Фахрутдинова Л.Р. Психология переживания: современное состояние, актуальные исследования, перспективы развития

Л.Р. Фахрутдинова

Психология переживания: современное состояние, актуальные исследования, перспективы развития

Переживание человека является проявлением, формой, плотью, неотъемлемой частью его внутренней жизни, работы его сознания. С.Л. Рубинштейн писал, что «сознание человека включает… не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека…». Л.С. Выготский считал, что «действительной динамической единицей сознания, т.е. полной единицей, из которой складывается сознание, будет переживание». А.Н. Леонтьев (1972) полагал, что реальная функция переживаний состоит в том, что они сигнализируют о личностном смысле бытия. Основная тенденция в определении места, роли, функций, положения переживания в психике человека в традициях отечественной психологии связана с сознанием. Так, Е.П. Ильин пишет: «Ясно, что переживание связано с сознанием и является отражением в сознании ощущений и впечатлений». К.К. Платонов (1972) определяет переживание как «атрибут акта сознания, не содержащий образ отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения». Уже определение К.К. Платонова содержит вторую сторону понимания категории переживания, а именно как явления, относящегося к категории эмоциональных явлений.

На данный момент в отечественной психологии существует некоторая недифференцированность понятий «эмоция», «переживание» и «психическое состояние». Так Е.П. Ильин (2002) фактически отождествляет понятия «эмоция» и «переживание»: «любое переживание – это волнение. Оно близко по смыслу латинскому слову emoveo (потрясаю волную), от которого и произошло само слово «эмоция» [с.18]. Ф.Е. Василюк (1990) переживание определяет как любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. Для многих авторов (например, В.П.Симонова, Б.И. Додонова, Е.П. Ильина, А.Ф. Корниенко и др.) категории «переживание» и «эмоция» фактически отражают одно и тоже поле психических явлений, и являются, по сути, синонимами, или, по крайней мере, входят в один и тот же класс психических явлений.

А.С. Шаров (2004), исследуя природу эмоций и переживаний, и их соотнесение приходит к выводу, что переживание является формой эмоций, достигших высокой степени рефлексивности. Рефлексивность природы переживания отмечается многими авторами: Г. Гегелем, В. Дильтеем, Х.-Г. Гадамером, Ф.Е. Василюком и др. По В.К. Вилюнасу переживание есть осознание отношения человека к окружающему миру, которое он выражает через свои эмоции. Ф.Е. Корниенко (2005) представляет переживание «как отражение значимости осознаваемого», по его мнению, результатом эмоционального процесса является возникновение в психике образа, но в отличие от когнитивных процессов, содержанием этого образа будет не объективное свойство объекта или явления действительности, а его субъективная значимость.

Анализируя такие представления о природе переживания, мы видим противоречие: переживание одновременно и акт сознания, и эмоциональный процесс. Но нам известно, что эмоции и сознание разнопорядковые явления, относящиеся к различным уровням психической иерархии. И те авторы, которые в своем определении смешивают эти понятия, проявляют явную противоречивость своей позиции. Если обратится к определению В.К. Вилюнаса (см. выше), то непонятно где именно само явление переживания: в той части, где идет осознание, или в той части, где субъект выражает осознанное через свои эмоции? Если проанализировать определение Ф.Е. Корниенко, то переживание является результатом эмоционального процесса в виде образа значимого в сознании человека. Но образ значимого не может относиться к категории эмоциональных явлений, тем не менее, он ввел переживание в свою классификацию «видов эмоциональных процессов».

Согласно нашим исследованиям, переживание и эмоциональные явления относятся к разным классам психических явлений. Переживание является атрибутом, режимом, аспектом, частью, единицей, функцией сознания, сознательных явлений, и как справедливо отмечают многие авторы (Г. Гегель, В. Дильтей, Ф.Е. Василюка и др.) изучаемая нами категория связана именно с его рефлексивной частью.

Данное утверждение часто порождает вопрос: как можно представить переживание вне эмоциональных процессов? Конечно, часто переживания сопровождаются эмоциональными процессами как положительного, так и отрицательного знаков. Но наши экспериментальные и теоретические исследования показывают, что зачастую переживания протекают фактически независимо от функционирования эмоциональной сферы, и это связано, в основном с действием психологической защиты, блокирующей, снижающей, корректирующей контакт сферы переживания с эмоциональной сферой. Так, на практике можно встретить случаи, когда человек на праздничном вечере проявляет бурное веселье и жизнерадостность, в то время как в глубине его души могут протекать очень сильные, мучительные переживания, о которых он может даже сам себе не отдавать отчет. И как неожиданно бывает для окружающих узнать на следующий день о суицидальной попытке этого человека. Уход от мучительных переживаний через компенсацию, замещение, рационализацию или другие эго-защитные механизмы приводят к уходу от контакта с Реальностью, от ее адекватной оценке и осознания, то есть от той же рефлексии. И наши исследования обнаружили, что показатели переживания проявили достоверную связь со структурными единицами рефлексивного слоя сознания, бытийные слои такой связи не показали.

Наш эксперимент выявил, что защитные механизмы влияют на энергетические и пространственно-временные характеристики переживания субъекта, в основном путем их снижения. Для людей с незрелой, ригидной защитной системой, которая фактически фильтрует и искажает практически всю информацию о мире и о внутренних процессах характерны тусклые, вялые переживания низкой интенсивности, а также сниженные показатели пространственно-временных составляющий, которые согласно тем же исследованиям сопровождают нарушение границ Я.

На практике снятие психологической защиты, пусть даже частичное приводит к изменениям в состоянии сознания, и проявлению переживания субъекта, которое сопровождается различными эмоциональными, когнитивными и телесно-физиологическими процессами. На этом основана фактически вся практика психотерапии и психологического консультирования. Именно в момент освобождения переживания от гнета защитных механизмов и происходит исцеление клиента, его личностный рост.

Наверное, поэтому работа с переживаниями человека больше прижилась в психотерапии, прикладной психологии: гештальтпсихотерапии (проживание ситуации «здесь-и-теперь»), экзистенциальной психотерапии (переживание человека в период кризиса, поиска предельных смыслов) и др. В академической психологии категория переживания, может быть, и рассматривалась, в основном в контексте сознания, но серьезному научному исследованию не подвергалась. Зарубежная психология также не представляет достаточного суждения о природе, структуре, составу, функциям переживания. Можно отметить, например, Ф. Крюгера (1930), который определяет эмоциональные переживания как целостность, за которой лежат ценностные длительно существующие «структуры», У. Джемса (1884), который связывает эмоции с переживаниями через телесные процессы.

Психология переживания требует своей дальнейшей категориальной разработки с определением природы, феноменологии, состава, структуры, функций, динамики и культурно-социальных, исторических, гендерных и других особенностей переживаний субъекта.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН