Статья 2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

 

Кодым М.

Стр. 13-19

 

В последнее время с нарастающей интенсивностью ведется борьба за научное толкование сущности общества, а также человека, его психики и сознания, его мотивов, установок и поведения. В этой борьбе важной теоретико-методологической опорой служит учение классиков марксизма-ленинизма о человеке и обществе.

Основополагающей наукой о сознании является философия, которая изучает категорию «сознание» соотносительно с категорией «материя». Сознание, понимаемое в философии в самом широком смысле слова, как синоним духовного, психического вообще, характеризуют как свойство (функцию) высокоорганизованной материи, как отражение объективной действительности.

Философское понимание сознания служит основой для изучения сознания другими науками, прежде всего психологией, физиологией и др., у которых проблематика сознания принадлежит к числу центральных. В то же время философия обобщает результаты исследований специальных наук, которые постигают лишь специфические аспекты такого сложного явления, как сознание, и с этой точки зрения она выполняет интеграционную функцию.

При изучении сознания психологией необходимо применять адекватные исследовательские подходы: 1) конкретно-исторический подход, являющийся основным в марксистских науках; 2) системный подход; 3) междисциплинарный подход.

Конкретно-исторический подход исходит из понимания человека как общественного существа, «точки» пересечения общественных отношений. Поэтому все существенное в человеке, выходящее за границы· сферы общебиологического, связано с историей общества и формируется в конкретных социально-исторических условиях.

Применение конкретно-исторического подхода в психологических исследованиях сознания имеет большое значение для понимания сущности сознания человека, его возникновения и развития, а также для понимания социалистической сознательности высшего уровня сознания.

Именно в этом отношении один из основных тезисов марксизма «Сознание [das Веwuβtsеin] никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием [das bewuγte Sein], а бытие людей есть реальный процесс их жизни» (Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 25) является выражением конкретно-исторического подхода. Это значит, что сознание не является отражением бытия «вообще», отражением вне времени, а конкретно-историческим отражением, меняющимся в зависимости от того, как изменяется реальный процесс жизни людей (т. е. отношение человека к природе, производственные и другие общественные отношения, политическая, правовая, культурная жизнь общества).

Само психологическое познание сознания человека, его возникновения, развития и формирования меняется в различные исторические периоды. Целью психологического исследования сознания является вскрытие закономерностей восприятия, понимания, оценки человеком конкретных явлений, проблем, ситуаций, событий и т. д., возникающих в окружающей его среде, в соответствии с которыми он принимает решения, действует, на основе которых активно, преднамеренно преображает мир и себя самого.

Системный подход вытекает из самих принципов диалектического материализма и соотносится с требованием всесторонности изучения определенного явления, которое сформулировал В. И. Ленин. Но всесторонность - это не просто комплексность, отношение между элементами  и целым. Речь идет прежде всего о том, каким образом в данном явлении проявляются все главные законы и закономерности движения мира.

Всесторонность изучения явления означает, с одной стороны, изучение структуры и функции данного явления (или элемента обследуемой системы), а с другой - изучение его изменений, или законов, определяющих эти аспекты явления.

По мнению Б. Ф. Ломова (1979), созрели условия для реализации системного подхода в научно-исследовательской работе в области психологии. Б. Ф. Ломов подчеркивает, что пока еще трудно определить конкретные пути реализации системного подхода в психологии. Но при этом он приводит некоторые общие требования, связанные с его обоснованным применением, которые в отношении психологического исследования сознания мы можем сформулировать следующим образом:

1. Сознание есть многокачественное явление. Поэтому в его изучении следует не только вскрывать его отдельные параметры, но также выявлять взаимоотношения между этими параметрами.

2. Следует учитывать, что сознание - многоуровневая система и эта система имеет иерархическое строение. Следует также считаться с неоднозначностью и большой динамичностью связей между различными «плоскостями» этой системы.

3. При анализе и характеристике сознания следует учитывать разнообразие отношений, среди которых человек живет и которые обусловливают разнопорядковость отдельных свойств в структуре сознания. При этом необходимо вскрыть сущность каждого из них.

4. Системный подход требует изучения сознания в его динамике и развитии. При этом не следует забывать, что этот процесс многосторонний. В процессе развития происходят явные изменения его детерминант и системных оснований. В результате на различных, стадиях развития образуются различные системы (структуры) сознания.

5. Из системного подхода вытекает необходимость нового понимания детерминации сознания (психики); эта детерминация является не линейной (перенятой из классической механики и примененной главным образом в бихевиористических концепциях), она носит системный характер, причем важное значение имеет здесь понятие системообразующего фактора, организующего всю систему процессов сознания и психики.

