№1 2014 (Резюме)

КОЛЛЕКТИВНЫЕ СМЫСЛЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ЛИЧНОГО СЧАСТЬЯ

Журавлев А. Л., Юревич А. В

Рассматриваются экономика и психология счастья как новые научные подходы к пониманию целей общества и ключевых ориентиров его развития. Описываются психологическая структура счастья и его основные компоненты. Анализируется соотношение таких близких понятий, как счастье, удовлетворенность жизнью, субъективное качество жизни, субъективное благополучие. Обосновывается представление о смысле жизни как одном из фундаментальных компонентов удовлетворенности жизнью и счастья. Коллективные смыслы жизни являются одним из базовых элементов счастья в коллективистских культурах. Национальная идея, которой остро не хватает современной России, что порождает целый ряд характерных для нее “социальных болезней”, рассматривается в качестве одного из главных источников коллективных смыслов жизни.

Ключевые слова: экономика, психология, счастье, удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие, качество жизни, смысл жизни, коллективные смыслы, национальная идея

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕРСОНОЛОГИИ: ТЕОРИИ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б.

Представлен обзор исследований и теорий психологии справедливости в зарубежной персонологии. Проанализированы теории веры в справедливый мир и чувствительности к справедливости. Перечислены методы и приемы исследования психологии справедливости. Описана феноменология веры в справедливый мир - мировоззренческой установки и чувствительности к справедливости как черты личности. Очерчены перспективы психологии справедливости для разных областей прикладной психологии.

Ключевые слова: психология личности, психология справедливости, вера в справедливый мир, чувствительность к справедливости, просоциальные установки, эгоистичные установки, ресурсы личности

СТАБИЛЬНОСТЬ И ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕТСТВЕ:
ЗНАЧЕНИЕ ПОЛА И ВОЗРАСТА

Козлова Е.А., Ахметова О.А., Слободская Е.Р.

В продолжительном исследовании детей и подростков 2-14 лет ( n = 441) с помощью “Списка индивидуальных особенностей ребенка для родителей” оценивали стабильность и изменения пяти факторов личности и 15 черт среднего уровня. Показано, что личностные черты в детском и подростковом возрасте отличаются умеренной стабильностью; наиболее стабильны сознательность и экстраверсия, наименее - нейротизм. В большей степени выражены изменения личностных черт в детском и подростковом возрасте - рост сознательности и снижение уровня нейротизма; эти изменения наблюдались преимущественно у девочек. Возрастные особенности развития личностных черт соответствовали нормативным закономерностям развития: упрямство снижалось у дошкольников и младших школьников и нарастало в подростковом возрасте; боязливость в дошкольном возрасте нарастала, а затем снижалась; уровень сознательности и организованности увеличивался у школьников.

Ключевые слова: личность, развитие, дети, подростки

КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСПЕШНОСТЬ В РЕШЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Тихомирова Т. Н., Малых С. Б., Тосто М. Г., Ковас Ю. В.

Представлены результаты кросскультурного анализа структуры взаимосвязей когнитивных характеристик (чувства числа, пространственной памяти и скорости переработки информации) и успешности решения математических заданий учащихся старшего школьного возраста России и Великобритании. Дисперсионный анализ показал статистически значимый эффект фактора принадлежности к государству для всех анализируемых показателей. Регрессионный анализ выявил универсальные когнитивные предикторы успешности решения математических заданий: умение точно устанавливать позицию числа на ментальной линии; умение сравнивать не символически выраженные количества; объем пространственной памяти. Результаты кросскультурного анализа интерпретируются в контексте особенностей образовательных систем двух государств.

Ключевые слова: кросскультурный анализ, образовательная среда, индивидуальные различия, половые различия, скорость переработки информации, пространственная память, чувство числа, успешность в решении математических заданий, старший школьный возраст

ЕДИНСТВО ДИФФЕРЕНЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КРЕАТИВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РОСТА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Волкова Е. В

Представлены результаты теоретико-эмпирического анализа, свидетельствующие об общности дифференционно-интеграционных механизмов роста научных знаний, формирования концептуальных структур, развития общих и специальных умственных способностей, а также возникновения идей в процессе научного творчества. Показано, что появление новых идей или качеств личности, переход с одного уровня развития на другой сопровождается одновременным ростом дифференциации и интеграции. Выявлено, что при достаточном уровне развития интеллекта, креативности и освоения предметных знаний лучшим предиктором продуктивности деятельности выступают показатели организации концептуальных структур, релевантных определенной области предметной реальности.

Ключевые слова: дифференционно-интеграционная теория развития, общие и специальные способности, ментальные структуры

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МИГРАНТОВ-АРМЯН И УСЛОВИЙ ИХ ПРОЖИВАНИЯ В ПРИНИМАЮЩЕМ СООБЩЕСТВЕ

Константинов В. В., Вершинина М. В

Раскрывается проблема взаимосвязи опыта пребывания в иной этнокультурной среде и вовлеченности в национально-культурную автономию с особенностями этнической идентичности мигрантов. Обнаружены различия типов этнической идентичности, стратегий аккультурации, содержательных характеристик идентичности, уровня агрессивности личности в зависимости от длительности пребывания мигрантов в принимающей этнической среде и вовлеченности их в деятельность национальной общины. Выделены и описаны основные идентификационные модели личности мигрантов: модель узкоэтнической идентификации, модель неустойчивой идентификации и модель внеэтнической идентификации.

Ключевые слова: этническая идентичность, общинные организации, особенности этнической идентичности, мигранты, идентификационные модели личности

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЕНЕЗИСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПЕРИОДА

Клыпа О. В.

Описана специфика междисциплинарного подхода в историко-психологических исследованиях. Обосновано использование логико-селективного метода в исследовании генезиса древнерусской психологической мысли. Определены перспективные направления исследования психологической мысли в древнерусский период. Как одна из форм отражения древнерусских психологических воззрений рассмотрена иконопись.

Ключевые слова: генезис, психологическая мысль, древнерусский период, междисциплинарные исследования, методы историко-психологического исследования, формы отражения психологических воззрений, иконопись

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ НАУКИ

Шефер Б., Шлёдер Б.

Обсуждаются связи между интернациональностью и национальным своеобразием науки. Высказывается точка зрения, что национально обусловленные и интернациональные основы науки не исключают друг друга, а находятся в плодотворном изменчивом взаимодействии. Делается вывод о том, что при всех усилиях, направленных на интернациональность, необходимо принимать во внимание соответствующие национально обусловленные традиции и образ мыслей.

Ключевые слова: наука, мейнстрим, интернациональность, национальное своеобразие, научное познание, ценностное отношение, инновационный потенциал

“ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗУМНОСТЬ” В СТРУКТУРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА (АДАПТАЦИЯ ОПРОСНИКА)

Новикова М. А., Корнилова Т. В.

Представлены результаты апробации опросника Психологической разумности (Psychological mindedness) на российской студенческой выборке. Описаны факторная структура, эмпирическая и конвергентная валидность шкал. Обсуждены связи шкал опросника с показателями толерантности к неопределенности, готовности к риску, рациональности, рефлексивности, самооцениваемого интеллекта и эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: самосознание, психологическая разумность, самооценка интеллекта, толерант- ность к неопределенности, принятие риска, рациональность, самоэффективность, эмоциональный интеллект, личностный интеллект

РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ

ДЖИДАРЬЯН И.А., БЕЛОВОЛ Е.В., МАСЛОВА О. В.

Предлагается методика изучения представлений о любви. Показано отличие данной методики, ориентированной на ценностно-смысловой аспект любви в межличностных отношениях, от большинства зарубежных методик. В основе опросника - высказывания о любви известных мыслителей, писателей, поэтов, деятелей культуры, а также пословицы и поговорки. Приведены результаты анализа основных психометрических характеристик опросника. Выделена трехфакторная структура опросника, определившая его субшкалы: “Любовь - помеха”, “Любовь - самоотдача”, “Любовь как возвышающая человека сила”.

Ключевые слова: классические представления о любви, надежность по внутренней согласованности, факторная структура, ортогональность, корреляционный анализ, факторы второго порядка, субшкалы

АДАПТАЦИЯ ОПРОСНИКА “THE SPORT IMAGERY QUESTIONNAIRE” (SIQ) НА РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЫБОРКЕ

ВЕРАКСА А. Н., ГОРОВАЯ А. Е., ГРУШКО А. И., БАЯНОВА Л. Ф.,
ГАЛИУЛЛИНА М. Ш., ГАЛЯВИЕВА Д. Г.

Представлены результаты анализа психометрической пригодности русскоязычной версии опросника “The Sport Imagery Questionnaire” (“Опросник использования образов в спорте”). Приведено содержательное сравнение результатов, полученных на русскоязычной, испанской и финской выборках спортсменов. Выделены закономерности использования спортивных мысленных образов русскоговорящими атлетами в соответствии со спецификой возраста, половой принадлежностью, особенностями конкретного вида спорта. Оценена возможность использования представленной версии опросника в дальнейших исследованиях.

Ключевые слова: спорт, спортивная психология, образ, “опросник использования образов в спорте”

МЫСЛЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Шадриков В. Д.

Представлены результаты исследования фундаментальной проблемы психологии: что такое человеческая мысль, каковы механизм ее порождения и структура. Рассматриваются нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие порождение мысли. Обосновывается понимание мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции. Раскрываются отношения мысли и образа, а также мысли и слова, в котором эта мысль выражается. Дается анализ процесса интеллектуализации мысли и образа. Обосновывается необходимость введения понятия “мысль” в категориальный аппарат психологии.

Ключевые слова: категориальный аппарат, человеческая мысль, механизм порождения, структура, информация, интеллектуализация, мысль и образ, мысль и слово

Примите участие в исследовании

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Приглашаем принять участие в исследовании жизнеспособности человека

Семинар Института психологии РАН

Новая монография


В.П. Позняков  Т.С. Вавакина
Психология делового партнерства

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"