Ушакова Татьяна Николаевна

главный научный сотрудник, действительный член Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор

Окончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру Института общей и педагогической психологии АПН СССР (в наст. вр. – Психологический институт РАО). Тема докторской диссертации – «Функциональные структуры второй сигнальной системы». С 1993 по 2003 г. – организатор и Главный редактор журнала «Иностранная психология». В 2004-2010 г. – главный редактор журнала Высшей школы экономики «Психология».


Основные направления работы:

Исследования в области психологии речи и языка, психолингвистика.


Основные темы:

общая структура речеязыкового механизма; проблема внутренней речи, ее психофизиологические механизмы; место вербальной сети в этой структуре; интециональная организация речи; речеязыковой онтогенез, детское словотворчество; проблемы речеязыковой семантики; творчество в речи; история психолингвистики.

 

Основные публикации: монографии, главы в книгах, редактирование книг

 Т.Н. Ушакова. Функциональные структуры второй сигнальной системы. Психофизиологические механизмы речи. (Монография) М., “Наука”, 1979, 247 с.

Т.Н. Ушакова (ред.). Сб. Психологические и психофизиологические исследования речи. Сборник трудов, М., “Наука”, 1985. 240 с.

Т.Н. Ушакова совм. с Б.Ф. Ломовым и В.А.Барабанщиковым (ред.). Сб. Когнитивная психология / М., 1985.

То же на англ. яз.

Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. (Монография)Речь человека в общении. М., “Наука” , 1985.

Т.Н. Ушакова (ред.). Сб. Теоретические и прикладные исследования психологии речи. М., ИПАН СССР, 1988.

Т.Н. Ушакова (ред.). Сб. Современные модели психологии речи и психолингвистики. М., 1990. 244 с.

Т.Н. Ушакова - автор, составитель, отв. редактор книги “В.Д.Небылицын. Жизнь и научное творчество” (кол. монография, 24 п.л., 1996, изд. “Ладомир”).

Ушакова Т.Н., Латынов В.В., Павлова А.А., Павлова Н.Д. Ведение политических дискуссий. (Колл. монография) М., Акдемия, 1995.

Т.Н. Ушакова (совм. с К. Ковальски и Дж. Канджеми)(ред). Сб. Лидерство. 1997, Дубна.

Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова. Речь, язык, коммуникация/ Глава в учебнике “Современная психология” под ред. В.Н.Дружинина, “ИНФРА-М”, М., 1999 г., с. 266-304 ( 3 п.л).

Т.Н. Ушакова. Составитель и редактор тома трудов В.Д. Небылицына “Проблемы психологии индивидуальности”, Москва-Воронеж, Модэк, 1999 г.

Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева (ред.).Детская речь: психолингвистические исследования./ Сб. статей, М., 2001.

Т.Н. Ушакова. Речь /Психология. Учебник для гуманитарных вузов под ред. В.Н. Дружинина. 2001. Глава 14, с. 237-270.

Ушакова Т.Н., Латынов В.В., Павлова Н.Д , Цепцов В.В, Алексеев И.К.. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. СПб., «Алетейя», 2000.

Т.Н. Ушакова. Речевой онтогенез. / Глава в учебнике “Когнитивная психология” Под ред. В.Н. Дружинина и Д.В. Ушакова, М., 2002, сс. 407-420.

Т.Н. Ушакова (составитель, ред. и автор биогр. справки) книга ”Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности”. Серия “Психологи отечества”, Москва - Воронеж, 2002, 688 с.

Т.Н. Ушакова. Психология речи и языка. Психолингвистика/Психология ХХ1 века, ред. В.Н. Дружинин. Учебник для вузов. Глава 3.8. М., ПЕР СЭ, 2003. С. 353-396.

Т.Н. Ушакова. Речь: истоки и принципы развития. М., 2004. Пер Сэ, 255 с..

.Н. Ушакова и Н.И. Чуприкова (ред). Психология высших когнитивных процессов. М., 2004, «Персэ». Сб., 18 п.л.

Психология высших когнитивных процессов - школа Е.И. Бойко / Брошюра, составители Т.Н. Ушакова и Н.И. Чуприкова. 2004, 3 п.л.

«Язык, сознание, культура». Сб. под ред. Н.В. Уфимцевой и Т.Н. Ушаковой.2005, М., Институт психологии РАН и Институт языкознания РАН.

Психолингвистика. Учебник для вузов / Под ред. Т.Н. Ушаковой.2006. ПЕРСЭ, 415 с.

Психология современного лидерства. Американские исследования /Ред. Дж. Канджеми, К. Ковальски, Т.Н. Ушакова. – М. Когито-центр, 2007. – Коллективная монография, 288 с.

Психолингвистика 21 века: от антропоцентризма к антропофилии / Колл. моногр. 2007, ред. Н.В. Уфимцева и Т.Н. Ушакова. М.-Калуга, 2007.

Речь ребенка: проблемы и решения / Колл. моногр. / Отв. ред. Т.Н. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008 г. – 352 с.

Языковое сознание: психолингвистические аспекты / Сб. под ред. Н.В. Уфимцевой и Т.Н. Ушаковой. М.-Калуга, 2009. 301 с.

Т.Н. Ушакова. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011, 523 с.

Статьи последних лет

Ушакова Т.Н., Белова С.С., Валуева Е.А.  Лингвопсихологическое исследование вербальной семантики / Психол. журн. 2010, №6, с. 83-97.

Ушакова Т.Н., Белова С.С. Лингвопсихологическое исследование вербальной семантики на материале полисемии/ Четвёртая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Томск, 22–26 июня 2010 г. – Томск: Томский государственный университет, 2010. Т. 2: – 331 с., с. 556-557. (тезисы)

Lyakso Е.Е., Ushakova T.N., Frolova О.V., et al.. Russian children's vocabulary, speech imitation and reading skills mastery. International Journal of Psychophysiology..2010. V.77. Issue 3. P.310.

Ушакова Т.Н. Семантика первых детских слов / Вопросы психол. 2011, №2, с.25-36.

Ушакова Т.Н.Взаимодействие психологического и физиологического в речи человека/ Психологический журнал, 2012, № 3, с.5-16.

Ушакова Т.Н., Белова С.С. Истоки осмысленности ранней детской речи, Вопросы психологии. 2012, № 2, с. 45-55.

Ушакова Т.Н, Григорьев А.А., Гаврилова Е.В., Голышева Е.А. Функциональная организация полисемических структур/ Вопросы психолингвистики. 2012, № 2. С.186-194.

Ушакова Т.Н., Белова С.С. Когнитивно-коммуникативные предпосылки раннего речевого развития ребенка / 5-я международная конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Калининград, 2012. С.667-669.

Ушакова Т.Н.. Осмысленность ранних пред-словесных проявлений ребенка: ее происхождение и особенности. Материалы к 5 Съезду российских психологов, М., 2012. 2 с.

Ушакова Т.Н., Григорьев А.А. Полисемия как форма организации вербально- семантического пространства. Вопросы психолингвистики, Москва, 2013, 10 – 19.

Данилова Н.Н. , Ушакова Т.Н. Психофизиологические механизмы формирования и актуализации семантических категорий. Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского "Человек, субъект, личность в современной психологии", 10-11 октября 2013 г., Институт психологии РАН, Москва, 2013, 3, 143 - 146.

Ушакова Т.Н. Как возможно осмысленное слово у годовалого ребенка / Вопросы психологии. 2015, № 1, с. 26-38.  

Ушакова Т.Н. Житель Доброго города (Заметки о встречах с А.А. Леонтьевым) / Вопросы психолингвистики, 2016, № 1, с .18-25.

Ушакова Т.Н., Белова С.С., Валуева Е.А. Поведенческая линия в предсловесном развитии младенца первого года жизни / Седьмая международная конференция по когнитивной науке / Публикация в Материалах Конференции. 20.06-24.06, 2016, с. 593, Светлогорск, Россия.

Белова С.С., Носуленко В.Н., Ушакова Т.Н. Использование видеонаблюдения для выявления скрытых процессов предречевого развития младенца /Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. No 2. С. 66–81.

Ушакова Т.Н. Зарождение и развитие начатков речи у младенца в течение первых недель и месяцев его жизни (0-12)/ Психология. Журнал ГУ ВШЭ. 2017, т.14, №2. с. 338-355.

Григорьев А.А., Ушакова Т.Н Применение количественного анализадля исследования субъективной стороны слова // Экспериментальная психология. 2017, №3, с. 16-32.

Ушакова Т.Н. К 45-летию создания Института психологии РАН: В.Д. Небылицын. /В кн.: Выдающиеся сотрудники Института психологии РАН, 2017 (в печати).

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН