Методика Моральные дилеммы свой - чужой. Межгрупповые уровни с параллельной регистрацией психофизиологических показателей

Название проекта: Методика Моральные дилеммы свой -  чужой. Межгрупповые уровни⌡ с параллельной регистрацией психофизиологических показателей.

Лаборатории ИП РАН, принимавшие участие в проекте: лаборатория психофизиологии им. В.Б. Швыркова

Руководитель и исполнители: Созинова И.М., Знаменская И.И., Арутюнова А.К., Крылов А.К. (к.псх.н), Александров Ю.И. (д.псх.н.)

Ключевые слова: системно-эволюционный подход, дифференциация, мораль, нравственное отношение к "своему" "чужому", эмоция, дети 3-12 лет, вегетативные показатели, моральная дилемма

Цель проекта: Разработать методику и процедуру ее применения, которая позволила бы параллельную запись вегетативных показателей при решении моральных деилемм "свой" "чужой".

Основное содержание: Разработанная методика состоит из 6 моральных дилемм, направленных на исследование развития нравственного отношения к своему - чужому на различных межгрупповых уровнях (семья, нация, раса, вид, биосфера, одушевленное неживое). Методика и процедура ее применения обеспечивает возможность параллельной записи вегетативных показателей для учета эмоциональной компоненты развития нравственного отношения к своему- чужому.

Социальная значимость, экономическая эффективность: При проведении дополнительных специальных работ возможно создание образовательных программ по снижению аутгрупповой агрессии (в т.ч. к представителям других наций и рас).

Области возможного применения: С помощью данной методики возможно исследование развития нравственного отношения к своим - чужим различных межгрупповых уровней (семья, нация, раса, вид, биосфера, одушевленное неживое). При условии осуществления дополнительных прикладных работ возможно создание диагностических методов выявления аутгрупповой агрессии у детей, разработка тренингов для формирования нравственного отношения к чужим, а также проведение тематических мероприятий, разъясняющих нравственные принципы ценности жизни любого существа (в игровой форме).

Степень готовности к практическому применению: Разработка готова к применению как инструмент исследования нравственного отношения к чужому. Для применения в общеобразовательных учреждениях в качестве диагностических методов группы риска необходимо проведение дополнительных специальных работ.

Оценка патентоспособности и сведения о патентной защите разработки: Поскольку данная разработка не имеет аналогов и является оригинальной разработкой лаборатории, постольку она, вероятно, обладает патентоспособностью.

Основные публикации  по проекту: 
1. Созинова И.М., Знаменская И.И., Александров Ю.И. Нравственное отношение к "чужому у детей 3-11 лет. Решение моральных дилемм: предубеждения и предпочтения / Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. ≤ 1. Т. 6. С. 44-57
2. Знаменская И.И., Созинова и.м., Александров Ю.И. Интуитивные и рациональные компоненты морального выбора у детей 3.11 лет / Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. ≤ 2. Т. 6. С. 57-70
Sozinova I.M. Znamenskaya I.I., Alexandrov Yu.I. Development of Moral Attitude to In- and Out-Group Members by 3-11 Years Old Children / The 13th European Congess of Psychology. 2013. 
3. Знаменская И.И., Созинова И.М. Ингрупповое и аутгрупповое просоциальное поведение / Эволюционная и сравнительная психология: традиции и перспективы / Под ред. А.Н. Харитонова. . М.: Изд-во ²Институт психологии РАН⌡, 2013. С. 281-286.
4. Созинова И.М., Знаменская И.И., Крылов А.К., Александров Ю.И. Системно-эволюционный анализ формирования отношений ²свой.чужой⌡: проблема межвидовых и межэтнических отношений⌡/ М.: Труды Института психологии РАН. в печати.

Примите участие в исследованиях:

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"