Статья 18

Проблемы космической и авиационной психологии на XIV Гагаринских Чтениях

В программу Гагаринских чтений 1984 г. впервые была включена работа отдельной подсекции «Проблемы авиационной и космической психологии». Руководители подсекции –  летчик-космонавт СССР, канд. психол. наук Г. Т. Береговой, д-р мед. наук, проф. В. А. Пономаренко, канд. биол. наук Н. В. Крылова. В работе подсекции приняло участие более 150 человек.

В представленных докладах рассматривались проблемы авиационной психологии, касающиеся отбора и подготовки курсантов летных училищ: динамическое исследование курсантов с помощью батареи психодиагностических методик, дало возможность выявить психологические факторы, связанные с успешностью обучения (Е. Д. Соколова с соавт.); показано значение информативности методик профотбора инженеров-пилотов и инженеров-штурманов гражданской авиации (А. Г. Быстрова с соавт.).

Н. Ф. Лукьянова и Д. И. Шпаченко отметили ряд особенностей личностных опросников, которые необходимо учитывать при вынесении заключения по результатам обследования. Изложены некоторые результаты собственных исследований, позволяющие прогнозировать успешность социально-психологической адаптации при обучении в летном училище. Г. С. Мазанов с соавт. поднял важный вопрос о путях продления профессиональной работоспособности летчика и предложил методы оценки функционального состояния летно-испытательного состава.

Широко обсуждались задачи профилактики неблагоприятных психических состояний (С. Г. Мельник и А. В. Шакула) и разработки средств и методов управления психофизиологическим состоянием летчика на всех этапах подготовки и проведения полета. Определены пути для осуществления психической саморегуляции летчиков, выявлена подготовленность летчиков к применению методов психической саморегуляции (В. М. 3вонников).

При изучении влияния некоторых характеристик речевой коммуникации на адекватность формирования оператором образа воздушной обстановки разработаны практические рекомендации по нормированию форм речевого общения в системе управления воздушным движением (А. С. Газулоз).

Б. Ф. Ломов определил космическую психологию как «область психологической науки, которая формируется как комплексное направление, базирующееся на данных, получаемых в общей психологии (теоретической и экспериментальной), авиационной, инженерной, социальной психологии и психофизиологии». В работах этого научного направления затронуты основные принципы, методы и средства психологического изучения и воспитания личности космонавта (Р. Б. Богдашевский); представлены эксперименты по моделированию деятельности космонавтов в нештатных, аварийных условиях, которые выявили особенности профессиональной мотивации (В. А. Сутормин и М. Л. Хачатурьянц); предложен комплексный подход к оценке психической работоспособности, который может быть рекомендован для использования в практике космической психофизиологии на этапах отбора и подготовки космонавтов (К. К.  Иоселиани с соавт.); раскрыта роль общения в оптимизации условий жизнедеятельности  космонавтов, рассмотрена проблема оптимизации психоэмоционального состояния космонавта с помощью средств эстетического воздействия (О. П. Козеренко, И. М. Райгородская) .

При рассмотрении психологических вопросов деятельности космонавта на тренажepax особое внимание уделено соответствию тренировочных и реальных условий (И. Б. Соловьева).

Результаты теоретических и экспериментальных психологических исследований нашли отражение в работе Ю. М. 3абродина, Н. В. Крыловой и А. К. Боковикова «Методологические вопросы оценки функционального состояния человека-оператора в процессе обучения на тренажере», где показана актуальность проблемы достижения подобия по функциональному состоянию процесса обучения реальной деятельности.

Исследования В. И. Ильина вскрыли соотношения между особенностями личности, поведенческими установками и характером гормонального регулирования при некоторых формах эндокринной патологии.

Системный подход к успешности деятельности оператора (Ф. Б. Березин) базируется на комплекcном исследовании процесса психической адаптации в условиях, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам, которое включает клинический метод, психодиагностические тестовые методики, социально-психологические методики, электрофизиологические методы, биохимические методы изучения гуморального регулирования и традиционные инженерно-психологические методики.

Изучалось влияние различных по длительности рабочих вахт операторов, выполняющих визуально-инструментальные наблюдения, на состояние ряда физиологических функций и работоспособность операторов рабочих экипажей, состоящих из трех человек (О. О. Рюмин). Даны рекомендации для оптимальной организации режимов труда и отдыха экипажей. Представлены результаты исследования деятельности оператора по переработке видеоинформации в условиях дефицита времени (Н. В. Крылова и А. К. Боковиков).

В ходе работы подсекции «Психические и физиологические факторы в деятельности летных экипажей» (руководители - проф. Г. М. Зараковскнй, член-кор АН СССР П. В. Симонов, канд. мед. наук В. А. Курашвили) также был рассмотрен целый ряд вопросов психологической направленности.

Характерным для группы докладов о проблемах взаимосвязи психических и физиологических процессов в целостной деятельности летчика и специалистов систем управления полетами является обоснование двух концепций саморегуляции психики и функций организма человека в процессе летной деятельности: в одной акцент сделан на динамической регуляции в связи с режимами и этапами полета, в другой – на адаптации к длительно существующим условиям жизнедеятельности. На большом экспериментальном материале, полученном в peaльных полетах (Н. И. Фролов), обосновано положение о функциональном оптимуме физиологических реакций организма как проявлении работы части единой физиологической системы достижения цели деятельности, обеспечивающей в энергопластическом отношении сам этот  процесс, и приведены новые интересные данные, свидетельствующие о чрезвычайно тонком взаимодействии вегетативных функций и интеллектуальной активности человека. Своеобразным дополнением этого важного в теоретическом и практическом отношении результата явились экспериментальные материалы (В. И. Савченко) по влиянию специфических мотивов на моделируемую деятельность летчика, других условий, определяющих профессиональную работоспособность пилотов: при выполнении авиационных сельскохозяйственных работ (Ж. И. Грицкевич, Н. А. Разсолов), при воздействии сильных световых раздражителей (Н. Н. Зацерный, А. И. Иванов, Л. Н. Карелина) и др.

Вторая концепция саморегуляции психики и функций организма человека была представлена в докладе А. И. Корешкина «Основные закономерности физиологической индивидуально приобретаемой адаптации – дезадаптации человека к изменениям среды обитания». Автор выявил ряд закономерностей и разработал математическую модель, связывающую параметры адаптации к новым условиям (например, при перелетах в контрастные климатогеографические зоны) с разной длительностью пребывания в исходных условиях.

Ряд докладов этой группы был посвящен способам регуляции функционального состояния летчиков и космонавтов: аутогенной стимуляцией (А. И. Скрыпников), специальным обучением использованию неинструментальных сигналов (С. В. Алешин с соавт.), с помощью искусства (Г. С. Погосян). Интерес представило формирование рациональных алгоритмов работы пилота и соответствующих физиологических механизмов обеспечения деятельности (Б. И. Парменов-Трифилов). Аналогичный способ совершенствования работы авиационных врачей был предложен К. А. Пименовой и В. Н. Разсудовым.

Во второй группе докладов методической направленности следует отметить материалы по неконтактным (речь и векодвигательные реакции) методам оценки работоспособности человека (М. В. Фролов).

Основная направленность докладов третьей группы – повышение эффективности зрительной работы летчика (члена экипажа). Интересна гипотеза формирования наглядных образов и вытекающие из нее приемы обучения летчиков визуальному наблюдeнию (О. Т. Балуев); отмечены особенности работы глаза при отображении информации на ЭЛТ (В. В. Чумаков), закономерности изменений цветовосприятия при перегрузках (А. И. Бутурлин, М. А. Тихонов).

Устные и стендовые доклады обеих подсекций отличались высоким научным уровнем, основывались на солидном экспериментальном материале. Важно отметить, что результаты психологических исследований широко применяются в практике летно-космической деятельности.

Боковиков А. К., Крылова Н. В., Курашвили В. А 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН