Статья 21

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ   ТОМ 6  №1    1985

 

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

 

НА ПЛЕНУМЕ КОМИССИИ «МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Стр. 157-158

 

 

            В Риге состоялся расширенный пленум союзно-республиканской проблемной комиссии «Медицинская психология», посвященный новым формам медико-психологической работы в области психогигиены и психопрофилактики. В работе пленума участвовали видные ученые-врачи и психологи, представляющие различные учреждения страны: Всесоюзный научный центр психического здоровья АМН СССР; Всесоюзный кардиологический научный центр АМН СССР, Всесоюзный институт общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, Ленинградский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, психологические факультеты МГУ и ЛГУ, Рижский и Каунасский медицинские институты, а также ряд учреждений практического здравоохранения Ленинграда, Вильнюса, Таллина, Вологды и других городов.

            Пленум открыл председатель проблемной комиссии, директор Ленинградского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, заслуженный деятель науки РСФСР, проф. М. М. Кабанов, который остановился на своевременности и значимости обсуждения психопрофилактических, психогигиенических аспектов работы психологов в здравоохранеиии. М. М. Кабанов призвал интегрировать имеющийся уже немалый опыт работы психологов в психогигиенических клубах, семейных консультациях, «клубах трезвости», «телефонных службах доверия» и т. д. Было подчеркнуто, что новые формы работы психологов резко увеличивают доступность психологической службы для населения, способствуют выявлению и коррекции так называемых состояний предболезни, когда особенно важна мобилизация ресурсов личности на преодоление стрессовых ситуаций или конфликтных отношений.

            Профессор В. К Мягер — руководитель отделения психопрофилактики Ленинградского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева — в своем докладе осветила актуальные вопросы теории и практики психогигиены и психопрофилактики и подчеркнула роль и значение этой отрасли психоневрологии и медицинской психологии для реализации профилактического направления всего советского здравоохранения. В докладе также были критически проанализированы некоторые зарубежные концепции, в частности теория кризисов, на которую нередко опирается зарубежная психопрофилактика. Показаны преимущества концепции В. Н. Мясищева о психогении и роли патогенных переживаний, основанной на понятии единства человека и социальной среды. В. К Мягер рассмотрела исходные для этой области знания понятия —  представления о границах нормы и болезни, о группах людей повышенного риска заболеваемости и др. В докладе также были охарактеризованы существующие в практике формы психопрофилактической работы.

            Представители ряда союзных республик и областей страны поделились своим опытом психопрофилактической работы. З. Г. Сочнева и М. К Цауне (Латвия) акцентировали внимание на одной из массовых форм психопрофилактики —  клубной работе, отметив при этом ее высокую эффективность и рост популярности среди населения. В докладе подчеркивалась также важность учета социально-культурных особенностей и исторических традиций для развития организационных форм и методов психопрофилактической работы в Латвийской ССР.

            А. А. Лийв (Эстония) отметил, что в республике развиваются такие направления психопрофилактики, как консультирование по семейным проблемам, профессионально- психологическая подготовка руководителей производства и работников сферы обслуживания, патронаж людей пожилого возраста.

            И. В. Мишкенене (Литва) рассказала об опыте работы психолога в семейных консультациях Литвы, подчеркнув, что врачи и психологи республики имеют возможность повышать свою квалификацию на ежегодных ceминapax по психотерапии.

            Ю. Я. Тупицын (Ленинград) сообщил об организации психопрофилактического консультирования и координирующей деятельности межведомственного методического совета в Ленинграде.

            В сообщении Г. И. Гиндина (Вологда) отмечалась возможность привлечения психологов, работающих в сфере промышленного производства, к решению задач психопрофилактики совместно с врачами и психологами здравоохранения.

            Большая часть докладов и выступлений в дискуссии была посвящена современным направлениям и формам психопрофилактики: профилактике сердечно-сосудистых расстройств (В. В. Храмелашвили, Москва; А. А. Гоштаутас, Литва), онкологических заболеваний (Я. К Залитис, Латвия), профилактике нервно-психических заболеваний (В. А. Гариис, Ленинград; И. А. Кудрявцев, Москва). Важное значение было уделено также проблемам хронического алкоголизма и организации антиалкогольных служб (Я. К Страздиньщ Латвия; А. А. Мейроян, Ленинград) .

            В сообщении Б. М. Гузикова и Л. Н. Лежепековой (Ленинград) была рассмотрена реализованная на практике модель реабилитации больных алкоголизмом, состоящая из трех взаимосвязанных звеньев: групповой психотерапии, поддерживающей психотерапии (в том числе семейной) и создании «психотерапевтического сообщества».

            В дискуссионных выступлениях подчеркивалась необходимость психопрофилактической работы с детьми (В. В. Лебединский, Москва, и В. П. Козлов, Ленинград) и студентами (Б. А. Бараш, Ленинград); отмечалась также возможность развития семейных консультаций при областном психоневрологическом диспансере (Г. И. Гиндин, Вологда).

            Несомненный интерес вызвало сообщение об особенностях работы кабинетов «Брак и семья», расположенных в женских консультациях, опыте повышения квалификации медицинских психологов, работающих в области психопрофилактики и психогигиены (Т. М. Мишина, Ленинград) .

            Актуально прозвучали выступления, касавшиеся подготовки врачей и психологов: к психокоррекционной и психопрофилактической работе. Р. О. Серебрякова (Ленинград) рассказала о введении этих разделов в программу подготовки студентов-психологов ЛГУ, отметила необходимость разработки курса медицинской психологии для врачей на факультете ЛГУ. З. Г. Сочнева (Латвия) предложила для обсуждения ряд вопросов, требующих скорейшего разрешения: введение должностей медицинских психологов в штаты больниц, разработка нормативов их занятости, проведение циклов усовершенствования по медицинской психологии для врачей и психологов и др.

            В выступлении заместителя председателя проблемной комиссии — заведуюшего кафедрой пато- и нейропсихологии МГУ и руководителя лаборатории патопсихологии Ииститута клиническойпсихиатрии ВНЦПЗ АМН СССР проф. Ю. Ф. Полякова была подчеркнута важность разработки теоретических основ медицинской психологии и ее отдельных направлений, в том числе психопрофилактики, необходимость уточнения представлений о роли и дифференцированных функциях психолога в различных отраслях здравоохранения. Остановившись на вопросе о важности участия психологов в психокоррекционной работе, Ю. Ф. Поляков предложил вместе с тем различать понятия психокоррекционной работы как одной из задач психологии и психотерапии, как метода врачебного воздействия.

            Заключая оживленную дискуссию, М. М. Кабанов отметил, что выступления на пленуме показали определенные успехи в развитии психогигиены и психопрофилактики. Об этом свидетельствует высокий теоретический уровень. представленных докладов, многообразие отраженных в них форм работы и ее эффективность.

            Практика показывает целесообразность привлечения психологов к психокоррекционной, психотерапевтической работе. В настоящее время, по мнению М. М. Кабанова, должен рассматриваться вопрос не о возможности участия психолога в психотерапии, а о наиболее рациональном распределении функций между врачом и психологом в ее процессе. В связи с этим одной из основных проблем, требующих разрешения, является подготовка кадров - врачей и психологов, а также повышение квалификации уже работающих медицинских психологов.

            По итогам работы пленума была принята специальная резолюция.

 

Вассерман Л. И., Мuшuна Т. М., Бараш Б. К.

 

 

 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН