Методика оценки лидерского потенциала студентов, кандидатов в резерв перспективных руководителей

Название проекта: Методика оценки лидерского потенциала студентов . кандидатов в резерв перспективных руководителей

Лаборатории ИП РАН, принимавшие участие в проекте: Лаборатория психологии труда

Руководитель и исполнители: Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Дикая Лариса Григорьевна, исполнитель кандидат психологических наук Янина Валерьевна Примаченко

Ключевые слова: Перспективный руководитель, лидерский потенциал, метакачество, диагностическая модель,Личностные качества, ресурсы, студенты, отбор.

Цель проекта: Разработать критерии и методику для отбора студентов в группу подготовки резерва будущих перспективных руководителей

Основное содержание: Методика оценки лидерского  потенциала руководителя основывается на представлении о лидерском потенциале  как метакачестве личности, интегрирующем субъектные, профессиональные и лидерские качества  руководителя-лидера. Было выявлено, что модель лидерского потенциала перспективного руководителя, составленная по представлениям руководителей и студентов, отличается от модели лидерского потенциала современного реального руководителя  по степени выраженности лидерских и субъектных качеств личности, творческих и морально-нравственных ресурсов личности.
На основе этого подхода был подобран комплекс методик диагностики личностных качеств руководителя и разработана диагностическая модель высокого лидерского потенциала перспективного руководителя, ядро которого составляют деятельностно-ориентированные и лидерские качества, основными ресурсами являются социально-ориентированные и волевые  качества личности. Дополнительные ресурсы объединяют интеллектуальные, морально-нравственные и творческие качества личности.

Социальная значимость, экономическая эффективность: В настоящее время в процессе реорганизации систем управления возрастает потребность в руководителях,  готовых к инновациям, обладающих лидерскими качествами, навыками командной работы и способных формировать проектную команду. Поэтому уже в процессе обучения в ВУЗЕ возникла острая необходимость в целенаправленной подготовки  студентов в резерв будущих перспективных руководителей.

Области возможного применения: Психология труда,  профориентация, профотбор, подготовка перспективных
руководителе в процессе обучения в Вузе и отбор студентов и работающих руководителей в резерв перспективных руководителей для современных организаций.

Степень готовности к практическому применению: Подобран комплекс методик, определяющий степень выраженности лидерского потенциала руководителя, разработаны критерии для отбора студентов в группу подготовки резерва будущих перспективных руководителей.

Оценка патентоспособности и сведения о патентной защите разработки: Патентноспособность имеется.По сравнению с другими методиками возможна не только качественная, но и количественная оценка лидерского потенциала при отборе и подготовке будущего руководителя.  Кроме того, аналога такой оценки лидерского потенциала не имеется.

Основные публикации  по проекту: 
1.     Дикая Л.Г., Примаченко Я. В. Личностный потенциал руководителя: образ и реальность./Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть2. /Отв. ред. Журавлев А.Н., Кольцова В.А..М.:Изд. ²Институт психологии РАН⌡,   2012,  С. 426-428
2.      Примаченко Я.В. Технология исследования лидерского потенциала как одного из факторов успешной профессиональной адаптации руководителя [Текст] / Я.В. Примаченко / Материалы IV съезда РПО (18.21 сент. 2007 г.): В 3 т. Т. 3. .М.; Ростов н/Д: КРЕДО, 2007. С. 73.74.
3.      Примаченко Я.В. Личностные детерминанты лидерства студентов на примере студентов ДВГУПС [Текст] /Я.В. Примаченко /Личность и профессия: труды Международ. науч.-практ. конф. (9 ноября 2007 г.). В 7 т. Т. 7 /под ред. К.И. Воробьёвой.  Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007.  С. 158.163.
4. Л.Г. Дикая, Я.В. Примаченко  Системно-деятельностный подход  к отбору студентов в резерв перспективных руководителей-лидеров. (для железнодорожного транспорта /Личность профессионала  в современном мире⌡ Отв. ред. Дикая Л.Г., Журавлев А.Л. . М.: Изд.²Институт психологии РАН⌡. 2013, С.393-416.

Примите участие в исследованиях:

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"