Статья 17

НА ПОДСТУПАХ К ПРОБЛЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

 В Ленинградском университете имени А. А. Жданова проходил семинар-совещание

молодых ученых «Психологические проблемы индивидуальности», в котором приняли участие свыше 100 специалистов в различных областях психологической науки из 15 городов страны. Наибольшее число докладов было сделано молодыми психологами Москвы, Ленинграда, Перми, представлявшими психологические школы А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, В. Д. Небылицына, В. С. Мерлина.

Первое заседание семинара было посвящено теоретическим и методологическим вопросам: необходимости привлечения интересов исследователей к изучению индивидуальности на личностном уровне, в частности к изучению процессов формирования личностных смыслов (Д. А. Леонтьев, Москва); исходной ведущей роли практического отношения человека к условиям своей жизни в формировании индивидуального своеобразия функциональных системы «органов» регуляции жизнедеятельности человека (В. И. Слободчиков, Москва); важности анализа уникальных условий ранней социализации ребенка (Л. А. Радзиховский, Москва); изучению стабильности развития личности и построения соответствующей периодизации (В. Ф. Моргун, Полтава); методическим проблемам было посвящено выступление Д. В. Сочивко (Ленинград), предложившего учитывать особенности «означивания» перцептивного стимульнoго материала при диагностике индивидуального стиля познавательной деятельности; В. А. Брандин (Ленинград) предложил ряд новых показателей когнитивного стиля.

На втором заседании, посвященном исследованию различных иерархических уровней индивидуальности и их соотношений, были рассмотрены результаты экспериментальных исследований психофизиологических, психодинамических и личностных характеристик индивидуальности. Рассматривались особенности биоэлектрических процессов мозга в связи с индивидуальными характеристиками вероятностно-прогностической деятельности, эмоциональности, адаптивного поведения в стрессовой снтуации (А. Г. Васильева, И. Н. Грызлова, Б. И. Кочубей, Москва), была показана необходимость интерпретации особенностей электрофизиологических реакций с учетом характера целостного приспособительного акта, определяющего мотивацию испытуемого в эксперименте (Б. Б. Пысин, Пермь). В выступлении С. А. Стеценко (Ленинград) предметом анализа была роль когнитивно-аффективных соотношений в детерминации индивидуальных особенностей психической регуляции деятельности у детей дошкольного возраста. Изучению психологических механизмов преодоления межуровневых противоречий в ходе воспитывающего эксперимента были посвящены выступления И. Г. Исмагиловой и Л. В. Пименовой (Пермь). М. А. Холодная (Киев) сделала сообщение о взаимосвязи продуктивности н тенденций индивидуализации познавательной деятельности с включенностью в работу интеллекта сенсорно-эмоционального опыта личности; Н. Ю. Щербаков (Ленинград) основное внимание уделил анализу роли доминирующих мотивационных тенденций, смысловых установок личности в обусловливании содержательного единства индивидуальных характеристик регуляции познавательной деятельности на различных уровнях.

Третье заседание семинара-совещания было посвящено исследованию индивидуального своеобразия человека как субъекта отношений и деятельности, а также прикладным вопросам изучения индивидуальности. Рассматривались индивидуальные особенности включения сенсомоторных действий в целостную деятельность операторского типа (О. С. Дейнека, Ленинград), исследовался индивидуальный «экспрессивный репертуар» (Е. А. Казакина, Ленинград, и Е. В. Кузнецова, Ростов) –  экспрессия рассматривалась как фактор актерской одаренности и как фактор успешности общения. Были проанализированы возрастные и индивидуальные особенности проявления

познавательной потребности у старшеклассников (Л. Б. Юшкова), рассмотрены особеннoсти личности работников сферы бытового обслуживания в связи с успешностью отношений с клиентами (М. Я. Берман, Ленинград), уделено внимание индивидуально-психологическим особенностям как фактору успешности управленческой, педагогической и психотерапевтической деятельности (А. В. Ишмуратов, И. И. Скрипюк, С. В. Цыцарев, Ленинград), а также вопросам диагностики и индивидуального подхода в профессиональной подготовке курсантов летных и морских училищ (С. Р. Демидов, А. Е. Дружинин –  Ленинград, А. П. Вяткин –  Актюбинск и др.). Одна из важнейших задач последующих семинаров-совещаний молодых ученых – выработка общей теоретической и методологической концепции психологического изучения индивидуальности. Основанием такой концепции могут служить два взаимодополняющих подхода, нашедшие отражение в теоретических и экспериментальных работах участников семинара. Центральным моментом одного из этих подходов является изучение детерминации индивидуальных особенностей психической активности со стороны высших личностных структур индивидуальности (ценностных ориентаций, личностных смыслов и т. д.). Во втором подходе, напротив, акцент делается на изучение роли «индивидных особенностей» и условий ранней социализации в становлении индивидуального своеобразия психических образований, связанных с работой высших этажей психической регуляции (мотивационных тенденций, смысловых установок и т. п.).

На семинаре было предложено осуществлять координацию теоретических и экспериментальных исследований молодых ученых в рамках исследовательской программы, объединяющей два встречных направления изучения индивидуальности. 

 

Сочивко Д. В., Щербаков Н. Ю., Юшкова Л. Б.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН