Статья 20

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ   ТОМ 6  №1    1985

 

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ БРАТСКОЙ  СТРАНЫ

 

Стр. 155-156

 

 

 

Братиславские психологи подготовили и выпустили книгу, посвященную юбилею Психологического института при философском факультете Университета им. Коменского. Эта книга может служить примером того, как должны готовиться подобные издания, чтобы предстать в качестве своеобразного отчета о всей проделанной работе перед научной общественностью своей (и не только своей) страны. Она хорошо издана, снабжена продуманно подобранными иллюстрациями, библиографией. Опубликованные материалы даны на трех языках - словацком, русском и английском. Несомненный интерес представляет рецензируемая книга и для советских психологов, так как психология в Словакии ассоциируется у многих из нас с деятельностью Братиславского института экспериментальной психологии во главе с неутомимым Д. Ковачем (D. Kovac). О других психологических учреждениях Словакии мы, как правило, знаем гораздо меньше. Книга позволяет восполнить этот пробел.

Институт психологии философского факультета Братиславского университета нм. Коменского был создан в 1957 г. Первым директором его был А. Юровский (А Jurovsky). Затем, с 1959 г. почти четверть века деятельностью института успешно руководил Т. Пардел (Т. Pardel). С 1983 г, институт возглавляет Ю. Борош (J, Вогоs).

В 1970 г. в состав института влилась лаборатория сравнительной и физиологической психологии философского факультета, а с 1971 г. - университетский Институт психологии профессионального развития и консультации. Оба новых подразделения получили статус отделов внутри Психологического института, и в настоящее время его структура выглядит следующим образом: 1) отдел общей психологии развития (им руководит директор института Т. Пардел); 2) отдел психологии профессионального развития и консультации (руководитель - И. Кошчо (J. Кosco)); 3) отдел сравнительной и физиологической психологии (руководитель - М. Цако (М. Czako)); 4) экспериментальиый центр по разработке аппаратуры для психологических исследований (руководитель - К Ган (К Наhn)).

Институт занимает заметное место среди психологических учреждений ЧССР. Достаточно указать, что он ведет такую важную тему Единой программы общественных наук, принятой ХY съездом КПЧ, как «Формирование личности человека социалистического общества», и выступает в роли координатора главной темы Государственного плана фундаментальных и прикладных исследований «Развитие духовной жизни человека и его общественного сознания». Он сотрудничает со всеми значительными психологическими учреждениями в своей стране, а также с рядом подобных учреждений социалистических стран и в рамках организации ЮНЕСКО.

В работах отдела общей психологии развития центральное место занимают теоретические и методологические вопросы. К их числу принадлежат проблемы психического регулирования деятельности и поведения, внутренних и внешних факторов развития (с выходом в область онтогенетической психологии и психологии обучения), мотивации. Работа над ними включает, с одной стороны, критический анализ современных психологических разработок и концепций, с другой —  позитивную разработку проблемы с позиций ленинской теории отражения. Учитывая малочисленность авторского коллектива, следует признать, что сделано в этом направлении весьма много. Достаточно указать на монографии, посвященные предмету и системе психологических наук, методологическим основам психологического исследования, истории психологии, мотивации человеческой деятельности и поведения и т. д. 1

О первой из упомянутых работ, читатель мог составить представление из рецензии К Бардина и М. Мусила, опубликованной в нашем журнале2; но вообще остается пожалеть, что указанные разработки остались малоизвестными для наших психологов. Одновременно с теоретико-методологическими работами ведутся конкретные исследования обучения, познавательных процессов, эмоций, процессов принятия решения, проблем психолингвистики, причем ряд исследований здесь имеет прямую прикладную направленность (например, изучение письменной речи, где впервые была поставлена проблема дислексий и дисграфий при освоении чтения и письма на словацком языке; работоспособность в течение школьного дня; фрустрация в юношеском и подростковом возрасте и т. п.). Сюда же следует отнести ведущиеся с 1963 г. работы демографического характера, в которых изучается жизненный цикл человека в ЧССР в интересах построения долгосрочных прогнозов.

Значительный интерес для наших психологов, особенно в связи с задачей создания в стране психологической службы, представляют также работы отдела психологии профессионального развития и консультации. Этот отдел провел большую работу по анализу и переоценке теории и практики консультационной работы, накопленной как в буржуазный период развития Чехословакии, так и в наши дни, и создал теоретические и организационные основы этой работы применительно к задачам социалистического общества и конкретным задачам развития ЧССР, и в особенности Словакии. Сами авторы называют это созданием социалистической альтернативы теории и практики консультационной системы. Речь идет о выработке основных теоретических и методологических положений, на которых строится консультационный процесс, об определении соотношения между различными формами этого процесса (массовая, групповая и индивидуальная работа с клиентами) применительно к условиям активного участия в жизни социалистического общества....и его институтов (школа, работа, семья), о привлечении общественных организаций (молодежных, женских, профессиональных и т. д.).

При этом был охвачен широкий круг практических вопросов: разработка методов измерения учебно-профессиональной зрелости, нормирование тестов способностей к словацкой популяции, выделение психологических и социально-психологических детермииант выбора профессий женщинами, изучение личности студента в аспекте перспектив ее развития и т. д. Обращает на себя внимание постановка в центр это к работы идеи психологической помощи населению, особенно людям, пережившим несколько ситуаций фрустрации и оказавшимся дезадаптированными. Выполненные отделом разработки были положены в основу определения структуры и функций областных и районных психолого-воспитательных клиник, центров и консультаций по выбору профессии.

 

 

---------------

1Pardel Т., Mosco J. Ргеdmеt а system psychologickych vied. Bratislava, 1975. 320 s,; Marsalovd L, Metodo1ogicke zak1ady psychologickeho vyskumu. Bratis1ava, 1976. 230 s,; Kosco J. Dejiny psychologie. I. Historicky uvod do studia psychologie. Bratis1ava, 1964. 593 s,; Pardel Т. Motivacia 1udskej 1:innosti а spravania. Bratis1ava, 1977. 1130 s.

 

2 Бардин К, Мусил М. Предмет и система психологии.- Психол. ж, 1980, т. 1, N2 5, С. 161-162.

 

 

 

 

                Отдел сравнительной и физиологической психологии проводит свои исследования почти полностью на животных. В его проблематику входят прежде всего исследования так называемого раннего опыта и его влияния на последующее онтогенетическое развитие. Так, например, варьируя условия раннего развития крыс (начиная от изоляции, действующей даже депривационно, до социальной густоты), удалось выявить существование оптимума социальной стимуляции и прогрессирующее вредное влияние этой стимуляции в обоих направлениях от оптимума. Другая линия работ отдела —  это сопоставление психических процессов и поведения животных, находящихся на разном уровне филогенетического развития. Заметим, что и этот отдел института ведет работы, прямо ориентированные на прикладные результаты. Так, была показана применимость психологических и этологических измерений в интересах селекции сельскохозяйственных животных. Выяснилось, например, что разведение их в крупных масштабах влечет возникновение стресса у животных. Отсюда — задача отбора экземпляров с лучшей сопротивляемостью к стрессу. Другое направление практических работ отдела - охрана окружающей среды и выявление роли факторов цивилизации в изменении врожденных реакций у животных. Так, исследованиями сотрудников отдела было установлено, что чрезмерное размножение некоторых грызунов, вредных для сельского хозяйства, было вызвано неграмотным вмешательством человека в биосферу.

            В последнее время предметом исследования отдела стало и обратное соотношение —  не только влияние человека на биосферу, но и биосферы на человека. Причем тема «Человек и биосфера» была включена в упоминавшийся выше Государственный план исследований.

            Официальной задачей экспериментального центра по разработке аппаратуры является обеспечение института современной аппаратурой для нужд исследования и проведения консультаций по ее использованию. Однако фактически его роль значительно шире. Из-за отсутствия в стране специального предприятия по производству экспериментально-психологической аппаратуры центр поставляет приборы также другим исследовательским учреждениям и практически выступает в роли первого производителя и поставщика психологической аппаратуры. При этом центр в своих разработках ориентируется на новую полупроводниковую технику и миниатюризацию. Он одновременно осуществляет функции конструирования и производства приборов. И все это при штате в четыре человека.

            В заключение хочется пожелать нашим коллегам из Института психологии при философском факультете Университета им. Коменского новых успехов в работе и поздравить с выпуском содержательной книги, предметно показывающей, как эту работу следует отражать в научной литературе.

 

Бардuн К. В.

 

 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН