализируется профессиональный путь ученого - Людмилы Ивановны Анцыферовой, автора фундаментальных работ в области методологии и теории психологии. Показано, что этапы ее собственного пути в науке были тесно связаны с тенденциями, характерными для развития мировой и отечественной психологии середины ХХ - начала XXI века. Подчеркнут особый стиль ученого, проявившийся в способности обнаруживать актуальные проблемы психологии задолго до их признания и исследования научным сообществом. Выделены основные вехи профессионального пути Л.И. Анцыферовой, показаны достижения ученого в области методологии психологии, психологии мышления и психологии личности, геронтопсихологии.

Ключевые слова: методология психологии, элементарная познавательная деятельность, мышление, личность, активность, субъект, латентные свойства, динамический подход к исследованию личности, гуманистический подход, развитие личности, мудрость, геронтопсихология

Ссылка для цитирования: Харламенкова Н.Е. Жизнь ученого - поиск и открытие неявного знания в явном (к юбилею Л.И. Анцыферовой) / Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 5 – 17

 

ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА АНЦЫФЕРОВА КАК ОРГАНИЗАТОР ЛАБОРАТОРИИ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Воловикова М.И

Статья посвящена памяти Заслуженного деятеля науки РФ, почетного члена РАО, доктора психологических наук, профессора Л.И. Анцыферовой (1924-2013). Раскрывается роль Л.И. Анцыферовой - организатора науки, ученого-исследователя и методолога - в создании Лаборатории психологии личности в 1984 году в Институте психологии АН СССР. Анализируются основные научные направления исследований Л.И. Анцыферовой на разных этапах ее творческого пути. До создания лаборатории, по мнению автора, центральное место в работах Л.И. Анцыферовой занимает тема самосовершенствования, самоактуализации, других видов позитивной саморегуляции личности. Далее описывается работа Л.И. Анцыферовой с учениками, ставшими впоследствии известными психологами, подчеркивается разнообразие тем диссертаций, подготовленных под ее руководством. Делается вывод о преемственности идей, разрабатываемых ученым, в направлении исследований Лаборатории в настоящее время.

Ключевые слова: личность, психология, наука, научное подразделение, научный вклад, творчество, путь ученого, самоактуализация, психологическое здоровье, нравственность, ценности, позитивная психология, научная школа, научные традиции, Л.И. Анцыферова.

Ссылка для цитирования: Воловикова М.И. Людмила Ивановна Анцыферова как организатор лаборатории психологии личности / Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 18 – 24

 

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ: ИДЕИ Л.И. АНЦЫФЕРОВОЙ И ИХ РАЗРАБОТКА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Сергиенко Е.А

В ходе анализа научного наследия Л.И. Анцыферовой выделяются её идеи, относящиеся к психологии развития: принцип развития в психологии, соотношение понятий субъекта и личности, возрастные периоды жизни человека (в частности, проблема старения). Показана современность и продуктивность этих идей и дальнейшая их разработка в научных исследованиях. Аргументируется содержательная взаимосвязь принципа развития в психологии с принципами непрерывности, антиципации, субъектности. В продолжение идей Л.И. Анцыферовой о соотношении субъекта и личности предлагается гипотеза о них как о неразрывных ипостасях человеческой индивидуальности, непрерывно развивающихся в онтогенезе. Высказанное Анцыферовой положение о продуктивном старении на основе реорганизации личности рассматривается через призму координат субъективной возрастной идентичности (субъективного возраста человека). Показано, что идеи Л.И. Анцыферовой служат современными ориентирами в разработке проблем психологии развития и психологической науки в целом.

Ключевые слова: психология развития, принцип развития в психологии, непрерывность развития, принцип антиципации, принцип субъектности, соотношение субъекта и личности, успешное старение, субъективный возраст.

Ссылка для цитирования: Сергиенко Е.А. Психология развития: идеи Л.И. Анцыферовой и их разработка в современной науке / Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 25 – 34

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ Л.И. АНЦЫФЕРОВОЙ О МЕТОДОЛОГИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Нартова-Бочавер С.К

Прослеживается связь идей Л.И. Анцыферовой о развитии личности и практики консультирования. Описываются главные принципы практической персонологии (системности, детерминизма, развития, дополнительности). Рассматривается синергетическое и компенсаторное взаимодействие личности и ситуации. Анализируется психология повседневности как теоретическая основа консультирования. Обсуждается соотношение консультирования и стихийной психотерапии. Описываются различия дефицитарной и самоактуализационной моделей психотерапии. Приводятся эмпирические данные о естественных техниках помощи и самопомощи в случае дефицитарного и самоактуализационного запросов. Делается вывод о ресурсности повседневного бытия для личностного развития.

Ключевые слова: личность, консультирование, стихийная психотерапия, дефицитарный и самоактуализационный запросы, ментальные и средовые техники.

Ссылка для цитирования: Нартова-Бочавер С.К. Развитие идей Л.И. Анцыферовой о Методологии практической психологии личности / Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 35 – 45

НАУКА ДЛИНОЮ В ЦЕЛУЮ ЖИЗНЬ (НЕКОТОРЫЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Л.И. АНЦЫФЕРОВОЙ)

Джидарьян И.А.

Представлен научный анализ творческого пути Людмилы Ивановны Анцыферовой и личные впечатления об ученом, с которым автору довелось работать и общаться в течение более 50 лет. Показано, что Л.И. Анцыферова была увлеченным исследователем, умелым руководителем, творческим и высоконравственным человеком, в котором сочетались душевность и требовательность, доброта и принципиальность, открытость новому знанию и приверженность выработанным в науке принципам построения системы доказательств исследовательских гипотез. Отражены разные сферы научной деятельности Л.И. Анцыферовой: организационная, исследовательская, педагогическая (подготовка научных кадров) и другие, отмечены главные достижения ученого

Ключевые слова: личность ученого, творческий путь, научная деятельность, научное наследие, психология личности, методология и история психологии, научно-организационная деятельность, Л.И. Анцыферова.

Ссылка для цитирования: Джидарьян И.А. Наука длиною в целую жизнь (некоторые штрихи к портрету Л.И. Анцыферовой) / Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 46 – 51

ВОСПОМИНАНИЯ О СЕСТРЕ

Ларионова (Анцыферова) Г.И.

Автор открывает для нас яркий живой образ известного ученого Людмилы Ивановны Анцыферовой, а для нее - любимой старшей сестры Людочки. Перед нами предстает ее жизненный путь, увиденный глазами близкого человека: детство, юность, зрелость, последние годы жизни. Это бесценный материал о Человеке с большой буквы, которому ничто человеческое не чуждо. Мы видим, как маленькая шаловливая и любознательная девочка становится исследователем, мыслителем, обладающим даром предвидения перспективных путей развития науки, чьи идеи до сих пор актуальны для многих направлений психологии и успешно разрабатываются новыми поколениями учеников и последователей Л.И. Анцыферовой.

Ключевые слова: Л.И. Анцыферова, жизненный путь ученого, биография, семья Л.И. Анцыферовой

Ссылка для цитирования: Ларионова (Анцыферова) Г.И Воспоминания о сестре / Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 52 – 55

ПСИХОЛОГИЯ ВЫБОРА. ЧАСТЬ II. ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫБОРА

Леонтьев Д.А

Статья продолжает теоретический анализ современного состояния проблемы выбора в психологии. В ней анализируется соотношение выбора и личности в двух аспектах: влияние экзистенциального выбора на трансформации личности и влияние психологических характеристик личности на возможности осуществления выбора и его качество. С опорой на идеи С. Кьеркегора и В.А. Лефевра обосновывается самодетерминируемый характер процессов экзистенциального выбора, не поддающийся причинному объяснению и не выводимый из индивидуально-психологических особенностей. Представлен подробный анализ экзистенциального выбора, опирающийся на понятия возможности, ответственности и цены. В заключение предложенная модель выбора вписывается в контекст авторской концепции личностного потенциала; вводится понятие готовности к выбору как интегральной личностной предпосылки, обеспечивающей возможность полноценной деятельности выбора

Ключевые слова: выбор, личность, ответственность, свобода, цена, экзистенциальный расчет, конструирование, личностный потенциал

Ссылка для цитирования: Леонтьев Д.А Психология выбора. Часть II. Личностные предпосылки и личностные последствия выбора / Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 56 – 68.

ВЗАИМОСВЯЗЬ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ И ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ

Петренко В.Ф., Супрун А.П.

Рассматривается проблема трактовки понятия “реальность”, а также её методологическое представление в физике и психологии. Обсуждаются различные подходы к вопросу о существовании “объективной реальности”, независимой от позиции наблюдателя. С точки зрения А. Эйнштейна, единственной задачей науки является определение “того, что есть”, а с точки зрения Н. Бора и В. Гейзенберга, переход от возможного к реальному происходит во время акта наблюдения, и нет независимой от наблюдателя реальности. Более сильное выражение последней позиции заключено в утверждениях Р. Пенроуза и М.Б. Менского об участии сознания в редукции волновой функции. С позиции психологической науки авторы статьи рассматривают данную проблему как переход в описании мира от языка волновых процессов, обладающих “связностью” или “спутанностью” (язык гильбертовых пространств, на котором “говорит” бессознательное), к предметному языку сознания, для которого процессы более адекватно описываются в пространстве-времени с соответствующей метрикой (Евклида, Лобачевского или Римана).

Ключевые слова: квантовая физика, методология психологии, редукция волновой функции, сознание, бессознательное, пространство Гильберта, нелокальность бытия, феномен связности (или спутанности), парадокс Эйнштейна–Подольского–Розена (ЭПР).

Ссылка для цитирования: Петренко В.Ф., Супрун А.П. Взаимосвязь квантовой физики и психологии сознания / Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 69 – 86

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОСМОНАВТОВ: АНАЛИЗ И ДОСТИЖЕНИЯ

Костин А.Н., Голиков Ю.

В статье изложены основные направления и научные результаты многолетних исследований профессиональной деятельности космонавтов, проведенных в Институте психологии РАН в разное время. Описаны предпосылки этих исследований, обусловленные практикой космических полетов. Дано описание экспериментальных средств и необычных условий проведенных исследований. Показана большая практическая значимость полученных результатов для совершенствования профессиональной подготовки космонавтов на Земле и в длительных космических полетах, а также для проектирования новых пилотируемых кораблей.

Ключевые слова: деятельность космонавтов, психическая регуляция, проблемность, подобие деятельности, образ полета, прогнозирование, тренировочные зоны, поддержка принятия решений, проектирование взаимодействия космонавтов с бортовым контуром управления.

Ссылка для цитирования: Костин А.Н., Голиков Ю.Я. Исследования профессиональной деятельности космонавтов: анализ и достижения / Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 87 – 98

НАДЕЖНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ В КОНТЕНТ-АНАЛИЗЕ ТЕКСТОВ: ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Олейник А.Н., Попова И.П., Кирдина С.Г., Шаталова Т.Ю.

Рассматривается контент-анализ как один из методов анализа первичных текстовых данных, применяемый в психологических, социологических и других исследованиях. Обсуждаются такие показатели его надежности, как π (пи) Скотта, ά (альфа) Криппендорфа, S Беннета, к (каппа) Коэна, I Перро и Лея, а также допущения, используемые при их расчетах. Показано, что данный список может быть дополнен, с одной стороны, коэффициентами корреляции между распределением качественных кодов и совместной сочетаемости слов, а с другой - между распределением качественных кодов и распределением категорий, полученных с помощью словаря, основанного на замещении. Показано, что выбор конкретного показателя надежности зависит от текста, а именно: его формата (стилистический или риторический) и типа прочтения (понимание или интерпретация). В частности, к и S представляются уместными для зависящего от конкретной точки зрения анализа, например, при прочтении риторических текстов. Представлены результаты контент-анализа 57 текстов, осуществленного четырьмя кодировщиками с помощью специализированной компьютерной программы QDA Miner.

Ключевые слова: контент-анализ, показатели надежности, корреляционный анализ, интерпретация, понимание, стилистические тексты, риторические тексты, психология чтения

Ссылка для цитирования: Олейник А.Н., Попова И.П., Кирдина С.Г., Шаталова Т.Ю. Надежность и достоверность в контент-анализе текстов: выбор показателей / Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 99 – 113

Примите участие в исследовании

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Приглашаем принять участие в исследовании жизнеспособности человека

Семинар Института психологии РАН

Новая монография


В.П. Позняков  Т.С. Вавакина
Психология делового партнерства

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"