Галкина Татьяна Викторовна

Cтарший научный сотрудник Института психологии РАН, кандидат психологических наук с 1986 года, доцент

 Специализация и научные интересы: общая психология, психология личности, психология творчества и креативности, психология общих и специальных способностей, кросс-культурная психология, психология здоровья, психодиагностика, практическая психология образования.

Деятельность:

С 1976 по 1981 г. обучалась на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (кафедра общей психологии). Научную работу выполняла под руководством Д.Б. Ольшанского, а затем Я.А. Пономарева, который впоследствии стал научным руководителем дипломной работы и кандидатской диссертации. В 1981 г. закончила МГУ и поступила в конкурсную аспирантуру Института психологии АН СССР (ИП АН). В 1986 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологический механизм решения задач на самооценку» и в этом же году директором Института психологии Б.Ф. Ломовым была назначена заведующей аспирантурой Института психологии АН СССР, совмещая административную и научную работу. С 1991 г. по настоящее время занимается научно-исследовательской работой в Институте психологии, являясь сначала младшим, затем научным и старшим научным сотрудником. С 1988 г. научную работу совмещает с педагогической деятельностью: сначала в Педагогическом институте им. В.И. Ленина (теперь – МГПУ), а затем в Институте Молодежи (теперь Московский гуманитарный университет – МосГУ). За это время под ее руководством защищено более 90 курсовых и дипломных работ, а также 7 кандидатских диссертаций (Л.Г. Хуснутдинова (Алексеева), М.В. Хайкина, Н.А. Пастернак, М.А. Кононенко, Е.Н. Васина, О.А. Мацкевич, Н.А. Маркина).

Т.В. Галкина большое внимание уделяет практической психологической работе: более десяти лет возглавляла психологическую службу в школе-лаборатории «Творческого развития личности» (теперь школа № 1591). В 2004 г. при ее активном и непосредственном участии создан психолого-педагогический центр «Летиция» при Гимназии № 45. Ежегодно принимает участие в организации и проведении всех видов практики для студентов-психологов факультета психологии и социальной работы МосГУ на базе школ г. Москвы и психолого-педагогического центра «Летиция», в котором является одним из руководителей.

На протяжении более чем 30 лет принимает активное участие в работе и организации научных конференций и симпозиумов, в том числе и международных, а также в организации международного научного сотрудничества. В период с 1987 по 1993 г. организовала научное сотрудничество с польскими психологами из Университета им. А. Мицкевича (г. Познань). Начиная с 1992 года, осуществляла научное сотрудничество с французскими психологами и педагогами. В 1994-95 гг. проходила стажировку во Франции (Париж, INETOP), получив стипендию имени Дидро от Французского научного фонда «Maison des Sciences de L'Homme» (FMSH - «Дом Наук о Человеке»), продолжая затем научное и научно-организационное сотрудничество с французскими коллегами. Активно участвовала в организации сотрудничества между издательством ИП РАН и французскими издательствами, результатом которого стало издание нескольких книг французских психологов на русском языке в России, а также подготовка и издание сборника научных трудов (отв. ред., 1997) российских и французских ученых по когнитивному обучению, научное редактирование и рецензирование изданных на русском языке книг известных французских психологов Ж.Ф. Ришара (1998) и Ж. Вернье (1998). В 1996 – 2003 гг. являлась научным со-руководителем исследовательского проекта "Усвоение математических знаний в разных культурных и исторических контекстах" ("Les processus d’acquisition des connaissances mathématiques dans des contextes culturels et historiques différents"), реализованного при поддержке Университета Париж-8 (Université de Paris-8), научного фонда «Дом Наук о Человеке» (FMSH) и Министерства образования Франции (Ministère de l’EducationNationale). Результатом этого сотрудничества явилось написание на русском и французском языках нескольких совместных с французскими коллегами научных статей, а также организация визитов французских ученых в Россию с целью обмена опытом в практике обучения детей усвоению математических знаний в начальной школе в России и Франции.

В настоящее время продолжает вести большой объем научной, научно-исследовательской, педагогической и научно-практической психологической работы. Основные темы научно-исследовательской работы: проблема психологического здоровья и особенности личностных представлений о его компонентах у наших современников; изучение возможности экстраполяции в современной психологии основных положений философско-психологической теории Я.А. Пономарева. 

Т.В. Галкина - член Российского и Московского психологического общества с 1981 г. (ранее Общество психологов СССР при Президиуме АН СССР, Московское отделение) и действительный член Европейской Ассоциации психологии личности (EAPP); неоднократно получала гранты Российского Гуманитарного Научного Фонда по различным конкурсам; награждена двумя почетными грамотами Российской Академии Наук за многолетний добросовестный труд на благо отечественной науки, подписанными Президентом РАН; постоянно участвует в работе диссертационных советов Института психологии РАН, Московского гуманитарного университета, Современной гуманитарной академии в качестве научного руководителя диссертантов, официального оппонента и рецензента кандидатских диссертаций по психологическим наукам; часто выступает экспертом и научным рецензентом статей в различных психологических и педагогических журналах.

Разработанные авторские курсы и спецкурсы Т.В. Галкиной (в МГПИ, МосГУ): «Методология и методы психологического исследования», «Общий психологический практикум», «Психологический практикум», «Когнитивная психология», «Психология мышления и речи», «Креативность в возрастном аспекте», «Развитие креативного потенциала педагога», «Диагностика и развитие креативности (или креативных способностей)», «Методы развития творческого потенциала личности», «Методы диагностики и развития творческого мышления», «Творческие способности: их диагностика и развитие», «Креативность в структуре жизненного самоопределения личности», «Диагностика и коррекция самосознания и самооценки личности» и др.

Свободно владеет английским и французским языками.

Т.В. Галкина - автор более 100 научных, научно-методических и учебно-методических трудов.

Наиболее значимые публикации Т.В. Галкиной:

Книги:

Галкина Т.В., Солнцева Л.С. Метод исследования личности учащегося (Использование метода «незаконченных предложений» в практической психологии). Изд.2-е, дополненное и переработанное. Учебно-методическое издание. М.: Институт психологии РАН, 1997.

Галкина Т.В., Галкина И.А. Психологическая служба в школе. Учебное пособие в 3-х т. М.: СГУ, 2003.

Галкина Т.В. Самосознание и самооценка человека: теория, диагностика, коррекция. Часть I: Самосознание и самооценка детей и подростков: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2011.

Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.

Некоторые статьи:

Галкина Т.В. Особенности оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигаемых результатов // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 131-136.

Галкина Т.В. Взгляните на лицо… // Семья и школа. 1985. № 9. С. 30-32.

Галкина Т.В. Методика изучения особенностей оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигаемых результатов // Психологический журнал. 1986. № 2. С. 161-165.

Галкина Т.В. Исследование особенностей решения задач на самооценку // Методы психологического исследования: проблемы и поиски путей реализации / Под ред. Барабанщикова В.А., Носуленко В.Н., Васильевой А.Г., Галкиной Т.В., Дружинина В.Н., Ребеко Т.А. М.: Институт психологии АН СССР. 1986. С. 221-233.

Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука.1990. С. 149-159.

Галкина Т.В. Алексеева Л.Г. Тест Медника как метод диагностики креативности и его русско-язычный вариант // Психологический анализ учебной деятельности / Под ред. В.Д. Щадрикова, В.Н. Дружинина, О.Ф. Потемкиной. М.: Институт психологии АН СССР. 1991. С. 187-193.

Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука. 1991. С. 170-178.

Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Методика диагностики речемыслительной креативности // Методы психологической диагностики. Вып.1. / Под ред. В.Н. Дружинина, Т.В. Галкиной. М.: Институт психологии РАН. 1993. С. 52-61.

Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности // Методы психологической диагностики. Вып.2. / Под ред. А.Н. Воронина. М.: Институт психологии РАН. 1994. С. 82-109.

Галкина Т.В., Воронин А.Н. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста Медника) // Методы психологической диагностики. Вып.2. М.: Институт психологии РАН. 1994. С. 40-82.

Галкина Т.В., Хайкина М.В. Взаимосвязь между способностью действовать «в уме» и особенностями развития речи // Интеллект и творчество / Под ред. А.Н. Воронина. М.: Институт психологии РАН. 1996. С. 148-167.

Брушлинский А.В. Галкина Т.В., Лоарер Э. Введение // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. Галкиной, Э. Лоарера. М.: «Институт психологии РАН». 1997. С. 7-14.

Пономарев Я.А., Галкина Т.В., Кононенко М.А. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: «Институт психологии РАН». 1997. С. 95-114.

Галкина Т.В., Доснон О. Проблемы построения и адаптации к различным культурологическим условиям тестовой методики, направленной на изучение креативности // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: «Институт психологии РАН». 1997. С. 83-94.

Vergnaud G., Galkina Т., Samoylenko E. L'enseignement et l'apprentissage des mathematiques dans des contextes culturels et historiques differents. MSH Informations. 1997. N 74. P. 5-7.

Галкина Т.В., Хайкина М.В. Взаимосвязь между способностью действовать «в уме» и особенностями развития речи и двигательных навыков // Психологическое обозрение. 1998. №1. С. 26-41.

Галкина Т., Самойленко Е., Болон Ж., Вернье Ж. Преподавание математики во Франции и России // Народное образование. 1998. № 7. С. 179-188.

Galkina Т., Bolon J., Samoylenko E., Vergnaud G. Representations des mathematiques et de leur enseignement chez les enseignants francais et russes // International Journal of Psychology: Abstracts oft he 27th International Congress of Psychology. Stockholm. 2000. Vol. 35, N 3/4.

Галкина Т.В. Психологическое обеспечение работы школы-лаборатории // Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие / Под ред. В.А. Гольдберга. М.: Новая школа. 2001. С. 159-172.

Samoylenko E., Galkina Т., Bolon J., Vergnaud G. L'enseignement des mathematique en Russie et en France: quelques aspects historiques et epistemologiques // Social Science Information. 2001. Vol. 40, N 2. P. 291-337.

Галкина Т., Самойленко Е., Болон Ж., Вернье Ж. Преподаватель математики в России и Франции: мотивация выбора // Народное образование. 2002. № 8. С. 193-198.

Галкина Т.В. Исследование внутреннего плана действий, или способности действовать «в уме», в работах Я.А. Пономарева // Московская психологическая школа. История и современность / Под ред. Рубцова В.В. М.: Психологический институт РАО, Московский городской психолого-педагогический университет. 2004. Том 1, книга 1. С. 274-279.

Галкина Т.В. Исследование центрального звена психологического механизма поведения // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологи РАН». 2006. С. 531-548.

Галкина Т.В. Воспоминания о Я.А. Пономареве // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологи РАН». 2006. С. 577-582.

Галкина Т.В., Васина Е.Н. Самосознание как когнитивно - коммуникативный процесс: проблема способов и средств развития // Общение и познание. М.: Изд-во «Институт психологи РАН». 2007. С. 116-149.

Галкина Т.В., Кононенко М.А. Музыкально-исполнительская одаренность: соотношение общих и специальных компонентов // Музыкальная психология и психотерапия. 2007. № 2. С. 70-90.

Галкина Т., Самойленко Е., Болон Ж., Вернье Ж. Субъективные представления о математике как сфере знания у французских и русских преподавателей // сборник статей «Психология, практика, образование: формы и способы интеграции». М.: Изд-во «Институт психологии РАН» и «Высшая Школа Психологии». 2007. С. 159-172.

Галкина Т.В., Савченко Т.Н., Мацкевич О.А. Синтез восточных и западных подходов в психологической диагностике // сборник статей «Психология, практика, образование: формы и способы интеграции». М.: Изд-во «Институт психологии РАН» и «Высшая Школа Психологии». 2007. С. 223-242.

Галкина Т.В. Самосознание и самооценка в структуре общения // Познание в структуре общения. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2008. С. 134-142.

Галкина Т.В. Адекватная самооценка как регулятор социального взаимодействия подростков: миф или реальность? // Познание и общение: теория, эксперимент и практика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2009. С. 170-181.

Галкина Т.В. Системный подход к исследованию самооценки как процесса решения особых задач // Системная организация и детерминация психики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2009. С. 322-337.

Галкина Т.В., Симонова М.С. Возможности применения методов и техник саморегуляции для развития творческого потенциала // Экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 1. С. 131-148.

Галкина Т.В. Развитие концепции Я.А. Пономарева о центральном звене психологического механизма поведения // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы научной конференции памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, ИП РАН, 7-8.10.2010 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Галкина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.

Журавлев А.Л., Галкина Т.В. Основные вехи жизненного пути и научного творчества Я.А. Пономарева // Я.А. Пономарев «Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии / Редакторы-составители А.Л. Журавлев, Т.В. Галкина. М.: ООО «ТИД «Арис». 2010.

Галкина Т.В., Кононенко М.А. Диагностика креативности у начинающих музыкантов-исполнителей // Как учить музыке одаренных детей. М.: Издательский дом "Классика XXI". 2010. С. 97-108.

Галкина Т.В., Мацкевич О.А. Проявление закона ЭУС Я.А. Пономарева в творческом процессе создания рекламы // Психологические исследования интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, ИП РАН, 7-8.10. 2010 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Галкина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2010. С. 67-69.

Галкина Т.В., Маркина Н.А. Взаимосвязь рефлексии и креативности в образах «реального» и «идеального» Я // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 3. С. 74-85.

Галкина Т.В. Особенности самооценки личности в зависимости от типа привязанности к матери // Современная личность: Психологические исследования. М.: Изд-во: «Институт психологии РАН». 2012. С. 325-352.

Галкина Т.В. Системная организация и детерминация самосознания и самооценки как процесса решения особых задач // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2012. C. 280-298.

Галкина Т.В., Мацкевич О.А. Психологический анализ теории темпераментов с точки зрения принципов современной восточной философии // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 1. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 153-163.

Маркина Н.А., Галкина Т.В. Рефлексивные механизмы вербальной и невербальной креативности личности // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2. М.: Изд-во: «Институт психологии РАН». 2012. С. 226-228.

Маркина Н.А., Галкина Т.В. Анализ различий в проявлении индивидуально-личностных качеств при разной степени выраженности рефлексивности // Экспериментальный метод в структуре психологического знания. М.: Изд-во: «Институт психологии РАН». 2012. С. 591-595.

Галкина Т.В. Психологическое здоровье личности: духовно-нравственный аспект // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского Том 2. М.: Изд-во: «Институт психологии РАН». 2013. С. 398-402.

Галкина Т.В. Осознание как путь к психологическому и физическому здоровью субъекта // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2014. С. 35-61.

Воловикова М.И., Галкина Т.В. Психологическое здоровье личности и нравственные проблемы общества (вместо предисловия) // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2014. С. 5-15.

Галкина Т.В., Артемцева Н.Г. Общее и особенное в представлении о психологическом здоровье личности // Естественно-научный подход в современной психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2014. С. 805-811.

Артемцева Н.Г., Галкина Т.В. Созависимость как возможная угроза психологическому здоровью субъекта // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 213–220.

Артемцева Н.Г., Галкина Т.В. Особенности представления о психологическом здоровье у созависимых субъектов // Знание. Понимание. Умение. Научный журнал МосГУ. 2015, № 2. С. 291-301.

Артемцева Н.Г., Галкина Т.В. Представление о психологическом здоровье семьи: общее и особенное // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В.Н. Дружинина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2015. С. 19-21.

Галкина Т.В., Журавлев А.Л. Роль теории Я.А. Пономарева в развитии гуманитарных наук (к 95-летию со дня рождения ученого) / Наука. Культура. Общество. 2015, № 3. С. 5-19.

Галкина Т.В. О некоторых возможностях экстраполяции научных взглядов Я.А. Пономарева // Современные исследования интеллекта и творчества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2015. С. 410-427.

Галкина Т.В., Артемцева Н.Г. Личностные представления о психологическом здоровье у созависимых и несозависимых субъектов // Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2016. С. 352 – 381.

Артемцева Н.Г., Галкина Т.В. Представления о компонентах психологического здоровья в ментальности россиян // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования: Материалы третьего международного симпозиума (Москва, 20-21 октября 2016 г.). М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2016. С. 346 - 351.

Галкина Т.В., Журавлев А.Л. Развитие научного творчества Я.А. Пономарева / Психологический журнал. 2016. № 1. С. 16 – 25.

Галкина Т.В., Журавлев А.Л. К вопросу о психологическом механизме творчества и поведения: анализ и развитие концепции Я.А. Пономарева // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2016. № 1. С. 21 - 27.

Галкина Т.В., Журавлев А.Л. Развитие концепции Я.А. Пономарева: от эксперимента к теории, методологии и практике // Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1. № 2. С. 3 - 28.

Артемцева Н.Г., Галкина Т.В. Личностные представления о компонентах психологического здоровья у наших современников // Историогенез и современное состояние российского менталитета. Выпуск 2 / М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2016. С. 182 – 184.

Артемцева Н.Г., Галкина Т.В. Отношение к психологическому здоровью личности: проблема измерения // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований: Материалы Всероссийской научной конференции 23 - 25 ноября 2016 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2016. С. 121 – 126.

Журавлев А.Л., Галкина Т.В. Философско-психологическая система представлений Я.А. Пономарева: истоки, основные положения, перспективы // История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, содержание концепции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2016. С. 264 - 279.

Артемцева Н.Г. Галкина Т.В. Представления о психологическом здоровье у людей с официальным и неофициальным брачным статусом // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 638 – 645.

Воловикова, М.И., Галкина Т.В. Проблема психологического здоровья: современное состояние и перспективы исследования // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 682 – 690.

Галкина Т.В., Журавлев А.Л. Научные взгляды Я.А. Пономарева в области методологии психологии // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 183 – 193.

Галкина Т.В. ,  Журавлев А.Л.  Проблема типов психологического знания в трудах Я.А. Пономарева // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 246-274.

Галкина Т.В. ,  Журавлев А.Л., Маховская О.И., Ушаков Д.В. Я.А. Пономарев: основные этапы жизненного пути и результаты научного творчества // Выдающиеся ученые Института психологии РАН / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 191-217.

Примите участие в исследованиях:

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"