Аннотации, 2007 год, № 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В.М. БЕХТЕРЕВА:

ДИАХРОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

© 2007 г.  Е. В. Левченко

Доктор психологических наук

Представлен анализ развития психологической концепции В.М. Бехтерева, выделена и описана периодизация его научного творчества. Подчеркнута масштабность личности и научно-организационной деятельности ученого, отмечен его вклад в разработку проблем методологии объективного психологического исследования, предопределивших основные тенденции развития отечественной психологии ХХ столетия.

            Ключевые слова: диахронический анализ, естественнонаучная ориентация в психологии, общая психобиология, объективная психология, психорефлексология, рефлексология.

ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

© 2007 г.  Н. А. Логинова

Доктор психологических наук, профессор Казахского национального университета им. аль-Фараби (Алма-Ата), профессор Санкт-Петербургского университета

Статья посвящена жизни и научному творчеству выдающегося психолога ХХ века Б.Г. Ананьева. Он был организатором науки, руководителем научно-исследовательских и образовательных учреждений, автором и руководителем крупных научных проектов по психологии личности (характерологии), психологии чувственного познания, педагогической психологии, онтопсихологии (развитию индивидуальности). Б.Г. Ананьев создал оригинальную теорию антропологической психологии, перерастающую в синтетическое человекознание, разработал методологию комплексного подхода к проблемам человека, классификацию методов психологии и наук о человеке.

Теория Ананьева охватывает всю иерархию психических явлений – от психофизиологических функций до целостной полисистемы индивидуальности, от ощущений до внутренней жизни личности, от младенческого до старческого возраста человека. Эта теория лежит в основе современной Петербургской психологической школы, которая была создана Б.Г. Ананьевым в преемственной связи с материалистической психологией И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева и педагогической антропологией К.Д. Ушинского.

Ключевые слова: антропологическая психология Б.Г. Ананьева, Институт мозга и психической деятельности им. В.М. Бехтерева, Ленинградский государственный университет, Петербургская психологическая школа, характерология, психология чувственного познания, педагогическая антропология, комплексные исследования индивидуальности, возрастная психология.

ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Б.Г. АНАНЬЕВА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АСПЕКТЫ

© 2007 г.  М. А. Холодная

Доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии способностей им. В.Н. Дружинина Института психологии РАН, Москва

В ретроспективе рассматриваются основные положения теории интеллекта Б.Г. Ананьева, а также описываются эмпирические результаты, полученные в ходе комплексного исследования структурной организации интеллекта и ее динамики на этапах ранней и средней взрослости. Обсуждается природа эффекта роста количества и тесноты связей между познавательными функциями по мере развития интеллекта в онтогенезе, в том числе в терминах гипотезы “неоинтеграции” (“дедифференциации”). Приводятся результаты сравнительного исследования структурной организации интеллекта у студентов 18–21 года и пожилых людей 60–75 лет (на материале методики Векслера). Сделан вывод о существовании особой стадии развития интеллекта в пожилом возрасте – стадии централизации, на которой интеллектуальная сохранность обеспечивается благодаря работе понятийного мышления.

Ключевые слова: теория интеллекта Б.Г. Ананьева, структура интеллекта, интеграция познавательных функций, пожилой возраст, методика Векслера, понятийное мышление.

ОНТОПСИХОЛОГИЯ – ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

©  2007 г.  Л. А. Головей

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург

Представлена концепция индивидуального развития Б.Г. Ананьева. Рассматриваются основные закономерности развития, критические и сенситивные периоды, генетические и структурные связи в процессе развития. Анализируются особенности развития индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

Ключевые слова: онтопсихология, индивидуальное развитие, кризис, взрослость, индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность.

ПРОБЛЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА

В НАУЧНОЙ ШКОЛЕ Б.Г. АНАНЬЕВА

©  2007 г.  Л. Ф. Шеховцова

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Академии постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург

Представлен анализ экспериментальных данных о связи между успешностью умственной деятельности и энергетическими затратами и их теоретическое осмысление в рамках целостного подхода к изучению человека. Показана преемственность комплексного исследования человека в парадигме индивидуальности в научных школах В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьева. Выявлена роль энергетического потенциала человека как индивида.

Ключевые слова: комплексный подход, индивидуальность, индивид, метаболизм, энергетические затраты, успешность интеллектуальной деятельности, энергетический соматический потенциал, оптимальное состояние.

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ И СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

© 2007 г.  К. А. Абульханова*, М. И. Воловикова**

* Действительный член РАО, доктор философских наук, профессор, зав. лабораторией психологии личности, Институт психологии РАН, Москва

** Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, там же

Анализируются результаты исследований, проводившихся в последние годы коллективом лаборатории психологии личности Института психологии РАН. В условиях резких социальных изменений особым испытаниям подвергается способность личности к самореализации, определяемая ее качествами как субъекта своей жизни. Для раскрытия данной темы впервые применялись психосоциальный и субъектный подходы. Особенность психосоциального подхода проявляется при изучении реальных личностей, живущих в определенную эпоху в конкретном обществе и принадлежащих к данному социальному слою и группе. В полной мере проблемно-перспективным для исследований личности является субъектный подход как направление, выявившееся на данном этапе развития психологии и идущее не только от теории, но и от конкретных исследований.

Ключевые слова: личность, субъект, сознание, психосоциальный и субъектный подходы, самореализация, самоутверждение, социальные представления, оптимизм, мудрость, ценности, правосознание, нравственный идеал, традиции.

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Б. Г. АНАНЬЕВА

© 2007 Л. В. Меньшикова

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Новосибирского государственного технического университета, Новосибирск

В статье обсуждается прикладное значение концепции  индивидуальности Б. Г. Ананьева в вузе. Предлагается подход, который базируется на теоретическом представлении об индивидуальном развитии студентов как прогрессирующем развитии координации в динамическом ядре индивидуальности, которое включает переживания, категориальную систему значений и личностные смыслы. Психологическая служба рассматривается как особое социо-культурное пространство, специфика которого состоит в организации диалога с внутренним миром студентов, активизирующим процессы осознания противоречий в динамическом ядре индивидуальности.

Ключевые слова: комплексный и системный подходы, индивидуальность, развитие, интеграция, координация, переживания. значения, смыслы, психологическая служба.

ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

© 2007 г. Н. В.  Гришина

Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург

Прослеживается развитие представлений, связанных с изучением жизненного пути – одного из основных понятий концептуальной системы Б.Г. Ананьева, предполагающей целостное исследование человека. Обосновывается тезис, в соответствии с которым представление о субъекте жизненного пути наиболее полно раскрывается через понятие индивидуальности. Приводятся данные о необходимости развития субъективных подходов в традиционно применяемых биографических методах.

Ключевые слова: жизненный путь, субъект жизненного пути, индивидуальность, лонгитюдный принцип, биографический метод, субъективный подход в биографических исследованиях.

ПСИХОЛОГИЧЕКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

© 2007 г.  А. А. Обознов

Доктор психологических наук, зав. лабораторией инженерной психологии и эргономики, Институт психологии РАН, Москва;

e-mail: zobo@psychol.ras.ru

Представлен обзор научных результатов, полученных за последнее пятилетие в лаборатории инженерной психологии и эргономики Института психологии РАН. Исследования проводились в рамках единого научного подхода к психическим процессам как регуляторам профессиональной деятельности человека и осуществлялись по трем направлениям – психическая регуляция операторской деятельности в особых условиях рабочей среды; психология профессиональной пригодности к экстремальной деятельности; особенности посттравматической стрессовой адаптации при переживании травматического стресса военной этиологии.

Ключевые слова: психология профессиональной пригодности, общетрудовая мотивация, функциональная надежность, психоэмоциональный статус, внешние средства психологической поддержки человека-оператора.

ОБРАЗЕЦ ПСИХОЛОГА – ИССЛЕДОВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

(к 100-летию со дня рождения М. Яходы)

© 2007 г.  А. Н. Дёмин

Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии и социологии управления, Кубанский государственный университет, Краснодар;

e-mail: demin@manag.kubsu.ru

Приводятся краткий биографический очерк и описание профессиональных достижений Мари Яходы (1907–2001) – блестящей исследовательницы социальных проблем, общественной активистки, чей жизненный путь пришелся на бурный XX век.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, функциональная модель, социальная политика.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Всероссийская научная конференция, посвященная 110-летию со дня рождения Е.А. Будиловой «Дореволюционная, советская и российская психология: историческая преемственность и перспективы»

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"