Предисловие к книге Т.Ф. Базылевич

Т. Ф. Базылевич

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

И ПСИХОЛОГИЯ:

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ

 

Светлой памяти

Владимира Дмитриевича

НЕБЫЛИЦЫНА

посвящается этот труд

ПРЕДИСЛОВИЕ  АВТОРА

 

Дифференциальная психофизиология в ее взаимосвязи с психологией целостностной индивидуальности  воспринимается сегодня  в личном измерении ее основателя - блестящего ученого и  человека – В.Д.Небылицына, трагически погибшего в адлеровской катастрофе.  Сложной  оказалась  и история формирования и развития дифференциальной психофизиологии -  открытого им инновационного  направления типологического познания.

 Характерный для того времени идеологический прессинг на науку (когда – по  М.В. Ярошевскому  -  политики и физиологи диктовали психологу, что изучать, какими  методами изучать и к какому выводу приходить), по сути, делал дифференциальные  разделы  психологии репрессированной наукой.  Они как-то не встраивались в основное русло околонаучных догм идеологизированной  психологии, постулирующей широкие возможности регуляторных воздействий  на  психику со стороны социума. С позиций произрастающей здесь лысенковщины  -  человек имеет только одну способность – непрерывно развиваться в направлении социально ориентированного идеала личности будущего (Абишев, 1978). 

Стереотипы  околонаучного мышления также постулировали широкие возможности манипуляций индивидуальной психикой  воспитания, образования, обучения, среды. Считалось, что деятельность не может иметь задатков (например - в виде индивидуальных особенностей  ее субъекта). Здесь неуместны были исследования задатков деятельности. В результате,  сфера психологии и психофизиологии индивидуальных различий стала  «золушкой»  в советской психологии.

   Несомненно,  программированные  формы воспитания и обучения, когда человека развивающегося  хотят заставить пассивно интериоризировать постулаты социума, непременно ведут к дисгармонизации психического развития.  Здесь не видят индивидуальности человека, стараясь всех пригнать  под требования  идеальных образцов общества. При этом  личность  как робот  автоматически должна следовать извне насаждаемым нормам, что не всегда получается и ведет к ее деструкциям и деформациям.  Такие стратегии  приводят  к тому, что учащиеся школы не могут ставить задачи, у них атрофируется творческое начало, инициативность, самостоятельность.  А в жизни требуются как раз эти качества, поскольку внедрить в сознание и нормировать  бесконечную содержательную сторону жизнедеятельности   невозможно.

  Каждый этап развития социума имеет специфические детерминанты психического развития, которые часто трудно познать житейскими способами. Так, специальные исследования психологов ИП РАН  показали, что в современном российском обществе  характерная для времен застоя передача индивидуальных свойств от матери к детям  уступила место социальному  наследованию черт отца. Так импульсивность отца  оказалась отрицательно связана с интеллектом детей.  Поскольку российские папы уделяют детям слишком мало времени, то можно сделать пессимистический вывод о минимализме   детерминант оптимального психического развития.

В противовес постулированию деиндивидуализации задатков деятельности,  за последние 30 лет  накоплен обширный теоретико-эмпирический материал, со всей очевидностью доказывающий, что любая общепсихологическая закономерность свое реальное воплощение получает в индивидуально-модифицированных формах. Их объективная оценка во многом определяется дифференциальной психофизиологией с проекцией фиксируемых законов на психологию целостной индивидуальности, анализируемой  в современном человекознании как  новый объект современной дифференциальной психологии.

Научные приоритеты под давлением фактов резко изменились. Индивидуальными особенностями стали заниматься повсеместно.  Каждый исследователь в любой области психологии – будь то  восприятие, ощущение, память и т.д.  -   непременно в своей узкой сфере занимался дизъюнктивно отчленяемыми «мозаичными» индивидуальными особенностями  (в который уже раз наталкиваясь на «тупики»  в аналитическом познании, через которые прошла  классика типологических исследований).

 Вместе с тем, широта развернутых работ – хотя они и не претендовали на принадлежность к  современной дифференциальной психофизиологии  -  доказывала  актуальность  ее проблем  для науки и практики, что требовало привлечения  во многом утраченного профессионального опыта отечественной типологической школы. Поэтому современное человекознание  все чаще обращается  к исследованиям отечественной школы дифференциальной психофизиологии, которая  –  по мысли ее основателя  В.Д.Небылицына – приближает нас к пониманию тех причин,  по которым каждый из нас отличается от других людей.

Сегодня налицо парадоксальная ситуация, когда проблемы новой дифференциальной психофизиологии  и психологии , имеющие очевидное фундаментальной и практическое значение,  почему-то выпадают из поля зрения ученых.  Их разработка осуществляется фрагментарно и ограниченно, научная значимость явно недооценивается. Но наступило время, когда все неожиданно прозревают, недоумевая:  как же так, почему этим недостаточно занимаются,  ведь это важно и перспективно?! Эти нелегкие вопросы ведут к нелегким ответам:  инерция идеологизированного околонаучного мышления, корпоративные ценности отдельных течений в психологии. Возникает порочный круг мнимой значимости отдельных осколков индивидуальности, аналитически отчлененных от целостной ситуации психического развития.

Шаги к возрождению дифференциальных психологических дисциплин  в 70-х годах  милениума инициированы Министерством образования. В то время В.Д.Шадриковым  по данному вопросу была создана специальная комиссия, подчеркнувшая  очевидные трудности  их развития и  – вместе с тем -  очевидную  актуальность для психологии и социальной практики.  Новым объектом фундаментальных типологических исследований  становится  индивидуальность, которая всегда целостна.

Справедливости ради отмечу, что дифференциальная психофизиология  переживает  «вчера и сегодня»  не лучшие времена. Трагическая гибель ее основателя    В.Д.Небылицына не позволила ему завершить начатое, многое  осталось недосказанным, что создало возможность неоднозначной трактовки научного наследия и перспективных планов развития направления.

 Все это заставляет снова и снова возвращаться к бесценному опыту наиболее продвинутой  на этом пути научной школы Б.М.Теплова - В.Д.Небылицына.  Мне кажется,  что сегодня  уместно почтить память Владимира Дмитриевича языком конкретного факта со ссылкой на конкретные  фундаментальные исследования.  Сегодня  уже есть основания подчеркнуть, что наследие  В.Д.Небылицына  осталось не только  ярким периодом истории психологии, но и получает развитие в настоящем и будущем психологических наук и современного человекознания.

Дифференциальная психофизиология – по замыслу ее основателя В.Д.Небылицына – призвана  понять, чем каждый из нас по своей природе и в своей целостности  отличается от других людей. При всей очевидности  значения соответствующих проблем для теории, эксперимента и практики психологических наук конкретная их проработка является сверхтрудной и сверхактуальной  научной задачей.

Каждый человек отличается от других людей множеством свойств, качеств, характеристик, черт, признаков. Не будет большим преувеличением сказать, что мы тратим значительные силы на попытки познания самого себя, своих индивидуальных особенностей. Однако, обычно используемое при этом самонаблю­дение и рефлексия слишком часто приводят к вербализованным рационализациям человеком своих апперцепций, к формированию дисгармоничных (некомфортных для человека) экологических "ниш" индивидуальности, что сказывается в иррациональном желании кардинально - даже во вред себе и окружающим - изменить себя. Алкоголизм, наркомания, транссексуализм, психологические защиты, акцентуации характера, позволяющие хоть на время как бы "выйти" из рамок подчас дискомфортного своеобразия индивидуально-стабильных особенностей личности, могут быть следствием непознаваемости индивидуальности "житейскими" способами.

  Даже внешность человека часто трудно узнается самим ее носителем. Известно субъективное ощущение несхожести оригина­ла и фотографии  ( даже если снимок сделан весьма качественно). Этот эффект "незнания себя" еще больше усугубляется при восприятии человеком видеозаписи своего обычного поведения.

 Психические же свойства человека, отражающие многоаспектность бытия и связанные с предельно динамичными системными процессами организма, индивида и личности, конечно же, трудно познать с помощью распространенных сейчас тестов, вопросников и анкет. Мало информации дает и самонаблюдение, дополненное саморефлексией.

В образной форме вышесказанное выразил поэт Евгений Ев­тушенко:

Я разный -  натруженный и праздный.

Я весь несовместимый, неудобный, застенчивый

 и наглый, злой и добрый.

Я так люблю, чтоб все перемежалось!

 И столько  всякого во мне перемешалось  -  от Запада и до востока, от зависти и до восторга!

Я знаю - вы мне скажете: "Где цельность?"

О, в этом всем огромная есть ценность!

(Избр. Произв. Том I, М., 1980, с.58)

Не случайно в научно-популярной литературе появилась па­радигма "Кентавризма", проповедующая презумпцию сочетаемости несовместимых черт человека ( гений и злодейство, слабость и сила, безумство и гениальность, крайняя ранимость и творческость и т. д.). В данном контексте правомерен вопрос: " Знаем ли мы себя? Каким образом можно получить объективные данные об индивидуальности, опосредующей влияние внешних причин на внутренние условия взаимодействия человека с миром?"  Эти проблемы волнуют каждого, поскольку связаны с пониманием и познанием своеобразия человека в его каждодневных проявлениях.

Ответы на эти вопросы читатель сможет сформулировать, ознакомившись с  результатами  впервые обобщенных в монографии много­летних фундаментальных исследований в русле инновационных небылицынских идей построения дифференциальной   психофизиологии, позволивших формировать новый взгляд на дифференциальную психологию.  Работа начата под руководством и при участии последователя  Б.М.Теплова - Владимира Дмитрие­вича Небылицына.  Это новое направление психологических наук наметило пути изучения факторов, позволяющих, как думал ученый, выявить общие, унитарные  нейрофизиологические параметры, характеризующие мозг как целое, лежащие в основе целостных общеличностных особенностей. При  этом организация   трудоемких  нейро-   и психофизиологических исследований не была самоцелью. Они были направлены на раскрытие механизмов целостного поведения и общей природы личности.

Трагическая смерть Владимира Дмитриевича отразилась не только на  судьбах  работавших с ним ученых, но и создала многовариантность стратегий типологического познания. Фундаментальность и практическая значимость основанного им направления исследований индивидуальности позволила сформировать возможные  пути его развития.  М.К. Акимова, Е.М.Борисова Э.А.Голубева, К.М.Гуревич, М.К. Кабардов, А.И. Крупнов, С.Б.Малых,  И.В.Равич-Щербо, В.М.Русалов,  - эти известные психологи  разными путями с использованием разных стратегий исследования приближают нас к всестороннему познанию индивидуальности.

Наши собственные исследования составили отдельное направление современной дифференциальной психофизиологии, которое сейчас способствует развитию психологии целостной индивидуальности, дифференциальной акмеологии, экологической психологии индивидуальности, работам в области психологической безопасности индивидуальности. Исследования начаты в лаборатории дифференциальной психофизиологии Института психологии АПН СССР под руководством В.Д.Небылицына, продолжены в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН, в независимом НПЦ психологической безопасности индивидуальности «Акма» при Президенте РФ, на кафедре общей и социальной психологии  МСИ,  на кафедре  психологии и социальной работы РГУТиС, на кафедрах: акмеологии и психологии профессиональной деятельности  РАГС при Президенте РФ,  педагогики и психологии МГУТУ.

Автор выражает искреннюю благодарность сотрудничающим со мной ученым, аспирантам, студентам, которые участвовали в реализации плана исследования и морально меня поддерживали, создавая   творческие коллективы на каждом этапе проработки проблем дифференциальной психофизиологии в ее интеграции с дифференциальной психологией.

Представленная работа  – попытка  рассмотреть сегодня  традиции и тенденции развития  дифференциальной психофизиологии, чтобы ярче показать историческую инвариантность и логику кардинальных изменений идей в русле типологических исследований дифференциальной психофизиологии и психологии.  Анализируемые  материалы – результат более чем 40-летней работы внутри научного направления по реализации  небылицынского плана развития типологического познания. Идеи В.Д. Небылицына  воплощаются  в  конкретных экспериментальных и эмпирических   исследованиях.      Работы  других ученых, вносящих  вклад в  развитие типологической  отечественной школы, в  их  будущих научных публикациях могут раскрывать  и другие аспекты изучения индивидуально-психофизиологических и психологических особенностей  человека.

В монографии впервые приведена периодизация типологического познания, инициированная идеями школы Б.М.Теплова-В.Д.Небылицына и их последователей.  На основе результатов конкретных теоретико-экспериментальных работ  обобщены  тенденции развития  традиционных линий  изучения  типологических особенностей ВНД, а также  наиболее существенные  теоретико-экспериментальные итоги  исследований  целостной индивидуальности как нового объекта типологических исследований. 

 

 

 

 

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «ИНФРА-М» ПРЕДЛАГАЕТ:


Базылевич Т.Ф.
Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 320 с. — (Научная мысль).
ISBN 978-5-16-006327-0

Рецензенты:

д-р психологических наук, проф. М.К. Акимова

д-р психологических наук, проф. С.Б. Малых

д-р психологических наук, проф. В.А. Толочек

д-р медицинских наук, проф.  В.А. Владимирцев 

В монографии раскрыта логика построения дифференциальной психофизиологии и психологии с позиций фундаментальной науки в связи с запросами социальной практики. Автор — доктор психологических наук, профессор, научный руководитель независимого НПЦ психологической безопасности индивидуальности «Акма» — на примере конкретных исследований анализирует теорию, эксперимент и практику единства субъектной психологии индивидуальных различий и дифференциальной психофизиологии как преемнице отечественной типологической школы Б.М. Теплова—В.Д. Небылицына. Представлена периодизация исторически инвариантных и изменяющихся идей школы в развитии типологического познания целостной индивидуальности.

Раскрываются профессиональные секреты эффективной работы психолога в теоретической и прикладной науке и практике при овладении законами дифференциальной психофизиологии и смежных ее направлений — психологии целостной индивидуальности, экологической психологии индивидуальности, психологии безопасности индивидуальности, дифференциальной акмеологии.

Для студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников, психологов, психофизиологов, медиков,  психогенетиков, педагогов, акмеологов, биологов, социальных работников, оказывающих психологическую помощь в трудных и стрессогенных ситуациях жизнедеятельности.

Дата выхода: декабрь 2012 г.

 

Где купить:
Оптовая продажа по безналичному расчету:
Тел.: (495) 363-42-60 (доб. 215, 217), факс: (495) 380-05-40 (доб. 257)
E-mail: irina@infra-m.ru


Книга-почтой:
Тел.: (495) 363-42-60 (доб. 246, 248), факс: (495) 363-42-60 (доб. 232)
E-mail: podpiska@infra-m.ru

Следите за новинками на сайте:www.infra-m.ru

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН