Колбенева М.Г. Системно-эволюционный подход к анализу языка на примере исследования прилагательных, имеющих разную модальную отнесённость

Одной из составляющих образа Российской психологии является естественнонаучное направление психологии, берущее своё начало в теории функциональных систем П.К. Анохина (см. в Psychology Today, 1971). Дальнейшее развитие этого направления в работах В.Б. Швыркова позволило сформулировать системно-эволюционный подход к изучению психики. Принципиальной чертой системно-эволюционного подхода, как и теории деятельности и физиологии активности Н.А. Бернштейна, является выдвижение принципа активности в качестве базового методологического принципа и учёт истории формирования поведения при исследовании психики.

В рамках системно-эволюционного подхода была сформулирована единая концепция сознания и эмоций (Александров Ю.И., 1995, 1999, 2005). Данная концепция предполагает, что сознание и эмоции являются характеристиками разных одновременно актуализируемых уровней системной организации поведения, представляющих собой трансформированные этапы развития и соответствующих различным уровням системной дифференциации. При этом эмоции характеризуют реализацию систем, формирующихся на самых ранних этапах онтогенеза и обеспечивающих минимальный уровень дифференциации.

Описываемое ниже исследование является эмпирической проверкой сформулированного в рамках единой концепции сознания и эмоций предположения о том, что менее дифференцированное поведение характеризуется более интенсивными эмоциями, по сравнению с более дифференцированным поведением.

Работы, проведённые в лаборатории НОП им. В.Б. Швыркова, а также исследования других авторов дают основание полагать, что более поздно сформированные в онтогенезе системы позволяют индивиду более дифференцированно взаимодействовать со средой (Богданов А.А., 1913-1917; Александров Ю.И., 1989; Чуприкова Н.И., 1997; Сергиенко Е.А., 2004; Tononi G. & Edelman G.M., 1998; Werner H., 1962; и др.). Это представление о последовательном формировании в онтогенезе поведения, основанного на обонятельном, тактильном, слуховом и зрительном контакте со средой (Gottlieb G., 1971; Lickliter R. & Bahrick L.E., 2000.), а также другие соображения (подробнее см. в Колбенева М.Г. и др., 2005; Barsalou L.W. et al, 2003) позволяют выдвинуть следующие предположения. Появление новой модальности - это появление возможности реализовывать новое более дифференцированное поведение. Модальная отнесённость поведения, таким образом, может служить маркером возраста, а значит, и уровня дифференцированности актуализируемого опыта. Под модальной отнесённостью поведения понимается связь способа достижения результата данного поведенческого акта с преимущественным использованием определённого органа чувств. Эта связь в наших условиях указывалась субъектами в отчётах.

Основываясь на сформулированном в рамках единой концепции сознания и эмоций положении о связи между степенью дифференцированности поведения и интенсивностью эмоций, можно предположить, что поведение, реализуемое с преимущественным участием рано формирующихся модальностей (обоняния, вкуса и тактильных ощущений), будет связано с более интенсивными эмоциями, по сравнению с поведением, реализуемым с преимущественным участием поздно формирующихся модальностей (слуха и зрения).

Предсказанная закономерность может быть обнаружена и в языке, использование слов которого тесно и специфически связано с реализацией поведения (Pulvermüller F., 2005; Bamberg M., 1997). Слова, используемые для описания более дифференцированного поведения (основанного на поздно формирующихся в онтогенезе модальностях), будут оцениваться как менее эмоциональные, по сравнению со словами, используемыми для описания менее дифференцированного поведения (основанного на рано формируемых модальностях). В исследовании использовались прилагательные, имеющие разную модальную отнесённость. Модальная отнесённость прилагательного служила маркером уровня дифференцированности поведения, связанного с этим прилагательным.

Поскольку актуализация более дифференцированного поведения означает актуализацию большего количества элементов индивидуального опыта, чем актуализация менее дифференцированного поведения, предполагалось, что принятие решения при оценке прилагательных, связанных с поздно формирующимися модальностями, будет требовать больше времени, чем при оценке прилагательных, связанных с рано формирующимися модальностями.

Методика.

В процедуре оценки прилагательных принимало участие 98 студентов (71 ж и 27 м в возрасте от 15 до 26 лет, медиана = 18), которые оценивали 600 прилагательных (по 120 прилагательных для каждой модальности), отнесённых к пяти модальностям на предыдущем этапе исследования (Колбенева М.Г. и др., 2006). Среди отобранных прилагательных были унимодальные (относящиеся только к одной модальности) и полимодальные прилагательные (относящиеся одновременно к двум или трём модальностям).

В начале исследования каждый участник проходил тренировочную серию и получал устную инструкцию о том, что будет происходить в исследовании. Исследование состояло из 5 блоков по 5 серий. В каждой серии на экране была написана одна из следующих фраз:

«ЧТО ВЫ ПЕРЕЖИВАЕТЕ, КОГДА ВИДИТЕ ОБЪЕКТ»;

«ЧТО ВЫ ПЕРЕЖИВАЕТЕ, КОГДА СЛЫШИТЕ ЗВУК»;

«ЧТО ВЫ ПЕРЕЖИВАЕТЕ, КОГДА ЧУВСТВУЕТЕ ЗАПАХ»;

«ЧТО ВЫ ПЕРЕЖИВАЕТЕ, КОГДА ОЩУЩАЕТЕ ВКУС»;

«ЧТО ВЫ ПЕРЕЖИВАЕТЕ, КОГДА ТРОГАЕТЕ ОБЪЕКТ».

В каждом блоке давались все пять фраз. Под фразой последовательно предъявлялись соответствующие ей прилагательные (по 25 прилагательных на каждую фразу: первое - тренировочное и 24 основных). Участнику письменно давалась следующая инструкция: «Вам предлагается оценить, насколько приятны или неприятны ощущения, возникающие у Вас в различных ситуациях. Для этого используйте 7-балльную шкалу от +3 до −3, где +3 ─ очень приятные, −3 ─ очень неприятные, 0 ─ нейтральные. При оценке старайтесь сосредоточиться именно на возникающих у Вас ощущениях. Нажмите и удерживайте клавишу Пробел». Таким образом, перед участником ставилась задача после предъявления каждого прилагательного нажать одну из  семи клавиш, обозначенных цифрами от −3 до +3. При этом использовалась специальная методика, позволяющая регистрировалось время принятия решения (ВПР) при оценке каждого прилагательного. На протяжении серии участнику необходимо было указательным пальцем ведущей руки удерживать нажатой клавишу «Пробел». После исчезновения прилагательного с экрана участнику, определившемуся с ответом, необходимо было отпустить клавишу «Пробел» и как можно быстрее нажать одну из клавиш ответа (от +3 до −3), а потом как можно быстрее вернуть указательный палец на клавишу «Пробел» и снова удерживать её нажатой.

Эта процедура повторялась для следующего прилагательного, и так далее до конца серии. Каждое прилагательное предъявлялось в течение 1500 мс. Следующее прилагательное предъявлялось через 5 с после ответа участника на предыдущее прилагательное (то есть, после возвращения указательного пальца участника на клавишу «Пробел»). Участника предупреждали, что давать свой ответ можно только после исчезновения прилагательного с экрана.

В исследовании анализировались: 1) интенсивность эмоциональной оценки прилагательных, изменяющаяся в пределах от 0 до 3; 2) ВПР при оценивании прилагательных по шкале эмоциональности – время от момента исчезновения прилагательного с экрана до момента отпускания участником клавиши «Пробел».

Результаты.

1) Проводилось сравнение средних оценок по шкале эмоциональной интенсивности, вычисленных отдельно для каждого участника, для прилагательных, связанных с разными модальностями. Обнаружено, что прилагательные, отнесённые к обонянию, получили наиболее высокие оценки по шкале эмоциональной интенсивности, по сравнению с другими прилагательными. Прилагательные, связанные со вкусом, получили более высокие оценки по шкале эмоциональной интенсивности, чем прилагательные, связанные со зрением, слухом и с тактильными ощущениями. Наименьшие оценки по шкале эмоциональной интенсивности получили прилагательные, связанные с тактильными ощущениями. Различия в интенсивности эмоциональной оценки значимы для всех пар прилагательных (Wilcoxon signed ranks test, n = 98; ρ < 0.000), кроме прилагательных, отнесённых к слуху, и прилагательных, отнесённых к зрению (Z=-0,862; ρ = 0,388).

2) Проводилось сравнение медианных значений ВПР, вычисленных отдельно для каждого участника, при оценке прилагательных, связанных с разными модальностями. Обнаружено, что при оценке прилагательных, связанных с тактильными ощущениями, ВПР является наибольшим, по сравнению с ВПР при оценке других прилагательных. ВПР при оценке прилагательных, связанных со зрением и со слухом, превышает ВПР при оценке прилагательных, связанных с обонянием и вкусом. Различия в медианных значениях ВПР значимы для всех прилагательных (Wilcoxon signed ranks test, n = 98; p < 0.000), кроме прилагательных, связанных со слухом и зрением (Wilcoxon signed ranks test, Z= -1,091, p= 0,275), и прилагательных, связанных с обонянием и вкусовой чувствительностью (Wilcoxon signed ranks test, Z= -0,113, p= 0,909).

Выводы.

1. Прилагательные, связанные с менее дифференцированным поведением (основанным на преимущественном использовании рано формирующихся модальностей), оцениваются более эмоционально,

по сравнению с прилагательными, связанными с более дифференцированным поведением (основанным на преимущественном использовании поздно формирующихся модальностей).

2. Актуализация более дифференцированного поведения (основанного на преимущественном использовании поздно формирующихся модальностей) требует больше времени, чем актуализация менее дифференцированного поведения (основанного на преимущественном использовании рано формирующихся модальностей).

3. В данном исследовании прилагательные, связанные с тактильной модальностью, получили наименьшие оценки по шкале эмоциональной интенсивности. Этот факт является отклонением от предсказанной нами закономерности. Можно предположить, что тактильная модальность связана с актуализацией высоко дифференцированного манипулятивного поведения человека, формируемого на всем протяжении индивидуального развития. С этим предположением согласуются данные о том, что при оценке прилагательных, связанных с тактильными ощущениями, ВПР было наибольшим, по сравнению с другими прилагательными.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН