Сергиенко Елена Алексеевна


доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник

 


Дата рождения: 13.10.1949

Область научных интересов: психология развития, когнитивное развитие, модель психического, психология саморегуляции, контроль поведения, психология сознания, психология субъекта



Е-mail: elenas13@mail.ru

Телефон для связи: 8 (495) 6827329

 

Образование:


  • Закончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1972 г.
  • С 1972 г. работает в Институте психологии РАН
  • В 1978 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Глазодвигательная активность в условиях динамической стимуляции в раннем онтогенезе человека»
  • В 1997 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Антиципация в раннем онтогенезе человека».
  • Сергиенко Е.А. является членом экспертного совета по психологии РФФИ,
  • Член Президиума Российского психологического общества,
  • Член редакционной коллегии Психологического журнала, журнала Психология. Высшей школы экономики, электронного журнала Психологические исследования, Современная зарубежная психология.
  • Является зам. председателя Ученого совета по защитам докторских диссертаций по специальности 19.00.13- психология развития, акмеология в Институте психологии РАН
  • Членом защитного Ученого совета на факультете психологии МГУ по специальности 19.00.01- общая психология, психология личности, история психологии, членом Ученого совета ВШЭ.
  • Сергиенко Е.А. является зав. кафедрой общей психологии и психологии развития Государственного академического университета гуманитарных наук ГАУГН, читает курс лекций по психологии развития. Ей составлена программа по психологии развития, программа вступительных экзаменов и экзаменов по сдаче кандидатского минимума, утвержденные на Ученом совете Института психологии РАН, 2007, 2013 г.


Научная деятельность:


  • 1972-1990 – младший научный сотрудник Института психологии РАН
  • 1990-1992- научный сотрудник Института психологии РАН
  • 1992-1994 – старший научный сотрудник Института психологии РАН
  • 1994-2015 – заведующая лабораторией Института психологии РАН
  • 2015- настоящее время – главный научный сотрудник Института психологии РАН
  • Профессор (2006)
  • Награждена Серебряной медалью ВДНХ за научные заслуги (1992)
  • Грамотой Президиума Российской Академии наук (1993).
  • Премия «Золотая психея» за лучшую монографию 2006.


Участие в грантах:

  • РГНФ №05-06-06469а 2005-2007 Контроль поведения как интегративная характеристика субъекта. РГНФ № 08-06-00053а 2008-2011 Психология субъекта: системно-субъектный подход
  • РФФИ № 14-06-00025 2014-2016 Ментальные механизмы коммуникативной успешности.
  • РГНФ №05-06-06469а 2005-2007 Контроль поведения как интегративная характеристика субъекта. РГНФ № 08-06-00053а 2008-2011 Психология субъекта: системно-субъектный подход
  • РГНФ: 11-06-00916а 2011 - 2013 Субъективный возраст человека.
  • РГНФ: 14-06-00206а 2014 - 2016 Субъективное восприятие себя, мира при разном психологическом благополучии в период жизненного самоопределения современной молодежи.
  • РФФИ №.05-06-80358а 2005-2007 Развитие понимания психического детьми дошкольного возраста как показатель становления субъектности..
  • РФФИ № 08-06-00027а 2008-2010 Понимание ментальных состояний у детей-сирот.
  •  РФФИ № 11-06-00013 2011 -2013 Становление ментальных механизмов социальных воздействий.
  • РФФИ № 14-06-00025 2014-2016 Ментальные механизмы коммуникативной успешности.


Выступления в СМИ:


  • Будьте вместе и делайте что нравится. /Психология для жизни. 2008. №3. с. 3-7 Перед экраном. /Труд-7. 12 марта 2009 с. 35.
  •  О верхушке школьного пирога Юдина Светлана, Труд 7, №, 29 Октября 2009г.
  • Если у вашего ребенка слишком много энергии, её нужно направить в правильное русло Телепередача Ночь. Интеллект. 5-канал С-Петерьберг. 13.11.2009. 055-1.25.
  • Интервью с Т.В.Черниговской.
  • Как научить ребенка добиваться своего в учебе? /Труд 7, № 045 18 марта 2010 интервью с Светланой Юдиной.
  • Можно ли помочь детям справиться с неудачами Интервью со Светланой Юдиной
  • http://www.trud.ru/article/24-06-2010/244979_mozhno_li_pomoch_detjam_spravljatsja_s_neudachami.html
  • Моложе с каждым годом. Интервью с А. Бабушкиной /Крестьянка. 2012. Ноябрь. С.40-41. http://www.rosbalt.ru/piter/2015/06/01/1403821.html
  •  "Образ бабушки в платочке ушел в прошлое" , Росбалт, 01/06/2015


Педагогическая деятельность:


Сергиенко Е.А. является зав. кафедрой общей психологии Государственного академического университета гуманитарных наук ГАУГН, читает курс лекций по психологии развития. Ей составлена программа по психологии развития, программа вступительных экзаменов и экзаменов по сдаче кандидатского минимума, утвержденные на Ученом совете Института психологии РАН, 2007, 2013 г.

Под научным руководством Е.А. Сергиенко защищено 20 диссертационных работ.


Основные публикации:


Монографии

  • Антиципация в раннем онтогенезе человека. М., Наука, 1992.
  • Ментальная репрезентация: динамика и структура. ( коллективная монография) /под ред. А.В. Брушлинского, Е.А.Сергиенко. М.:  ИПРАН, 1998, 343 с.
  • Близнецы:  от рождения до 3-х лет. 8 а.л. Коллективная монография, Когито –Центр, 2002 (совместно с  Виленской Г.А., Рязановой Т.Б., Дозорцевой А.В.).
  • Исследования по когнитивной психологии /Под ред. Е.А. Сергиенко. Изд-во ИПРАН, 2004. 477 с.
  • Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Изд-во «Институт психологии РАН» , 2006, 466 с.
  • Модель психического в онтогенезе человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 431с. (в соавторстве Е.И.Лебедева, О.А.Прусакова)
  • Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2010. 355 с. (совместно с Виленской Г.А., Ковалевой Ю.В.)
  • Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT. V. 2.0). Русскоязычная версия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2010. 89 с. (совместно с Ветровой И.И.)
  • Телевизионная реклама и дети. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 184 с. (совместно с Талановой Н.Н., Лебедевой Е.И.).
  • Русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0). М.: Смысл, 2017. 
     

Книги под редакцией:

  1. ·          Феномен и категория зрелости /Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко М.: «Изд-во Института психологии РАН». 2007, 287 с.
  2. ·          Совладающее поведение: современное состояние и перспектива. /Под ред. А.Л.Журавлева, Е.А.Сергиенко, Т.Л.Крюковой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2008. 412 с.
  3. ·          Системно-субъектный подход в психологии. /Психология субъекта и психология человеческого бытия /Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикина, Е.А. Сергиенко. Краснодар: Кубанский гос. Уни-т, 2010. С.16-40.
  4. ·          Стресс, выгорание, совладание в современном контексте/ Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,  2012. С. 5-21.
  5. ·         Психологические проблемы современного российского общества. /Отв. Редакторы А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012
  6. ·          Психологические исследования проблем современного российского общества / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А., Сергиенко. – М.: Изд-во ≪Институт психологии РАН≫, 2013.
  7. ·          Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского в 3 Томах / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд‐во «Институт психологии РАН», 2013.
  8. ·          Психология человека и общества: Научно-практические исследования /Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабриной.Выпуск 1. М.: Издательство «Институт психологии». 2014.
  9. ·          Коллективный труд Принцип развития в современной психологии /Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
  10. ·          Психологические исследования. Труды молодых ученых ИПРАН. Вып.1-8./Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005-2016.
 


Статьи 2010-2016 (всего более 250).

 

  1. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И., Волочков А.А., Попов А.Ю. Адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» на русскоязычной выборке. /Психол. журн. 2010. Т.31. №.1. С.35-73.
  2. Сергиенко Е.А. Субъективный возраст в самоопределении человека на временной дистанции его жизнедеятельности./Мир психологии.2011. №3 (67) июль-сентябрь.С.104-119.   
  3.  Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива. /Психол. журн. 2011. Т.32. №1. С.120-132.
  4.  Колесникова Н.И., Сергиенко Е.А. Личностные аспекты понимания психического у взрослых [Электронный ресурс] / Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 6(14). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.12.2010). 0421000116/0056.
  5. Сергиенко Е.А., Микова Т.С. Психологическая адаптация женщин с травматическим опытом искусственного прерывания беременности. /Психолог. Журн. 2011. Т.32. №.4. С.70-83.
  6. Сергиенко Е.А. Субъективный возраст в самоопределении человека на временной дистанции его жизнедеятельности./Мир психологии.2011. №3 (67) июль-сентябрь.С.104-119.   
  7. Журавлев А.Л., Зинченко Ю.П., Ковалева Ю.В., Сергиенко Е.А. Vсъезд Российского психологического общества / Психологический журнал. 2012. Т.33. № 5. С. 82-91.
  8. Субъективный возраст в контексте системно-субъектного подхода/Ученые записки Казанского университета. 2011.Т.153. Серия Гуманитарные науки. Книга 5. С.89-101. 
  9. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд / Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 1. http://psystudy.ru  
  10. Сергиенко Е.А. Субъект и личность: поиск единства и специфики/Мир психологии. 2012. Т.371. № 3. С.30-49.
  11. Сергиенко Е.А., Таланова Н.Н. Связь уровня развития модели психического с пониманием телевизионной рекламы детьми 3-6 лет /Психологический журнал, 2012. Т.33. №3. С.76-87.
  12.  Лебедева Е.И., Таланова Н.Н., Сергиенко Е.А. Роль психометрического интеллекта в понимании дошкольниками социального мира / Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 26. С. 3. http://psystudy.ru  Адрес статьи: psystudy.ru/index.php/num/2012v5n26/770-lebedeva26.html (вышла 26 декабря 2012).
  13.  Сергиенко Е.А. , Журавлев А.Л. Когнитивная иллюзия возраста /Психология зрелости и старения. 2012. №4 (60). С.5-32
  14. Сергиенко Е.А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности /Психологич. Журн. Т.34. №2, 2013. С.5-17.
  15.  Сергиенко Е.А. Субъективный и хронологический возраст человека / Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.11.2013).
  16. Сергиенко Е. А. Восприятие младенца/ Мир психологии. 2013, №1 (73) С.86-104.
  17. Чистякова Н.В., Савостьянов К.В., Сергиенко Е.А. Эндогенные механизмы когнитивного контроля в регуляции функциональной системы «Мать-Плод»/ Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 28. С. 7. URL: http://psystudy.ru. (0,83 п.л.).
  18. Чистякова Н.В., Сергиенко Е.А. Генотип-средовое взаимодействие: молекулярно-генетический подход к изучению волевого контроля в период беременности/ Российский Психологический журнал, 2012. Т. 9, № 4. С. 22–33(0,71 п.л.).
  19. Терехина Н.С., Сергиенко Е.А., Лекалов А.А. Особенности контроля поведения
  20. людей разных профессий /Вестник РУДН. Серия  ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
  21. 2014, № 3, с.18-26.
  22. Сергиенко Е.А. Субъектные факторы самоопределения современной молодежи/ Человек. Сообщество. Управление. 2014. № 2.С.87-103
  23. Сергиенко Е.А. Психология развития: идеи Л.И. Анцыферовой и их разработка (к 90-летию со дня рождения Л.И. Анцыферовой)/Психолог. Журнал, 2014. Т.35.С.25-34.
  24. Сергиенко Е.А. Модель психического как парадигма познания социального мира. Психологические исследования, 2014, 7(36), 6. http://psystudy.ru
  25. Сергиенко Е.А. Субъективный возраст человека как предиктор жизнедеятельности /Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2014. № 3 (76). С. 186-196.
  26. Сергиенко Е.А. Субъектные факторы самоопределения современной молодежи/Человек, общество, управление. 2014.№2.С.87-104.
  27. Сергиенко Е.А. Развитие модели психического в дошкольном возрасте /Мир психологии. 2015. №1 (81). С. 53-64.
  28. Киселева Т.С., Сергиенко Е.А., Эмоциональный интеллект как фактор эффективности жизнедеятельности человека/Бизнес – анализ и поведенческая экономика: Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов, М.: ТЕЗАУРУС, 2015. – 216 с. С. 151-161.
  29. Сергиенко Е.А. Киреева Ю.Д. Индивидуальные варианты субъективного возраста и их взаимосвязи с факторами временной перспективы и качеством жизни /Психолог. Журнал.2015. Т.36. №4. С. 39-51.
  30. Сергиенко Е.А. Модель психического и социальное познание. Психологические исследования, 2015, 8(42), 6. http://psystudy.ru
  31. Эйдельман Г.Н., Сергиенко Е.А. Психологическое благополучие у современных молодых людей в период самоопределения /International scientific-practical web-congress of pedagogues and psychologists.  “Science” the European Association of pedagogues and psychologists  the 17-18 of February 2015. Geneva (Switzerland). V.II. P.202-211.
  32. Уланова А.Ю., Сергиенко Е.А. Информационная успешность коммуникации на разных этапах развития модели психического / Экспериментальная психология. 2015. Т.8. №1. С.60–72.
  33. Уланова А.Ю., Сергиенко Е.А. Развитие представлений о ментальном и физическом в пересказах детей дошкольного возраста / Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-17834 (дата обращения: 16.03.2015).
  34. Сергиенко Е.А. Киреева Ю.Д. Индивидуальные варианты субъективного возраста и их взаимосвязи с факторами временной перспективы и качеством жизни /Психолог. Журнал.2015. Т.36. №4. С. 39-51.
  35. Сергиенко Е.А., Эйдельман Г.Н. Возрастная идентификация  современной молодежи как фактор самодетерминации /Образование и саморазвитие. 2015. № 3  (45). С.62-72.
  36. Сергиенко Е.А., Александров Ю.И. Рецензия на книгу Т.В. Черниговской «Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание /Псих.журн. 2015. Т.36. №.2. С.138-141.
  37.  Сергиенко Е.А. Модель психического как новая исследовательская парадигма когнитивной психологии / Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2015. – Т. 157, кн. 4. – С. 265–279.
  38. Вантеева Е.В., Сергиенко Е.А. Динамика контроля поведения в процессе адаптации детей к детскому саду /Психология и психотехника. 2015. № 5. С. 511-522.
  39. Мелехин  А.И., Сергиенко Е.А. Субъективный возраст как предиктор жизнедеятельности в поздних возрастах Электронный журнал «Современная зарубежная психология» 2015. Т.4. №3. С.6-14. http://psyjournals.ru/jmfp/2015/n3/79056.shtml 
  40. /http://dx.doi.org/10.17759/jmfp
  41. Мелехин  А.И., Сергиенко Е.А. Предикторы субъективного возраста в пожилом и старческом возрасте / Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 3. C. 185–201. Мелехин А.И., Сергиенко Е.А. Специфика социального познания в пожилом и старческом возрасте /Социальная психология и общество. 2015. Т.6.№ 4. С.60-77.
  42. Павлова Н.С., Сергиенко Е.А. Субъективная и личностная регуляция поведения как проявление индивидуальности человека / Психологический журнал. 2016. Т.36. №.2. С.43-56.
  43. Сергиенко Е.А. Современная тенденция в психологии развития: переход к общим моделям /Мир психологии. 2016. Т.85. №1. С.40-53.
  44. Сергиенко Е.А., Мелехин А.И. Модель психического: гетерогенность изменений в пожилом и старческом возрасте / Человек. Сообщество. Управление • 2016 • Том 17 • №126. С.26-41.
  45. Sergienko E.A., Ulanova A.Y. The Theory of Mind as a mental mechanism of communication success in preschool children /Procedia- Social and Behavioral Science. 2016.V.233.P. 8-12.
  46. Эйдельман Г.Н., Сергиенко Е.А. Роль субъективных факторов в психологическом благополучии молодежи в ситуации профессионального самоопределения /Психологические исследования. 2016. Т. 9. №.50. С. 4. URL: http://psystudy.ru (дата обращения 28.12.2016).
  47. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Принцип развития в психологии: разработка и перспективы / Психологический журнал, 2017, том 38, № 4, с. 29–40.
  48.   Сергиенко Е.А. Реализация принципа развития в исследованиях психологии субъекта / Психологический журнал, 2017, том 38, № 2, с. 5–18.      

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Программа "Социально-эмоционального развития детей и подростков"

Примите участие в исследовании

Приглашаем принять участие в исследовании жизнеспособности человека

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"