Статья 4

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Потемкина О. Ф., Рубахин В. Ф.

Стр. 26-34

 

Продовольственная программа СССР на период до 1990 г., принятая майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС, является основным документом, четко определившим рубежи и направления развития сельского хозяйства, всего агропромышленного комплекса страны в одиннадцатой и двенадцатой пятилетках. В документах Пленума дана глубокая политическая оценка Продовольственной программы, раскрыты пути и средства ее реализации, определены задачи органов политического и хозяйственного руководства, тружеников города и села в увеличении производства продуктов питания. Наряду с продовольственной программой Пленум ЦК КПСС утвердил ряд представленных Политбюро ЦК постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в которых предусмотрена система мер по улучшению управления агропромышленным комплексом, совершенствованию экономического механизма и укреплению экономики колхозов и союзов, усилению материальной заинтересованности работников сельского хозяйства в увеличении производства продукции повышении ее качества.

Особенность программы состоит в том, что она объединяет работу как самого сельского хозяйства, так и обслуживающих его отраслей  промышленности, транспорта, торговли, подчиняет всю их деятельность конечной цели - производству высококачественных продуктов питания и доведению их до потребителя.

Продовольственная программа и ее практическая реализация является той конкретной задачей, для решения которой необходимо комплексирование различных областей знания. Важное место принадлежит психологической науке, прежде всего тем областям, которые разрабатывают проблемы психологического содержания личности, формирования ее сознания, развития, обучения и воспитания, индивидуальных различий между людьми, их совместной деятельности и взаимоотношений в коллективах. Ведущее место здесь занимает общая, социальная, педагогическая психология, психология труда, психология управления и ряд других связанных с ними областей психологической науки [13-15].

Как отмечалось на ноябрьском (1982 г.), июньском (1983 г.) и последующих Пленумах ЦК КПСС, ключевая задача в настоящее время – повышение производительности труда. Одним из резервов роста производительности труда, как известно, являются человеческие факторы, обусловленные физиологическими, психологическими и социально-психологическими свойствами человека, являющегося главной производительной силой. Речь идет о совокупности физических и духовных способностей, которыми обладает личность. Разумная реализация этого резерва может дать колоссальный эффект. Можно предполагать также, что по мере использования экономических, технических, технологических и иных резервов роль человеческого фактора в целом и его психологической составляющей как резерва повышения производительности труда будет непрерывно возрастать [15, с. 9].

В. И. Ленин в работе «Очередные задачи Советской власти» выделил три основных фактора повышения производительности труда. «Подъем производительности труда, - писал он,- требует, прежде всего, обеспечения материальной основы крупной индустрии: развития производства топлива, железа, машиностроения, химической промышленности ... Другим условием повышения производительности труда является, во-первых, образовательный и культурный подъем  массы населения ... Во-вторых, условием экономического подъема является и повышение дисциплины трудящихся, уменья работать, спорости, интенсивности труда, лучшей его организации» [1, с. 188].

Как показали исследования [7, 24], получение положительных экономических и социально-психологических результатов производства достигается только комплексным подходом к разработке научных, технических, экономических и социально-психологических мероприятий. Актуальность социально-психологического аспекта объясняется также и тем, что технические и экономические результаты все в большей степени начинают зависеть от социально-психологических процессов.

Значение психологической науки в настоящее время понимается многими хозяйственными руководителями. Так, директор совхоза «Березовский» П. А. Чупров в интервью сказал, что изучение лучших образцов стиля руководства, принципов хозяйствования должно быть в программах учебных заведений. Учить нужно также и культуре, гибкости, широте экономического мышления. Студенты сельскохозяйственных учебных заведений должны изучать основы социальной психологии и производственной педагогики, чтобы не начинать изучение этих наук на практике, как это делали мы – старшее поколение [12, с. 67].

Выделяются две основные проблемы в реализации Продовольственной программы, к решению которых может быть привлечена психологическая наука. Это проблема совершенствования управления и проблема совершенствования социалистического образа жизни.

Проблема совершенствования управления. Система мер, предусматриваемых постановлением «Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса», - реализация решений XXVI съезда КПСС по совершенствованию управления. «Совершенствование механизма управления,- говорилось на съезде, -  настоятельно требует изменения содержания, методов и стиля деятельности, перестройки самой психологии управленческих кадров» [3, с. 126].

Продовольственная программа представляет собой более высокий уровень системы управления, реализуемый программно-целевыми методами планирования и управления.

Программно-целевой метод управления является одним из современных методов, получивших в последнее время большое признание как в нашей стране, так и за рубежом. Как в едином интегрированном целом, в нем совмещаются три органически взаимосвязанных аспекта планирования - целевой, ресурсный и организационный. Программно-целевое управление позволяет отказаться от составления планов «по достигнутому уровню» И перейти к планированию по конечным социальным и экономическим целям.

Долгосрочная программа развития агропромышленного комплекса обеспечивает получение существенно большего эффекта по сравнению с простой координацией за счет интеграции различных областей, отраслей и функциональных элементов - производственного, снабженческого, научно-исследовательского, кадрового, социального, управленческого – в единую систему по реализации цели. Программа является инструментом управления народнохозяйственными межотраслевыми комплексами [18].

Учет психологического аспекта является необходимым как при составлении крупномасштабной целевой комплексной программы, так и в процессе ее реализации. Так, в частности, программа строится на основе прогноза о потребностях населения страны, потребностях людей. Процедура прогноза - прогнозирование - человеческая деятельность, являющаяся объектом психологического изучения. В психологии накоплен немалый опыт в изучении деятельности прогнозирования, однако в основном в рамках лабораторного эксперимента. Поэтому необходимо, по-видимому, опираясь на известный науке материал, изучать реальную прогностическую деятельность людей в народном хозяйстве. То же касается и всех остальных управленческих функций, таких, как целеполагание, планирование, организация, регулирование, учет, контроль и др. Такие функции, как прогнозирование, целеполагание и планирование, следует условно отнести к теоретической деятельности, имеющей определенную психологическую структуру, знание которой может способствовать выработке средств оптимизации, а также диагностике возможных ошибок до принятия окончательных решений.

Для реализации функций организации, регулирования, учета и контроля используют различные методы, которые разделяют на экономические, юридические, социально-психологические и др. Так, существуют различные методы организации трудовой деятельности людей. Методом организации труда, которая на современном этапе по своей сущности, характеру в наибольшей степени обеспечивает единство интересов труженика, коллектива и общества в целом, является коллективная форма организации труда - бригадная форма или бригадный подряд, -  о необходимости распространения и дальнейшего совершенствования которой указывалось на ХХVI съезде КПСС и последующих Пленумах ЦК КПСС. Как форма организации и экономического стимулирования труда в сельском хозяйстве бригадный подряд доказал свою высокую эффективность, однако его внедрение в практику наталкивается на значительные трудности и распространяется он гораздо медленнее, чем того требуют нужды народного хозяйства. Имеется немало случаев распада подрядных коллективов, а между функционирующими коллективами, даже идентичными по содержанию и объективным условиям труда, наблюдаются значительные различия в уровне эффективности. Такое противоречие представляет собой острую научную и практическую проблему, для решения которой необходимо совместное усилие науки и практики.

«Практически нельзя,- отмечает А. Б. 3олотов, - свести к строгим единым показателям коллективы колхозного крестьянства и работников аграрно-промышленных объединений, а тем более при анализе различных срезов удержать в поле зрения чрезвычайно подвижные грани между ними и промышленными коллективами. С созданием аграрно-промышленных комплексов происходит совмещение разнородных характеристик первичных коллективов двух типов предприятий - промышленных и сельскохозяйственных, взаимодействие которых порождает новые качества, не присущие ее образующим, взятым в отдельности» [10, с. 16].

На этапах разработки долгосрочной программы развития аграрно-промышленного комплекса принимают участие специалисты различных областей, при реализации Продовольственной программы в сфере совместной деятельности оказываются различные министерства, ведомства, организации и предприятия. В связи с этим важной психологической проблемой является проблема общения в условиях межведомственной разобщенности, часто при несовпадении интересов разных организаций, когда выработке решения мешают трудности в общении различных специалистов, говорящих «на различных языках».

«Специализация,- отмечает К. М. Богомолов,- будучи явлением положительным и необходимым, требует, однако, четкого взаимодействия всех компонентов возникшей на селе производственной структуры, предполагает организационную и экономическую ориентацию на достижение максимальной продуктивности полей и ферм. К сожалению, такого взаимодействия и недостает; более того, во многом возобладали ведомственные интересы: каждое звено заботилось, прежде всего о своем хозяйственном благополучии, а не о высоких конечных результатах деятельности всей системы» [8, с. 144]. Перестройка «узковедомственной», «местнической» психологии, таким образом, важная практическая задача.

«Создание многочисленных органов управления сельским хозяйством,- подчеркивает З. Н. Нуриев,- и связанных с ним отраслей породило дублирование и параллелизм в их работе, усилило административные методы руководства, вело к необоснованному росту численности управленческого аппарата, отвлечению непосредственно из колхозов и совхозов значительного числа квалифицированных специалистов и в конечном счете снижало эффективность управления» [17, с. 19].

В условиях реализации программно-целевых методов управления возрастают требования к подготовке руководящих кадров. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем укреплении колхозов и совхозов руководящими кадрами и специалистами, повышении их роли и ответственности в развитии сельскохозяйственного производства» говорится о том, что действующая система подготовки и переподготовки кадров для села еще в недостаточной мере отвечает возросшим требованиям производства.

Совершенствование подготовки руководящих кадров невозможно осуществить без должного психологического обеспечения. 'Умение работать с людьми - важнейшее слагаемое успеха в деятельности руководителя, а для этого ему необходимо знать основы психологии. Безусловно, жизненный опыт людей позволяет многим руководителям справляться вопросами кадров, руководствуясь так называемым «здравым смыслом», собственной интуицией. Однако в настоящее время, в эпоху научно-технической революции, убыстрения темпов жизни, нарастания потоков информации, «здравого смысла» уже недостаточно, и он не всегда может дать надежные и верные советы в том, как определить свою позицию, людей, подобрать сотрудников, устранить те или иные конфликты и противоречия, напряженность, которая может возникнуть в общении сотрудников, что отрицательно сказывается на производстве, настроении и здоровье людей.

В рамках психологической науки в последние годы достаточно интенсивно исследуется стиль деятельности руководителя, что является чрезвычайно актуальным в свете решений XXVI съезда КПСС, поскольку, как отмечалось на съезде, вопрос совершенствования управления – это перестройка стиля и методов управления на основе ленинских принципов.

Индивидуальный стиль руководства - в котором проявляются индивидуально- психологические особенности взаимоотношения руководителя с коллективом, является интегральной характеристикой деятельности руководителя и оказывает существенное влияние на результаты работы всех сфер деятельности коллектива. Исследованию индивидуального стиля руководства посвящены работы многих ученых.

Кроме того, к настоящему времени в психологической науке начали интенсивно разрабатываться проблемы социально-психологических аспектов социалистического соревнования. Задача психологии в сфере стимулирования социалистического соревнования состоит в том, чтобы помочь организатору соревнования определить, какой стимул при каких условиях превращается в наиболее эффективный и социально ценный мотив данного коллектива или отдельных участников соревнования [21, с. 33]. Помимо стимулирования, психология разрабатывает проблемы формирования соревновательной направленности, влияние соревнования на эффективную реализацию личности в коллективе, включенность личности в трудовую деятельность, общение в соревновании, передачу передового опыта и т. п.

Весьма актуально и изучение социально-психологического климата в коллективе, который является одним из важнейших факторов развития самого коллектива и повышения эффективности производства. Основное внимание при изучении психологического климата концентрируется вокруг четырех вопросов: какова сущность социально-психологического климата, какие существуют формы его проявления, что формирует климат, на какие сферы жизнедеятельности коллектива он воздействует? Успешное решение теоретических и прикладных вопросов изучения социально-психологического климата позволит осуществить практическое регулирование социально-психологического климата трудовых коллективов и будет способствовать решению ряда важнейших социально-экономических и социально-политических задач [22, с. 25].

Еще одной проблемой, существенно влияющей на реализацию социально-экономических и социально-политических задач, является единоначальное и коллегиальное принятие управленческих решений. Эта проблема также разрабатывается психологической наукой.

Коллективное обсуждение актуальных проблем - непременное условие повышения эффективности и качества работы, улучшения руководства народным хозяйством, неотъемлемая черта ленинского стиля, одна из форм демократизации руководства. Деловое совещание - один из главных потребителей рабочего времени. В связи с этим задача совершенствования коллективных форм принятия управленческих решений настоятельно требует разработки психологических основ этого механизма.

Процедура принятия решения является центральным процессом на всех уровнях переработки информации. В самом общем виде процедура решения включает формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования некоторой исходной информации. Отсюда вытекают три стороны решения: его подготовка (организация), выбор и утверждение. К основным объективным и субъективным условиям, определяющим реализацию процесса решения, можно отнести: а) обязательное влияние дефицита информации и времени, стимулирующего «борьбу» альтернатив (гипотез); б) наличие некоторой «неопределенной ситуации», определяющей «борьбу» мотивов у субъекта; в) осуществление им   в о л е в о г о   а к т а, обеспечивающего преодоление неопределенности, выбор альтернативы, принятие ответственности на себя. Принятие решения - многоаспектная задача, в ней выделяются: психофизиологические аспекты, логико-психологические) операциональные, функционально-динамические, личностные, аспекты коллективного принятия решения [17]. Разработка этих аспектов, а также умелая пропаганда достижений психологической науки могут существенно оптимизировать процессы принятия управленческих решений.

Таким образом, при реализации крупномасштабной целевой комплексной программы, какой является Продовольственная программа СССР, психологическая наука может внести существенный вклад, в частности, в совершенствование управления агропромышленным комплексом.

Второй проблемой, для решения которой необходимо привлечение уже имеющихся достижений психологии, а также разработка ряда новых аспектов, является проблема совершенствования социалистического образа жизни на селе.

Проблема совершенствования социалистического образа жизни. Как уже было сказано выше, современные тенденции развития науки определяются взаимосвязью и взаимопроникновением научных дисциплин, развитием междисциплинарных связей. Проблема совершенствования социалистического образа жизни - пограничная проблема социологии и психологии. Разрабатываемая главным образом в социологии, она непременно должна опираться на данные психологической науки, поскольку социология занимается изучением общих закономерностей развития общественных систем, тогда как одной из центральных проблем психологии является проблема личности, т. е. того «элемента», из которого складывается общественная система.

Социальное развитие сельских районов страны, сближение города с деревней предполагают прежде всего становление личности более высокого уровня развития. Развитие личности и совершенствование ее жизнедеятельности являются одними из самых актуальных задач. «Мы многого добились,- сказал К. У. Черненко на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС,- в осуществлении цели, которой никто, кроме коммунистов, никогда и не ставил,- формировании идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты. Но оснований для самоуспокоенности нет. Ибо по мере нашего продвижения вперед постоянно возрастают не только возможности для всестороннего развития личности, но и требования к ней со стороны общества» [6, с. 35].

Основная ориентация в изучении личности подчиняется практической общественной задаче - оптимизации активности личности, ее коммунистического воспитания. «Такая задача,- пишет Е. В. Шорохова,- нацеливает не только на изучение наличных качеств и особенностей личности заданных ей ролей и позиций, но и на перспективные формы воздействия на нее. Поставлен вопрос о тактике воздействия на личность, о выделении тех условий, которые приводят к оптимальному изменению личности, ее гармоничному развитию» [25, с. 42].

Возможность управления процессом развития личности, дальнейшее совершенствование системы средств и методов коммунистического воспитания предполагают создание диагностической системы психического развития, выработку его стандартизированных критериев.

В данном случае весьма продуктивным понятием, разрабатываемым в социологии, является понятие «социальный тип личности» [26],  основанное на представлениях В. И. Ленина, который выделял определенные слои внутри рабочего класса в условиях капитализма. В качестве одного из оснований для такого выделения выдвигалась степень сознательного отношения к идеям научного социализма. В. И. Ленин называл три слоя рабочих: «рабочую интеллигенцию», «широкий слой средних рабочих», «массу низших слоев пролетариата» [2, с. 140]. Черты и качества каждого из слоев, также указанные В. И. Лениным, характеризуют типы рабочих. Как видно, типизация проведена не по профессиональному признаку. Это, однако, не означает, что профессия и социальный тип могут не совпадать. «Совпадение имеет место тогда, когда профессия наиболее полно порождает существенные черты какого-то слоя общества. Все это показывает необходимость научного определения того существенного в сфере трудовой деятельности, что порождает социальные типы» [26, с. 203]. По-видимому, такими факторами являются, прежде всего, условия, характер и содержание трудовой деятельности. Однако названные факторы нельзя, по-видимому, считать единственными. Весьма перспективной представляется разработка психологического содержания социального типа личности, а также проблемы становления личности профессионала.

В советской психологии накоплен большой материал по исследованию проблемы формирования личности, нашедший отражение в публикациях. «По сути дела,- отмечал П. М. Якобсон,- В общественном сознании нашего времени существует (с известными вариациями) эталон сформировавшейся личности. Он предполагает определенный уровень развития сознания, его оценок, суждений, регулирования им своих актов и действий, отношения к различным сторонам действительности (природной, социальной). Свойственное нашей культуре представление о зрелой личности отчетливо проявляется в характере отношения окружающих людей к действиям, поведению и поступкам человека в процессе межиндивидуальных связей. Оно получает свое выражение в характере законодательства и нормах поведения, предъявляемых обществом к взрослому человеку. Социальная зрелость обусловливает и предполагает наличие психологической зрелости. Не может быть полной психологической зрелости у социально незрелой личности, характеризующейся инфантильностью суждений и действий, непониманием требований общества и т. д.» [23, с. 142].

Основная задача будет состоять в том, чтобы применить на практике уже имеющиеся знания о процессе формирования личности. Из определения «образа жизни» как совокупности существенных черт жизнедеятельности людей следует, что социальные различия в образе жизни должны рассматриваться как комплексные, охватывающие все основные сферы общественной жизни. К основным особенностям сельского образа жизни относят те различия между городом и деревней, которые проявляются в производственно-экономических, социально-культурных и материально-бытовых сферах жизни. Определяющим фактором стирания граней между городом и деревней является преодоление различий между сельскохозяйственным и индустриальным трудом. Имеется, однако, специфика сельскохозяйственного труда, выражающаяся в сезонности работ, значительной зависимости результатов труда от погодных условий, а также наличия приусадебного участка [20].

Для сельскохозяйственного труда характерно тесное переплетение прогрессивных и уже не соответствующих современным требованиям производственных процессов - большой доли ручного труда. В настоящее время в результате углубления профессионального разделения труда в сельском хозяйстве происходит сокращение многочисленного слоя работников, не имеющих специальности, и увеличение доли механизаторов. Сейчас каждый пятый работник колхоза и совхоза является механизатором [8].

Быстрый научно-технический прогресс на селе привел к росту числа людей, труд которых связан с разнообразными машинами. Центральной фигурой на селе стал механизатор. Появились профессии индустриального профиля - не только трактористы, комбайнеры, шоферы, но и слесари, электросварщики, электромонтеры, токари, фрезеровщики, машинисты доильных, холодильных, кормоприготовительных и других установок, лаборанты, операторы и т. д. В итоге все большего разделения труда из года в год увеличивается численность квалифицированных работников, а применение тяжелого неквалифицированного труда уменьшается. За период с 1965 по 1981 г. доля специалистов колхозного производства увеличилась с одной трети до половины. В деревне сейчас трудятся рабочие более 160 профессий. Однако массовая профессиональная подготовка работников села в целом отстает пока от роста оснащенности сельского хозяйства машинами и его энергетическими и химическими средствами. На селе еще значительно больший, чем в городе, удельный вес работников малоквалифицированного труда; более узкий, чем в промышленности, диапазон профессиональной специализации [8, 20].

Из всего этого вырисовывается большой круг проблем, возникающих перед психологией в связи с задачами производственного обучения, профессионального отбора и профориентации на селе. Речь идет прежде всего о помощи молодежи как, в выборе профессии, так и в овладении ею. Для некоторых профессий, предъявляющих специфические требования к человеку, необходим и профессиональный отбор. Задача ориентации и отбора состоит в том, чтобы помочь человеку выбрать его дело и обеспечить более полное и гармоничное развитие его способностей [15].

Важную задачу составляет изучение механизма влияния психологических факторов на динамику работоспособности человека, как физической, так и умственной. Эти факторы могут либо содействовать сохранению работоспособности на высоком уровне в течение длительного времени и препятствовать развитию утомления, либо действовать противоположным образом. Целостная картина динамки работоспособности и управляющих ею механизмов вряд ли может быть получена без детального изучения ее психологических составляющих. Комплексная разработка проблемы работоспособности должна обеспечить научную основу рациональной организации режима труда. Как показывают исследования, рациональный режим труда позволяет повысить производительность труда на 5-20 %. При сезонности работы в сельском хозяйстве, при особо напряженных условиях во время посевной и уборочной страды рационализация режима труда особенно важна.

Проблема становления профессионального мастерства личности, овладение высоким уровнем квалификации - один из ведущих факторов повышения производительности труда. Деятельность человека - основной компонент производственного процесса. Существенным моментом совершенствования трудовой деятельности является ее психологический анализ: выявление обусловленных этой деятельностью требований к восприятию, вниманию, памяти, мышлению, эмоциям, воле (т. е. «психической сфере») человека и определение наиболее эффективных путей формирования важных качеств. Основной путь психологически обоснованной рационализации производственного процесса состоит в том, чтобы с самого начала - при его планировании - выявить требования, предъявляемые к человеку, и разработать проект деятельности, определить ее структуру и уровень сложности [15].

Помимо проблемы совершенствования трудовой деятельности людей в понятие «социалистический образ жизни» входят такие сферы, как семья, быт, отдых, свободное время, разработка психологических аспектов которых уже нашла свое место в психологии. Однако в большей степени разработка этих вопросов касается городской, а не сельской семьи, быта людей, их отдыха.

Общие изменения, происходящие в сознании колхозного крестьянства, следует рассматривать с позиций общих процессов, происходящих в стране. Особенности психологии различных групп крестьянства определяются: усилением процесса межхозяйственной кооперации и аграрно-промышленной интеграции на базе комплексной механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства; все большим проникновением городских форм жизнедеятельности в структуру сельского уклада жизни; цикличностью сельскохозяйственного производства; спецификой расселения - наличием мелких поселений, удаленных на значительные расстояния от центральных усадеб колхозов и совхозов, культурных центров; особенностями социального восприятия и мышления сельского населения, определяемыми сельским образом жизни (влиянием традиций, сельского группового мнения). Под влиянием растущего материального благосостояния сельских тружеников меняется вся мотивационная структура личности колхозника. Завершается формирование достаточно развитой системы материальных и духовных потребностей. Социологические исследования показывают, что в системе духовных потребностей и интересов сельской и городской молодежи практически нет существенных различий, хотя и сохраняются большие различия в сфере условий труда, быта, в соотношении свободного и рабочего времени [8, 14, 20].

Данная статья представляет собой попытку очертить круг проблем, психологическая разработка которых может способствовать более эффективной реализации Продовольственной программы. В связи с этим необходимо приложить усилия для разработки такой отрасли психологической науки, как сельскохозяйственная психология, а также для создания психологической службы на селе.

Исходя из вышеизложенного, приводим ряд направлений, которые могут войти в проблематику сельскохозяйственной психологии.

I. Психологические проблемы управления сельским хозяйством: 1) руководство сельскохозяйственным коллективом; 2) кадровая политика; 3) совершенствование трудовой деятельности; 4) зоопсихология; 5) проектирование и использование сельскохозяйственной техники.

II. Психологические проблемы совершенствования социалистического образа жизни на селе: 1) формирование личности сельскохозяйственного труженика; 2) социально-психологический климат в сельскохозяйственном коллективе; 3) учебно-воспитательная и пропагандистская работа на селе; 4) сельская семья.

III. Проблемы создания психологической службы на селе. Продовольственная программа - это не только коренной поворот в подъеме сельского хозяйства и связанных с ним отраслей. По своему характеру, масштабности она призвана обеспечить прогресс всего народного хозяйства, а также развитие новых научных областей. В психологии уже имеются разработки проблем, связанных с развитием сельского хозяйства, однако необходимо их дальнейшее расширение, углубление, координация усилий психологов и специалистов других областей науки и практики.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 188.

2. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 140.

3. Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981.

4. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации. Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 года. М., 1982.

5. Материалы Пленума Центрального Комитета, КПСС, 22 ноября 1982 года. М., 1982.

6. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., 1983.

7. Авдеенко В. Н. Социально-психологические условия эффективности основных производственных фондов.- Психол. ж., 1982, т. 3, № 4, с. 101-103.

8. Богомолов К. М. Продовольственная программа СССР: содержание и пути реализации. М., 1983.

9. Волгин Б. М. Деловое совещание. М., 1980.

10. Золотов А. Б. Социально-психологический потенциал повышения эффективности труда механизаторов в условиях межхозяйственной кооперации: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. М., 1983. .

11. Журавлев А. Л., Рубахин В. Ф. Индивидуальный стиль руководства коллективом.- В ж. Психология управления. М., 1976. .

12. Кадры сельского хозяйства, 1982, № 4, с. 63-67.

13. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода.- Психол. ж., 1982, т. 3, № 4, с. 3-13.

14. Левыкин И. Т. Социально-психологические резервы Продовольственной программы.- Психол. ж., 1983, т. 4,  №1, с. 3-13.

15. Ломов Б. Ф. Психологическая наука и общественная практика. М., 1974.

16. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии.- Психол. ж., 1981, т. 2, № 5.

17. Нуриев З. Н. Агропромышленный комплекс: некоторые вопросы управления.- Слово лектора, 1983, № 1, с. 16-21.

18. Полежаев А. П., Шорин В. Г. Основы программно-целевого планирования развития и размещения народного хозяйства. М., 1977.

19. Рубахин В. Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления. М., 1974.

20. Руткевич М. Н., Глезерман Г. Е., Игнатовский П. А. и др. Социалистический образ жизни. М., 1980.

21. Социально-психологические аспекты социалистического соревнования. М., 1977.

22. Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения. М.

23. Управление процессом нравственного воспитания. М., 1979.

24. Урчукин В. Г. Экономико-психологические резервы повышения эффективности капитальных вложений.- Психол. ж., 1982, Т. 3, № 5, с. 106-111.

25. Шорохова Е. В. Основные итоги социально-психологических исследований в Институте психологии АН СССР.- Психол. Ж., 1982, Т. 3, № 2, с. 34-54.

26. Яцков В. А. Социальный тип и критерии оценки руководителя социалистического трудового коллектива.- В кн.: Научное управление обществом/Под ред. Афанасьева В. Г.  М., 1977.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН