Факторы жизнеспособности девиантных подростков

© 2008 г. А. И. Лактионова*, А. В. Махнач**
  

* Младший научный сотрудник, Институт психологии РАН, Москва
** Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, там же;
e-mail: a.makhnach@psychol.ras.ru
  

Обосновывается необходимость изучения жизнеспособности как индивидуальной способности человека управлять собственными ресурсами. Приводятся результаты апробации на российской выборке теста оценки жизнеспособности детей и подростков, разработанного в рамках международного проекта по исследованию жизнеспособности. Определяются факторы жизнеспособности девиантных подростков, обеспечивающие их социальную адаптацию: «Личностные характеристики», «Отношения», «Субкультура», «Общество», «Страна».
  

Ключевые слова: жизнеспособность, факторы жизнеспособности, факторы риска, тест оценки жизнеспособности детей и подростков, девиантные подростки.
  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов A.A. Особенности самооценки подростков с делинквентным поведением / Дети России: насилие и защита. М.: РИПКРО, 1997. С. 108–111.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
3. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка несовершеннолетних правонарушителей / Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 45–54.
4. Ваништендаль С. “Резильентность”, или оправданные надежды. Раненный, но не побежденный. Женева: Bice, 1998.
5. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
6. Выготский Л.С. Педология подростка / Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 6–242.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Изд-во Московского государственного ун-та, 1988.
8. Грошева Р.Н. Девиантные подростки-мальчики и уличная подростковая субкультура / Материалы V городской науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М.: МГППУ, 2006. URL: http://www.childpsy.ru/index.php?view=articles&item=2732&cat=&full=yes&print=yes
9. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2004.
10. Залкинд А.Б. Педология: Утопия и реальность. М.: Аграф, 2001.
11. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
12. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Психол. журн. 2005. Т. 26. № 2. с. 5–15.
13. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000.
14. Мартынова М.С. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними в общей системе профилактики безнадзорностии правонарушений: социально-педагогический контекст: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Калининград, 2007.
15. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
16. Началджян А.А. Этническая характерология. Ереван: Огебан, 2001.
17. Никитина Л.Е. Состояние и проблемы современного воспитания: идеология и принципы развития / Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2003. № 2. С. 32–37.
18. Никитина Л.Е. Развитие воспитания в современном российском обществе. URL: http://niisv.ru/dokl.htm
19. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры. URL: http://www.researcher.ru/methodics/teor/teor_0003.html?xsl:print=1
20. Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности. М.: Аспект Пресс, 2000.
21. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
22. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, Питер, 2000.
23. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд. Санкт-Петербургского ун-та, 2001.
24. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М.: Мир, 1994.
25. Собкин В.С., Абросимова З.В., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. М.: ЦСО РАО, 2005.
26. Социально-экономические и культурные права молодежи в СНГ и основные препятствия их реализации. Аналитический отчет. М.: Бюро ЮНЕСКО, 2005.
27. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
28. Ярцев Д.В. Социально-психологические особенности становления современного подростка / Журнал практического психолога. 1999. № 12. С. 8–18.
29. International Project on Resilience. URL: http://www.resilienceproject.org/index.cfm?fuseaction=text.&str_cmpID=155
30. Frydenberg E., Lewis R. Adolescent coping: the different ways in which boys and girls cope / Journal of Adolescence. 1991. V. 14. P. 119–133.
31. Gamezy N. Resiliency and vulnerability to adverse developmental outcomes associated with poverty / American Behavioral Scientist. 1991.V. 34. P. 416–430.
32. Garbarino J. Raising children in a socially toxic environment. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1995.
33. Jose P.E., D'Anna C.A., Cafasso L.L. et al. Stress and coping among Russian and American early adolescents / Developmental Psychology. 1998. V. 34. № 4. P. 757–769.
34. Luthar S.S., Cicchetti D., Becker B. The construct of resilience: a critical evaluation and guidelines for future work / Child Development. 2000. V. 71. P. 543–562.
35. Makhnach A.V., Laktionova A.I. Social and cultural roots of Russian youth resilience: interventions by state, society, family / Handbook for working with children and youth. Pathways to resilience across cultures and contexts / Ed. by M. Ungar. Thousands Oaks – L. – New Delhi: Sage Publications, 2005. P. 371–386.
36. Markus H.R., Kitayama S., Heiman R. Culture and “basic” psychological principles / Social psychology: Handbook of basic principles / Eds. E.T. Higgins, A.W. Kruglanski. N.Y.: Guilford, 1997. P. 857–913.
37. McCubbin H.I., McCubbin M.A., Thompson A.I. et al. Families under stress: what makes them resilient / Journ. of Family and Consumer Sciences. 1997. V. 89. P. 2–11.
38. Millstein S.G., Petersen A.C., Nightingale E.O. Adolescent health promotion: rationale, goals, and objectives / Promoting the health of adolescents: new directions for the twenty-first century. N.Y.: Oxford University Press, 1993. P. 3–10.
39. Plomin R., Daniels D. Why are children in the same family so different from each other? / Behavioral and Brain Sciences. 1987. V. 10. P. 1–16.
40. Rutter M., Scoufe L.A. Developmental psychopathology: concepts and challenge / Development and Psychopathology. 2000. V. 12. Р. 265–296.
41. Shaw D.S., Winslow E.B., Flanagan C. A prospective study of the effects of marital status and family relations on young children's adjustment among African American and European American families / Child Development. 1999. V. 70. Р. 742–755.
42. Ungar M. A thicker description of resilience / The International Journ. of Narrative Therapy and Community Work. 2005. № 3–4. P. 89–96.
43. Werner E.E. Risk, resilience, and recovery: perspectives from the Kauai longitudinal study / Development and psychopathology. 1993. V. 5. P. 503–515.
44. Zimmerman M.A., Arunkumar R. Resiliency research: implications for schools and policy / Social Policy Report. 1994. V. 8. P. 1–17.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН