Волкова Елена Вениаминовна

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина, доктор психологических наук, доцент.

В 1987 закончила с отличием Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева, в 1997 также с отличием — МГОПУ им. М.А. Шолохова, затем в 2001 — аспирантуру, в 2008 — докторантуру. В 2002 г. присуждена ученая степень кандидата психологических наук, в 2012 г. — доктора психологических наук. В 1993—2002 гг. работала в школе (учитель химии высшей категории), 2002—2008 гг. — на факультете психологии УрГУ им. А.М. Горького (в 2008 г. присвоено ученое звание доцента), 2008—2010 гг. — на кафедре психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, с 2010 г. — в лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН.

 

  • Лауреат конкурса «Инновационные психологические технологии в новом столетии», IV съезд РПО, Ростов-на-Дону, 2007.
  • Лауреат конкурса на лучшую научную книгу 2008, Фонд развития отечественного образования.
  • Лауреат конкурса на лучшую научную книгу 2011, Фонд развития отечественного образования. 

 

Адрес: 129366 Москва, ул. Ярославская, д.13, комн. 306

Телефон: (495) 682 4447

E-mail: volkovaev@mail.ru

Область научных интересов:
методология психологических исследований, общие и специальные способности, ментальные ресурсы, ментальные структуры, компетентность, дифференционно-интеграционные механизмы развития, психодиагностика, образовательные системы и технологии.

 

Основные публикации

 

Монографии 

  • Волкова Е.В. Общий универсальный закон развития, развитие когнитивных структур химического знания и химические способности. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2008. — 512 с.
  •  Волкова Е.В. Психология специальных способностей: дифференционно-интеграционный подход. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 304 с.

Статьи

  • Волкова Е.В. Формирование когнитивных репрезентативных структур в процессе изучения химии в школе / Вопросы психологии. №2. 2006. С. 37—49.
  • Волкова Е.В. Использование методики Е. Торренса для изучения способностей студентов-химиков / Известия Уральского государственного университета. 2007. № 50 (2007) Серия: Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 21. С. 241—253.
  • Волкова Е.В. К вопросу о существовании химических способностей / Известия Уральского государственного университета. 2007. № 50(2007) Серия Ι: Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 22. С. 211—222.
  • Волкова Е.В. Химическая направленность ума / Химия в школе. № 2. 2008. С. 2—7.
  • Волкова Е.В. Образ мира глазами химика (Образ вещества как форма и условие познавательной деятельности химика) / Мир психологии. 2009. №4. С. 187—195.
  • Волкова Е.В. Принцип дифференциации и представление о когнитивных структурах в практике обучения химии / Дифференционно-интеграционная теория развития / Сост. Н.И. Чуприкова, А.Д. Кошелев. М.: Языки славянских культур, 2011. C. 97—113.
  • Волкова Е.В. Историко-культурное развитие предметного содержания химии в свете общего универсального закона развития и представления о когнитивных структурах, складывающихся в процессе познания мира /Дифференционно-интеграционная теория развития / Сост. Н.И. Чуприкова, А.Д. Кошелев. М.: Языки славянских культур, 2011. C. 83—96.
  • Волкова Е.В. Особенности памяти студентов и школьников с разным уровнем специальных химических способностей / Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2011. №2. С. 51—64.
  • Волкова Е.В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности / Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 4. С. 83—94.
  • Волкова Е.В. Системный подход и развитие содержания категории «способность» / Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Т. 2. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 502—504.
  • Волкова Е.В. Методология организменного исследования / Экспериментальный метод в структуре психологического знания / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 549—555.
  • Волкова Е.В. Гендерные различия творческих способностей / Психология в системе комплексного человекознания. Ч. 1. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 785—789.
  • Волкова Е.В. Интеграция фундаментальных принципов психологии как методологическая основа исследования специальных химических способностей /Приднепровский научный вестник. № 7 (129) 2012. С. 83—92.

 

Учебно-методические работы

  • Волкова Е.В. Экспертиза и мониторинг в системе образования: социально-психологические аспекты. Учебное пособие к курсу для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. — 297 с. (Утверждено советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений).
  • Компьютерная психодиагностическая технология «GreatChemist», сертификат № 200700050, свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ № 2006614415.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Программа "Социально-эмоционального развития детей и подростков"

Примите участие в исследовании

Приглашаем принять участие в исследовании жизнеспособности человека

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"