Междисциплинарный подход приобретает в современной науке все большее значение, поскольку он способствует более полному взгляду на изучаемую объективную действительность.

Междисциплинарные связи могут иметь при исследовании сознания в психологии различный уровень:

- связи в рамках психологии, как таковой (между отдельными отраслями психологии, например общей психологии, социальной психологии, психофизиологии и т. д.);

- связи психологии с другими науками.

Важное значение имеют связи психологии с естественными науками (из них прежде всего с нейрофизиологией) и с общественными науками (прежде всего с философией, которая предоставляет психологическому исследованию общую теоретико-методологическую основу). Во второй половине ХХ в. усилились связи психологии и с техническими науками (например, плодотворной является ее связь с кибернетикой, которая позволяет психологии использовать сведения из теории информации, теории принятия решении и пр.; чрезвычайно перспективным представляется также использование математики, математической статистики и вычислительной техники).

В работах марксистских психологов, посвященных вопросам развития психики· человека и его сознания, подчеркивается решающая роль принципа отражения, выражающего материалистический подход к одной из величайших загадок науки - вопроса, как внешний мир, его свойства, изменения и информация о них представлены в психике, сознании и поведении людей. Материализм соединяет принцип отражения с категорией деятельности и с принципом развития. Высшие формы отражения, т. е. психика и сознание, принадлежат к высшим ступеням развития, в которых материальный мир познает себя самого.

Концепция категорий и понятий в марксистско-ленинской психологии как полной и целостной системе исключает абсолютизацию той или иной категории или категорий, т. е. понимание одной из них как «супер-категории», Однако не вызывает сомнений, что в системе категорий и понятий существует их смысловая иерархия, зависящая от критериев их оценки.

С самой общей точки зрения первостепенное значение имеют категории психического отражения и психического регулирования. Первой из них подчинены те категории и понятия, которые отражают общую взаимосвязь всех явлений в материальном мире и которые касаются взаимодействия всех тел и явлений в пространстве и времени. Второй подчинены те категории и понятия, которые отражают основные закономерности развития живых организмов и их психики.

Сознание психологи определяют как свойство высокоорганизованной материи (функцию мозга), заключающееся в развернутом отражении объективной действительности и позволяющее регулировать планомерную деятельность человека на базе этого отражения. Сознание есть высшая форма развития психики, его содержание есть совокупность сведений человека о мире (отражение мира) и о себе (отражение себя), оно одновременно выступает как единство знания и переживания. Сознание возникает только у человека на основе новой формы его бытия - его общественной трудовой деятельности, взаимоотношения людей между собой при осуществлении деятельности через посредство языка. Это значит, что сознание детерминируется главным образом различными формами существования человеческого общества, и в первую очередь трудовой деятельностью.

В этой характеристике исходной точкой служат как общие философские принципы, применимые для объяснения каждой формы психического отражения, так и естественнонаучные теории рефлекторной деятельности мозга. Кроме того, в ней раскрываются особенности сознания.

Сознание представляет собой высшую психическую регулирующую функцию, с помощью которой люди решают сложные вопросы, полные противоречий ситуации, избирают одну из возможных, часто конфликтных альтернатив и с помощью воли преодолевают барьеры в своей индивидуальной и общественной деятельности. Человек окончательно преодолел инстинктивный уровень поведения животных, начав осознавать в общественной жизни условия своего существования. Возникшее в ходе этого процесса мышление создает ту качественную ступень развития, на которой люди начинают сознательно познавать природу и подчинять ее себе, познавать самих себя.

Регулирующая роль сознания проявляется главным образом в направленности деятельности человека. Главная жизненная деятельность человека - это труд, и он требует осознавания его результатов как цели. Специфическая особенность сознания заключается в том, что оно не только отражает действительность, но и дает человеку возможность направить свою деятельность на производство предметов; служащих для удовлетворения потребности людей, на то, чтобы преобразовать мир.

Различаются три вида сознания: общественное, групповое и индивидуальное. В центре интереса психологии (разумеется, и· других наук) находятся не только содержание и объем отдельных видов сознания, но также отношения между ними.

Свойство личности, включающее идейно-политическое содержание ее мировоззрения и убеждений, называется сознательностью. Сознательность означает сознание цели и смысла деятельности и жизни, сознание и переживание обязанностей, общественных задач, значения труда; она носит глубоко этический и идейно-политический характер и обладает мотивирующей силой.

Формирование социалистического сознания человека – чрезвычайно сложный социальный процесс, осуществляющийся посредством постепенного изменения социальных отношений человека и соответственно его психики, личности. Он отражает перемены в общественном бытии и сознании социалистического общества, является следствием активной систематической работы в социалистических коллективах (школьных, общественно-политических, культурных, спортивных, трудовых и т. д.). В социалистическом обществе этот процесс целенаправленно планируется и подчиняется столь же целенаправленному управлению, обусловлен систематическим и преднамеренным влиянием общества, т. е. воспитанием и всей идеологической работой.

С психологической точки зрения в процессе формирования социалистического сознания речь идет, с одной стороны, о развитии познавательных структур и операций как предпосылок возникновения высших психических регулирующих функций, а с другой – о  развитии переживания, охватывающего потребности, ценности и другие мотивирующие факторы; эти факторы являют собой предпосылки убеждений, социалистической сознательности и вытекающего из них поведения. Данные структуры сознания формируются прежде всего в процессе обучения, особенно социального, в ходе воспитательно – образовательного воздействия на развитие личности. Это воздействие предполагает организацию деятельности и социального контакта двух сторон социального бытия человека, образа его жизни. Общение - это не только духовный, но и материальный, социальный процесс, в ходе которого осуществляется обмен деятельностью, опытом, дарованиями. В своем индивидуальном развитии человек усваивает все то, что человечество накопило не только в процессе деятельности, но и в процессе общения, в ходе которого формируется, развивается и проявляется система отношения «субъект - объект».

Эти положения выступают обоснованием модернизации воспитательно-образовательной системы в ЧССР и построения на научной основе всей системы воспитания нового человека.

У психологии есть целый ряд возможностей внести свою лепту в разработку методов формирования социалистического сознания трудящихся, и прежде всего молодежи. В теоретической плоскости ее вклад выражается в специальных исследованиях, например в изучении закономерностей изменений общественного сознания, в изучении отношений между общественным, групповым и индивидуальным сознанием, в исследовании процесса обучения, условий формирования личности, заставляет следить за тенденциями развития проблематики учебных и воспитательных методов и пр.

Воздействие на сознание человека социалистического общества осуществляется прежде всего с помощью системы общественных организаций. Это воздействие должно строиться на основе последовательного использования психологических, педагогических, социологических, философских, экономических и других знаний. Участие психологов в развитии сознания социалистического человека необходимо для разработки путей быстрого преобразования индивидуального и группового сознания, соответствующего темпам развития общества. Известно, что созданные и зафиксированные ранее в сознании «модели мышления и планы деятельности» обладают большой инерцией. Для выработки новых моделей и планов необходимо изучать и оценивать общественные процессы с одной стороны, и психические процессы людей, групп и коллективов - с другой, и вместе с тем продолжать изучать подробно противоречия и причины отсутствия гармонии между ними, вскрывать причины качественных отклонений моделей мышления и деятельности, возникающих в индивидуальном сознании, выявлять желательные в общественном отношении модели, содействуя тем самым формированию нового уровня индивидуального и группового сознания. Индивидуальное сознание имеет дифференцированную и сложную структуру. Кроме того, для него характерны постоянное движение и изменения, оно складывается путем усвоения общественного сознания, действующих в обществе ценностных систем, представлений, понятий, взглядов, установок, мотивов, социального умения и навыков. Социалистическое сознание есть совокупность различных форм общественного сознания, типичных для духовной жизни социалистического общества на всем протяжении его развития – с возникновения и до завершения его развития. Из этого вытекает, что социалистическое сознание надо целенаправленно формировать, надо бороться против отклонений от него, возникающих у отдельных людей, в группах или трудовых коллективах. Борьба за социалистическое сознание требует усиления эффективности идейно-воспитательной работы, воспитательно-образовательного процесса в целом, совершенствования его методов и средств, а также разработки системного подхода к повышению эффективности социалистических трудовых коллективов, в том числе способов их воздействия на индивида.

В общем при формировании социалистического сознания следует использовать адекватные методы, применяемые главным образом в педагогической и социальной психологии. Но мы хотим подчеркнуть значимость метода, который в последние годы у нас разрабатывается и в экспериментальном порядке проверяется в нескольких модификациях и который построен на теории социального обучения. Это - метод активного социального обучения, теоретические основы которого разработал главным образом Й. Лингарт.

Активное социальное обучение означает целенаправленное и намеренное формирование и совершенствование индивидуальных способностей, повышение социальной компетенции человека. Оно направлено прежде всего на совершенствование отношений между людьми, на их взаимное влияние и формирование общественного и индивидуального сознания.

Метод активного социального обучения помогает формированию индивидуального сознания человека и развитию его личности, используя при этом последние сведения общественных наук и наук о человеке, формированию желательных для общества ценностей, планов и программ деятельности. В ходе социального обучения складываются peгyлирующие аспекты сознания; на базе совместной трудовой деятельности формируется социалистическое сознание людей; создаются новые программы деятельности, так как его участники усваивают конкретные указания относительно того, что следует делать в определенной ситуации; эти новые программы деятельности постепенно вытесняют первоначальные, разработанные раньше программы, которые возникали и занимали прочное место в течение онтогенетического или профессионального развития.

Целью активного социального обучения является стремление добиться путем намеренных, управляемых действий качественного изменения поведения и деятельности людей, формирования различных аспектов их сознания, развития желательных для общества качеств их личности.

Во время активного социального обучения возникают новые и улучшаются приобретенные раньше социальные навыки, Мастерство, способности, установки, причем влияние социальных условий проявляется у этого типа социального обучения особенно явственно.

Следовательно, активное социальное обучение считается средством, методом, с помощью которого можно – при точно определенных условиях – усваивать новые сведения, новые установки и менять сложившиеся раньше установки, вырабатывать профессиональное мастерство, производя все это в ходе решения различных, возникающих в практике проблемных ситуаций.

Развитие этих методов далеко не закончено. Их дальнейшая теоретическая проработка и экспериментальная проверка проводятся в рамках ГПОИ (Государственный план основного исследования) на седьмую пятилетку.

Для повышения научности, эффективности идеологической, политической и воспитательной работы важное значение имеют специальные исследования, ориентированные на изучение процессов формирования социалистического сознания трудящихся на нынешнем этапе развития; необходимо более комплексно, глубже и конкретнее изучить эти закономерности с особым учетом диалектики индивидуального и общественного сознания и закономерностей развития духовной жизни общества на нынешнем этапе. Важную роль в этих исследованиях играют психологические науки.

В рамках главного направления ГПОИ психологическим и одновременно мультидисциплинарным исследованиям социалистического сознания и условиям его формирования адресованы две главные задачи:

1. «Развитие личности в условиях строительства развернутого социалистического общества. Анализ объективных условий и субъективных факторов и тенденций в социальном развитии личности» (эта задача решается философским факультетом Братиславского университета, координатор проф. д-р Т. Пардел) .

2. «Психическое развитие личности и формирование социалистического сознания при развитии активного социалистического поведения» (в качестве задачи решается Институтом психологии ЧСАН в Праге, координатор доц., д-р М. Кодым).

Подход к их решению исходит из постановления XVI съезда КПЧ и разработанных им принципов' политики партии в области науки.

Решение главных задач, с одной стороны, способствует выполнению требований, вытекающих из актуальных нужд строительства развернутого социалистического общества, с другой – ориентирует на развитие психологии как научной дисциплины.

Научная цель главных задач состоит в том, чтобы содействовать установлению психологических закономерностей развития личности и формирования социалистических качеств сознания человека путем выяснения главных условий, действующих в направлении оптимизации, и факторов с замедляющим и искажающим действием. Предмет изучения здесь - не только индивид в процессе взаимодействия со средой, но также социальные группы и условия, оказывающие влияние на количество межличностных отношений и коллективной деятельности.

В диалектических связях между индивидуальным и социальным, субъективным и объективным будут изыскиваться еще не использованные ресурсы полного развития социалистической личности в наших социально-исторических условиях.

Психологические исследования социалистического общественного сознания должны быть направлены на анализ его нынешнего состояния как условия его дальнейшего развития, на определение главных релевантных детерминирующих факторов, оказывающих влияние на его формирование, и на нынешние и перспективные возможности его изменения. Это значит, что надо изучать реально существующие проблемы развития общественного сознания, ориентировать познавательную деятельность на вскрытие причин негативных явлений и форм их преодоления, изыскивать конкретные возможности оказания благоприятного влияния на общественное сознание. Неотъемлемой составной частью исследования развития социалистического общественного сознания становится проблематика борьбы против проникновения и влияния буржуазной идеологии. Выполнение этих задач нуждается в разработке теоретико-методологического вопроса исследования социалистического общественного сознания.

В духе этих тенденций решаются как теоретико-методологические вопросы исследования социалистического сознания и личности, так и психологические проблемы теории социалистического сознания, его отдельных форм и методов формирования. В этом смысле планируются соответствующие выходы ГПОИ.

С выполнением частичных и главных задач в целом, несомненно, углубятся теоретические сведения о сущности социалистического общественного сознания в его отдельных формах и можно будет применять эти сведения в общественной практике.

 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН