№2 2014 (Резюме)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СУБЪЕКТА: ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ

Абульханова К. А.

Представлены исследования методологических функций и операциональных возможностей принципа субъекта. Выявляются индивидуальные способы организации личностью жизненного пути и её становления субъектом в условиях изменяющегося социума. Раскрывается методологическая роль и применимость принципа субъекта на разных уровнях бытия человека - социумов, разного рода общностей и личности. Рассматриваются критерии определения субъекта как категории, принципа и конкретных понятий. Понятие способностей личности определяется в контексте её возможностей как субъекта жизненного пути и меры достижения личностью этого качества.

Ключевые слова: Субъект, Методологический Принцип Субъекта, Личность, Индивидуальность, Жизненный Путь, Сообщество, Социум

НТРОПНЫЙ ПРИНЦИП КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ

Голиков Ю. Я.

Анализируются современные методологические исследования в психологии в контексте особенностей формирования постнеклассической научной картины мира. Показана необходимость более активного включения психологии в общенаучные процессы. Описаны различные варианты антропного принципа, отражающие представления о связи объекта и субъекта в процессе эволюции материального мира. Предлагается психологическая интерпретация антропного принципа, направленная на совершенствование и развитие психологического знания о человеке. Определен научный потенциал данного принципа как теоретического основания актуальных и перспективных направлений психологических исследований.

Ключевые слова: Научная Картина Мира, Постнеклассическая Рациональность, Универсальный Эволюционизм, Общесистемные Законы Эволюционного Развития, Антропный Принцип, Космическая Психология

СПЕШНОСТЬ В КОМАНДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Горбунова В. В

Проведено сравнительное исследование особенностей ценностного сознания лиц, успешных в командном и индивидуальном видах трудовой деятельности. Выделен ряд рефлексивно-ценностных феноменов, связанных с субъективной ценностью деятельности и взаимоотношений для лиц: а) успешных в работе в команде; б) предпочитающих индивидуальный режим трудовой деятельности.

Ключевые слова:Ценностное Сознание, Рефлексия Ценностей, Успешность В Командной Деятельности, Ценности Деятельности, Ценности Взаимоотношений, Рефлексивно-Ценностные Феномены

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Польская Н. А

Исследуется развитие самоповреждающего поведения на базе теоретических представлений о дифференционной направленности и культурно-исторической опосредованности онтогенеза психики и поведения. Описываются биологические и социокультурные детерминанты самоповреждающего поведения. Его структура рассматривается на основе онтогенетических закономерностей формирования поведения: от элементарных моторных схем до символически опосредованных действий. Осуществлена систематизация типов самоповреждения (реактивный, дисфункциональный, идентификационный и дизонтогенетический), выделены функции самоповреждающего поведения (организационные, эмоционально-регулятивные и личностно-регулятивные).

Ключевые слова:Самоповреждающее Поведение, Культурно-Исторический Подход, Онтогенез, Дизонтогенез, Классификация Актов Самоповреждения, Типы Самоповреждения, Функции Самоповреждающего Поведения

ВЗАИМОСВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ И ВАРИАТИВНОСТИ

Дорфман Л. Я., Балева М. В.

Проведен анализ вариативности в качестве ключевой характеристики креативности. Вариативность показана как сквозная особенность креативного мышления и тесно связанных с ним когнитивных конструктов, таких как ассоциации, образование понятий, внимание. Изучена связь между вариативностью, дивергентным мышлением, творческим потенциалом, креативной продуктивностью личности. Изложены теории, способствующие открытию общих источников вариативного характера креативности. Намечаются перспективы и ближайшие задачи теоретических и эмпирических исследований креативности в связи с вариативностью.

Ключевые слова:Креативность, Вариативность, Дивергентное Мышление, Ассоциации, Формирование Понятий, Внимание, Креативная Личность, Продукты Креативности

МИКРОКИНЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ИССЛЕДОВАНИИ НЕОСОЗНАВАЕМЫХ РЕАКЦИЙ НА ЗНАЧИМЫЕ СЕМАНТИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ

Яньшин П. В

Статья посвящена изучению микрокинетического феномена (МКФ) - непроизвольного микромоторного компонента произвольных движений. В экспериментальном исследовании проверена гипотеза об отражении в МКФ полностью неосознаваемой семантической стимуляции. Посредством микромоторных реакций получена структура факторного пространства, корреспондирующая с психоаналитическими представлениями об объектах индивидуального опыта, значимых для формирования ведущих отношений с миром (Я, Секс, Материнская фигура, Отцовская фигура), выделен фактор семантического пространства, аналогичный осгудовскому фактору “Оценка”.

Ключевые слова: Психомоторика, Микрокинетический Феномен, Прайминг-Эффект, Подпороговая Стимуляция, Неосознаваемое Восприятие, Психосемантика Сознания, Имплицитные Структуры Опыта

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНОРЕКСИИ

Ступак Р., Бочавер А. А

Представлены избранные аспекты процесса социального конструирования нервной анорексии с позиций феминистских и гендерных исследований. В фокусе статьи находятся культурно-исторические предпосылки возникновения анорексии не только как психического заболевания, но и как культурного феномена.

Ключевые слова: Анорексия, Социальное Конструирование, Феминизм

ОЧЕРК ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Б. Г. АНАНЬЕВА

Логинова Н. А.

Анализируются основные положения созданной Борисом Герасимовичем Ананьевым антропологической теории индивидуального психического развития, представленной как структурно-генетическая теория, основная идея которой - идея целостности развития человека-индивидуальности, а главный принцип - антропологический. Источники и движущие силы индивидуального развития человека Б.Г. Ананьев видит в единстве природной и социальной детерминации, которая на микроуровне, в структуре каждого психического процесса осуществляется через взаимосвязь психофизиологического, операционального и мотивационного компонентов. Основными способами развития он считает социализацию и индивидуализацию. Специфическим нейропсихическим механизмом развития является билатеральная организация мозга человека. Раскрыты основные закономерности развития: гетерохронность, двухфазность психофизиологической эволюции, последовательность эффектов развития. Освещается созданный Б.Г. Ананьевым на основе антропологической теории развития проект новой педагогической антропологии, требующий от педагогов, соответственно принципу природосообразности, руководствоваться объективными законами развития ребенка, в том числе, законом сенситивных периодов. Обсуждается вопрос перспективности и актуальности теории Б.Г. Ананьева для развития психологической науки, приводятся результаты эмпирико-теоретических исследований, выполненных в школе Б.Г. Ананьева за последние годы.

Ключевые Слова: Антропологическая Психология Развития, Онтогенез, Жизненный Путь, Закономерности Развития, Педагогическая Антропология, Концепция Б.Г. Ананьева И Современная Психология

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И КОНФЛИКТОВ В МАЛЫХ ГРУППАХ

Сидоренков А. В., Локтева Е. А., Мкртчян А. А

Представлены результаты разработки и оценки двух методических приемов. “Опросник типов межличностного конфликта в группе” (ОТМКГ) предназначен для изучения деятельностно-ориентированного и личностно-ориентированного типов конфликта в малой группе и неформальных подгруппах. “Опросник типов межличностных противоречий в группе” (ОТМПГ) позволяет изучать семь типов межличностных противоречий как источников конфликта в малой группе и неформальных подгруппах: противоречия интересов, деятельностно-организационные, деятельностно-санкционирующие, когнитивные, личностно-поведенческие, ценностно-нормативные и этнические противоречия. На выборке 13 гражданских и 10 воинских первичных подразделений (146 работников и 145 военнослужащих) проведена оценка содержательной, очевидной и дискриминантной валидности, надежности-согласованности двух форм и двух частей опросников.

Ключевые слова: Методики, Малая Группа, Неформальная Подгруппа, Типы Межличностного Конфликта, Типы Межличностных Противоречий.

РЕФЛЕКСИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА В СТРУКТУРЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЙСТВИЕМ

Митина О. В., Рассказова Е. И.

                Анализируется концепция контроля за действием Ю. Куля. В отличие от традиционных представлений, согласно которым в его структуре выделяются ориентация на действие/состояние при неудаче, планировании и реализации, рассматривается также рефлексивная ориентация, связанная с осознанным выбором промедления в деятельности в целях анализа происходящего и/или совладания с собственным состоянием. В двух исследованиях ( N 1 = 286, N 2 = 280) подтверждается трехфакторная структура контроля за действием (ориентация на действие, состояние и рефлексивная ориентация) при планировании и неудаче. Шкала рефлексивной ориентации обладает достаточной надежностью и коррелирует с существующими методиками диагностики рефлексивности, а также является лучшим предиктором этапов планирования и программирования в осуществлении саморегуляции деятельности по сравнению с ориентацией на действие и состояние.

Ключевые Слова: Контроль За Действием, Ориентация На Действие/Состояние, Рефлексивная Ориентация, Модификация Опросника Ориентации На Действие/Состояние, Психодиагностика

СТРУКТУРА МЕНТАЛЬНОСТИ РУССКОГО И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В X-XVII ВЕКАХ: ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Сухарев А. В.

В обобщенном виде представлены результаты сравнительного анализа структуры ментальности Италии, Северной Европы и Древней Руси в X-XVII веках с позиций этнофункциональной методологии в науке и философского представления об идеальном прообразе развития - архегении. Получены результаты о роли интеграции в европейскую ментальность языческих мифологических представлений для возникновения феномена Возрождения и, в частности, научного мышления. Обнаружена инвариантность этнофункциональной структуры ментальности в Древней Руси, Московском государстве и современной России. Выявлены историко-психологические условия формирования мобилизационного типа развития России.

Ключевые слова: Этнофункциональная Методология В Науке, Архегения, Мобилизационный Тип Развития, Энергия Общества, Эпоха Возрождения, Западная Европа, Древняя Русь, Ментальность, Европейская Ментальность, Русская Ментальность, Античная Мифология, Язычество, Научное Мышление

А. В. БРУШЛИНСКИЙ: УЧЕНЫЙ, ОРГАНИЗАТОР, ЧЕЛОВЕК

Журавлев А. Л

Раскрыты основные грани научного творчества А.В. Брушлинского, который внес заметный вклад в развитие разных научных направлений психологии, прежде всего, психологии мышления и психологии субъекта. Кратко проанализированы его достижения в названных и других научных отраслях психологии. Показано стремление Брушлинского утвердить в психологии гуманистический подход, расширить междисциплинарные связи с социогуманитарными науками в исследованиях человека в целом. Рассмотрено его отношение к дискуссии как способу развития психологической науки. Подчеркивается его глубокая приверженность философско-психологическим идеям научной школы С.Л. Рубинштейна.

Ключевые слова:Системность В Психологии, Личность, Сознание, Субъект, Субъектность, Психология Мышления, Немгновенный Инсайт, Континуально-Генетический Метод Исследования Мышления

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН