Основы психологии
Проф. С.Л. Рубинштейн. Основы психологии. Пособие для высших педагогических учебных заведений (допущено Наркомпросом РСФСР). Государственное учебно-педагогическое издательство. Москва – 1935.
Содержание.
Предисловие.
Часть I. Психология, ее история, предмет и методы.
Глава 1. История психологии. Развитие психологии (Возникновение психологии. Эмпирическая психология. Развитие психологии как науки). Современные течения в психологии (Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Другие направления современной психологии. Советская психология).
Глава 2. Предмет психологии (Определение психологии. Психика и психологическое познание. Сознание и деятельность. Психофизическая проблемы. Сознание человека как продукт исторического развития. Предмет психологии. Психологическая теория и практические задачи).
Глава 3. Методы психологии (Задачи психологического исследования. Марксистско-ленинская диалектика как руководящий метод исследования в психологии. Методы психологии. Самонаблюдение. Объективное наблюдение. Метод анкет. Экспериментальный метод. Естественный эксперимент. Тесты. Клиническая беседа. Сравнительно-генетический метод).
Часть II. Основы психологического развития.
Глава 4. Проблема развития в психологии.
Глава 5. Развитие центральной нервной системы. Мозг человека. (Основные линии развития центральной нервной системы. Нервно-гуморальные основы психики. Учение о локализации).
Глава 6. Психологическое развитие и сознание человека. Психика животных (Проблема инстинкта. Проблема навыка и интеллекта). Сознание человека (Человеческое сознание. Историческое развитие человеческого сознания. Психологическое развитие в онтогенезе.
Часть III. Функциональный анализ сознания.
Введение (Задачи функционального анализа сознания)
Глава 7. Восприятие (Восприятие и ощущения). Ощущения (Ощущение и раздражение. Основные проблемы психофизики. Виды ощущений. Осязание и термические ощущения. Слуховые ощущения. Зрительные ощущения. Обонятельные и вкусовые ощущения. Органические ощущения). Восприятие (Целостность и структурность восприятия. Закономерность структурирования восприятия. Ортоскопичность восприятия. Осмысленность и объективность восприятия. Категориальность восприятия. Историчность восприятия). Развитие восприятия в онтогенезе (Сенсорное развитие. Структура детского восприятия. Развитие смыслового содержания восприятия. Синкретизм. Проблема наглядности). Восприятие пространства и времени (Восприятие пространства. Восприятие формы. Восприятие времени).
Глава 8. Память. Проблема памяти в психологии (Функции памяти и ее органической основы. Представления и эйдетические образы. Методы исследования памяти. Теория памяти. Воспроизведение. Воспоминание. Историческая память. Узнавание. Забывание). Развитие памяти в онтогенезе (Патология памяти. Память и обучение. Обучение и навыки).
Глава 9. Речь. Теория речи (Речь и язык. Функции речи. Речь и мышление. Внутренняя речь. Историческое развитие речи). Развитие речи в онтогенезе (Возникновение и первые этапы развития речи. Развитие функции детской речи. Проблема эгоцентрической речи. Развитие речи в школьном возрасте. Патология речи. Речь и мышление).
Глава 10. Мышление. Общая теория мышления. (Проблема мышления в современной психологии. Понятие интеллектуальной операции. Мышление в понятиях. Психология мышления и идеология. Мышление в понятиях и наглядное созерцание. Понятия. Суждение. Умозаключение. Мышление и структура сознания). Практическое мышление и примитивные формы мышления (Проблема практического интеллекта. Аутистическое и прелогическое мышление). Развитие мышления в онтогенезе (Проблема развития детского мышления. Развитие мышления в понятиях. Развитие детских суждений. Развитие умозаключений. Понимание детьми причинности и закономерности. Развитие мышления и обучение. Специальные виды мышления).
Глава 11. Воображение (Природа воображения. Методы исследования воображения. Развитие воображения).
Глава 12. Влечения, потребности и интересы (Влечения. Потребности. Интересы. Педагогические выводы).
Глава 13. Эмоции (Природы эмоций. Физиологические основы эмоций. Психологическая теория эмоций и чувств. Развитие эмоций. Педагогические выводы).
Глава 14. Внимание (Природа внимания. Физиологические основы внимания. Основные виды внимания. Методы их исследования. Развитие внимания. Педагогические выводы).
Глава 15. Воля (Проблема воли в психологии. Психологический анализ волевого акта. Патология и психология воли. Развитие воли).
Часть IV. Психология личности.
Глава 16. Проблема личности в психологии.
Глава 17.Учение о характере (Проблема характера. Биологические условия формирования характера. Понятие о конституции. Социальные основы формирования характера).
Глава 18. Учение об одаренности.
Глава 19. Психологическое развитие личности (Личность и труд).
Приложения
I. Схема Штерна, Баде и Липмана.
II. Психобиограмма (по Кречмеру)
III. Схема исследования личности (по Лазурскому)
Из Предисловия
Настоящая книга представляет собой попытку дать целостную систему в психологии, охватывающую основной экспериментальный материал и проникнутую единством методологической концепции. Осуществление этого замысла является лишь первым шагом на том пути, на который советская психология только вступает <…>
В построении настоящей работы автор не стремился к тому, чтобы предпослать социальному психологическому построению всю методологию. Сделать это – означало бы вынести ее за скобки. Тенденция настоящей работы иная. Она заключается в том, чтобы, наоборот, пронизать весь конкретный психологический материал едиными методологическими идеями и дать их в основном не до, а внутри конкретного содержания. <…>
Книга утверждена Наркомпросом в качестве руководящего пособия для преподавателей и аспирантов психологии и педологии. Основной текст книги без напечатанного петитом предназначен в качестве руководства для студентов специальных отделений.
Настоящая книга уже в течение ряда лет определяет преподавание психологии в Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена.
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты